Музыкальные занятия в детском саду

Министерства  образования  Республики  Коми

  Государственное  автономное  образовательное  учреждение среднего  профессионального  образования Республики  Коми  «Сыктывкарский  гуманитарно – педагогический колледж имени И.А. Куратова» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная  работа

По дисциплине «Методика  музыкального  развития»

  студентки  6 курса

Заочного  отделения 64 группа

Белых Яны  Александровны 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Адрес: 167026, г. Сыктывкар

                                                                     ул. Бумажников , д.19, кв. 69

                                                                              д.т. 62-98-00

   Место  работы: МДОУ  №  105 ,

                                                                     музыкальный руководитель. 
 
 
 
 
 
 

2011г. 

Вариант № 6

Тема: Музыкальные  занятия  в  детском  саду.

План:

           Введение

  1. Виды  музыкальных  занятий  и  варианты  их  построения.
  2. Требования  к  проведению  музыкальных  занятий.
  3. Организация  условий  для  проведения  музыкальных  занятий , формы работы  музыкального  руководителя  с воспитателями.
  4. Роль  музыкального  руководителя  и воспитателя на  музыкальных занятиях  в разных  возрастных  группах.
  5. Составить  развёрнутый  план  музыкального  занятия  для  одной  из  возрастных  групп.

    Заключение

    Список  используемой  литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

   Основной  формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. На  музыкальных  занятиях  осуществляется  взаимосвязь в  решении  музыкально – эстетиче ских  и воспитательно – образовательных задач. В ходе   активной  музыкальной деятельности    дети  усваивают необходимые знания,  приобретают навыки  и умения ,  обеспечивающие возможности  эмоционально – выразительного  исполнения   песен, музыкально – ритмических  движений,  простейших  мелодий  на  музыкальных  инструментах.  Всё  это  содействует  воспитанию художественного  вкуса,  развитию  музыкальных  и  творческих  способностей, любви к  музыке и  формированию нравственно  эстетических  качеств  личности. [1,c.157]

   Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систематизируются  и углубляются, расширяется их общий  и музыкальный кругозор, формируются  творческие способности.

   Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в  воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное  воспитание каждого ребенка с  учетом его индивидуальных особенностей. Содержание занятий ориентировано  на задачи, отвечающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениям  и навыкам в сфере музыкальной  деятельности и осуществление этого  процесса в единстве с воспитанием. Они выполняются в соответствии с требованиями раздела программы  «Музыкальное воспитание».

   Содержанием музыкальных занятий являются: пение  песен, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкально-ритмические движения в виде упражнений, игр, плясок. Использование этих видов деятельности на каждом занятии должно соответствовать характеру внимания и сосредоточенности дошкольников.  [6,c.181]

   В содержании репертуарного музыкального материала отражаются события прошлого и настоящего нашей страны, явления  природы и предметы близкого детям  окружения. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного  содержания, педагоги побуждают их к сопереживанию, формируя тем самым  нравственно-этические качества личности, закладывая первоначальные основы культуры. 

   В содержание занятий входит новый  и повторный материал. Новой может  быть песня, игра или пляска, произведение для слушания и анализа, упражнение-композиция. Повторный материал - это их разучивание, совершенствование в ходе различных  вокальных и двигательных упражнений. Проводятся также занятия, полностью построенные на повторном материале, где целесообразно вводить варианты знакомых игр и плясок, творческие задания.

   Центральной фигурой сложного педагогического  процесса, осуществляемого на занятиях, является музыкальный руководитель. Воспитатель - его активный помощник. Так как каждый вид музыкальной  деятельности имеет свои особенности, музыкальному руководителю необходимо владеть большим арсеналом средств психологического и педагогического воздействия на детей, видоизменяемых в зависимости от уровня их возрастного развития, специфики исполняемого и программных задач конкретного занятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Виды  музыкальных  занятий   и  варианты  их  построения. 

   Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника.[6,c.182]

   Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.

   Небольшими  подгруппами, где продолжается разучивание материала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разучиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.

   Индивидуальные  занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков. 

   

   

     

     

   
Типовое (ранний   и младший возраст)
   
Доминантное
   
Тематическое
   
Типовое (ранний  и младший возраст)
   
Доминантное
   
Тематическое

     
 
 
 
 
 
 

   В зависимости от содержания и структуры  эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

   Наиболее  распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активизации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начинается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласовываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения используются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершенствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. (Ни в коем случае нельзя вводить детей под звучание марша из-за двери, ибо в этом случае многие дети не начинают движение одновременно со звучанием музыки.) Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упражнений: образного, подготовительного, композиционного.

   Во  второй части занятия педагог  переходит к пению или слушанию (в зависимости от интенсивности  движений первой части), учитывая при  этом этапы разучивания произведения. В младших группах дети поют две-три  песни, перед исполнением которых  проводятся музыкально-дидактические  упражнения на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней  и старшей группах - три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучиваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно произведение, но можно - для сравнения по сходству или контрасту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хорошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах возможно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-ритмические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начинают выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.

   После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач  которой является приведение возбужденного  организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный  руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останавливаются с  окончанием звучания марша. Проводится оценка занятия. У старших детей  спрашивают, а младшим говорят, чем  они занимались и как, чтобы закрепить  полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу участия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).

   Методика  проведения типовых занятий разработана  с достаточной полнотой, однако для  повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависимости от сложности  репертуара, степени его усвоения, особенностей поведения детей музыкальный  руководитель может, например, исключить  слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только одной песни и т. д.

   Тематическое  занятие вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказывает музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педагогом программных требований, особенностей развития детей данной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы. [6,c.184]

   Занятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т. е. в средней и старшей возрастных группах. Но и здесь оно сокращено по времени, так как не включает смен деятельности, и внимание детей притупляется. Занятие по слушанию музыки обычно продолжается 10 (в средней группе) и 20-25 (в старших группах) минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слушания каждого произведения в грамзаписи или исполненного педагогом с детьми проводится его анализ. Отмечаются характер и средства выразительности произведения, его жанр и форма. На таких занятиях целесообразно слушать произведения в исполнении оркестра, различных музыкальных инструментов, певцов, сравнивать вокальные и инструментальные произведения, программные и непрограммные. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пение самих детей, иллюстративный материал - картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного искусства и т. д. На занятие дети приходят как обычно (без маршировок), слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых), анализируют их и спокойно уходят, чтобы не нарушить звучанием марша впечатлений от услышанного.

   Занятия по развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объемом знаний, умений и навыков в области пения, музыкально-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в достаточной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оценочные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творческие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; составление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этюдов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотипными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. Поэтому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «режиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятельность, поддерживать инициативность и самостоятельность, относиться  ко всем творческим, даже самым элементарным проявлениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. развивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дошкольников.

   Обучение  игре на инструментах сначала проводится воспитателем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и оркестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее ритмичного сопровождения инструментами ударной группы; совершенствование исполнения знакомых произведений; подбор мелодий по слуху или их сочинение. [6,c.185]

   Комплексные занятия. На них в равной степени представлены музыка, изобразительные искусства и литература. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстетического развития детей данной группы. Они требуют согласованной предварительной работы музыкального руководителя и воспитателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяющий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах выразительности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желающим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении и просят изобразить в рисунках свои впечатления.

   Занятия с доминированием одного вида деятельности. Проводятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель считает необходимым уделить выработке навыков той или иной музыкальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формируется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном занятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках - 4-5. Такие занятия позволяют наверстать упущенное в обучении навыкам, способствуют более углубленному изучению материала по разделам музыкально-ритмических движений, игры на инструментах, музыкально-дидактических игр. Например, дети выполняют подготовительное упражнение к несюжетной игре, затем упражнение-композицию, слушают какое-либо вокальное произведение, разучивают песню, а затем проводят сюжетную игру. В данном случае на занятии доминирует музыкально-ритмическая деятельность 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Требования  к  проведению  музыкальных  занятий. 

     Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования:

     - умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей;

     - последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара.

     - преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара;

     - вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.

     Рассмотрим  эти требования.

    Учебный материал различен по степени трудности. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия, учитывая степень его сложности. Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку. [3,c. 203]

Характер  деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий. Ветлугина199

     В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности. Вначале занятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2—3 песен. Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, веселой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуясь с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно.

     Построение  занятия следует варьировать. В  основу занятия может быть положена какая-либо определенная тема, например знакомство с жанром марша, танца  или с элементами музыкальной  выразительности, например с темпом, регистрами. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приемы, которые подчеркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятий можно назвать тематическим.

     И наконец, еще один тип занятий, так  называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача («знакомство с космосом», «проводы зимы», «родная армия» и т. д.). Подобные варианты построения занятий обогащают художественный опыт ребенка.

Структура занятия должна быть гибкой и в  зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться. Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движения. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий. [3,c. 203]

     Таким  образом: структура музыкального занятия включает чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Организация   условий  для   проведения  музыкальных   занятий , формы работы  музыкального руководителя  с воспитателями. 

   Для музыкальных занятий в детском  саду должна быть создана определенная обстановка. Обычно они проводятся в зале, куда не проникают посторонние  шумы, мешающие процессу сосредоточения, восприятия музыкальных произведений и выполнения заданий. На занятия  дети должны являться в удобной для  движений одежде или специальных  костюмах, мягкой обуви - чешках. Перед  началом каждого занятия помещение  проветривается, пол протирается  влажным способом. Во время карантина, наложенного на ту или иную группу, а также в младшей группе в  начале года занятия проводятся в  групповой комнате на вокальном  материале или с музыкальными игрушками-инструментами. В летнее время занятия по возможности  проводятся на свежем воздухе, где желательно петь, выполнять музыкально-ритмические движения в сопровождении аккордеона или баяна.[6,c.187]

   Для музыкальных занятий в режиме дня отведено постоянное время, установлена  определенная их продолжительность: 2 раза в неделю преимущественно в  утренние часы в каждой возрастной группе, по 15-18 минут в младших, 18-25 - средней, 25-30 - старшей, 35-45 - подготовительной к школе группах.

   Во  время пения и слушания музыки детям следует сидеть на стульях, поставленных рядами, как можно ближе  к инструменту по правую руку от музыкального руководителя. Стулья должны соответствовать возрасту и росту  детей. Пособия к занятию готовятся  заранее и лежат так, чтобы  их было удобно взять и положить в ходе занятия без излишней затраты  времени. Дети не должны долго ожидать  начала занятия, так как это их дезорганизует и утомляет.

   На  типовых занятиях при пении и  слушании музыки можно зафиксировать  места посадки. Например, в младших  группах самые маленькие по росту, а также отличающиеся неустойчивым вниманием, беспокойные дети сидят  в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать задания и исполнение музыки педагогом. В средней и старших группах в первом ряду сидят дети с несформированным слухом, небольшим диапазоном голоса, недостаточно дисциплинированные и вновь поступившие. Такое размещение позволяет им лучше слышать правильное пение педагога и детей, сидящих сзади. Она ежеминутно находятся под контролем музыкального руководителя и воспитателя. По мере необходимости дети меняются местами. На других занятиях посадка детей определяется видами деятельности, методикой работы педагога.

   Коллективу  детского сада следует относиться к  музыкальным занятиям с должным  вниманием. Во время их проведения недопустимы окрики, громкие разговоры, приходы и уходы взрослых. Недопустим и подход к некоторым детям, как к будущим музыкантам, танцорам. Подобное отношение воспитывает у одних детей тщеславие, зазнайство, у других вызывает чувство зависти, обиды. На занятиях все дети должны вести себя непосредственно, искренне переживать удачи и неудачи друг друга, испытывать чувства доверия и симпатии к педагогам и уверенности в своих силах. [6,c.188]

   В младших группах по большей части проводятся тематические музыкальные занятия игрового плана, вызывающие лишь положительные эмоции по отношению к окружающему. Одной из основных задач таких занятий является воспитание интереса к музыке, желания слушать ее, петь, плясать, играть в ее сопровождении. В средней группе занятия приобретают более четкую структуру. В процессе их проведения детям предъявляются требования правильного и выразительного выполнения учебных заданий. Используя все виды занятий, в старшей группе педагог добивается освоения программных требований каждым ребенком. В разновозрастных (ночных) группах, а также группах малокомплектных детских садов занятия строятся с учетом материала, соответствующего возрастным подгруппам, а также условий и возможностей дошкольного учреждения.

   В группах малокомплектных ДОУ  обычно объединяются дети младшего и  средне-старшего возраста, которых обучают одновременно. Однако существуют дошкольные учреждения, особенно в сельской местности, где в одной группе находятся дети всех возрастных подгрупп. В таком коллективе особенно важно предусмотреть связь между всеми видами детской музыкальной деятельности, учитывать умственную, физическую и эмоциональную нагрузку детей, соответствие материала и программных требований их возрастным возможностям. [6,c.189]

   В большинстве детских садов в  сельской местности нет музыкальных руководителей, и занятия ведет воспитатель. В этом случае используется в основном вокальный репертуар, грамзапись, движение младших детей под пение старших, игра на ударных инструментах, пение с голосом взрослого. По возможности, на музыкальные вечера развлечений, праздники приглашается аккордеонист или баянист. С ним предварительно необходимо разучить детский репертуар и обговорить особенности исполнения музыки, рассчитанной на восприятие ребенка.

Вдохновителем и организатором процесса   музыкального  воспитания и развития ребенка-дошкольника в детском саду является  музыкальный  руководитель при помогающем участии воспитателя.

Музыкальные занятия в детском саду