Мышление. 7



17

Введение

Человек обладает огромным количеством информации об окружающем его мире, о течении различных процессов, свойствах веществ и предметов. Но помимо понимания сущности предметов и явлений он также осведомлен о закономерных связях между ними. Эти закономерности человек постигает не только с помощью анализаторов – зрения, слуха, осязания, обоняния, но и с помощью мышления, которое открывает возможность глубокого и широкого познания мира. Непосредственное познание определяется как раз органами чувств, а опосредованное это то, которое заключается в восприятии другого предмета или явления, закономерно связанного с первым. Раскрытие, поиск этой связи происходит посредством мышления, мыслительных операций: сравнения, сопоставления, анализа, обобщения, умозаключения.

Таким образом, мышление является способом познания действительности, предметов и явлений в различных сферах жизни, что является важной составляющей человеческого существования. Понимание сущности и процессов мышления необходимо для более глубокого осмысления имеющихся знаний. Это подтверждает актуальность темы данной работы.

Цель написания данной работы заключается в изучении психического процесса – мышления.

Для раскрытия заданной цели необходимо выполнить основные задачи: определить, что означает процесс мышления в психологии, описать виды и процессы мышления.

 

 

 


1.                      Понятие мышления

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения дей­ствительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и да­леко выходит за его пределы [3].

Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера [4].

Таким образом, можно выделить ряд специфических харак­теристик и признаков мышления, к ним относятся:

- обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред­метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме­там и явлениям. Например, мы знаем, что, если поднести зажженную спичку к листу бумаги, то она загорится. У нас есть такая информация скорее всего, потому, что мы имели соб­ственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод. Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоста­вить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод от­носительно других единичных предметов и фактов такого же рода;

- опосредованное по­знание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа кос­венной информации. Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, мож­но выйти на улицу. Однако чаще всего мы поступаем по-другому. Если мы хотим узнать, холодно на улице или тепло, мы пользуемся наружным термометром или слушаем сводку погоды и на основе информации о температурных характеристи­ках внешней среды делаем вывод о том, тепло на улице или холодно;

- мышление всегда связано с решением той или иной задачи.  Процесс мышления начинает наибо­лее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с по­мощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит ви­доизменение и преобразование имеющейся информации;

- неразрывная связь с ре­чью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда ду­маем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у че­ловека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движе­ний голосового аппарата.

Следует отметить, что речь является орудием мышления. Так, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. Можно говорить о том, что процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается словами [3].

Таким образом, можно обозначить функцию мышления как расширение границ познания  путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление дает возможность раскрыть путем умозаключений то, что не может быть тем или иным способом воспринято.

Задача же мышления кроется в раскрытии отношений между предметами, выявлении связей и отделении их от случайных совпадений.

 


2.                      Виды мышления

Как было сказано выше, мышление как собственно психический процесс сам по себе не существует, но он присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие фор­мы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего раз­вития, связаны с мышлением. Мышление – это особого рода деятельность, имею­щая свою структуру и виды [3].

Выделяют два вида мышления: теоретическое и практическое, которые в свою очередь тоже делятся на теоретическое понятийное, теоретическое образное, наглядно-образное и наглядно-действенное. Рассмотрим каждый из этих видов более подробно.

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое понятийное и теоретическое образное – в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

Отличительная особенность следующего вида мышления – наглядно-образного – состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Последний из обозначенных видов мышления это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму. Например, у высококвалифицированных рабочих наглядно-действенное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студента. Наглядно-образное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логическое у посредственного ученого.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу [4].

Кроме этого, мышление делят по степени развернутости во времени на интуитивное и дискурсивное, или аналитическое мышление.
Дискурсивное (аналитическое) мышление – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Обычно используют три критерия для различения дискурсивного и интуитивного мышления:

- временной (время протекания процесса);

- структурный (членение на этапы);

- уровень осознанности (представленность в сознании самого мыслящего).

По степени новизны и оригинальности различают репродуктивное и продуктивное мышление по их функциональному назначению.
Репродуктивное мышление – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное мышление – мышление на основе творческого воображения.

В своей деятельности люди сталкиваются с такими объектами, которые имеют целостно-системный характер. Для ориентации в таких объектах человеку необходимо уметь выделить в них внешнее и внутреннее содержание, их внутреннюю сущность и ее внешние проявления. В этой связи по типу познания выделяют теоретическое и эмпирическое мышление.
Теоретическое мышление – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, является анализ. Анализ целостного системного объекта обнаруживает в нем некоторую простую связь (или отношение), выступающую в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений. Эта исходная связь служит всеобщим или существенным источником становления целостного системного объекта. Задача теоретического мышления состоит в обнаружении этой исходной существенной связи, при последующем ее выделении, т.е. абстрагировании, и, в дальнейшем, сведении к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта, т.е. производство действия обобщения.

Эмпирическое мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления является сравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств, предметов и явлений. Познавательным продуктом осуществления этих действий являются общие представления (или эмпирические понятия) об этих предметах и явлениях. Эмпирическое мышление выполняет весьма важные и необходимые функции в повседневной жизни людей, а также в науках, находящихся на начальных этапах своего развития.

По функциональному назначению различают критическое и творческое мышление.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Противоположны условия их реализации: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей. В практике существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов. Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его эффективности («мозговой штурм») творческое и критическое мышление как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.

Одно из традиционных различий мышления по типам основано на анализе содержания используемых средств мышления – наглядных или вербальных.  В этой связи выделяют наглядное и вербальное мышление.

Наглядное мышление – мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами. В психологии полагают, что наглядный и вербальный виды мышления являются «антагонистами»: носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами [6].

 


3.                      Процессы мышления

Психология изучает процесс мышления индивида, т. е. исследует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль, закономерности протекания мыслительного процесса, который приводит к познавательным результатам.

Мышление как психический процесс совершается в умственных (мыслительных) действиях и операциях.

Умственные действия - это разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, это действия с образами, представлениями и понятиями. Например, действие доказательства, подведение под понятие, классификации и пр.

Умственное действие всегда осознанно, так как осознается его цель. Экспериментально установлено также, что в умственные действия обязательно включены моторные, двигательные компоненты.

Умственные действия состоят из простейших мыслительных операций. Известно конечное число таких операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация. Ведущими являются анализ и синтез. В процессе умственной деятельности мыслительные операции протекают неосознанно, хотя при желании человек может их осознавать.

Дадим определение основным мыслительным операциям.

Анализ – мыслительная операция разделения предметов и явлений на части. Например, чтобы решить любую задачу, надо сначала мысленно разделить ее на две части: что известно и что надо узнать. Изучая растение, мы мысленно выделяем в нем части: корень, ствол, листья и т.д.

Синтез – мыслительная операция объединения частей или свойств предмета в единое целое. Например, когда мы говорим «яблоко», то это слово объединяет все его признаки: фрукт, круглый, определенного цвета, запаха, вкуса и пр.

Сравнение – мыслительная операция сопоставления предметов и явлений между собой, нахождения сходства и различий между ними. Сравнивать объекты следует по одному основанию. Например, сравним ощущение и восприятие. Различия: ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а восприятие – отражение предметов и явлений в целом; сходство: оба психические процессы отражения и действуют в момент воздействия раздражителя на органы чувств.

Обобщение – мыслительная операция объединения предметов и явлений в группы по их общим и существенным признакам. Например, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь, воображение можно объединить в группу познавательных процессов по их существенному признаку: все они служат для познания окружающего мира.

Абстракция (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и одновременном отвлечении от несущественных. Это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Например, когда мы говорим, что пианино, скрипка и флейта – музыкальные инструменты, мы отвлекаемся, абстрагируемся от того, что все они имеют разную форму и размеры (как бы забываем об этом на время).

Конкретизация – мыслительная операция, противоположная абстракции. Это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Например, конкретизировать понятие «психика» - значит назвать конкретный пример психики, положим, мышление, или способности, или мотивы и т.д.

В современной когнитивной психологии обычно выделяют два этапа в процессе мышления: этап создания модели проблемной ситуации и этап оперирования с этой моделью, поиск решения в проблемном пространстве.

При построении модели проблемной ситуации участвуют структуры и схемы знания из долговременной памяти и используются для создания новой модели. Поиск решения в проблемном пространстве идет не по принципу выбора альтернатив, а на основе строго определенного, непрерывного прогнозирования искомого. Наиболее осмысленные варианты, позволяющие отбирать наиболее удачные способы решения, называют «эвристиками». Решение задач завершается получением ответа или формулировкой суждения.

Таким образом, мышление выполняет сложную регулятивную функцию в психике человека, которая включает:

- понимание – раскрытие сущности предметов и явлений, их предназначение, а также связи между ними;

- решение проблем, задач;

- целеобразование – порождение новых целей, программ поведения и деятельности;

- рефлексию – осознание субъектом своих внутренних действий [2].

Вышесказанное подтверждает важность роли мышления в жизни человека. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.


Заключение

В процессе написания работы было выявлено, что мышление – это сложный, непосредственно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового. Оно обладает рядом отличительных признаков: обобщенное отражение действительности, опосредованное познание объективной реальности, неразрывная связь с решением поставленной задачи, связь с речью. Это выделяет мышление, но в то же время оно не может существовать без других познавательных процессов.

Мышление делят по разным критериям на теоретическое и практическое, интуитивное и дискурсивное, репродуктивное и продуктивное, критическое и творческое, наглядное и вербальное. Причем у человека присутствуют все виды мышления, но отдельные из них являются преобладающими.

Также в работе были рассмотрены процессы мышления, основой которых является умственная деятельность человека, то есть действия, выполняемые в умственном плане сознания. Анализ и синтез являются ведущими мыслительными операциями. К основным этапам процесса мышления относят: этап создания модели проблемной ситуации и этап оперирования с этой моделью, поиск решения в проблемном пространстве, описанные в третьей главе данной работы.

Таким образом, мышление играет довольно значимую роль в жизни, как непосредственно конкретного человека, так и общества, являясь способом достижения задач по выявлению общих закономерностей развития и существования предметов и явлений, возможностью ориентироваться в различных конкретных ситуациях.


Список литературы

1.                      Введение в психологию / Под общ. ред. проф.А. В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Ака­демия», 1996. - 496 с.

2.                      Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: учебно-методическое пособие / под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: Ось-89, 2007. -352 с.

3.                      Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил.

4.                      Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е  изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии – 688 с.

5.                      Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1976. 479 с.

6.                      http://website-seo.ru/067511021132.html

 



Мышление. 7