Музыкальные игры в работе с дошкольниками

ОГОУ «Томский Государственный  Педагогический Колледж»

(ОГОУ «ТГПК»)

 

 

 

 

Домашняя контрольная  работа по методике музыкального образования

Тема: Музыкальные игры в работе с дошкольниками

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2010

Содержание:

  1. Значение музыкально-ритмических движений ……………………………………….2
  2. Виды музыкальных игр……………………………………………………………………...3
  3. Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям………….…4
  4. Музыкальные игры используемые в ДОУ (Приложение)……………………….…...6
  5. Заключение……………………………………………………….…………………….………10
  6. Список литературы…………………………………………………………………….……..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение музыкально-ритмических движений.

На полном основании можно  сказать, что детская песня рождается  в играх. Практика детских игр  является первоначальной школой музыкальной  культуры детей. Ответ на вопрос  о том, что такое русская пляска для детей, нужно искать в этих играх. В них выведен тот красивый ритмичный рисунок, который доступен ребенку, и дан он в форме игры.

Широкое распространение  в начале ХХ века во многих странах  получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским музыкантом-педагогом  Э. Жаком-Далькрозом. Его метод сводиться к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений. Эти положения заслуживают внимания  и учитываются педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания.

Положительное влияние музыки  на общефункциональную деятельность организма  доказано. Об этом писал И.М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.

Развитие музыкальных  способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.

Психология так же утверждает, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в  нем двигательные реакции. По мнению психолога Б.М. Теплова, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызывать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.

 

 

 

 

 

  1. Виды музыкальных игр.

Музыкальное воспитание средствами достижения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям. Мы рассмотрим виды музыкальных игр.

Игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный  сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, облеченная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр:

    1. . Игры под инструментальную музыку. Эти игры разделяются на сюжетные, где выступают определенные персонажи, развертывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

 

    1. . Игры под пение. Эти игры включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Их построение зависит от содержания. В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т.д.

Таким образом, музыкальные  игры по своим задачам принадлежат  к дидактическим, по характеру - к  подвижным. Их содержание находиться в  полном соответствии с музыкой.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям.

В методике обучения дошкольников ритмике и пению много общего:

  1. . Применяются сходные методы:
    • наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом),
    • наглядно-зрительный,
    • двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов),
    • словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.),
    • упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).
  1. . В пении и ритмике применяется последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В ходе освоения репертуара,  детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением. Этим и характеризуется методика обучения музыкально-ритмическим движениям.

Существуют и отличия, которые свойственны только этому  виду музыкальной деятельности. Рассмотрим их.

Музыкальные произведения требуют  полного, целостного восприятия. И хотя они ярки по характеру, они имеют  определенное содержание, невелики по объему (чаще это хороводные, маршевые, игровые песни, инструментальные пьесы  изобразительного характера), в обучении ритмике всегда связанны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной  игры целостное – восприятие единства музыки и движения. Сделать это  сложно, так как игра предполагает действия многих участников и показ ее целиком с музыкальным сопровождением почти невозможен. В этом случае педагог пользуется не только показом, но и словом, объясняя игру, то в образной форме, то в форме четких коротких указаний.

Существует много способов первоначального ознакомления с  игрой. Наиболее целесообразным считается  следующий способ: сначала исполняется  вся музыка, затем дается краткое  изложение игры и в заключение повторно звучит музыкальное произведение.

Чаще всего этот способ используется в достаточно простых  несюжетных или сопровождаемых песней играх.

В другом случае этот же способ применяется так: исполнению  музыки предшествует рассказ, который как  бы подводит к пониманию программного содержания произведения.

Игры, имеющие развернутое действие, требуют своих способов и приемов.

Можно применять показ, характерного игрового движения: воспитатель двигается, одновременно музыкальный руководитель исполняет произведение. Если руководитель сам проводит показ, то сначала он исполняет музыку, затем движение, одновременно напевая мелодию (без  слов). Такое сочетание различных  приемов – исполнение всего музыкального произведения, показ основных элементов  игры, частичное их описание – очень  действенно в обучении. Однако необходимо, чтобы дети как можно чаще самостоятельно находили какие –либо движения.

Целостное восприятие приобретает  особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем  сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки» и предать это в движениях. Таким образом, последовательность занятий и умелое использование приемов помогают детям хорошо усвоить игру, овладеть программными навыками музыкального восприятия и выразительного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Музыкальные игры, используемые в ДОУ (Приложение).

Музыкальная игра «Козынька».

Дети образуют круг. На середину выходит девочка – «козынька». Все, взявшись за руки, двигаются то в одну то в другую сторону и  поют «козыньке»:

 

 

- Покажи, козынька,

Поведай беленька,

Как старушечки-горбушечки скачут?

«Козынька» отвечает им песней, изображая движениями содержание:

 

 

 

- Вот и так,

Да вот и эдак,

Так старушечки-горбушечки скачут.

Затем опять по очереди  все дети и «козынька» поют второй и третий куплеты в том же порядке (вопрос-ответ):

- Покажи, козынька,

Поведай, беленька,

Как молодушки-воронушки  скачут?

 

- Вот и так,

Да вот и эдак,

Так молодушки-воронушки  скачут.

 

- Покажи, козынька,

Поведай, беленька,

Как ребятушки-галченятушки скачут?

 

- Вот и так,

Да вот и эдак,

Так ребятушки-галченятушки скачут.

Музыкальная игра «Горох».

Играющие становятся в  две шеренги друг против друга  и поют:

Девушки, горох будем  сеять,

Эх, красные горох будем  сеять!

Припев:

Ой, горох мой, горох,

Зеленой мой горох,

Со выклиною горох,

С гороховиною горох!

Девушки, горох будем  смотреть,

Эх, красные, горох будем  смотреть!

Припев:

Ой, горох мой, горох,

Зеленой мой горох,

Со выклиною горох,

С гороховиною горох!

Девушки, горох пойдем щипать,

Эх, красные, горох пойдем щипать!

Припев:

Ой, горох мой, горох,

Зеленой мой горох,

Со выклиною горох,

С гороховиною горох!

По ходу песни шеренги  сначала наступают друг на друга, изображая сев гороха, затем осмотр гороха, а поле того как закончат петь – щиплют друг друга.

Музыкальная игра «Журавель»

Дети становятся в круг. Выбирается «журавель», который становиться  в середину круга. Все поют, а «журавель» изображает движениями содержание песни.

Ух ты жур-журавель,

Разудалый молодец!

Припев:

Люли, люли, журавель,

Разудалый молодец!

На мельницу ездил,

Диковинку видел.

Припев:

Люли, люли, журавель,

Разудалый молодец!

Козел муку мелет,

Коза подсыпает.

Припев:

Люли, люли, журавель,

Разудалый молодец!

Два кочета, два рябые

Горох молотили.

 

 

  1. Заключение.

Музыкально-ритмические  движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи.

музыка и движения как  бы рассказывают о чем-то, выражая  торжество, праздничное веселье, ощущение радости труда, восхищение природой или сочувствие несчастью и.т.д.

Музыкально-ритмические  движения заставляют ребят переживать выраженное в музыке. А это в  свою очередь влияет на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих  движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.

Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы.

1). Ветлугина Н.А.  «Методика музыкального воспитания  в детском саду» Просвещение. Москва-1989г.

2). Родынова О.П.  «Музыкальное развитие дошкольников»

3). Чаморова Н.В.  «Шла коза по мостику» Донецк-2006г.

 


Музыкальные игры в работе с дошкольниками