Мышление и интеллект. Принципы и содержание семейного воспитания
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Контрольная работа по
дисциплине: «Психология
и педагогика»
Вариант
№ «1»
Тема: 1. Мышление и интеллект.
2. Принципы и содержание
семейного воспитания.
Выполнила студентка 1-го курса
ЗФО специальности 080105
группы 10-ЗФиК
номер зачетной книжки 11
Папсулис Алина Дмитриевна
Проверил преподаватель:
к.п.н., доцент Казаков
Игорь Сергеевич
Сочи – 2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Мышление.
- Общее понятие о мышлении…………………………………………… 5
- Виды мышления ……………………………………………………… 7
- Мыслительные процессы. Формы мышления …………..……………. 10
- Индивидуальные качества мышления……………………………….. 12
Глава 2. Интеллект.
2.1 Общие понятия о интеллекте………………………………………….. 14
2.2 Исследование индивидуальных различий интеллекта……………... 17
Глава 3. Принципы и содержание семейного воспитания.
3.1 Понятие семейного воспитания………………………………………… 18
3.2 Содержание, принципы воспитания. …………………………………. 20
3.3 Методы и формы семейного воспитания …………………………….. 22
4. Заключение……………………………………………………
5. Литература……………………………………………………
Введение
Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира.
Между мышлением и интеллектом
существует разница: мышление
появляется у человека сразу.
То, что человек не может познать
прямо, непосредственно, он
Интеллект
- в переводе с латинского - разум.
Не случайно по своему
психологическому содержанию понятие
«интеллект» относится к нечетко определяемым
понятиям.
Интеллект
рассматривается как
«Дети
– живые цветы земли» – так
поэтично выразил глубокую мысль
А.М. Горький, а выращивают эти цветы,
прежде всего в семье: родители самой
природой предназначены и обществом
уполномочены быть первыми воспитателями
своих детей. Именно они вместе со
школой помогают детям набраться
сил и ума, освоить основы человеческой
культуры, подготовиться к
Семья — наиболее
Актуальность работы. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки.
Цель исследования – Рассмотреть интеллект, мышление человека;
рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы семейного воспитания.
Объект исследования – мышление, интеллект, как психический процесс; принципы и содержание семейного воспитания.
Предмет
исследования - виды и формы мышления;
методы и средства семейного воспитания.
Глава
1 . Мышление.
- Общее понятие о мышлении.
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.
Мышление
– процесс познавательной деятельности
индивида, характеризующийся обобщенным
и опосредствованным отражением
действительности. Первая особенность
мышления - его опосредованный характер.
То, что человек не может познать
прямо, непосредственно, он познаёт
косвенно, опосредованно: одни свойства
через другие, неизвестное – через
известное. Мышление всегда опирается
на данные чувственного опыта - ощущения,
восприятия, представления - и на ранее
приобретённые теоретические
Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Обобщения
люди выражают посредством речи, языка.
Словесное обозначение
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятием, оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.
Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.
Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.
Облекаясь
в словесную форму, мысль вместе
с тем формируется и
Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.
Мышление
- функция мозга, результат его
аналитико-синтетической
- Виды мышления
В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.
Наглядно-действенные
мышления заключается в том, что
решение задач осуществляется путем
реального преобразования ситуации
и выполнения двигательного акта.
Так, в раннем возрасте дети проявляют
способность к анализу и
Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме Это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, воспринять объектов, к схематичного и символического изображения объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.
Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического. Наглядно-действенные, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.
Теоретическое
мышление состоит в познании законов,
правил. Оно отражает существенное
в явлениях, объектах, связям между
ними на уровне закономерностей и
тенденций. Продуктами теоретического
мышления является, например, открытие
Периодической системы
Некоторые
ученые на основании трех признаков
- времени протекания процесса, структурности
(четкое деление на этапы) и уровня
течения (осведомленности или
В
психологии различают еще реалистичное
мышление, направленное на внешний
мир и регулируемое логическими
законами, а также аутистичне мышление,
связанное с реализацией
3. И.
Калмыкова выделяет
В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал.
Творческие возможности
- Мыслительные процессы. Формы мышления
Мыслительная
деятельность человека представляет собой
решение разнообразных
Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.
Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека.
Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным.
Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.
Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.
Познание реальности, и объективное её отражение, это сложный многоуровневый процесс, одной из структурных единиц которого является понятие.
Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.
Ещё формами мышления принято называть суждение и умозаключение.
Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Умозаключение - это вывод из
нескольких суждений, дающий нам
новое знание о предметах и
явлениях объективного мира. Умозаключения
бывают индуктивные,
Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод.
Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным.
Умозаключение по аналогии - это
умозаключение от частного к
частному. Сущность умозаключения
по аналогии состоит в том,
что на основании сходства
двух предметов в некоторых
отношениях делается вывод о
сходстве этих предметов и
в других отношениях. Умозаключение
по аналогии лежит в основе
создания многих гипотез,
- Индивидуальные качества мышления
Приведём пример нескольких индивидуальных качеств, присущих каждому человеку.
Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Этими качествами наделены люди творческих профессий. Отчётливо прослеживается при сугубо индивидуальных видах деятельности.
Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям. Это способность понимать и осознавать, что любая задача имеет множество путей решения. Способность трансформировать исходные данные и использовать их относительность. С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличивается, приобретая как бы новое измерение. Существенно изменяется соотношение между последовательными – предыдущими и последующими – актами поведения и вместе с тем и соотношение акта поведения и ситуации, в которой он совершается.
Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Темп
развития мыслительных процессов - минимальное
число упражнений, необходимых для
обобщения принципа решения. Это
качество включает в себя понятие
быстроты мышления, т.е. скорость протекания
мыслительных процессов. От этого качества
прямо-пропорционально зависит
Экономичность
мышления - число логических ходов (рассуждений),
посредством которых
Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знаниях и практике. Данный критерий подразумевает под собой понятие кругозора человека, способность применять знания из различных областей.
Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. Критичность - признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.
Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности. Это является способностью сопоставить данную ситуацию с уже известными по теории или практике.
Все
указанные качества индивидуальны,
изменяются с возрастом, поддаются
коррекции. Эти индивидуальные особенности
мышления необходимо специально учитывать,
чтобы правильно оценить
Глава 2. Интеллект.
2.1.
Общее понятие
о интеллекте
Совокупность всех критериев оценки мыслительного процесса порождает такое понятие как интеллект. Рассмотрим некоторые определения интеллекта.
1) Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.
2) Интеллект – достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умений и знаний.
Исходя из этих определений, сделаем вывод, что интеллект является понятием, обобщающим мышление и все познавательные процессы. Понятие является абстрактным и невозможно судить об интеллектуальных способностях человека по конкретной деятельности или ситуации. Необходимо взять во внимание определённый период жизнедеятельности человека, который включает в себя: ситуации, действия, сферы жизнедеятельности. Интеллект связан с понятием умственного развития.
Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.
При исследовании структур интеллекта во внимание принимают следующие основания:
- опознание и понимание предъявленного материала по различным признакам;
- конвергентная продуктивность – поиск решения в одном направлении с целью получения единственного правильного ответа;
- дивергентная продуктивность – поиск решения в различных направлениях с целью получения нескольких в равной мере правильных ответов;
- контроль и оценка – суждения о правильности, логичности заданной ситуации;
- конкретные предметы или их изображения;
- поведения, действия, поступки другого человека и свои собственные;
- единицы объектов, на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
- классы объектов на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
- трансформация и преобразование заданного материала;
- прогноз результата или импликация: что произойдёт, если…