Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста…………………………4

Театрализованная  деятельность в процессе музыкального развития детей……………………………………………………………………………....10

Заключение………………………………………………………………………17

Список информационных источников……………………………………...…18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Музыке  отводится особая роль в воспитании ребенка. Дошкольный возраст – период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности, в том числе и музыке.

В музыкальном  воспитании детей выделяются следующие  виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная  деятельность.

Музыкальный компонент театральных занятий  расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как  на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется  закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

Театрализованная  деятельность оставляет большой  простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать  то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты  для исполнения, образ своего героя.

Театрализованная  деятельность включает в себя следующие  моменты музыкального развития: инсценировка песен; театральные этюды; фольклорные  праздники; сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного  отражения действительности. Глубоко  и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно  сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Эффект  воспитательной роли музыки, а также  направленность и характер ее социального  воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе  духовно-культурных ценностей.

Музыке  отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек  соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду – а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким  станет в дальнейшем ребенок, как  он сможет распорядиться своим природным даром. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо. Поэтому область исследования – методика музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный  возраст – период, когда закладывается первоначальные

способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам  деятельности. Что касается области  музыкального развития, то именно здесь  встречаются примеры раннего  проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности  ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает  на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное  влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического  воздействия. К тому же музыка предоставляет  богатые возможности общения  взрослого и ребенка, создает  основу для эмоционального контакта между ними.

Содержание  музыкального воспитания дошкольника  является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к  музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно  занимает ведущее место в музыкальном  воспитании детей в целом.

Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные  звуки, концы фраз, а затем и  несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие – нежно и ласково.

Чтобы запомнись  что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные  пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для  более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально-сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог  на протяжении всего занятия побуждает  детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в  ней, дети будут чувствовать и  осознавать, выражать в своей исполнительской  и творческой деятельности, приобретенные  навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания – развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

В музыкальном  воспитании детей выделяются следующие  виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная  деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный  вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Восприятие  у ребенка и у взрослого  в силу различного музыкального и  жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок  может воспринимать музыку более  осмысленно, соотносить музыкальные  звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением  их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более  разнообразные впечатления.

Восприятие  музыки осуществляется не только через  слушание, но и через музыкальное  исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Для формирования музыкально-слуховых представлений  важны знания о том, что музыкальные  звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или  повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в  знании того, что музыкальные звуки  имеют различную протяженность  – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)

Музыкально  образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной  деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности, дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Дети  проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у  каждого ребенка стремление к  общению с музыкой, в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в  котором его способности реализуются  наиболее полно. Это не означает, что  остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка  и соответственно им ориентировать  процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном  случае, как мы уже отмечали, процесс  обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально  – дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.

В связи  с происходящими изменениями  в культурной и нравственной сфере  жизни российского общества возрастает роль воспитания детей с самого раннего возраста. По мнению многих авторов, одним из путей преодоления негативных явлений в духовной сфере может стать музыкальное воспитание детей на самых ранних стадиях.

«Уроки» музыки не только знакомят детей с  музыкальными инструментами, но и позволяют  освоить основы вокального дыхания, развить голос и слух, расширить  кругозор.

Ребята  слушают классическую музыку, ставят театрализованные этюды, направленные на развитие эмоционально-образной сферы. Музыкальное развитие детей раннего  возраста побуждает малышей проявлять творческую активность, а родителям и педагогам помогает быстрее раскрыть таланты и стремления ребенка.

Нравственное  и эстетическое содержание народного  музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора  в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву  для формирования и развития у  детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.

Использование фольклорного материала в музыкальном  воспитании неизбежно приводит к  поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, что  в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 

Современная психолого-педагогическая наука располагает  данными о том, что все виды искусства развивают у детей  не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную  человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой  сфере человеческой деятельности” (Э.И. Ильенков) – способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным. [3;17]

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного  отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим  средством выражения смысла и  содержания в театре выступает сценическое  представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная  деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда  как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

Музыкальное воспитание является синтезом различных  видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в  том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими  видами деятельности театрализация  оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное  воспитание детей, они обучаются  выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая  помогает раскрыться каждому ребенку  как личности, применять собственные  возможности и способности. В  процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

В зависимости  от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и  праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В  процессе музыкального воспитания детей  постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с  тем возрастает и его самореализация в творческой сфере. [7;40]

Театрализованные  представления, обыгрывание музыкальных  произведений занимают немаловажное место  в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет  ребенку любого возраста и пола открыть  для себя возможность «играть» и  обучаться одновременно. Подобный вид  деятельности доступен всем и оказывает  благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

По своей  природе театральное искусство  наиболее близко детской ролевой  игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской  игры и театра выступает роль как  освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В  игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т.к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.

Приобщение  детей 5-8 лет к музыкально-театральному творчеству в условиях групп музыкально-эстетического  развития. [8;36]

Театрализацию в работе с детьми необходимо применять  с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших  сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом  задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие  сказки, поэтические произведения. К театрализации нужно привлекать и педагогов, которые будут, как  и дети, брать на себя роли героев сказок. Важно также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение  семьи с жизнью детей в детском  саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших  воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Восприятие  музыкального искусства невозможно без субъективного и творческого  принятия музыкального образа, то возникает  необходимость расширения содержания ознакомления дошкольников с музыкальным  искусством и, прежде всего, пересмотра отношения к сенсорным эталонам, связанным с миром звуков.

Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального  мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей  журчит и т. д.).

Вместе  с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет  звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы  поют, зайцы пляшут и т.д.), все  это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений.

Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с воспитателями и  родителями необходимо изготовить декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных  персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные  инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.)

С малышами можно уделить внимание отражению  сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит  большая и маленькая птица, веселые  и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использовать упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча.

В целом  необходимо добиться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, проводы работу с детьми важным аспектом является поощрение участия детей  в инсценировках, желания играть роль. В процессе обучения дети учатся правильно называть театральное  оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание нужно уделять  речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Старшие дошкольники могут сочинять мелодии в жанре колыбельной для мишки, куклы и др. В танцевальном творчестве внимание нужно уделять воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. На занятиях должны использоваться различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и др. [6;26]

Важным  этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством  детей. В качестве примера можно  предложить ребенку показать образ  вкусной конфеты, трусливого зайчика  и т.д.

В более старших группах нужно добиваться выразительной речи, развития представления о нравственных качествах, правилах поведения зрителей на спектакле. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах.

Театрализованная  деятельность оставляет большой  простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать  то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты  для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность  самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Возможно  использование следующего музыкального оборудования: музыкальные инструменты для работы музыкального руководителя, детские музыкальные инструменты, музыкальная игрушка, музыкально-дидактические пособия (учебно-наглядный материал, настольные музыкально-дидактические игры), аудиовизуальные пособия и специальное оборудование к ним, оборудование художественно-театральной деятельности, атрибуты и костюмы. Музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный зримый результат. Музыкально-театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

Музыкально-театральная  деятельность представляет собой синтетическую  форму работы с детьми по музыкально-художественному  воспитанию. Она включает в себя: восприятие музыки, песенно-игровое творчество, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, художественное слово, театрализованные игры, сценическое действие с единым художественным замыслом.Наиболее эффективны при слушании музыки, являются следующие методические приёмы: «Послушай и расскажи», «Послушай и протанцуй», «Послушай и сыграй», «Слушай и пой» и др. Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяется такому виду деятельности, как ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок или мюзиклов образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест. [9;41]

Театральная деятельность включает в себя следующие  моменты музыкального развития: инсценировка песен, театральные этюды, развлечения, фольклорные праздники, сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Детское музыкальное творчество, как и детское  исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно  для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие  эмоционального содержания, выразительности  самого образа и его  воплощения, вариативности, оригинальности.

Повышенное  внимание следует  уделять отбору музыкальных  произведений, которые  служат как бы сценарием  для самостоятельных  действий детей. Программная  музыка занимает ведущее  место в творческих заданиях, так как  поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше  понять ее содержание.

Инструментальное  творчество детей, как  правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Одно  из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных  инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Все вышеперечисленные  условия соблюдаются в театрализованной деятельности. Таким образом, можно  сделать вывод о том, что процесс  театральной деятельности неразрывно связан с музыкальным развитием  ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С самого раннего возраста ребенок нуждается  в обогащении яркими художественными  впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах  деятельности. Поэтому  очень важно приобщать  детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов  общей структуры  личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка  в целом.

В психолого-педагогической литературе широко рассматривается  как музыкальное  развитие, так и  театральная деятельность дошкольников. Однако возможности театральной  деятельности детей  в музыкальном  развитии детей до сих пор не являлись предметом специального исследования.

Музыкальный компонент театральных занятий  расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как  на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется  закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

Театрализованная  деятельность включает в себя следующие  моменты музыкального развития: инсценировка песен; театральные этюды; фольклорные  праздники; сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2003г. – 103 с.
  2. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.
  3. Ильенков Э.И. О «специфике» искусства. // Вопросы философии. — 2005. — № 5. — С.132—144. 
  4. Картамышева А.И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.
  5. Коленчук И.В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе.- 2007.- N 11.- С. 64-66.
  6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. – С. 57 (26)
  7. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й  год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: ИНФРА, 1998 – С. 6 (40)
  8. Савина Е.Г. Программа театральные ступеньки в практике работы групп развития ДМШ и ДШИ. // Екатеринбург: Методический центр по художественному образованию – С. 3 – 4 (36)
  9. Соловьянова О.Ю. Музыкально-театральная деятельность как условие интенсификации вокального развития учащихся. // Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса. - М.: Образование, 2009. Том 1. - С.63-64. (41)
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста