Мышление. 2

Содержание

     Введение

 

     В настоящее время исследования мышления является одной из первостепенных задач  поставленной психологами. Это обусловлено  изначальным постулированием единства сознания и связей между отдельными его связями. Изначально изучение мышления приписывалось больше философам и другим, взаимодействующим, так или иначе, с ней наукам. Мышление стояло в разряде некого идеального, так и материального. Но расставляя границы, психология поставила изучение процесса мышления как материального. Психология стала рассматривать мышление не как проявление духа, а как протекание сначала развернутой деятельности используя систему языка, и лишь затем приобретение определенных свернутых форм, обретая при этом характер внутренних умственных действий.

     Задача  мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.

     Отличие мышления от остальных психических  процессов познания состоит в  том, что оно всегда связано с  активным изменением условий, в которых  находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер.

     Исследованиями  мышления в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики, логики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам мышления, своя система понятий и, соответственно, свои теории мышления. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о мышлении человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии. 

     1 Определение мышления

 

     Бертран Рассел считал: «То, что мы называем мыслями… зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей»1.

     Слово «мышление» происходит от слов «мыслить», «мысль»; -шл- происходит из праславянского -sli̯-. С английского языка слово «thinking», «thought» (мышление) можно перевести на русский и как «думать». Если говорить простым языком, слово «мыслить» используется для обозначения различных многочисленных видов деятельности, связанных с психологией. Часто это слово означает акт осознания чего-либо, в особенности если это что-то находится за пределами непосредственного восприятия. Множество других умственных действий – некоторые из которых сливаются друг с другом – могут быть обозначены этим словом. К примеру, оценивать, воображать, планировать и помнить.

     Применение  понятия мыслительных процессов  к другим объектам и явлениям помимо человека может быть рассмотрено как антропоморфизм, хотя эта позиция оспаривается некоторыми учеными. 

     Понятие мышления используется и изучается  различными науками, поскольку оно  охватывает практически все виды действий и взаимодействий человека. Среди таких наук выделяют биологию, философию, социологию и психологию.

     В самом общем виде в психологии мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.2 Однако в психологии существует множество других определений. Например, мышление можно определить как высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются и сегодня.

     Мышление  — высшая ступень человеческого  познания, процесс отражения в  мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии (с точки зрения физиологии и психологии — это определение вернее).

     Установление  всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств  однородной группы явлений, понимание  сущности конкретного явления как  разновидности определенного класса явлений – такова сущность человеческого  мышления. В определение мышления чаще всего включают следующие признаки:

     1. Психический процесс, который обеспечивает ориентировку субъекта в межпредметных связях и отношениях, путём воздействия предметами друг на друга, путём использования орудийных средств и средств измерения, путём включения в организацию мышления знаков и символов.

     2. Процесс, исходно возникающий на основе практических действий и непосредственно–чувственного познания.

     3. Процесс, по мере своего развития выходящий за пределы практических действий.

     4. Процесс, результатом которого является обобщённое отражение действительности на основе межпредметных связей и отношений.

     5. Процесс, всегда протекающий с опорой на имеющиеся знания.

     6. Исходит из живого созерцания, но не сводится к нему.

     7.  Процесс, связан с практической деятельностью человека.

     Безусловно, все вышеперечисленные признаки связаны между собой. Наиболее четко  же их можно отследить при классификации  видов мышления. 

     2 Классификации видов  мышления

 

     Существует  множество классификаций мышления. Серди них можно выделить следующие.

     Классификация по психическим процессам

     1. Наглядно-действенное. Данная форма мышления связана с манипулированием предметной сферой. Основной задачей вида является восприятие предметов и преобразование их в реальной действительности, правильные действия с данными предметами направленные на решение задачи. Результатом является создание какого-либо материального продукта. При воздействии предметов друг на друга в ходе манипулятивной активности человек опирается на ряд универсальных операций: практического анализа предметов и явлений (познание и использование физических качеств предметов); практического синтеза (при переносе навыков). Такое мышление ограничено индивидуальным сенсомоторным опытом и рамками ситуаций в которых оно формируется и протекает.

     2. Наглядно-образное. Отличительная особенность этого вида мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются)3.

     3. Абстрактно-логическое. Это вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных4.

     Классификация по результатам мышления

     1. Творческое. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

     2. Репродуктивное. Специфику этого типа мышления можно охарактеризовать как поиск и установление связей и отношений между готовыми продуктами мыслительной деятельности, которые фиксированы в знаковой форме. Данный тип предполагает интенсивную мыслительную деятельность. Часто встречается в педагогической практике, когда знаковые формы, фиксирующие содержание и отношение понятий даны и понятны для восприятия, а понимание и логическое сопоставление отсутствует, в следствие различных личностных аспектов непонимания.

     Классификация по уровню психических  процессов

     1. Аналитическое (дискурсивное). Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

     2. Интуитивное. Основано на непосредственных чувственных восприятиях и непосредственном отражении воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

     Богданов  И.В. приводит следующие основания  для классификации мышления по видам5:

     1. Генезис развития. Выделяется наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое мышление.

     Словесно-логическое - это вид мышления опосредованный знаками, из которых непосредственно складываются понятия. Словесно-логическое мышление осуществляется путем умозрительной логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений со звуками, с языковыми звуками, со словами и словосочетаниями, с понятиями, выраженными в языке в виде слов и знаков, и обозначающими данные предметы и объекты. Здесь уместно заметить, что мышление объективно связано не только с воображением, памятью, восприятием, но и с речью, в которой мышление реализуется и с помощью которой оно осуществляется. Направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. При таком виде мышления важно понять разницу, она заключается в том, что человек воспринимает не образ, а буквенное отражение или происходит звуковой контакт (речь); на основе данных видов восприятия человек сопоставляет полученную информацию в образ, либо координирует свои дальнейшие действия для решения задачи.

     2. Характер решаемых задач – теоретическое и практическое.

     Теоретическое – познание законов и правил. Пользуясь этим видом мышления, человек  в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.

     Практическое  – разработка средств к решению, постановка цели, создание плана, схемы  последовательности действий. Материалом, который использует человек при  практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

     Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному  связаны с практикой... Работа практического  мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач..., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей»6.

     3. Степень развернутости – дискурсивное, интуитивное.

     4. Степень новизны и оригинальности  – репродуктивное, творческое.

     5. Средства мышления. Выделяется наглядное мышление и вербальное мышление.

     Наглядное мышление - это мышление на основе образов  и представлений предметов.

     Вербальное  мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

     6. Функции мышления – критическое, творческое. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

     Изложенные  выше классификации мышления могут  быть сформулированы в виде ряда закономерностей  мыслительного процесса.

     - основная функция процессов мышления  – ориентировка субъекта в окружающем мире посредством установления межпредметных связей и отношений, на основе различных средств и способов.

     - процессы установления связей  и отношений протекают на нескольких  взаимосвязанных уровнях основанных  на логических сопоставлениях наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-образного или наглядно-действенного мышления.

     - на каждом уровне мышления  установление межпредметных связей  и отношений реализуется посредством  ряда универсальных взаимосвязанных  обратимых операций: анализа и синтеза; обобщения и конкретизации. Такие операции могут объединяться в функциональные схемы, психологические механизмы, обеспечивающие выполнение мыслительных действий при решении различных задач.  

     3 История изучения

 

     Активные  психологические исследования мышления ведутся начиная с XVII в. В это время и в течение следующего довольно длительного периода истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление.

     Сама  способность к мышлению считалась  врожденной, а мышление, как правило, рассматривалось вне развития. К  числу интеллектуальных способностей в то время относили созерцание (некоторый  аналог современного абстрактного мышления), логические рассуждения и рефлексия (самопознание). Созерцание, кроме того, понималось как умение оперировать образами (в нашей классификации — теоретическое образное мышление), логические рассуждения — как способность рассуждать и делать умозаключения, а рефлексия — как умение заниматься самоанализом. Операциями мышления в свою очередь считались обобщение, анализ, синтез, сравнение и классификация.

     В целом в истории психологии стоит  выделить несколько школ или теорий со своим собственным подходом к  изучению мышления.

     Вюрцбургская  школа

     В начале XX века в центр своих интересов  поставила мышление Вюрцбургская школа  психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Гуссерля и отвержении ассоцианизма7.

     Представители вюрцбургской школы, положившие наряду с А. Бине во Франции начало систематическому изучению психологии мышления, прежде всего выдвинули положение, что мышление имеет свое специфическое содержание, несводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия.

     В противовес субъективизму ассоциативной  психологии, для которой мыслительный процесс сводится к простой ассоциации субъективных представлений, вюрцбургская школа, опираясь на идущее от Ф. Брентано и Э. Гуссерля понятие интенции, выдвинула  положение о предметной направленности мысли и подчеркнула роль предмета в мыслительном процессе.

     Представители вюрцбургской школы подчеркнули  упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе.

     За  время своего существования вюрцбургская школа проделала значительную эволюцию. Начав с утверждений о безобразном характере мышления (О. Кюльпе, X. Дж. Уатт, К. Бюлер в ранних своих работах), представители вюрцбургской школы (тот же К. Бюлер в позднейших своих работах, О. Зельц) затем выявили и даже специально подчеркнули роль наглядных компонентов в процессе мышления. Однако наглядность была при этом насквозь интеллектуализована, наглядные представления были превращены в лишенные самостоятельной чувственной основы пластичные орудия мышления; таким образом, принцип интеллектуализации реализовался в новых формах. Аналогичная эволюция произошла и во взглядах вюрцбургской школы на взаимоотношение мышления и речи. Вначале (у О. Кюльпе, например) мышление рассматривалось вовне, будучи уже готовым, независимым от нее. Затем мышление и образование понятий (Н. Ах) было превращено в результате введения формально понимаемого речевого знака в решение задачи. Эта последняя позиция, превращающая бессмысленный знак в демиурга мышления, была при всей ее видимой противоположности по существу лишь оборотной стороной все той же первоначальной позиции, разрывающей мышление и речь.

     Гештальтпсихология

     Кристиан  фон Эренфельс (1859—1932), один из предшественников Гештальта, еще в начале прошлого века подчеркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. «Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт»8

     Представители этого психологического направления  исходят из идей подчиненности психических  процессов принципу образования  целостных форм. Они понимают мышление в основном как непосредственное усматривание искомого решения. Они одними из первых начали систематические исследования процесса решения задач. Эдвард Ли Торндайк, изучая поведение голодных кошек, которым для получения пищи необходимо было выбраться из клетки, нажав на определенную педаль или потянув за петлю, сделал вывод о том, что их научение происходит медленно из-за доступности им лишь метода проб и ошибок. Однако позднее Вольфганг Келер доказал, что животные способнее в деле решения задач. Изучая мышление подопытных обезьян, он обнаружил явление, получившее название «инсайт» (догадка, озарение). Наличие у животных и у человека инсайта означало, что в результате переструктурирования задачи мыслящему субъекту открываются в ней новые отношения и свойства. Своими научными экспериментами гештальтпсихологи продемонстрировали различия между продуктивным (при котором задача реструктурируется и может быть решена по-новому) и репродуктивным (при котором решение новой задачи основывается на прошлом опыте) мышлением. Работами гештальтпсихологов (Келер, Майер, Меткаф) было доказано, что концепция инсайта имеет определенную научную ценность. Они доказали также, что прошлый опыт не всегда положительно сказывается на решении задач; более того, процесс нахождения решения зачастую не может быть выведен из опыта поведения и научения, из прежде накопленных ассоциаций; он является «автохтонным», самопорождающимся процессом. 

     Ассоциативная

     Мышление  в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось  к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта (Гартли, Пристли). Активность мышления, его творческий характер были основной проблемой, которую (как и избирательность восприятия и памяти) не смогла решить данная теория. Поэтому ее сторонникам не оставалось ничего другого, как объявить умственные творческие способности априорными, не зависящими от ассоциаций с врожденными способностями разума. Таким образом, представители ассоциативной теории рассматривали мышление как связь (ассоциации) идей.

     Функционализм

     Как школа или система психологии, функционализм восходит к эволюционной теории Дарвина и к психологии Уильяма Джемса. Джемс особо подчеркивал роль психологической адаптации и приспособляемости. Иногда разум помогает телу выжить. Когда требуется логическое мышление и нужно решить какую-то проблему, разум играет первостепенную роль и способствует выживанию. Однако разум имеет свое место в механизме мозга и его действия, хотя бы отчасти, направлены на то, чтобы облегчить удовлетворение телесных потребностей. В других ситуациях, как в случае образования привычки, ею управляют оставленные в мозге следы, освобождая разум для более полезных дел.

     Вторым  аспектом психологии Джемса, оказавшим влияние на функционализм, является ее прагматизм. Ценность идей определяется их полезностью. Прагматизм, сторонником которого был Джемс, был взят на вооружение и Джоном Дьюи, первым функционалистом, применившим его для решения социальных проблем и проблем образования.

     Джон  Дьюи считал, что мышление возникает тогда, когда человек обнаруживает несоответствие между своими ожиданиями и реальными событиями. Эта теория носит название конфликтной теории. Только в случае охарактеризованного выше конфликта, по мнению Дьюи, в процесс разрешения возникшей проблемы включается мышление. Если конфликта нет — действия человека являются автоматическими и процесс мышления в них не включен.

     Психоаналитический  подход

     С точки зрения психоанализа мышление человека, выступающее атрибутом  сознания («Я»), находится под прицелом разнонаправленных влияний: бессознательного («оно») и актуальных требований культуры, в которой живет человек («сверх-Я»). Эти обстоятельства диктуют мышлению совершенно определенную функцию. Мышление в этом случае должно выступить процессом, направленным на то, чтобы найти способ реализации бессознательных стремлений с учетом конкретной социокультурной ситуации.

     Зигмунд Фрейд считал9, что причиной появления мышления выступила необходимость удовлетворения биологических потребностей: когда в мозгу человека появлялся образ объектов, которые могут удовлетворить возникшую у него потребность, например в пище, мышление проявляло себя нахождением способов претворения внутреннего образа в действительность. Другими словами, мышление выступало механизмом управления действиями, необходимыми для достижения цели.

     Когнитивная

     Работы  Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению нового направления, появившегося уже в 60-х годах XX в., - когнитивной  психологии. Труды Пиаже, посвященные  целостному характеру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли отражение во многих трудах этой школы. Брунер же не только подал новые идеи, но и принимал непосредственное участие в изучении некоторых вопросов совместно со своими коллегами, принадлежавшими к новому направлению.10

     Жан Пиаже рассуждал следующим образом: возникновение мышления обусловлено биологическими процессами адаптации к окружающей среде. Ребенок в процессе своего развития совершенствует свое понимание окружающего мира, формирует схемы (внутренние представления). Это позволяет ему выстраивать свое поведение подходящим для адаптации к окружающей среде способом и на этой основе формировать будущие действия в новых ситуациях. По мере накопления опыта эти схемы совершенствуются двумя возможными способами. Это ассимиляция (упорядочивание внешних впечатлений и событий в субъективную систему связей) или аккомодация (преобразование и настройка субъективных схем под влиянием внешних событий). Пиаже выделил следующие возрастные этапы когнитивного развития:

     • стадия сенсомоторного интеллекта: 0—2 года — в этот период у ребенка формируется способность сохранения в памяти образов тех предметов, с которыми он взаимодействовал. Это сенсомоторный период развития. Он характеризуется в основном становлением и развитием чувствительных и двигательных структур. Ребенок активно слушает, пробует на вкус, нюхает, трогает, бросает различные предметы и, таким образом, к концу периода усваивает достаточно информации, чтобы иметь возможность приступить к символической деятельности;

     • стадия предоперационного мышления: 2—7 лет — это возраст вхождения ребенка в социокультурное пространство, он осваивает язык, формирует и усваивает понятия, их смысл и значение. Так и развивается символическое мышление: с помощью жестов, понятий и языка;

     • стадия конкретных операций с предметами: 7—11 лет — у ребенка формируется способность внутренне осуществлять те операции, которые он до этого проделывал внешним образом. Такое мышление уже позволяет ребенку осуществлять сравнение, классификацию, систематизацию, но только на конкретном материале.

     • стадия формальных операций: 11 — 14 лет  — формируется способность мыслить  отвлеченно, абстрактно, математически, логически. Большую роль в мышлении начинают играть гипотезы и дедуктивные  заключения. Это высший уровень мышления.

Мышление. 2