Музыкальный романтизм. 2

Министерство  культуры и туризма Украины

Луганский государственный інститут культуры и искусств 
 
 

                        Предмет: История мировой музыкальной культуры 
 
 
 

Контрольна  робота №1 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Выполнила студентка гр. ЗМ-ЭВ-I

                                          Хотенчан Т.В. 

                                          Проверил Нестеренко И.Н. 
 
 
 
 
 

Луганськ 2011

Тема: Музыкальный романтизм

План

  1. Социально-политические условия появления романтизма. Его выдающиеся представители (литература, живопись, музыка).
  2. Основные черты нового направления искусства XIX века. Эстетика романтизма. Круг образов и тем.
  3. Специфика романтизма в музыке. Ведущие жанры эпохи. Новизна средств выразительности.
 
 
 
 
 

 

1.  Романтизм – художественный способ, сложившийся в начале XIX века и получивший обширное распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства государств Европы, в том числе и России, а также в литературе США. К более поздним эрам термин романтизм применяется в значимой мере на базе художественного опыта первой половины XIX века.

  Чем  ближе мы к современности, тем  короче становятся временные отрезки господства того или иного стиля. Временной отрезок конца XVIII-1-й трети  XIX вв. принято считать эпохой романтизма (от фр. Romantique;  нечто таинственное, странное, нереальное)

Что повлияло на возникновение нового стиля?

Это три  главных события: Великая французская  революция, наполеоновские войны, подъем национально-освободительного движения в Европе.

  Громы  Парижа отозвались по всей  Европе. Лозунг "Свобода, равенство,  братство!" обладал огромной притягательной  силой для всех европейских народов. По мере формирования буржуазных обществ против феодальных порядков начал выступать рабочий класс, как самостоятельная сила. Противоборствующая борьба трех классов – дворянства, буржуазии и пролетариата составляла основу исторического развития XIX века.

  Судьба  Наполеона и его роль в европейской  истории на протяжении 2-х десятилетий, 1796-1815, занимала умы современников. "Властитель дум"–говорил о нем А.С. Пушкин.

В связи  с наполеоновскими войнами и  вызреванием национального самосознания для этого периода характерен подъем национально-освободительного движения. Германия, Австрия, Испания боролись против наполеоновской оккупации, Италия – против австрийского ига, Греция – против Турции, в Польше боролись против русского царизма,  Ирландия – против англичан.

  На глазах одного поколения произошли поразительные перемены. Более всех бурлила Франция: бурное пятилетие французской революции, возвышение и падение Робеспьера, наполеоновские походы, первое отречение Наполеона, возвращение его с острова Эльбы ("сто дней") и окончательное поражение под Ватерлоо, мрачное 15-летие режима реставрации, Июльская революция 1860 года, Февральская революция 1848 года в Париже, которая вызвала революционную волну в других странах.

  В Англии в результате промышленного переворота во 2-ой половине XIX в. утвердилось машинное производство и капиталистические отношения. Парламентская реформа 1832 г. расчистила путь буржуазии к государственной

власти. На землях Германии и Австрии власть сохранили феодальные правители. После падения Наполеона они сурово расправились с оппозицией. Но и на немецкой земле паровоз, привезенный из Англии в 1831 году, стал фактором буржуазного прогресса. Революции промышленные, революции политические меняли облик Европы.

  Итак, Великая французская революция (1789-1794) обозначила особый рубеж, отделяющий новую эпоху от века Просвещения. Менялись не только формы государства, социальная структура общества, расстановка классов. Была поколеблена вся система представлений, освещенная веками. Просветители идейно подготовили революцию. Но они не могли предусмотреть всех ее последствий. Не состоялось "царство разума". Революция, провозгласившая свободу  личности, породила буржуазный порядок, дух стяжания и эгоизма. Такова была историческая почва развития художественной культуры, которая выдвинула новое направление – романтизм.

Выдающиеся  представители романтизма

Литература

  Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный   (1801-1815), зрелый (1815-1825) и период последекабристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза. Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и  Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели, устремления, темпераменты. В стихах обоих поэтов еще ощущается властное влияние прошлого – эпохи сентиментализма, но если Жуковский еще глубоко укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым веяниям.

  Белинский справедливо отмечал, что для творчества Жуковского характерны «жалобы на  несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченному счастью, которое Бог знает, в чем состояло». Действительно, в лице Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань сентиментальной  и меланхолической тоске, смутным, едва уловимым сердечным томлением, одним словом, тому сложному комплексу чувств, который в русской критике  получил название «романтизм средних веков».

  Совсем иная атмосфера царит в поэзии Батюшкова: радость бытия, откровенная чувственность, гимн  наслаждению. Жуковского по праву считают ярким представителем русского эстетического гуманизма. Чуждый сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский находился под заметным влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за ними он придавал большое значение эстетической стороне в религии, морали, общественных отношениях. Искусство приобретало у Жуковского религиозный смысл, он стремился увидеть в искусстве «откровение» высших истин, оно было для него «священным». Для немецких романтиков характерно отождествление поэзии и религии. То же самое мы находим и у Жуковского, который писал: «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли». В немецком романтизме ему особенно близким было тяготение ко всему запредельному, к «ночной стороне души», к «невыразимому» в природе и человеке. Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти  нереальны, словно отражения в воде:

     Как слит с прохладою растений фимиам!

     Как сладко в  тишине у брега струй плесканье!

     Как тихо веянье  зефира по водам

     И гибкой ивы  трепетанье!

  Батюшков - фигура во всем противоположная Жуковскому. Это был человек сильных страстей, а его творческая жизнь оборвалась на 35 лет раньше его физического существования: совсем молодым человеком он погрузился в пучину безумия. Он с одинаковой силой и страстью отдавался как радостям, так и печалям: в жизни, как и в ее поэтическом осмыслении, ему - в отличие от Жуковского - была чужда «золотая середина». Хотя его поэзии также свойственны восхваления чистой дружбы, отрады «смиренного уголка», но его идиллия отнюдь не скромна и не тиха, ибо Батюшков не мыслит ее без томной неги страстных наслаждений и опьянения жизнью. Временами поэт так увлечен чувственными радостями, что готов безоглядно отринуть гнетущую мудрость науки:

     Ужели в истинах печальных

     Угрюмых стоиков  и скучных мудрецов,

     Сидящих в платьях  погребальных,

     Между обломков  и гробов,

     Найдем мы жизни  нашей сладость?

     От них, я вижу, радость

     Летит, как бабочка  от терновых кустов.

     Для них нет  прелести и в  прелестях природы,

     Им девы не поют, сплетаясь в хороводы;

     Для них, как  для слепцов,

     Весна без радости  и лето без цветов.

  Сейчас, в конце XX века, мы уже можем классифицировать романтиков прошлого столетия по этому признаку на две группы. Одна и, наверное, наиболее обширная группа - та, которая объединяла в себе “формальных” романтиков. Их трудно заподозрить в неискренности, напротив, они очень точно передают свои чувства.

  Среди них можно выделить Дмитрия Веневитинова (1805-1827) и Александра Полежаева (1804-1838). Эти поэты пользовались романтической формой, считая её наиболее подходящей для достижения своей художественной цели. Так, Д.Веневитинов пишет:

     Я чувствую, во мне горит

     Святое пламя вдохновенья,

     Но к тёмной  цели дух парит...

     .....................................

     Найду ли я утёс  надёжный,

     Где твёрдой обопрусь  ногой?

  Это типичное романтическое стихотворение. В нём использована традиционная романтическая лексика - это и “пламя вдохновенья”, и “парящий дух”. Таким образом, поэт описывает свои чувства. Но не более того. Поэт скован рамками романтизма, его “словесным обликом”. Всё упрощено до каких-то штампов.

  Представителями другой группы романтиков XIX века, безусловно, были А.С.Пушкин и М.Лермонтов. Эти поэты, напротив, романтическую форму наполняли собственным содержанием. Романтический период в жизни А.Пушкина был коротким, поэтому романтических произведений у него немного. «Кавказский пленник» (1820-1821) - одна из наиболее ранних романтических поэм А.С. Пушкина.

Живопись

  Если родоначальницей классицизма была Франция, то “чтобы отыскать корни, романтической школы, – писал один из современников, – нам следует отправиться в Германию. Там родилась она, и там образовали свои вкусы современные итальянские и французские романтики”. Лучшие свои произведения они создали в области портретной и пейзажной живописи.

  Выдающимся портретистом был Отто Рунге (1777—1810). Портреты этого мастера при внешнем спокойствии поражают интенсивной и напряженной внутренней жизнью.

  Образ поэта-романтика увиден Рунге в "Автопортрете". Он внимательно разглядывает себя и видит темноволосого, темноглазого, серьезного, полного энергии, вдумчивого, самоуглубленного и волевого молодого человека. Художник-романтик хочет познать себя. Манера исполнения портрета быстрая и размашистая, будто бы уже в фактуре произведения должна быть передана духовная энергия творца; в темной красочной гамме выступают контрасты светлого и темного. Контрастность – характерный живописный прием мастеров-романтиков. Уловить переменчивую игру настроений человека, заглянуть ему в душу всегда будет пытаться художник романтического склада. И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. В портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием.

  Другой  выдающийся живописец-романтик Германии  Каспар Давид Фридрих (1774—1840) предпочел всем другим жанрам пейзаж и писал на протяжении своей семидесятилетней жизни только картины природы. Основным мотивом творчества Фридриха является идея единства человека и природы. “Прислушайтесь к голосу природы, который говорит внутри нас”, – дает наставление художник своим ученикам. Внутренний мир человека олицетворяет бесконечность Вселенной, поэтому, услышав себя, человек в состоянии постичь и духовные глубины мира.

  Позиция вслушивания определяет основную форму “общения” человека с природой и ее изображения. Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. Правда, очень часто в ландшафтное пространство своих картин Фридрих не позволяет “войти” фигуре, но в тонкой проникновенности образного строя раскинувшихся просторов ощущается присутствие чувства, переживания человека. Субъективизм в изображении пейзажа приходит в искусство только с творчеством романтиков, предвещая лирическое раскрытие природы у мастеров 2-ой пол. XIX в. Исследователи отмечают в работах Фридриха “расширение репертуара” пейзажных мотивов. Автора интересуют море, горы, леса и разнообразные оттенки состояния природы в различное время года и суток. 1811—1812 гг. отмечены созданием серии горных пейзажей как результата путешествия художника в горы. «Утро в горах” живописно представляет новую природную реальность, рождающуюся в лучах восходящего солнца. Розовато-лиловые тона окутывают и лишают их объема и материальной тяжести. Годы сражения с Наполеоном (1812—1813) обращают Фридриха к патриотической тематике. Иллюстрируя, вдохновляясь драмой Клейста, он пишет “Могилу Арминия” – пейзаж с могилами древних германских героев.

  Фридрих был тонким мастером морских пейзажей: “Возрасты”, “Восход луны над морем”,”Гибель “Надежды” во льдах”.

  Последние работы художника – “Отдых на поле”, “Большое болото” и “Воспоминание об Исполиновых горах”, «Исполиновые горы” – череда горных кряжей и камней на переднем затемненном плане. Это, видимо, возвращение к пережитому ощущению победы человека над самим собой, радость вознесения на “вершину мира”, стремление к светлеющим непокоренным высям.

Искусство романтизма во Франции представили Теодор Жерико (“Офицер императорских конных егерей во время атаки”, “Офицер карабинеров”, “Офицер кирасир перед атакой”, “Портрет карабинера”, “Раненый кирасир”)

  Наследником Жерико в его поисках стал Эжен Делакруа (“Данте и Вергилий”, “Резня на острове Хиосе”

  Испанский романтик в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер. Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика.

Его фантасмагории  вышли на свет в офортных сериях “Капричос”(1797—1799),

“Бедствия войны”(1810—1820), “Диспарантес (“Безумства”) (1815—1820), росписях “Дома глухого” и церкви Сан Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798).

Музыка

  Идея  синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Романтизм в музыке сложился в 20-е годы XIX века под влиянием литературы романтизма и развился в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере, песне, инструментальной миниатюре и музыкальной програмности).

  Прогрессивный  смысл Романтизма в этот период заключен главным образом  в деятельности Ференца Листа. Творчество Листа, несмотря на противоречивость мировоззрения, в основе своей было прогрессивным, реалистическим. Один из основоположников и классик венгерской музыки, выдающийся национальный художник . Во многих произведениях Листа получила широкое отражение венгерская национальная тематика. Романтические, виртуозные сочинения Листа расширили технические и выразительные возможности фортепьянной игры (концерты, сонаты).

  Значительными были связи Листа с представителями русской музыки, произведения которых он активно пропагандировал. Лист вместе с тем сыграл большую роль в развитии мирового музыкального искусства. После Листа “для фортепиано стало возможно все”. Характерные черты его музыки - импровизационность, романтическая приподнятость чувств, экспрессивная мелодия. Лист ценится как композитор, исполнитель, музыкальный деятель.     Крупнейшие работы композитора: опера “Дон Санчо или замок любви ”(1825), 13 симфонических поэм “Тассо”, ” Прометей”, “Гамлет” и др., произведения для оркестра, 2 концерта для фортепиано с оркестром, 75 романсов, хоры и др. не менее известные сочинения.

  Одним  из первых проявлений романтизма  в музыке было творчество  Франца

Шуберта (1797- 1828). Шуберт вошел в историю музыки как крупнейший из основоположников музыкального романтизма и создатель ряда новых жанров: романтической симфонии, фортепьянной миниатюры, лирико-романтической песни (романса). Наибольшее значение в его творчестве имеет песня, в которой он проявил особенно много новаторских тенденций. К лучшим песням раннего периода принадлежат “Маргарита за прялкой”(1814) , “Лесной царь”. Обе песни написаны на слова Гете. Не менее известны и любимы песни Шуберта “Форель“, ”Баркаролла“, ”Утренняя серенада”. Написанные в более поздние годы, эти песни отличаются удивительно простой и выразительной мелодией, свежими красками. Шубертом написано также два цикла песен - “Прекрасная мельничиха”(1823), и “Зимний путь”(1872)-на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера.

Немецкий композитор, дирижер, драматург, публицист Рихард Вагнер вошел в историю мировой музыкальной культуры как один из величайших музыкальных творцов и крупнейших реформаторов оперного искусства.

  Руке Вагнера принадлежат 13 опер:

“Летучий голландец”(1843),”Тангейзер”(1845),“Тристан и Изольда”(1865), “Золото Рейна”(1869) и др.; хоры, фортепьянные пьесы, романсы.

В итальянской музыкальной культуре особое место принадлежит Джузеппе Верди – выдающемуся композитору, дирижеру, органисту. Основная область творчества Верди – опера. Он написал 26 опер: “Набукко”, “Макбет”, “Трубадур”, “Травиата”, “Отелло”,

“Аида” и др. , 20 романсов, вокальные ансамбли .

2. Романтизм как метод и направление в художественной культуре был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко найти черты, объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова и Кипренского. Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты. 

 
1.Концепция чувственного человека.  
2.Мир-хаос, познание мира через чувства.  
3.Исключительные герои, которые действуют в исключительных обстоятельствах.  
4.Конфликт между чувствами. Конфликт человека и общества, человека и толпы.  
5.Романтический герой, герой монострасти, идеи...  
6.От романтизма два пути. Первый к реализму, другой к цинизму. 

Эстетика романтизма.

Романтизм (франц. romantisme) – идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII–первой половине XIX вв. –  возник как реакция на Французскую революцию. Это мировоззрение было распространено во многих странах, но классическое выражение оно нашло в немецком романтизме. Ничем не ограниченный субъективизм становится важнейшим принципом романтической эстетики. Романтики требуют уничтожить всякие границы между жанрами. Назначение романтической поэзии состоит не только в том, чтобы заново объединить все обособленные виды поэзии и привести ее к единству с философией и риторикой. Легко догадаться, что идеологами этого направления были литераторы – братья Шлегел, Тик, Новалис.

Романтическая поэзия должна стремиться стереть грань  между искусством и жизнью. Эстетические категории  не отражение жизни, а конструктивные силы самой жизни. Магическая сила творческой субъективности должна упразднить неприглядность действительности. Романтики провозглашают абсолютное господство художника над жизненным материалом. Выдвинутый ими принцип возвышения над жизненным материалом снимает всякую предметность, всякое объективно присущее материалу своеобразие. Всемогущая субъективность – вот главный принцип философии, искусства и жизни. Такое отношение к действительности романтики назвали “романтической иронией”. Но если предположить, что все существует только благодаря “Я” и что все существующее легко может быть уничтожено моим “Я”, то ничто не ценно само по себе, а имеет значение лишь как порождение моего “Я”. Вследствие этого все существующее выступает как простая видимость, к чему и не стоит серьезно относиться.

Романтическое движение в Германии в своем развитии прошло целый ряд этапов. Наиболее ярким теоретиком  стал Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775–1854). Он входил в кружок романтиков и сформулировал основные принципы философии, ставшей обоснованием романтизма. Это учение об интеллектуальной интуиции как единственном способе постижения абсолютного, культе гениальной личности, конструировании как основном методе философствования. Сочинения Шеллинга трудно назвать строго научными: они основаны не на определении понятий, не на логическом развитии мысли, а на интеллектуальной интуиции, на поэтической игре философемами и абстракциями. Это поэзия, перенесенная в сферу философии.

Шеллинг стоит на точке зрения субъективного идеализма, пытаясь осознать понятие природы как мыслительного процесса. Однако он допускает ее самостоятельное бытие и только отмечает, что развивается она по законам, параллельным мыслительному процессу. Чтобы соединить обе разделенные области, он постулировал “абсолютную интеллигенцию”. В этом абсолюте  Шеллинг примиряет противоположности идеального и реального. В конце концов он приходит к выводу, что природа возникает через отпадение или через внутреннее раздвоение абсолютного.

Он хочет согласовать свою философию с христианской религией. Воплощение Христа представляется ему как вечное истечение конечного из абсолюта. Конечная цель христианства, по Шеллингу, – в постепенном слиянии религии, философии и поэзии.

С объективно-идеалистических позиций философ рассматривает и эстетические вопросы. Проблема искусства у него оборачивается проблемой того самого “Я”: как оно может сознавать первоначальную гармонию между объективным и субъективным, т. е. как совершается “самосозерцание духа”. Это самосозерцание духа возможно только в созерцании произведений искусства, являющихся продуктом творческой гениальности. Творческая деятельность свободна и в то же время подчинена принуждению, она сознательна и бессознательна, преднамеренна и импульсивна одновременно. Художники творят безотчетно, удовлетворяя лишь неотступную потребность своей природы. Поэтому художественное произведение содержит всегда больше, чем то, что намеревался сказать художник.

Отсюда  Шеллинг выводит специфику искусства. Она – в “бесконечности бессознательности”. Художник вкладывает в свое произведение, помимо замысла, некую бесконечность, недоступную никакому “конечному рассудку”. Из того же понятия “бесконечности бессознательности” Шеллинг выводит понятие красоты как выраженной в конечной бесконечности. Соразмерность идеального и реального, соответствие особенного своему понятию можно назвать прекрасным.

Шеллинг противопоставляет искусство всем другим видам деятельности, а художественный способ познания – научному. Наука  унего рождается из поэзии, а искусство он называет “извечным и подлинным органоном философии”. Связующим звеном между поэзией и наукой философ считает мифологию. Если красота есть облечение абсолютного в конкретно-чувственную форму, но при этом непосредственный контакт между абсолютом и вещами невозможен, значит, требуется некая промежуточная инстанция. В качестве таковой Шеллинг предлагает идеи, распадаясь на которые, абсолютное становится доступным чувственному созерцанию. Идеи, таким образом, связывают чистое единство абсолюта с конечным многообразием единичных вещей. Они-то, по сути, и являются всеобщим материалом для искусства. Но идеи как объект чувственного созерцания – то же, что боги мифологии. Поэтому Шеллинг отводит такое большое место конструированию мифологии как всеобщей и основной “материи” искусства.

3. Романтическое видение мира в искусстве было подготовлено множеством обстоятельств. Важнейшая его общественно-историческая предпосылка – реакция на  результаты французской буржуазной революции, разочарование в идеалах братства и единения народов, в идеалах всеобщего, всечеловеческого счастья. Рациональные, ясные, логичные и оптимистические установки Просвещения уже не соответствовали атмосфере сумрачности и подавленности, ознаменовавшей собой рубеж XVIII - XIX вв.

Ранее всего романтические веяния возникли в литературных школах Германии (иенская  школа) и Англии в конце XVIII в. В  живописи на рубеже веков романтические  тенденции окрашивают творчество французских  живописцев – Жерико и Делакруа и немецких мастеров – Ф. О. Рунге,   К. Д. Фридриха. В литературе и живописи романтическое направление к середине XIX в. в основном себя исчерпало. В музыке же романтизму была уготована гораздо более продолжительная жизнь.

В 20-х  г. XIX в. романтические установки  начинают складываться в творчестве Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Ф. Шуберта.

30-е  – 50-е гг. – пора творческой  зрелости музыкального романтизма, отмеченная творчеством Р. Шумана, Ф. Шопена, Г. Берлиоза, Ф. Листа.  Наиболее сложным и неоднозначным  был поздний этап развития романтической музыки, связанный с именами Р. Вагнера, И. Брамса, Ф. Листа,      А. Брукнера, Г. Малера и представляющий собой синтез реалистических, классических и романтических черт. 90-е г. стали вершиной романтического музыкального искусства в Финляндии, Норвегии – в творчестве Я. Сибелиуса, и Э. Грига. Исключительно своеобразный облик имел итальянский романтизм, неразрывно связанный с реалистическими установками в творчестве Дж. Верди, Дж. Пуччини, П. Масканьи.

Музыкальный романтизм. 2