Мышление

Б.М. Теплов. Практическое мышление  
Добавлено
Psychology OnLine.Net

В психологии вопросы  мышления ставились обычно очень  абстрактно. Происходило это отчасти  потому, что при исследовании мышления имелись в виду лишь те задачи и  те мыслительные операции, которые  возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности. Большинство  психологов - сознательно или бессознательно - принимало за единственный образец  умственной работы работу ученого, философа, вообще "теоретика". Между тем  в жизни мыслят не только "теоретики". В работе любого организатора, администратора, производственника, хозяйственника и  так далее ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительной деятельности. Исследование "практического  мышления", казалось бы, должно представлять для психологии не меньшую важность и не меньший интерес, чем исследование "мышления теоретического". 

Неверно будет  сказать, что в психологии вовсе  не ставилась проблема "практического  интеллекта". Она ставилась часто, но в другом плане. Говоря о "практическом интеллекте", разумели некий совсем особый интеллект, работающий иными  механизмами, чем те. которыми пользуется обычное теоретическое мышление. Проблема практического интеллекта сужалась до вопроса о так называемом наглядно-действенном, или сенсомоторном  мышлении. Под этим разумелось мышление, которое, во-первых, неотрывно от восприятия оперирует лишь непосредственно  воспринимаемыми вещами и теми связями  вещей, которые даны в восприятии, и, во-вторых, неотрывно от прямого  манипулирования с вещами, неотрывно  от действия в моторном, физическом смысле этого слова. В такого рода мышлении человек решает задачу, глядя  на вещи и оперируя с ними. Понятие  наглядно-действенного мышления —  очень важное понятие. Крупнейшим приобретением  материалистической психологии является установление того факта, что и в  филогенезе, и в онтогенезе генетически  первой ступенью мышления может быть только наглядно-действенное мышление. "Интеллектуальная деятельность формируется  сначала в плане действия; она  опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных  целенаправленных предметных действиях. Можно сказать, что у ребенка  на этой ступени (имеются в виду первые годы жизни. — Б. Т.) лишь наглядно-действенное мышление или сенсомопюрный интеллект" (Рубинштейн, 1940). 

Очевидно, однако, что понятие сенсомоторного интеллекта не имеет прямого отношения к  тому вопросу, с которого мы начали, к вопросу об особенностях практического  мышления. Человек, занятый организационной  работой, решает стоящие перед ним  задачи, опираясь вовсе не на непосредственное восприятие вещей и прямое манипулирование  с ними. Самые объекты его умственной деятельности — взаимоотношения  групп людей, занятых в каком-либо производстве, способы руководства  этими группами и установления связи  между ними и т. п. — таковы, что  они едва ли поддаются непосредственному  восприятию и уж во всяком случае не поддаются физическому, моторному  оперированию с ними. Скорее уж можно  предположить сенсомоторный интеллект  у ученого-экспериментатора в области, например, физики или химии, чем у  практика-администратора. Участие в  мышлении восприятия и движения различно в разных конкретных видах деятельности, но степень участия никак не является признаком, отличающим практическое мышление от теоретического. 

Отличие между  этими двумя типами мышления нельзя искать в различиях самих механизмов мышления, в том, что тут действуют "два разных интеллекта". Интеллект  у человека один, и едины основные механизмы мышления, но различны формы  мыслительной деятельности, поскольку  различны задачи, стоящие в том  и другом случае перед умом человека. Именно в этом смысле можно и должно говорить в психологии о практическом и теоретическом уме. 

Различие между  теоретическим и практическим мышлением  заключается в том, что они  по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое — нет, а в том, что характер этой связи различен. 

Работа практического  мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осуществить план сражения и т. п., тогда как работа теоретического мышления направлена в  основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике ~ таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности", — писал Ленин (Полн. собр. соч. Т.29. С.152-153). И в другом месте: "Движение познания к объекту всегда может идти лишь диалектически: отойти, чтобы вернее попасть — ...отступить, чтобы лучше прыгнуть (познать?)" (Поли. собр. соч. Т. 29. С. 252). 

Работа теоретического ума сосредоточена преимущественно  на первой части целостного пути познания; на переходе от живого созерцания к  абстрактному мышлению, на (временном!) отходе — отступлении от практики. Работа практического ума сосредоточена  главным образом на второй части  этого пути познания: на переходе от абстрактного мышления к практике, на том самом "верном попадании", прыжке к практике, для которого и производится теоретический отход. 

И теоретическое, и практическое мышление связано  с практикой, но во втором случае связь  эта имеет более непосредственный характер. Работа практического ума  непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как  работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих  конечных результатах. Отсюда та своеобразная "ответственность", которая присуща  практическому мышлению. Теоретический  ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет  ответствен- 

Это убеждение  глубоко ошибочно. Если различие между  практическим и теоретическим умами  понимать так, как это сделано  выше, то нет ни малейшего основания  считать работу практического ума  более простой и элементарной, чем работу ума теоретического. Да и фактически высшие проявления человеческого  ума мы наблюдаем в одинаковой мере и у великих "практиков", и у великих "теоретиков". Ум Петра Первого ничем не ниже, не проще и не элементарнее, чем ум Ломоносова. 

Мало того. Если уж устанавливать градации деятельностей  по трудности и сложности требований, предъявляемых ими к уму, то придется признать, что с точки зрения многообразия, а иногда и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, а также  жесткости условий, в которых  протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы  практической деятельности. Умственная работа ученого, строго говоря, проще, яснее, спокойнее (это не значит обязательно "легче"), чем умственная работа политического деятеля или полководца. Но, конечно, установление такого рода градаций — дело в значительной мере искусственное. Главное не в  них, а в том, чтобы полностью  осознать психологическое своеобразие  и огромную сложность и важность проблемы практического мышления. 

Вопрос о практическом уме только еще ставится в психологии, и путь к его разрешению лежит  через деятельное изучение особенностей умственной работы человека в различных  конкретных областях практической деятельности. ность в самом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может  выдвигать разного рода рабочие  гипотезы, испытывать их иногда в течение  очень длительного срока, отбрасывать  те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т. д. Возможности  пользоваться гипотезами у практика несравненно более ограничены, так  как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и — что  особенно важно — практический работник далеко не всегда имеет время для  такого рода проверок. Жесткие условия  времени — одна из самых характерных  особенностей работы практического  ума. 

Сказанного уже  достаточно, чтобы поставить под  сомнение одно очень распространенное убеждение, а именно убеждение в  том, что наиболее высокие требования к уму предъявляют теоретические  деятельности: наука, философия, искусство. Кант в свое время утверждал, что  гений возможен только в искусстве. Гегель видел в занятии философией высшую ступень деятельности разума. Психологи начала XX в. наиболее высоким  проявлением умственной деятельности считали, как правило, работу ученого. Во всех этих случаях теоретический  ум рассматривался как высшая возможная  форма проявления интеллекта. Практический же ум, даже на самых высоких его  ступенях, — ум политика, государственного деятеля, полководца — расценивался с этой точки зрения как более  элементарная, более легкая, как  бы менее квалифицированная форма  интеллектуальной деятельности 
 
 
 
 

Виды  и процессы мышления. Развитие мышления в  персоногенезе.

Мышление — это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. В своем становлении оно проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийная — это начальный этап развития мышления у ребенка, когда последнее имеет иную, чем у взрослых, организацию. Суждения детей — единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений — по сходству или по аналогии, поскольку на этой стадии главную роль в мышлении играет память. Самая ранняя форма доказательства — пример. Учитывая такую особенность мышления ребенка, когда его убеждают или что-то ему объясняют, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами. 

Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Соответственно ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не способен правильно  понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки  зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие  особенности детской логики, как:

♦ нечувствительность к противоречиям;

♦ синкретизм (тенденция связывать все со всем);

♦ трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее);

♦ отсутствие представления о сохранении количества. 

При нормальном развитии ребенка мышление допонятийное, компонентами которого служат конкретные образы, сменяется понятийным (абстрактным), для которого характерны понятия  и формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий. Первый — ребенку 2-3 года. При просьбе  положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, он складывает вместе любые, считая, что те, которые  положены рядом, и есть подходящие, — таков синкретизм детского мышления.

Второй этап отличается тем, что дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет  может быть похож только на один из первой пары — возникает цепочка  попарного сходства. Третий этап наступает  в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не способны осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И  наконец, у подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия  сформированы на базе житейского опыта  и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются  на 5-й стадии, в юношеском возрасте, когда использование теоретических  положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. 

Итак, мышление развивается от конкретных образов  к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и  предметах.

Выделяют разные виды мышления. 

Наглядно-действенное  мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. 

Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная его особенность — составление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного здесь ситуация преобразуется лишь в плане образа. 

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения.

Различают также  теоретическое и практическое, интуитивное  и аналитическое, реалистическое и  аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. 

Теоретическое и практическое мышление разнятся по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое — это познание законов, правил. Примером его служит открытие периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева. Основная задача практического мышления — подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных его особенностей заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Практическое мышление предоставляет весьма ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает его подчас более сложным, чем теоретическое. Последнее же иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь критерием является характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае — это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения. 

Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительность). Иногда применяют термин эгоцентрическое мышление, оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.

Необходимо также  вычленять непроизвольные и произвольные мыслительные процессы: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач. 

Выделяют следующие  стадии решения проблемы:

♦ подготовка;

♦ созревание решения;

♦ вдохновение;

♦ проверка найденного решения.

Структуру мыслительного  процесса решения проблемы можно  представить так:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы («что дано», «что требуется найти», каковы недостающие или избыточные данные и т. д.).

3. Поиск решения.

4. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).

5. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

6. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

7. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление):

♦ на основе углубленных  логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез,

классификация, умозаключение и т. п.);

♦ на основе использования  аналогий;

♦ на основе использования  эвристических приемов;

на основе использования  эмпирического метода проб и ошибок. В случае неудачи:

1. Отчаяние, переключение на другую деятельность, «период инкубационного отдыха» — «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). «Озарению» способствуют следующие факторы:

а) высокая увлеченность проблемой;

б) вера в успех, в возможность решить проблему;

в) высокая информированность о проблеме, накопленный опыт;

г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

2. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

3. Реализация решения.

4. Проверка найденного решения.

5. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). 

Мыслительная  деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, ей присущи сложные  переходы и взаимодействия этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий  предварительно поставленной цели. Если же он не был предусмотрен, то оказывается  по отношению к такой цели побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного  в более конкретном виде и выступает  как проблема взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Второй также  отражается субъектом, и это отражение  может участвовать в последующей  регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, сознательно. Побочный продукт «складывается  под влиянием тех конкретных свойств  вещей и явлений, которые включены в действие, но не являются существенными  с точки зрения цели. 

Выделяют основные мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др.

► Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта  на составляющие его части или  характеристики.

Сравнение —  мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между  объектами.

► Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

► Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

► Абстрагирование (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Основными формами  логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. 

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными. 

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Индивидуальные  различия в мыслительной деятельности людей связаны с такими качествами мышления, как широта, глубина и  самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума. 

Широта  мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным ей, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением  человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли  выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом  приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при  изменении обстановки. 

Быстрота  ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение,

Торопливость  ума проявляется в том, что  человек, не продумав всесторонне вопрос, выхватывает какую-либо одну его  сторону, спешит вынести решение, высказывает  недостаточно продуманные ответы и  суждения.

Определенная  замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом  нервной системы — малой ее подвижностью, «Скорость умственных процессов есть фундаментальный  базис интеллектуальных различий между  людьми» (Г. Айзенк). 

Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

К индивидуальным особенностям относится предпочтение человеком наглядно-действенного, наглядно-образного  или абстрактно-логического вида мышления. 

Рис. 3.25. Составляющие продуктивности ума 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности практического мышления. Теплов. "Ум полководца".

Вопросы мышления в психологии ставились абстрактно (образ теоретика). В жизни - практическое мышление.

Раньше проблема практического интеллекта сужалась до вопроса о наглядно-действенном  или сенсомоторном мышлении (решение  задачи - глядя на вещи или оперируя ими). Наглядно-действенное мышление - первая ступень мышления в фило- и онтогенезе. Но оно не имеет  прямого отношения к вопросу  об организации практического мышления. Объекты умственной деятельности человека, занятого умственной работой, едва ли поддаются непосредственному восприятию. Отличия между теоретического и  практического мышлением нельзя искать в различиях самих механизмов мышления, в "двух разных интеллектах". Интеллект - один. Различия теоретического и практического мышления - по-разному  связаны с практикой (не то, что  одно связано, другое - нет). Связаны  оба, но связь - различна (ее характер). Работа практического мышления направлена на разрешение частных, конкретных задач. Теоретическое мышление - нахождение теоретических общих закономерностей (тактика). Теоретический ум - от созерцания к абстракции, практический ум - от абстракции к практике. В практическом мышлении связь с практикой имеет более  непосредственный характер. У практического  мышления - своеобразная ответственность (теоретики - выдвигают гипотезы, практики - находятся в более жестких  рамках). Теплов ставит под сомнение убеждение, бытующее от Гегеля до Канта  и психологии начала 20 века - что  теоретический ум - высшая возможная  форма проявления интеллекта. Все  градации условны, но важно осознать огромную сложность и важность проблемы практического мышления. Проблема, поставленная Аристотелем в учении "о практическом уме". Практический ум направлен на частное, на деятельность, поэтому должен иметь оба вида знания, т.е. знания общего и частного (это сложнее).

Вопрос о практическом уме разрешен только через детальное  изучение особенностей умственной работы человека в различных областях практической деятельности. "Ум полководца" - один из характерных примеров практического  ума. В последние годы проблема практического  ума затрагивалась лишь эпизодически. Так обстояло дело вплоть до 20 гг. 20 века, когда термины "практическое мышление" и "практический интеллект" стали обычными на страницах психологических  исследований. Под этими терминами, однако, понимали вовсе не работу ума  в условиях практической деятельности, а только вопрос о так называемом наглядно-действенном или сенсомоторном  мышлении. Смешение практического ума  с наглядно-действенным мышлением  в сильной мере способствовало укреплению такого взгляда на практический ум, как на более низкую, элементарную функцию умственной деятельности. Более  глубокая постановка о практическом уме наметилась в советской психологии (Рубинштейн "Основы общей психологии"). Мыслительные операции, непосредственно  включенные в ход практического  действенного разрешения задачи, выдвигают  специфические требования, отличные от требований, предъявляемых при  обобщенном теоретическом мышлении.

Эти мыслительные операции требуют:

  1. более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям
  2. предполагают умение использовать для решения задачи то особенное и единичное в организации процесса, что не входит в теоретическое обобщение
  3. требуют умения переходить от размышления к действию и обратно.

Это лишь ряд  особенностей, характерных для практического  ума, но перечень этот не полный.

Принято считать: полководец должен иметь ум и волю как сложных комплекс свойств - сила характера, мужество, решительность, энергия, упорство и т.д. Наполеон уточнил: между  умом и волей должно быть соответствие, они должны быть равны (формула квадрата). Дарование полководца - квадрат, где  основание - воля, высота - ум.Обычное  понимание проблемы "ум и воля полководца" имеет в основе чрезвычайно  важную ошибку. Ум и воля рассматриваются  как две разные способности, как  две "части души" (у греков).

Первым предложившим деление всех психических способностей на два класса был Аристотель (познавательные способности и способности чувствовать, желать...). Он родоначальник противопоставления уса и воли. Но психология прошла мимо одного из важнейших понятий  аристотелевского учения о душе, того понятия, в котором осуществляется единство воли и ума, это понятие - практический ум. Практический ум - есть способность к деятельности, направленной на человеческое благо и осуществляющейся на основе разума. Ума полководца - одна из конкретных форм практического ума (двигателем волевого действия является ум и стремление). Обе способности - ум и стремление - обусловливают  движение. Ум полководца нельзя понимать как интеллект, он есть единство интеллектуальных и волевых моментов (способность  разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно найти правильное решение называется - интуицией). Психологическая  природа интуиции полководца теснейшим  образом связана с высоким  развитием пространственных представлений  и пространственного мышления. Для  этого нужно: накопление большого количества знаний, своеобразной готовности этих знаний, выработанного упражнением  умения решать новые, неожиданные задачи.

Мышление