Мышление. 6

Содержание:

  1. Введение.
  2. Мышление как процесс, функции мышления. Виды мышления: рассудочно-эмпирическое, интуитивное и аналитическое, продуктивное и репродуктивное, практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
  3. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
  4. Творческое мышление. Этапы творческого мышления. Воображение и его виды.
  5. Заключение
  6. Литература.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Проблема  мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем  разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась  борьба между материализмом и  идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего  к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к  утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому  в течение долгого времени  процессы продуктивного мышления и  не были предметом специального исследования.

Противоположную позицию занимала идеалистическая  философия, которая видела в мышлении особые формы активности человеческого  духа, не сводимые ни к каким, более  элементарным, процессам. В наше время  положение о том, что мышление следует рассматривать как проявление особой «символической» активности духа, стало основой философии  неокантианцев и проявилось в  работах крупных философов-идеалистов. Идеалистический подход к мышлению как особой форме психической  деятельности лег в основу школы, которая впервые в психологии сделала его предметом специального экспериментального исследования. Эта  школа получила название Вюрцбургской школы, объединив группу немецких психологов начала ХХ в. (О.Кюльпе, А.Мессер, К.Бюлер, Н.Ах), считавших, что мышление является особой, далее не разложимой функцией сознания.

В результате экспериментального исследования психологи  этой школы пришли к выводу, что  мышление не опирается на какие-либо образы, не осуществляется с помощью  речи и составляет особые «логические  переживания» которые направляются соответствующими «установками» или  «интенциями» и осуществляются как  специальные психологические «акты». Выделяя мышление как особый вид  психических процессов, Вюрцбургская школа, однако, отделила его как от чувственной основы, так и от речевых механизмов, иначе говоря, представила мышление как особую форму активности духа, подходя к последней позиции крайнего идеализма.

Проблема  научного подхода к мышлению оказалась, таким образом, нерешенной, и психологическая  наука встала перед вопросом материалистического  объяснения процессов мышления. 

  1. Мышление  как процесс, функции  мышления. Виды мышления: рассудочно-эмпирическое, интуитивное и  аналитическое, продуктивное и репродуктивное, практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Мышление  – это психический процесс, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее связях и отношениях.

    Мышление  является предметом комплексных, междисциплинарных  исследований. В философии изучается  соотношение материи и мышления, возможности и пути познания мира с помощью мышления. Основные формы  мышления рассматриваются формальной логикой.

    Социологический аспект исследований мышления характеризуется анализом процесса его исторического развития в зависимости от социальной структуры различных обществ.

    Физиология  изучает мозговые механизмы, с помощью  которых реализуются акты мышления.

      Психология рассматривает мышление  как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для  субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности.

    Мышление  является высшим познавательным процессом. Оно расширяет возможности человека в его стремлении к познанию. Мышление существенно отличается от других психических процессов.

    На  практике мышление как отдельный  психический процесс не существует. Оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в  восприятии, внимании, воображении, памяти и развивает их работу.

    Высшие  формы этих процессов обязательно  связаны с мышлением, и степень  его участия в них определяет их уровень развития. Мышление преимущественно  выполняет функцию отражения, хотя присутствует и функция регулирования.

    Мышление  тесным образом связано с действием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выделяют  следующие виды мышления: 

В И Д Ы   М Ы Ш Л Е Н И Я
                 
ПРАКТИЧЕСКИ-ДЕЙСТВЕННОЕ   СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ:
  • продуктивное
  • реалистическое
  • репродуктивное
  • рассудочно-эмпирическое
  • интуитивное
  • аутистическое
  • аналитическое
  НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ
 

Практически-действенное  мышление характеризуется тем, что  здесь мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Практически-действенное мышление является и исторически и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, когда умственная деятельность не выделилась еще из предметно-практической деятельности. С этого вида начинается развитие мышления и в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом. 

Этот вид мышления оказывается необходимым и незаменимым  во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение  мыслительной задачи непосредственно  в процессе практической деятельности. 

Практически-действенное  мышление применяется и оказывается  наиболее целесообразным и при решении  несравнимо более сложных задач. 

Значение практически-действенного мышления определяется тем большим  весом, который имеет практическая деятельность людей, тем, что многие задачи в процессе этой деятельности могут быть решены продуктивнее и  экономичнее в процессе практически-действенного мышления. 

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что  здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех  случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится  обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение наглядно-образного  мышления в том, что оно позволяет  человеку более многогранно и  разнообразно отражать объективную  действительность.

Развитие наглядно-образного  мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие  оперирования образами различной степени  обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.

Особенностью  словесно-логического мышления является то, что задача здесь решается в  словесной (вербальной) форме. Используя  словесную форму, человек оперирует  наиболее отвлеченными понятиями. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать  наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления, человеку удается наиболее обобщенно  решать мыслительные задачи. В этом главное достоинство, но и возможные  недостатки данного вида мышления.

По самой своей  сути всякое мышление всегда является творческим, продуктивным в большей  или меньшей степени. Любое мышление есть искание и открытие нового, самостоятельное движение к новым  обобщениям. Наиболее важная особенность  мыслительного акта состоит первым делом в том, что открываемое  в процессе мышления новое является таковым по отношению к исходным стадиям процесса.

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь  поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между  ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и  в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых  знаний.

В зависимости  от степени новизны продукта, получаемого  на основе мышления, его делят на продуктивное и репродуктивное.

Продуктивное  мышление характеризуется высокой  новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Продуктивное мышление учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия.

Репродуктивное  мышление характеризуется меньшей  продуктивностью, но оно играет важную роль. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой школьнику структуры. Оно обеспечивает понимание нового материала, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования. Возможности репродуктивного мышления определяются наличием исходного минимума знаний.

Главным признаком  продуктивных умственных актов является возможность получения новых  знаний в самом процессе, т. е. спонтанно, а не путем заимствования извне.  

Среди различных типов мышления в психологии, по способу деятельности, выделяют рассудочно – эмпирическое.           

 В  ходе эмпирического мышления (ЭМ) познаваемый объект отражается со стороны его внешних связей и свойств. Это означает , что человек в процессе познания ориентируется на условия, случайные для существования объекта, и на то содержание в последнeм, которое прямо доступно восприятию и наблюдению. Результатом эмпирического мышления выступает знание непосредственного. В таком знании отражаются сходные черты познаваемых объектов, то есть это знание формально общего. 

          Эмпирическое мышление вполне достаточно там, где нужно выделять классы предметов по сходным чертам. Это позволяет охарактеризовать его как рассудочную мыслительную деятельность. Мысля на рассудочном уровне, человек выделяет в предметах лишь абстрактно-общее содержание, то есть то, что в них совпадает, повторяется.      

 Таким  образом, основными чертами  эмпирического мышления являются его направленность на чувственно воспринимаемые свойства и связи познаваемых объектов, формальный характер обобщения этих объектов (выделение любого общего их свойства), рассудочность, как оперирование готовыми определениями, общими представлениями. Эти черты обеспечивают решение главной задачи эмпирического мышления – классифицировать и упорядочивать познаваемые объекты .

Интуитивное и аналитическое  мышление.
Слово <интуиция> используется часто в  двух различных значениях, В одних  случаях говорят, что человек  думает интуитивно, когда, работая долго  над какой-то проблемой, он вдруг  неожиданно находит решение, которое он еще формально не проверил. В других случаях говорят, что данный человек обладает хорошей интуицией, если он может быстро делать очень удачные предположения о том, какой из нескольких подходов к решению задачи окажется эффективным.

Аналитическое мышление характерно тем, что его  отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о  них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так  и составляющие их операции. Аналитическое  мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного  дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем  отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом  восприятии всей проблемы сразу. Человек  в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или  ошибочным, мало или вовсе не осознавая  тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Как правило интуитивное мышление основывается на знакомстве с основными знаниями в данной области и с их структурой, и это дает ему возможность осуществляться в виде скачков, быстрых переходов, с пропуском отдельных звеньев. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и  аналитическое мышления взаимно  дополняют друг друга. Посредством  интуитивного мышления человек часто  может решить такие задачи, которые  он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Интуиция означает акт схватывания структуры задачи или ситуации без опоры на развернутые аналитические средства. Однако правильность или ошибочность интуиции устанавливается в конечном счете не самой интуицией, а методом проверки. Но именно интуиция позволяет быстро выдвинуть гипотезу или выделить существенные особенности понятий до того, как становится известной их ценность.

Использование аналогий, различных эвристических  приемов решения задач, не гарантирующих  правильности решения, содействует  развитию интуитивного мышления.

Воспитание интуитивного мышления требует права учеников и учителя на ошибки с готовностью  честно их признавать, уверенности, что <честные> ошибки не наказуемы.

Словесно-логическое мышление

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.  

2. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,  абстракция, обобщение,  конкретизация. Формы  мышления: понятие,  суждение, умозаключение.

Мыслительные  операции

Мышление как  процесс состоит в познании явлений  внешнего мира путем анализа и  синтеза, сравнения и обобщения, абстракции и конкретизации с  последующим переходом к образованию  понятий.

Основные  мыслительные операции:

  1. Анализ - процесс расчленения предмета или явления на составные части. В основе анализа лежит наше стремление познать предмет глубже посредством изучения каждой его части в отдельности. Если конкретный анализ обычно преследует цель фактического разделения частей, то отвлеченный анализ - это уже стремление выявить сущность предмета и явления. Как конкретный, так и отвлеченный анализ совершается в тесном взаимодействии.
  2. Синтез - получение единого целого из отдельных составных частей.  
    Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа
  3. Сравнение - установление сходства или различия между объектами мышления. В процессе сравнения обнаруживаются те или иные существенные свойства предметов и явлений.
  4. Обобщение - имеет место вслед за тем, как человек, проанализировав материал, и, путем сравнения, изолировав отдельные детали, свойства из числа этих последних, начинает выделять то общее и главное, что может быть характерным для определенного круга предметов и явлений, составляющих материал мышления. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
  5. Абстракция - возможность ее появляется после того, как человек найдет и исключит все случайное, частное и несущественное в предмете, явлении. Отвлечение от отдельных конкретно-чувственных свойств объекта и называется абстракцией.
  6. Конкретизация - необходимость ее появляется иногда в том случае, если нужно какое-либо положение показать, раскрыть на примере действительно существующего в объективном мире предмета, явления.  
    Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Все охарактеризованные выше мыслительные операции и составляют основу мышления.

Формы мышления - это формальные структуры мыслей. Различаются три формы мышления - понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений.

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. В  понятиях наши знания о предметах  и явлениях действительности кристаллизуются  в обобщённом и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно  отличатся от восприятия и представлении  памяти: восприятие и представление  конкретны, образы, наглядны: понятие  обладает обобщённым, абстрактным, ненаглядным  характером.

Восприятие и  представление всегда есть отражение  конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги, собаки, человека, дерева и любого другого предмета вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишённого каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

Суждение - определённое знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждений происходит как формирование мысли в предложении. Суждение - такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойств. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

Суждение раскрывает содержание понятий, т.е. знать какой-нибудь предмет или явление - значит, уметь  высказать о нём правильное и  содержательное суждение, то есть уметь  судить о нём.

В суждении выражаются не только знания о предмете, но и  субъективное отношение человека к  этому знанию, различная степень  уверенности в истинности этого  знания.

Психологическими  аспектами суждения являются мотивация  и целенаправленность суждений индивида.

Рассуждение - это  работа мысли над суждением. Рассуждение  является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Умозаключение - такая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Различают умозаключения  индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании  изучения отдельных факторов и явлений ("мой мяч круглый, у соседа мяч круглый - значит любой объект, который называют мячом, имеет округлую форму"). Дедукция - логический вывод  в процессе мышления от общего к  частному, познание отдельных фактов и явлений на основании общих  законов ("все рыбы не могут жить без воды, значит рыба в моем аквариуме, тоже не может без нее жить"). Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства ("порода моей собаки - овчарка и  она хороший охранник, у соседа тоже овчарка, значит и у него собака тоже хорошо охраняет дом").

В мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются  и закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий.  
 

3. Творческое мышление. Этапы творческого  мышления. Воображение  и его виды.

    Творческое  мышление – это особая характеристика мышления человека, позволяющая ему решать задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения.

    Дж.Гилфорд определил следующие особенности творческого мышления: 

    - оригинальность, необычность высказываемых идей; творческий человек всегда стремится найти свое решение, отличное от других известных;

    - семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, расширять его функциональное применение на практике;

    - образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

    - семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей. 

Используя данные самонаблюдения известных ученых (таких, как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре), Грахам Уоллес (1926) разграничил 4 "стадии творческого мышления": подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. Он полагает, однако, что "в повседневном потоке мышления эти 4 стадии мышления постоянно перекрывают друг друга, когда мы исследуем различные проблемы... Даже в исследовании одной и той же проблемы мозг может бессознательно вынашивать какой-либо один ее аспект, будучи в то же время сознательно поглощенным подготовкой или проверкой другого аспекта этой же проблемы". 
Слово "созревание" (incubation) предполагает скорее всего теорию бессознательной работы над проблемой в течение периода направленности внимания на другие вопросы, но мы можем оставить в стороне такое предположение и пользоваться этим словом просто для обозначения того факта, что после периода подготовки и перед периодом вдохновения вклинивается период отсутствия внимания к проблеме. Имеется некоторое сходство между созреванием и плато в кривой обучения. И то и другое представляет периоды отсутствия очевидного .прогресса, имеющие место между стадиями быстрого прогресса. 
Исследования, проведенные Россманом (1931) среди изобретателей, а Платтом и Бекером (1931) - среди химиков, показали, что названные стадии знакомы многим из тех, кто разрешал оригинальные проблемы. Сначала они вооружаются всей доступной информацией и напрягают усилия, чтобы достигнуть быстрого решения; иногда в этом первом пылу они имеют успех. Но часто им приходится временно отступать, и могут пройти дни и недели, прежде чем придет вдруг спасительное решение, в то время как внимание отдалено от проблемы, а иногда также во время разговора о проблеме, дискуссии за столом или попыток объяснить проблему кому-нибудь другому. Почти самым ранним научным открытием, о котором мы имеем психологический отчет, было открытие Архимеда, сделанное во время купания в ванне, - своеобразное переживание - "эврика". Другие описывали озарение во время езды в поезде или в автомобиле, .во время гулянья на улицах города, во время одевания, бритья, работы в саду и т. п. 
Большая часть изобретателей склоняется как будто к простой гипотезе о бессознательной работе как факторе, объясняющем озарение. Один химик, рассматривавший психологию этого вопроса, сообщая некоторые интересные факторы, предлагает другую гипотезу: 
"Здесь, по-видимому, имеют место два фактора: это, во-первых, основательное изучение проблемы и данных с тем, чтобы ваш мозг был полон знаниями о предмете; затем, во-вторых, период перерыва или отдыха, причем очевидное решение или правильный метод подхода к проблеме приходит вам в голову тогда, когда вы формально не работаете над проблемой и не имеете перед собой бумаг. Я вспоминаю одно утро, когда я принял ванну, побрился принял другую ванну и, протянув руку за сухим полотенцем, только тогда вдруг сообразил, что это была вторая ванна и что мой ум уже целых полчаса был основательно сконцентрирован на проблеме. Этот пример дает ясную картину происходящего. Мозг не утомлен: он так полон проблемой, что нет необходимости ссылаться на что-нибудь; он глубоко сосредоточен. Это работа над проблемой. Если он работает вплоть до прихода решения, мы склонны легко забывать, что он работал все время. 
Эти наблюдения говорят о необходимости интенсивной работы над проблемой, которая продолжается при откладывании ее, и поднимают важный вопрос относительно часто описываемой "внезапности" озарения. Если "вспышка" является кульминационным пунктом или коротким периодом очень интенсивно протекающего процесса мышления, то нет .необходимости в понятии о бессознательной работе, якобы имеющей место в период вынашивания. 
В исследовании, проведенном среди 55 из ныне здравствующих поэтов, Патрик (1935) нашла, что четырехстадийный процесс был типичен для них: то же самое она нашла в подобном исследовании у 50 живописцев (1937). Хотя некоторые имели обыкновение писать стихи экспромтом или рисовать то, что им случалось видеть перед этим, 72 процента поэтов и 76 процентов художников сообщали о стадии созревания. Например: 
"Я видел луну, поднимающуюся над тучей, которая напомнила мне белую сову. Я носился с этой идеей несколько дней, пока, наконец, не написал поэму о ней". 
"У меня идея сохраняется долгое время где-то в подсознании, иногда неделю или две. Я не думаю о ней постоянно, но она продолжает возвращаться". 
Хотя Патрик принимает 4 стадии как действительную схему творческого процесса, она прибавляет важный пункт, что "идеи не совершенно отсутствуют в сознательном мышлении в течение стадии созревания. Вынашиваемая идея время от времени возвращается, так что имеется возможность некоторой работы над ней". Некоторые из изобретателей давали такие же показания. 
Эта же исследовательница решила выяснить, не будут ли найдены указанные 4 стадии в экспериментальной ситуации. Она достигла неожиданного успеха в получении от поэтов и художников, а также от контрольной группы непоэтов и нехудожников лирических стихов и картин, выполняемых под наблюдением экспериментатора. Мысли, возникшие во время процесса творчества, они излагали устно, и это устное изложение было застенографировано. В качестве объекта, побуждающего к написанию лирических стихотворений, были использованы горные ландшафты; художникам же в качестве объекта давались поэтические произведения. испытуемого просили воспринимать от объекта любые впечатления и предоставляли сколько угодно времени для композиции. В среднем всеми классами испытуемых расходовалось со значительными вариациями около 20 мин. 
Три явные стадии - подготовку, вдохновение и проверку - можно было легко определить по протоколам. Вначале воспринимались разнообразные впечатления и приходили воспоминания, но обычно ничего из этого не заносилось на бумагу. Через некоторое время возникло решение и быстро рисовались образы или начерно набрасывался ряд строк. Проверка производилась разными способами. Короткое извлечение из протокола эксперимента с одним из поэтов иллюстрирует первую и третью стадии; стадию же созревания можно найти между строками: 
"Первое, о чем я подумал, был натиск воды у основания картины и спокойные голубые вершины. Я ознакомился со значением картины сверху и снизу. Когда я детально исследовал ее, дымка водопада оказалась более интересной, а маленькие вечнозеленые деревья напомнили рождественскую елку. Маленькие облака, которые проносились над вершиной, казались похожими на ускользающий предмет желаний. Вода напомнила вечное и неизменное движение в поисках чего-нибудь большего, чем она сама. Я мог бы сказать, что художник был бы вне себя - он потерял бы свою личность в необъятности природы. 
5 мин.: фигура человека кажется гармонирующей с подавляющим величием природы. Он так мал, что нужно искать его, чтобы найти. Картина сочетает землю и волнение. Кажется, она убеждает в вечном достоинстве гор и в изменчивости воды, которая отражает настроения неба. Я назову ее поэмой в красках. Прекрасно, посмотрим. (Пауза). 
1. К безбрежному морю стремится река. 
2. И вечностью дышат гранитные скалы (Я был бы рад, если бы выключили радио!). 
3. Я чувствую, что растворяюсь в веках. 
4. Следя, как спокойно плывут облака. (Пауза). 
5. Над елью, что эту скалу увенчала. И так далее". 
Хотя три отчетливо выступающие стадии перекрывают друг друга во времени, они в целом сохраняют этот порядок следования. 
Процесс творческого мышления в контрольной группе, по-видимому, протекал в общих чертах так же, хотя здесь произведения были обычно ниже по качеству.
 
 

Воображение, или  фантазия , как  и мышление, принадлежит к числу высших познавательных и проблемная  ситуация    процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии — коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности.

Воображение—это необходимый элемент  творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.

Первое и важнейшее  назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы создать стол).      

 Следовательно,  воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.

Воображение тесно  связано с мышлением. Подобно  мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается   деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в “двух этажах”, так как системы образов и понятий тесно связаны.

Когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения.        

 Есть основания  сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии весьма   приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления—здесь вступает в права фантазия.

Ценность воображения  состоит в том, что оно позволяет  принять решения и найти выход  в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет  “перепрыгнуть” через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.

  В связи с особенностями и причинами  возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи  с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые  ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) продуктивное, 4) репродуктивное

  Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

  Непреднамеренное  воображение имеет место и  в состоянии бодрствования. Не следует  думать, что те или иные новые  образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений  в клетках мозга и того, что  они легко вступают в связь  с остаточными процессами возбуждения  в соседних центрах. Траектория этого  возбуждения не является, как говорил  Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей  форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного  возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием  критического отношения к создаваемым  образам. Лишь жизненная проверка практикой  постепенно упорядочивает эту широкую  и непреднамеренную деятельность воображения  у детей и подчиняет ее руководству  сознания, в результате чего воображение  приобретает преднамеренный активный характер.