Мышление и его связь с языком

     Оглавление

     Введение 2

     1. Общее представление о логике 3

     1.1. Определение понятия «логика» 3

     1.2. История происхождения логики 4

     1.3. Логика как средство познания 7

     2. Общее представление о мышлении 9

     2.1. Определение понятия «мышление» 9

     2.2. Операции мышления 11

     2.3. Особенности мышления 11

     3. Логическое мышление 14

     4. Связь мышления с языком 16

     Заключение 19

     Список  использованной литературы: 20

        Введение

        Каждый человек  обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется  той совокупностью логических приемов  и способов рассуждения, которые  человек понимает, а также совокупностью  логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.

        Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы  в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.

        Логика систематизирует  правильные способы рассуждения, а  также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной  любая мыслительная деятельность, начиная  с обучения и кончая научно-исследовательской  работой.

        Знание логики является  неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить  судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении  официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений  и постановлений.

        Знаменитые юристы всегда использовали знание логики. В  суде они обычно не ограничивались простым несогласием, например, с  доводами обвинения, если видели в них  логическую ошибку. Они объясняли, какая  ошибка допущена, говорили, что эта  ошибка специально рассматривается  в логике и имеет особое название. Такой довод оказывал воздействие  на всех присутствующих, даже если присутствующие никогда не изучали логики.

        Знание правил и  законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики — умение применять ее правила  и законы в процессе мышления.

        Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать  ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.

        Итак, логика — это  философская наука о формах, в  которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым  она подчиняется.

 

        

  1. Общее представление о  логике
    1. Определение понятия «логика»

        Логика — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

        Основная цель (функция) логики всегда оставалась неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. При этом предполагается, что вывод зависит только от способа связи входящих в него утверждений и их строения, а не от их конкретного содержания. Изучая, «что из чего следует», логика выявляет наиболее общие или, как говорят, формальные условия правильного мышления. Сфера конкретных интересов логики существенно менялась на протяжении её истории.

    1. История происхождения логики

        Хотя многие культуры выработали сложные системы рассуждения, логика как эксплицитный анализ методов  рассуждения получила основательное  развитие изначально только в трёх традициях: в китайской, индийской и греческой. Хотя точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трёх культурах в IV веке до н. э.. Современная логика, разработанная формально изощрённо, происходит в конечном счёте из греческой традиции (аристотелевской логики), которая, однако, была воспринята не напрямую, а при посредничестве и комментаторской деятельности арабо-мусульманских философов и средневековых европейских логиков. Можно выделить следующие исторические и региональные формы логики (приведены также их имена, исторически существовавшие и принятые в литературе по истории формальной логики):

    1. Древнекитайская логика
    2. Индийская логика
    3. Европейская и ближневосточная логика: традиционная логика (в    широком смысле)
    • Античная и раннесредневековая логика: диалектика
    • Средневековая логика
    1. Арабская и еврейская средневековая логика
    1. Восточнохристианская (византийская, грузинская, армянская) средневековая логика
    2. Западноевропейская средневековая логика: схоластическая логика, диалектика
    • Логика европейского Возрождения; диалектика
    • Логика Нового времени: традиционная логика (в узком смысле), формальная логика
    1. Современная логика (общемировая, со второй половины XIX века): математическая логика, символическая логика, логистика (последнее — как правило, в западной литературе).

        Логика в своём  развитии прошла три порога:

    1. порог формализации рассуждений (во всех трёх традициях)
    2. введение условных (символических, буквенных и числовых) обозначений (только европейская традиционная логика)
    3. научная революция, с которой началась современная логика, — математизация (внесение в логику математических методов).

        Логика в Китае  появилась в период появления  большого количества школ, конкуренции  и дискуссий между ними. Современник Конфуция Мо-цзы («Учитель Мо», «Мудрец Мо») был известен как основатель моизма (школы мо цзя), представители которой занимались поиском источников достоверного рассуждения и условий его правильности. В области аргументации они предпочитали разработку рассуждения по аналогии разработке дедукции. В процессе анализа семантики языка моисты разработали метод классификации имён по степени их общности и деления вещей по видам (метод «трёх правил», «трёх фа»).

        Одно из ответвлений  моизма, логики (мин цзя, школа имён), приступило к исследованию собственно формальной логики (её представители подошли к открытию категорического силлогизма).

        К сожалению, позднее, при династии Цинь, эта линия исследований исчезла в Китае, поскольку тогда философия легизма жестоко подавляла все остальные философские школы. Вновь логика в Китае появилась только с проникновением туда индийской логики буддистов.

        Истоки логики в  Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н. э.. Две из шести ортодоксально-индуистских (ведийских) школ индийской философииньяя и вайшешика — занимались методологией познания, из этого проблемного поля и выделилась логика.

        Само название школы «ньяя» значит «логика». Главным её достижением и была разработка логики и методологии, ставших впоследствии общим достоянием (ср. аристотелевская логика в Европе). Основным текстом школы были Ньяя-сутры Акшапады Гаутамы (II век н. э.). Поскольку ньяики считали единственным путём освобождения от страданий достижение надёжного знания, они разрабатывали тонкие методы отличия надёжных источников знания от ложных мнений. Есть только четыре источника знания (четыре праманы): восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство. Строгая пятичленная схема умозаключения включала в себя: начальную посылку, основание, пример, приложение и вывод.

        Буддийская философия (не входившая в число шести ортодоксальных школ) была главным оппонентом ньяиков в логике. Нагарджуна, основатель мадхьямики («срединного пути»), развил рассуждение, известное как «катускоти», или тетралемма. Этот четырёхсторонний аргумент систематически проверял и отклонял утверждение высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания и, наконец, отклонение и его утверждения, и его отрицания.

        У Дигнаги и его последователя Дхармакирти буддийская логика достигла вершины. Центральным пунктом их анализа было установление (определение) необходимой логической присущности (включённости в определение), «вьяпти», также известное как «неизменное следование» или «убеждение». Для этой цели они развили учение об «апоха» или различении, о правилах включения признаков в определение или исключения их из него.

        Школа навья-ньяяновая ньяя», «новая логика») была основана в XIII веке Ганешей Упадхьяей из Митилы, автора «Таттвачинтамами» («Сокровище мысли о реальности»). Впрочем, он и опирался на работы своих предшественников X века.

        В истории европейской  логики можно выделить этапы: аристотелевский, или традиционный — период доминирования  формальной логики — продолжался  сотни лет, в течение которых логика развивалась очень медленно; схоластический этап развития, пик которого приходится на XIV век; нововременной этап.

        Основателем логики в древнегреческой философии считается древнегреческий философ Аристотель, так как полагается, что он вывел первую логическую теорию. Предшественниками Аристотеля в развитии логической науки в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский, Сократ и Платон. Аристотель же впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления. Его цикл сочинений «Органон» состоит из шести работ, посвящённых логике: «Категории», «Об истолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Софистические опровержения».

        После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.

        По мере приближения  к Средним векам логика получала более широкое распространение. Её начали разрабатывать арабоязычные исследователи, например, Аль-Фараби (ок. 870950 гг.). Средневековая логика называется схоластической, а её расцвет в XIV веке связывают с именами учёных Уильяма Оккама, Альберта Саксонского и Уолтера Берли.

        Этот исторический период в логике отмечается появлением множества крайне значимых для науки  публикаций.

        Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных методов, усовершенствованных позднее Джоном Стюартом Миллем и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля. Суть Индукции (обобщения) в том, что знания нужно возводить в принципы. Также необходимо искать причину своих ошибок.

        В 1662 году в Париже издан учебник «Логика Пор-Рояля», авторами которого являются П. Николь и А. Арно, создавшие логическое учение на основе методологических принципов Рене Декарта.

        В конце XIX — начале XX веков были заложены основы т. н. математической, или символической, логики. Её суть заключается в том, что для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Именно использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной.

        Огромный вклад  в развитие символической логики внесли такие учёные, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. В XX веке математическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки.

        Начало XX века ознаменовалось становлением идей неклассической логики, многие важные положения которой были предвосхищены и/или заложены Н. А. Васильевым и И. Е. Орловым.

        В середине XX века развитие вычислительной техники привело  к появлению логических элементов, логических блоков и устройств вычислительной техники, что было связано с дополнительной разработкой таких областей логики, как проблемы логического синтеза, логическое проектирование и логического  моделирования логических устройств  и средств вычислительной техники.

        В 80-х годах XX века начались исследования в области  искусственного интеллекта на базе языков и систем логического программирования. Началось и создание экспертных систем с использованием и развитием  автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации  алгоритмов и программ для ЭВМ.

        В 80-ые годы начались также изменения в образовании. Появление персональных компьютеров  в средних школах привело к  созданию учебников информатики  с изучением элементов математической логики для объяснения логических принципов  работы логических схем и устройств  вычислительной техники, а также  принципов логического программирования для компьютеров пятого поколения  и разработка учебников информатики  с изучением языка исчисления предикатов для проектирования баз  знаний.

    1. Логика  как средство познания

        Логика изучает  познающее мышление и применяется  как средство познания. Познание как  процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального  познания.

        Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

        Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов — их цвета, формы, запаха, вкуса.

        Восприятие — это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.

        Представление  — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности. Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.

        Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной  зависимости между явлениями.

        Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и  общества. А это невозможно без  мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.

 

        

  1. Общее представление о  мышлении
    1. Определение понятия «мышление»

        Мышление  — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

        В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

        Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

        Мышление  — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия. Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики. Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.

        Платон считал, что  процесс мышления — это процесс припоминания, так как все знания человека это воспоминания души, которая, перед тем как вселиться в человеческое тело, пребывала в мире идей.

        Мышление для Декарта  представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она всегда знает  о том, что происходит внутри неё. Душа — это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души — желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на «нематериальные предметы», например интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом — она помещена в гипофизе.

        Декарт понимал  психику как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий  особое — духовное — бытие. Это самонаблюдение похоже на так называемое «внутренне зрение», которое впоследствии получило название интроспекции, что означало видеть, вернее, понимать суть различных внутрипсихических объектов — образов, умственных действий, волевых актов и т. д.

        В качестве метода познания Декарт использовал систематическое  сомнение. То есть следует сомневаться  во всём, независимо от того, представляется ли оно нам естественным или сверхъестественным. Однако Декарт подчёркивал, что метод  сомнения стоит использовать только в том случае, если необходимо получить научную истину, так как в жизни  часто для понимания сути вещей  и явлений достаточно использовать правдоподобные, или вероятные, знания.

        Сомнение простирается широко, но в первую очередь охватывает сферу чувств и чувственного мира, то есть Декарт утверждает, что в  желании познать объективную  реальность не стоит опираться на органы чувств, так как они далеко не всегда правильно её отражают.

        Таким образом, Декарт использует для исследований реальности совершенно новый способ — сомнение во всём. Он отказывается от объективного описания и ориентируется только лишь на субъективное, то есть на свои мысли и сомнения.

        Понятие мышления в  истинном значении — это процесс  соединения чувственных восприятий, переданными органами чувств, с предшествующей информацией, посредством которых  разъясняется реальная действительность.

        Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего  тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения  этого понятия.

    1. Операции  мышления
  1. Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
  2. Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
  3. Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
  4. Классификация — группировка предметов по признакам.
  5. Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
  6. Конкретизация — выделение частного из общего.
  7. Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

        Закономерности рассмотренных  операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей  мышления. На их основе только и могут  получить объяснение все внешние  проявления мыслительной деятельности.

    1. Особенности мышления

        1. Мышление отражает  действительность в обобщенных  образах. В отличие от чувственного  познания - мышление абстрагируется  от единичного, выделяет в предметах  общее, повторяющееся, существенное. Подобным образом создаются понятия  юридического лица, государственного  суверенитета, и так далее. Абстрактное  мышление глубже проникает в  действительность, открывает присущие  ей законы.

        2. Мышление – процесс  опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств  можно познать лишь то, что  действует на них. Не наблюдая  самого факта преступления, можно  на основании прямых и косвенных  улик установить преступника.

        3. Мышление неразрывно  связано с языком. При помощи  языка люди выражают и закрепляют  результаты своей мыслительной  работы.

        4. Мышление – процесс  активного отражения действительности. Активность характеризует весь  процесс познания в целом, но  прежде всего – мышления. Применяя  обобщение, абстрагирование и  другие мыслительные приемы, человек  преобразует знания о предметах  действительности.

Мышление и его связь с языком