Мышление эмоции и мотивация

Содержание 
 

Теоретическая часть

Мышление, эмоции и мотивация:

проблемы  связи мышления, его продуктов  с реальностью………………..3

Мышление  человека и проблема искусственного интеллекта……………11

Практическая  часть………………………………………………………..17

Список  литературы…………………………………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

1. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью. 

В самом  общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами  и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.[3,133]

Потребность- это осознанная необходимость в  чём-либо. Потребности бывают первичные  и вторичные.

    1. Первичные – это потребности врождённые, генетические (в воде, воздухе, питье), без них человек не может существовать.
    2. Вторичные – это потребности приобретенные (психологические, социальные).

    Побуждение  – это ощущение недостатка в чём- либо имеющие определённую направленность. Закон результата – люди стремятся повторить то поведение, которое связано у них с удовлетворением потребности стремятся избегать того поведения, которое не связано у них с удовлетворением потребности.

    Вознаграждение  – это всё то, что человек  считает ценным для себя. Вознаграждение бывает внутреннее и внешнее.

  1. Внешнее – человек получает от организации ( премии, грамоты…)

    4

  1. Внутреннее – человек получает от работы ( опыт, стаж работы и т.д.).

Теории  мотивации

  1. Теория Маслоу:

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. 
Ступени (снизу вверх): 
1. Физиологические 
2. Безопасность 
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 
4. Уважение 
5. Познание 
6. Эстетические 
7. Самоактуализация 
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)[3,143]
 

5

2. Теория Мак Клелланда:

Мак Клелланд выделяет 3 группы потребностей:

  1. Потребности власти (желание воздействовать на других людей и т.д.)

Это люди достаточно энергичные, хорошие ораторы, не боящиеся конфликтов. Таких людей  желательно назначать руководителями групп и подразделений.

  1. Потребности успеха – это люди, которые стремятся к достижению успешного результата, берут на себя ответственность, доводят работу логического завершения, не любят рисковать.
  2. Потребности в причастности – ими обладают люди, которые стремятся   к работе в группе определённых людей. Стремятся к взаимопониманию, общению.[3,149]
  3. Двухфакторная теория Герцберга: 

Герцберг  выделяет 2 группы факторов:

  1. Гигиеническая (факторы здоровья) – связаны с окружающей средой     

    ( заработная  плата, безопасность на рабочем  месте, условия труда и т.д. );

  1. Мотиваторы – связаны с характером и сущностью работы ( например продвижение, успех, возможность творчества).

При отсутствии или недостатке присутствия гигиенических  факторов у человека возникает неудовлетворённость от работы.

В тоже время наличие этих факторов не вызывает состояния удовлетворённости.

Чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов.[3,154] 

Виды и роль эмоций в жизни человека

Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) –  психическое  отражение  в 

6

форме непосредственного пристрастного  переживания жизненного смысла  явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к  потребностям субъекта.

   Мы нередко считаем, что эмоции  и чувства – это одно и  то же. Эмоции, в

строгом  значении  слова,  -  это  непосредственное,  временное  переживание

какого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство».[6,57]

  Являясь   субъективной   формой   выражения    потребностей,    эмоции

предшествуют  деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя её. Эмоциональная  жизнь  человека  наполнена  многообразным  содержанием: эмоции  выражают  оценочное  отношение   к   отдельным   условиям,   которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности  (например,  страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость,  огорчение),  к  сложившимся или возможным ситуациям и т.п.

   Отношение  к  отражаемым  явлениям   как   главное   свойство   эмоций

представлено  в  их  качественных  характеристиках  (к  ним  относится  знак-

положительный/отрицательный-   и   модальность   –    удивление,    радость,

отвращение, негодование, тревога, печаль  и  т.д.),  в  динамике  протекания

самих эмоций – длительность, интенсивность  и др. – и их  внешнего  выражения (эмоциональной экспрессии) – в мимике, речи, пантомимике.

  У  человека главная функция эмоций  состоит в том, что благодаря  эмоциям

мы  лучше  понимаем  друг  друга,  можем,  не  пользуясь речью,  судить   о

состояниях  друг друга и лучше преднастраиваться  на  совместную  деятельность и  общение Второй   важнейшей   функцией   эмоций   является   экспрессивная    и коммуникативная, она же  является  важнейшим  фактором  регуляции  процессов познания.

С точки  зрения влияния  на деятельность  человека  эмоции  делятся  на

стенические и астенические. Стенические  эмоции  стимулируют  деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают 

7

его  к  поступкам, высказываниям.   Под  влияние  таких  эмоций  индивиду   становится   трудно промолчать,   остаться   бездействующим,   проявляется   готовность    «горы свернуть».   И   наоборот,   иногда   переживания   вызывают    своеобразную скованность, пассивность – тогда идет речь об астенических эмоциях.

  Эмоции  человека проявляются во всех  видах человеческой деятельности  и

особенно  в  художественном  творчестве.  Собственная  эмоциональная   сфера художника  отражается  в  выборе  сюжетов,  в  манере  письма,   в   способе разработки избранных  тем  и  сюжетов.  Все  это  вместе  взятое  составляет индивидуальное своеобразие художника.[6,59]

  Эмоции  влияют на человека в целом,  и каждая эмоция влияет  на  субъект

по-разному. Эмоции воздействуют на уровень электрической  активности  мозга, степень напряжения  мышц  лица  и  тела,  на  функционирование  эндокринной, кровеносной  и  дыхательной  систем.  Эмоции   могут   изменять   восприятие окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому,  наши  мысли  от творческих к меланхолическим и наши действия от неловких  и  неадекватных  к искусным и целесообразным.

   Область эмоций сложна и междисциплинарна. Социальные психологи сделали вклад в изучение эмоций как невербальной  коммуникации.  Психологи  личности подсказали  пути,  по  которым   эмоции   могут   соотноситься   с   другими мотивационными  конструктами,  такими,  как  Я-концепция  и  психологические потребности, и  увеличила  наше  знание  о  связи  аффективных  состояний  с функционированием   личности.   Клиническая    психология    и    психиатрия способствовали пониманию роли сложных комбинаций эмоций в  психопатологии  и акцентировали   необходимость    психотерапевтического    анализа    эмоций.

Неврологические  науки  содействовали  получению  знаний  о  роли  различных мозговых  механизмов  эмоций,  а  биохимия  и    

8

психофармакология   показали важность гормональной и нейрогуморальной сфер в  эмоциональных  процессах  и эмоциональном поведении. 

Мышление

 
«У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы» — так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К. Дункер, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу. С этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого «здравого смысла». Что же такое мышление? Каковы его отличия от других способов познания человеком действительности? Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. [10,21]Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень

9

развития.  
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.  
Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.  
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.  
Отличительная особенность следующего вида мышления — наглядно-образного— состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-

10

образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной  и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).  
Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.  
Последний из обозначенных на схеме видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта. [10,25]

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления. Существуют индивидуально своеобразные типы мышления. Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального или иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:  
1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и

11

доминированием  правого полушария головного  мозга над левым.  
2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.  
Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущение правильности и практика, а критерием правильности для мыслительного типа являются эксперимент и логическая безупречность вывода.  
Познание у мыслительного типа существенно отличается от познания интуитивного типа. Мыслительный тип обычно интересуется знанием как таковым, ищет и устанавливает логическую связь между явлениями, в то время как интуитивный тип ориентирован на прагматику, на практически полезное использование знаний вне зависимости от их истинности и логической непротиворечивости. Истинно то, что полезно,— вот его жизненное кредо.
 

      2.Мышление человека и проблема искусственного интеллекта.

    Область науки, называемая «искусственный  интеллект» (ИИ),  занимается

изучением самых таинственных вопросов  человеческого  существования.  Какова природа мышления? Какие процессы происходят  в  нашем  организме,  когда  мы думаем, чувствуем, видим, понимаем?  Возможно  ли  в  принципе  понять,  как работает  наш  мозг?  На  протяжении  тысячелетий  человек  задавался  этими вопросами, но до  сих  пор  мы  не  можем  ответить  на  них  сколько-нибудь определенно.[1,62]

       Исследования в области искусственного  интеллекта вооружили нас   новым средством  для  изучения  этих  вопросов   —   компьютером.   Каждый,   кому приходилось иметь дело с ЭВМ, согласится, что часто машина порождает  больше проблем, нежели  решает.  Однако  для  исследования  процесса  мышления  это только полезно. ЭВМ помогает нам  

12

понять  суть процессов познания прежде всего  тем, что дает возможность проверить теоретические предположения о том,  как  работает мозг. 

       Совсем недавно основное внимание  ученых   в  области  искусственного

интеллекта  было  направлено  на  то,  что  считалось  проявлением  высокого

интеллекта, а именно на  игру  в  шахматы,  доказательство  теорем,  решение

сложных логических головоломок и т. д. Много  сил было потрачено на  создание эффективных программ  для  решения  такого  рода  «интеллектуальных»  задач. Однако вскоре обнаружилось,  что  разработанные  методы  не  похожи  на  те, которыми в действительности пользуются люди при решении  подобных  задач.  И теперь ученые  занялись исследованием таких вещей, которые любому  взрослому человеку кажутся тривиальными: использование языка,  обращение  к  «здравому смыслу», умение учиться на собственном опыте.[1,65]

Иску́сственный  интелле́кт (ИИ, англ. Artificial intelligence, AI) — наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. ИИ связан со сходной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но не обязательно ограничивается биологически правдоподобными методами.

Поясняя своё определение, Джон Маккарти указывает: «Проблема состоит в том, что пока мы не можем в целом определить, какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. Мы понимаем некоторые механизмы интеллекта и не понимаем остальные. Поэтому под интеллектом в пределах этой науки понимается только вычислительная составляющая способности достигать целей в мире».

Одной из основных проблем при разработке систем искусственного интеллекта является проблема наделения таких систем самосознанием, самооценкой, самоанализом, что в общем случае может быть обозначено в

13

гносеологическом  смысле как "самоотношение" СИИ  к себе самой. До сих пор исследователи  уделяли недостаточно внимания анализу  влияния психологических аспектов самоотношения при разработке систем искусственного интеллекта. Особый интерес представляет то, как понятие "самоотношение" определяют при исследовании естественного интеллекта, прежде всего в психологии. Рассмотрим основные представления о строении обобщенного самоотношения. Существует пять основных подходов к пониманию глобальной самооценки (самоуважения) и ее структуры : [5,32] 
1. "Я" - как конгломерат частных самооценок, связанных с различными аспектами "Я-концепции".  
2. Самоотношение как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости.  
3. Самоотношение как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрирование по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное Я, которое находится наверху иерархии.  
4. Глобальная шкала самооценки, которая относительно автономна и одномерна, т.к. выявляет некоторое обобщенное самоотношение, одинаково приложимое к различным сферам "Я".  
5. Самоотношение как чувство в адрес "Я", включающее переживания различного содержания (самоуверенность, отраженное отношение и т.п.).  
Самоотношение (самооценку) нельзя рассматривать в отрыве от других понятий психологии. Наиболее разработанной в отечественной психологии является концепция самосознания, предложенная Столиным В.В. В этой концепции, самосознание понимается не только как самоописание, самопознание или комплекс самооценок. Самосознание личности направлено на то основное, что составляет ее психологическую сущность - на ее собственный личностный способ интеграции различных видов деятельности и иерархизации ее мотивов. Необходимость такого понимания самосознания

14

 в  психологии связана с тем, что  любой человек в какой-то период  своей жизни реализует некоторую  "совокупность жизненных отношений"  с помощью системы различных  видов деятельности.

Как единица  самосознания, смысл "Я" порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект). В этом случае, смысл "Я" содержит когнитивную, эмоциональную и "отношенческую" (от слова - отношение) компоненты. С другой стороны, самоотношение может рассматриваться как результат столкновения собственных свойств с мотивами и целями субъекта.  
Получаем, что термин самоотношение (т.е. отношение к себе) употребляется как минимум в трех следующих значениях.  
1. Самоотношение как результат процесса соотнесения Я субъекта с мотивами и целями деятельности, т.е. "личностный" смысл "Я".  
2. Самоотношение как субъективный, феноменологически представленный аспект смысла "Я", ограниченный связями последнего с другими составляющими сознания и замкнутый внутри него.  
3. Самоотношение как эмоциональная составляющая смысла "Я".  
Все три понимания: смысл "Я", аспект смысла "Я" и эмоции правомерны, но их терминологическая нераздельность, неразведенность осложняет их анализ [5,36].  
Самоотношение есть личностное образование, а потому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта и его деятельности, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности. Каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих видов деятельности и соответствующих им основных мотивов и ценностей, по отношению к которым индивид осмысляет собственное "Я", наделяет его личностным смыслом.

                                                               15 
Существует глубокое и содержательное различение двух подсистем самоотношения: самооценочной и эмоционально-ценностной, которые могут взаимно превращаться друг в друга. Выделение этих двух подсистем в составе самоотношения связано с конфликтной природой смысла "Я", с несовпадением "смыслообразующих" и "только побуждающих" мотивов. Иерархия этих мотивов и определенная социальная позиция субъекта и обуславливают, в конечном счете, ту конкретную обобщенную форму, в которой смысл "Я" оказывается презентированным (представленным) индивиду. При этом строение каждой из двух систем самоотношения также оказывается иерархическим.

Приходим  к выводу, что самоотношение является сложной системой и представляет собой личностное образование, которое может быть понято как непосредственно феноменологическое выражение (представленность) личностного "смысла Я" для самого субъекта.

В      наши  дни,  идущие        под   знаком     ускорения   научно-технического       прогресса, автоматизация интеллектуальной  деятельности становится насущной проблемой.

Стремительное  увеличение  потока  перерабатываемой  информации  там,

где  раньше  ее   почти   не   было(торговля,  банковское    дело),    также

приведет    к    значительным  изменениям  в   методах  работы  и  потребует

автоматизации,  а  возможно  и  интеллектуализации.  Таким  образом  решение проблемы искусственного интеллекта переходит из разряда  сугубо   научных  к проблемам,   требующим    наиболее    быстрого    решения,    обусловленного экономической необходимостью.  Даже  частичное решение данной   задачи, сегодня приносит немалую пользу в таких областях  как медицина, биржевое дело, распознавание текста  и  его  перевод  на  различные  языки  и  многих других.[5,40]

Кроме того,   остается  малоисследованной  деятельность  мозга.   Это 

16

происходит  не в силу технической невозможности  проследить тот или  иной  тип взаимодействия частей мозга , соотнесения  этих  частей  с  теми  или  иными областями жизнедеятельности или мышления , а в силу того ,  что  обнаружение таких  специализаций  частей  мозга,  связей  любых  его  структур  не  дает представления об общей концепции его деятельности  .  Очевидно,  что  полное представление  о  работе  мозга  возможно  получить   лишь   после   полного моделирования его деятельности  на  компьютере  ,  т.е.  создания  реального искусственного разума. А  выяснение  процесса  мышления  поможет  людям  его оптимизировать.  Возможно,  что   самое   важное   значение   искусственного интеллекта будет заключаться даже не в написании новых программ, а в новом подходе к пониманию процесса мышления . Если мы узнаем что-то новое  о  том, как человек читает и понимает  прочитанное  или  сказанное,  как  происходит творческий процесс, то это поможет людям в их деятельности.

Искусственный интеллект как область науки, философии – это лишь малая

Мышление эмоции и мотивация