Музыкальные инструменты

 Музыкальные инструменты.

      Эмоциональный мир человека невозможно представить  без музыки. Она необходима людям  всех возрастов и профессий. Музыка тысячелетиями сопутствует жизни  человека, отражая его трудовую деятельность и быт, чувства и переживания. Музыка – это язык души. Глубина воздействия музыки зависит не только от исполнительского мастерства, но и от качества самого музыкального инструмента, его функциональных возможностей.

Потребительские свойства музыкальных инструментов.

     К потребительским свойствам музыкальных инструментов (МИ) относятся: социальная значимость, функциональные, эргономические, надежности, и эстетические Социальная значимость МИ определяет их общественную полезность. Основное социальное назначение МИ — воздействие на эмоциональный мир человека, воспитание в нем способности воспринимать все богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом. Функциональные свойства МИ определяют ценность инструмента как источника звука. Эти свойства характеризуются диапазоном и интервалом звучания, тембром, громкостью звучания и возможностью их изменения, возможностью создания дополнительных звуковых эффектов.   Диапазон звучания МИ определяет ряд звуков, от самого низкого до самого высокого, извлекаемого с помощью инструмента. Каждый музыкальный инструмент имеет строго определенный частотный диапазон звучания: чем он шире, тем более выразительно звучание инструмента, тем больше его возможности в воспроизведении высоких и низких звуков. Диапазон каждого конкретного инструмента приводится в сопроводительной документации в словесной или нотной записи. Интервал звучания — соотношение двух звуков в октаве по высоте. Чем больше тоновая величина интервала, тем больше возможности инструмента как источника звука. Наиболее приятны на слух следующие интервалы: прима, большая и малая терции, чистые кнарта и квинта. При настройке музыкальных инструментов используют в основном именно эти интервалы. Такие музыкальные инструменты, как скрипка, мандолина, имеют квинтовый строй, трехструнках домра — квартовый строй. Интервал звучания, как и диапазон звучания, конкретного музыкального инструмента приводится в сопроводительной документации в словесной или нотной записи. Тембр звучанияэто характерная окраска звука, зависящая от наличия призвуков —- гармоник. Тембр позволяет различать звуки одной и той же высоты, полученные на разных инструментах.        

Для характеристики тембра звучания инструментов важна частотная характеристика извлекаемых звуков. В технической документации на инструмент сведения о тембре не приводят. В музыкальной терминологии тембр описывают прилагательными. Принято характеризовать его четырьмя показателями: сочностью (для диапазона частот 200—800 Гц), бархатистостью (для диапазона частот 800—2500 Гц), яркостью (для диапазона частот 2500—2800 Гц) и резкостью (для диапазона частот 3000—6300 Гц).            На тембр звучания оказывает влияние еще ряд факторов, к которым относятся: атака, реверберация, вибрато, унисон:                  ♦  атака — характеризует нарастание звука и измеряется в миллисекундах. Время атаки колеблется от 20 до 200 мс;               ♦  реверберация создает у слушателя иллюзию большого концертного зала с хорошей акустикой. При этом звук приобретает некоторую певучесть и длительность послезвучания;                 ♦  вибрато — электронное или механическое устройство, позволяющее производить искусственное периодическое изменение спектра сигнала по амплитуде, частоте или фазе; ♦  унисон — одновременное звучание двух или нескольких звуков одной и той же высоты, а также одинаковых звуков в различных октавах. Наличие унисона обогащает звучание, делая его более сочным, густым и мягким.        Возможность изменения тембра расширяет исполнительские ресурсы инструмента. Достигается изменение тембра путем изменения спектрального состава звука за счет вариаций амплитуды гармоник и их соотношения между собой. Наибольшие возможности изменения тембра имеют электромузыкальные инструменты (ЭМИ). В ЭМИ имеются электронные устройства — темброблоки, позволяющие оперативно, т. е. во время игры, менять окраску тембра. Управление темброблоками осуществляется включением соответствующего тумблера ("скрипка", "фагот" и др.). Акустические (резонаторные )инструменты имеют очень ограниченные возможности изменения тембра; большинство их вообще этой возможности не имеет.      Благодаря наличию в ЭМИ блока эффектов или приставок с эффектами (в электрогитарах) создаются необычные звучания -— эффекты: вибрато, бустер, вау-вау, дистошн, фаз, сустейн, лесли и др.:              ♦  бустер — придает звуку трескучий характер за счет усиления звука в первоначальный момент после щипка струны или нажатия клавиш.            ♦  вау-вау — имитация квакания лягушки;             ♦  дистошн (от англ. "искривление", "искажение") — по тембру звучания приближается к звучанию кларнета, саксофона, виолончели;             ♦  фаз (от англ. "распушаться", "распыляться"), при этом сигнал как бы распыляется на большое число высокочастотных составляющих, по своему звучанию близок К дистошн и различается лишь опытными музыкантами;                            ♦  сустейн (от англ. "поддерживать") — эффект, заключающийся в поддержании незатухающих колебаний и регулировании скорости затухания (длительности звучания); ♦  лесли — эффект, создающий легкое подвывание звука с определенной периодичностью.

Громкость звучания музыкального инструмента  — это субъективное восприятие силы звука.            Резонаторные (акустические) музыкальные инструменты создают громкость до 80 дБ. При использовании в небольших помещениях их громкость оказывается вполне достаточной. Например, гитары, обладающие громкостью до 20 дБ, могут озвучить площадь около 50 м2. При озвучивании с помощью акустических инструментов больших помещений, концертных залов, а также при концертировании на открытом воздухе громкость может оказаться недостаточной. В этом случае применяют электрическое звукоусиление. Для этого звук резонаторных инструментов преобразовывают с помощью микрофона в электрические сигналы, которые затем усиливаются до необходимой мощности и воспроизводятся через акустическую систему. В документации на акустические инструменты громкость не указывается, так как она является общеизвестной и традиционно постоянной. Громкость звучания ЭМИ зависит от характеристик усилителя звуковой частоты и акустических систем, к которым подключаются инструменты. Громкость этих инструментов может варьироваться в широких пределах от тончайшего пиано до громоподобного форте-фортиссимо. Очень часто музыканты, использующие эти инструменты, играют на максимальной громкости в 120—130 дБ, травмирующей слух. Такая громкость ничего общего с музыкой не имеет и свидетельствует о низком художественном вкусе. Эргономические свойства характеризуют затраты психофизиологической энергии музыканта при игре на инструменте. К основным эргономическим свойствам МИ относятся: легкость извлечения звуков, удобство игры, возможность виртуозного исполнения, удобство ношения и хранения. Физические усилия, необходимые для извлечения звуков, различны для инструментов с различным способом звукообразования. Наибольшие усилия затрачиваются при игре на духовых инструментах. Удобство игры на инструменте зависит от размеров инструмента и места расположения органов управления, усилий, необходимых для приведения органов управления в действие. Комфортабельность игры на таких инструментах, как фортепиано, аккордеон, определяется величиной статического сопротивления клавиатуры, являющейся одной из важнейших характеристик инструментов. Оно зависит от массы деталей и жесткости пружин. Физическая усталость оказывает существенное влияние на качество исполнения. Удобство игры определяют органолептически. Возможность виртуозного исполнения неразрывно связана с удобством игры, на что в значительной мере повлияло появление ЭМИ. В этих инструментах за счет использования электронных устройств упрощается по сравнению с акустическими инструментами техника исполнения таких приемов, как: беглые пассажи, глиссандо, выделение мелодии и ослабление аккомпанемента, автоматическое исполнение ритма и др. Удобство ношения и хрипения инструментов определяется их массой, размерами, формой, а также наличием футляра или чехла. Надежность музыкальных инструментов определяется их безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью и безопасностью пользования. Долговечность музыкальных инструментов определяется их физическим и моральным старением. При правильной эксплуатации акустических инструментов их долговечность исчисляется десятками и сотнями лет, о чем свидетельствуют скрипичные инструменты, изготовленные итальянскими мастерами. Сохраняемость — свойство музыкальных инструментов сохранять обусловленные документацией показатели при хранении и транспортировании. Инструменты должны сохранять свои игровые свойства (легкость извлечения звуков и изменения громкости звучания), стабильность строя, стабильность регулировки механизмов (клавишного и др.), а также целостность и качество отделки корпуса и отдельных деталей в условиях хранения и транспортирования, оговоренных в технической документации. Эстетические свойства характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения музыкального инструмента. Все резонаторные инструменты имеют традиционную форму и отделку, обеспечивающие необходимые функциональные свойства. Поэтому попытка осовременить их эстетические характеристики неизбежно привела бы к нарушению звучания инструмента и в первую очередь тембра, что совершенно недопустимо.

     АССОРТИМЕНТ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

     Струнные  музыкальные инструменты. В струнных музыкальных инструментах источником звука является натянутая и закрепленная в двух точках металлическая или жильная струна. Применяя струны из разных материалов, разной длины, толщины и разной силы натяжения, можно добиться необходимой высоты звука.     Привести в возбуждение струну можно различными способами: защипыванием ее пальцами или медиатором, трением волоса смычка или ударом молоточка, что дает основание выделить следующие подгруппы инструментов: щипковые (гитара, мандолина и др.), смычковые (скрипка, виолончель и др.), клавишные или ударно-клавишные (рояль, пианино).

     Г

 

Итара -самый популярный щипковый инструмент. Существуют следующие разновидности гитар: испанская, русская, гавайская. Классической считают испанскую (южноевропейскую) шестиструнную гитару. По количеству струн гитары бывают: двенадцати-, шести-, семиструнные. Наибольшее распространение получили семи- и шестиструнные.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Корпус предназначен для усиления звуковых колебаний струн. Он имеет форму восьмерки и состоит из плоскойверхней (1) и несколько выпуклой нижней деки — дна (2). Деки соединяются между собой двумя правой и левой обечайками (9), концы которых изнутри крепятся к верхнему (6) и нижнему (7) клецам. К обечайкам приклеивают контробечайки (8), создающие необходимую площадь для приклеивания дек. Обечайки, контробечайки и клецы образуют рамку корпуса. К внутренней поверхности дек, в средней их части, приклеивают пружины (17) — бруски различного сечения, служащие для создания необходимого сопротивления натяжению струн и равномерному распространению звуковых колебаний. Резонаторное отверстие (15) гитары имеет круглую форму, по размерам несколько большую, чем у других щипковых инструментов. Ниже резонаторного отверстия (розетки) неподвижно приклеивают подставку (12), которая имеет отверстия и кнопки для закрепления струн (19). Гриф — важнейший узел; от того, насколько правильно выбраны его ширина, толщина и профиль овала, зависит удобство игры. Гриф гитары (4) широкий, его нижняя утолщенная часть называется пяткой. В пятке просверливается отверстие под соединительный винт. В верхней части грифа находится деревянный или костяной верхний порожек (11) с прорезями для струн. Нижний порожек расположен на подставке (12) для струн. Расстояние между верхним и нижним порожками называется мензурой гитары. Головка грифа имеет механизм с колками (21) для закрепления струн. 

     Корпус  гитары изготавливают из березовой  или буковой фанеры, гриф делают из древесины твердых пород — клена, бука, березы; накладку на гриф — из груши, черного дерева, бука; порожки — из граба, пластмассы, кости; подставку — из бука, клена, ореха, пластмассы; стрелку — из бука, березы, клена; струны — стальные, басовые — обматывают канителью. В больших гитарах применяются капроновые струны.

     Б

алалайка — старинный русский инструмент с резким, пронзительным тембром, используется для сольного исполнения и игры в оркестрах струнных инструментов. Корпус балалайки имеет треугольную форму и состоит из деки, задинки и дна склеенного из клепок. Балалайки выпускают двух разновидностей: прима трехструнные, четырехструнные (с первой парной струной), шестиструнные (со всеми парными струнами) и оркестровые трехструнныесекунда, альт, бас, контрабас, различающиеся длиной мензуры. Балалайки, как и мандолины, домры, имеют множество одноименных с гитарами деталей и узлов. Звуки извлекают защипыванием пальцами, реже удара-. ми медиатора. Медиатор представляет собой особую плоскую пластинку овальной формы, ее изготавливают из пластмассы или панциря черепахи. Лучшими считаются черепаховые медиаторы. Балалайки специального и индивидуального изготовления отличаются от обычного оркестрового музыкального инструмента по силе звука и тембровым особенностям, по внешней отделке деталей и подбору пород древесины.

      Гриф изготавливают из твердых пород древесиныклена, бука, граба, березы; накладку на грифиз мореного клена, граба, груши или черного дерева; точки на грифеиз пластмассы или перламутра; ладовые пластинкииз латуни или нейзильбера; нижний и верхний порожкииз граба, черного дерева, пластмассы, металла и кости; струныиз стали. Для инструментов низкого строя струны обматывают медной проволокой; применяют также жильные и синтетические струны.

     Д

Омра-русский народный инструмент, в отличие от балалайки имеет менее резкий и более мягкий и певучий тембр. Домры выпускают трехструнные квартового строя и четырехструнные квинтового строя. Звуковой диапазон домр от 2/2 до З1/2 октав. В зависимости от размеров изготавливают семейство домр, длина мензур которых представлена в табл. Домру используют для сольной игры и в струнных оркестрах. От балалайки домра отличается округлым "тыквообразным" корпусом. Он состоит из семи-девяти гнутых клепок, концы которых крепятся к верхнему и нижнему клецу, деки с розеткой, панциря, контробечаек, пружин, подвижной подставки.

Разновидность Домр Длинна  мензуры трехструнной домры, мм Длинна  мензуры четырехструнной домры, мм
Пикколо 283 274
Прима 400 350
Альт 505 420
Тенор 585 474
Бас 715 630
Контрабас - 990

 
 
 
 
 

Смычковые Инструменты .

     В смычковых музыкальных инструментах звуки извлекаются при трении волоса смычка о струны; в связи  с этим звуковая характеристика их в значительной степени отличается от щипковых инструментов. К этой подгруппе инструментов относятся скрипки, альты, виолончели, контрабасы, а также ряд национальных инструментов1 (грузинские чианури, узбекский гиджак, азербайджанская кеманча и др.).

      Скрипка среди смычковых инструментов — самый высокий по регистру инструмент. Звук скрипки в верхнем регистре светлый, серебристый, в среднем — мягкий, нежный, певучий и в нижнем регистре — напряженный, густой. Выпускают скрипки сольные, размер 4/4; учебные, размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8. Учебные скрипки в отличие от сольной имеют несколько худшую отделку и пониженное качество звучания. В свою очередь учебные скрипки в зависимости от качества звучания и внешней отделки подразделяются на учебные скрипки 1 и 2 классов. Скрипки 2 класса отличаются от скрипок 1 класса худшим качеством звучания и внешней отделки. 

     

     Альт несколько больше скрипки. В верхнем регистре он звучит напряженно, резковато; в среднем регистре звук тускловатый (гнусоватый), певучий, в нижнем регистре альт звучит густо, несколько грубовато. Струны альта настраиваются по квинтам. Диапазон — 3 октавы, от ноты до малой октавы до ноты до третьей октавы. Альты подразделяются на сольные (размер 4/4) и учебные 1 и 2 классов (размер 4/4).

     Виолончель почти в 3 раза больше полномерной скрипки, на ней играют сидя. Инструмент устанавливают на полу, предварительно вставляя упор. Звук верхнего регистра инструмента светлый, открытый, грудной. В среднем регистре звучит певуче, густовато. Нижний регистр звучит полно, густо, плотно. Иногда звучание виолончели сравнивают со звучанием человеческого голоса.

     Контрабас самый большой из семейства смычковых инструментов; он почти в З1/2 раза больше полномерной скрипки по длине. Играют на контрабасе стоя, устанавливая его на полу аналогично виолончели. По своей форме контрабас сохранил черты старинных виол. Контрабас — самый низкий по звучанию инструмент смычкового семейства. Звук его в среднем регистре густой и довольно мягкий. Верхние ноты звучат жидко, резко и напряженно. Нижний регистр звучит очень плотно и густо. В отличие от других струнных инструментов контрабас строится по квартам и звучит октавой ниже йотированного. Диапазон контрабаса 21/2, октавы — от ми контроктавы до си-бе-молъ малой октавы.

     Смычок состоит из трости (2), имеющей на верхнем конце головку, колодочки натяжного винта (5) и волоса (6). Трость смычка, на которую натягивается равномерно расположенный волос, слегка изогнута. Она имеет на конце головку (1) и пружинит в противоположную от волоса сторону. Для закрепления волоса служит колодочка, а на другом конце смычка волос закрепляется в конце трости в головке. Колодочка передвигается по трости при помощи вращения винта (4), находящегося со стороны торца трости, и обеспечивает волосу нужное натяжение. 

 

Фортепиано популярнейший инструмент. Пианино и рояли занимают особое место среди музыкальных инструментов. Они используются для сольной игры и в составе симфонических оркестров и ансамблей. Ассортимент ударно-клавишных инструментов представляет интерес для всех групп потребителей. Для профессиональных музыкантов, композиторов, вокалистов представляют интерес рояли.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Клавиатура — набор клавиш, количество которых определяется диапазоном звучания инструмента. Облицовывают клавиши в основном пластмассовыми накладками, монтируют их на клавиатурной раме при помощи штифтов. Клавиша имеет накладку, капсюль, пилот, свинцовые пломбы. Как рычаг первого рода она передает усилие пианиста, приложенное к переднему плечу, на фигуру механики.

     Все струны в роялях и пианино делятся на три регистра: нижний, средний и верхний. В нижний регистр входят все басовые струны (диапазон от субконтроктавы до ре малой октавы), в средний — теноровые (от ре малой октавы до ля второй октавы), в верхний — дискантовые струны (от ля второй октавы до конца). 

Пианино — наиболее компактный инструмент, широко используется для домашнего музицирования, пользуется большим спросом не только у профессионалов, но и у любителей. Пианино и рояли различаются оформлением, габаритными размерами, весом, конструктивными особенностями основных узлов, диапазоном звучания, применяемыми материалами, видами внешней отделки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основными узлами клавишных  инструментов являются клавишный и педальный  механизмы, резонансная  дека, опорные конструкции, струнная одежда, корпус.

     Педальный механизм предназначен для усиления и ослабления звука при игре на инструменте. Конструктивно он связан с клавишным механизмом и состоит из левой и правой педалей и системы рычагов. При нажатии левой педали звук становится слабее и мягче либо за счет уменьшения хода молоточка к струнам пианино, либо за счет смещения молоточкового механизма несколько вправо у рояля. Детали корпуса изготавливают из березы, ольхи и липы. Снаружи корпус покрывают полиэфирным лаком. 
 

     Типология потребителей1 определяется материальным благосостоянием общества, уровнем общей и музыкальной культуры, целью потребления. Потребителей музыкальных инструментов логично условно поделить на три группы в соответствии с указанным выше подходом. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стоимость Музыкальных инструментов.

Вывод: На данный  момент музыкальные инструменты  стоят довольно прилично, много усовершенных моделей прибавилось. Самыми не дорогостоящими оказались такие инструменты как гитары, народные инструменты мандолины, домры, балалайки, потом ударные инструменты например барабаны…Затем смычковые (скрипка, виолончель, контрабас и т.д.) Духовые инструменты (трубы, валторны, тромбоны, флейты). Ну и самыми дорогими конечно оказались инструменты клавишные, пианино, рояль, баяны, акордионы.

      Я думаю, моя информация хоть кому то да понадобиться…, мне во всяком случае было интересно узнать немножко про  музыкальные инструменты, хотя я  сама не обладаю никакой игрой  на них, но зато люблю по слушать  профессиональных музыкантов, исполняющих очень хорошую музыку от классики до современной, спасибо за внимание PS: не слушайте попсу, а лучше классику . 
 
 
 
 

Литература.

  1. «Информатика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов I курса заочной формы.
  2. М. Хэлворсон, М. Янг, «Эффективная работа с Microsoft office 2000»
  3. А.П Ходыкин,А.А. Ляшкин, Н.И. Волошко, А.П. Снитко
  4. сайт znaytovar.ru
  5. Курсовая работа по музыкальным инструментам.
  6. Microsoft Word для чайников.
  7. Старый Конспект по информатике от колледжа остался .
  8. Все.
 
 
 
 

 
 
 
 

Спасибо за внимание. 
 

Музыкальные инструменты