Мышление и интеллект. Принципы и содержание семейного воспитания

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по

  дисциплине: «Психология  и педагогика» 

Вариант № «1» 
 
 

    Тема: 1. Мышление и интеллект.

                   2. Принципы и содержание семейного воспитания. 
 
 
 

Выполнила студентка 1-го курса

ЗФО специальности  080105

группы  10-ЗФиК

номер зачетной книжки 11

Папсулис  Алина Дмитриевна

Проверил  преподаватель:

к.п.н.,  доцент Казаков

Игорь Сергеевич  
 
 
 
 

Сочи  – 2011г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….  3

Глава 1. Мышление.

    1. Общее понятие о мышлении…………………………………………… 5
    2. Виды  мышления ………………………………………………………  7
    3. Мыслительные процессы. Формы мышления …………..……………. 10
    4. Индивидуальные качества мышления……………………………….. 12

Глава 2. Интеллект.

     2.1 Общие понятия о интеллекте…………………………………………..  14

    2.2 Исследование индивидуальных различий интеллекта……………... 17

Глава 3. Принципы и содержание семейного воспитания.

   3.1 Понятие семейного воспитания………………………………………… 18

    3.2 Содержание, принципы воспитания. ………………………………….   20

    3.3 Методы и формы семейного воспитания ……………………………..   22

4. Заключение………………………………………………………………….. 24

5. Литература………………………………………………………………….. 25

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

       Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира.

       Между мышлением и интеллектом  существует разница: мышление  появляется у человека сразу.  То, что человек не может познать  прямо, непосредственно, он познаёт  косвенно, опосредованно: одни свойства  через другие, неизвестное – через  известное. Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи.

     Интеллект - в переводе с латинского - разум. Не случайно по своему      
психологическому содержанию понятие «интеллект» относится к нечетко определяемым понятиям.

     Интеллект рассматривается как достигнутый  к определённому возрасту уровень  психического развития, который проявляется  в устойчивости познавательных функций, а так же в степени усвоения умений и знаний (по сл. Зинченко, Мещерякова). Интеллект как неотъемлемая часть  мышления, его составная часть  и в своём роде обобщающее понятие.

     «Дети – живые цветы земли» – так  поэтично выразил глубокую мысль  А.М. Горький, а выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой  природой предназначены и обществом  уполномочены быть первыми воспитателями  своих детей. Именно они вместе со школой помогают детям набраться  сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной  жизни и труду. В семье закладывается  фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.

       Семья — наиболее распространенный  вид социальной группы, основная  ячейка общества, в которой рождается,  формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования.

     Актуальность  работы. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки.

     Цель  исследования – Рассмотреть интеллект, мышление человека;

рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы семейного воспитания.

     Объект  исследования мышление, интеллект, как психический процесс; принципы и содержание семейного воспитания.

     Предмет исследования - виды и формы мышления;  методы и средства семейного воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 . Мышление.  

    1. Общее понятие о мышлении.

     Предметы  и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые  можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение  тел в видимом пространстве), и  такими свойствами и отношениями, которые  можно познать лишь опосредованно  и благодаря обобщению, т.е. посредством  мышления.

     Мышление  – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Первая особенность  мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать  прямо, непосредственно, он познаёт  косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через  известное. Мышление всегда опирается  на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее  приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

     Вторая  особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и  существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется  лишь в отдельном, в конкретном.

     Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится  не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных  объектов. Обобщённость также присуща  и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет  обобщать безгранично. Философские  понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.

     Мышление - высшая ступень познания человеком  действительности. Чувственной основой  мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи  организма с окружающим миром - поступает  в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая  мыслительные задачи, которые перед  человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт  сущность вещей и явлений, открывает  законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

     Мышление  не только теснейшим образом связано  с ощущениями и восприятием,  оно  формируется на основе их. Переход  от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего  в выделении и обособлении  предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

     Мышление  выступает главным образом как  решение задач, вопросов, проблем, которые  постоянно выдвигаются перед  людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые  знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс  мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

     Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и  для себя и для других только через  слово - устное и письменное. Благодаря  языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические  импульсы, жесты и пр. Современная  наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

     Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется  в процессе речи. Движение мысли, уточнение  её, связь мыслей друг с другом и  прочее происходят лишь посредством  речевой деятельности.

     Мышление  также неразрывно связано и с  практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек  решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения  и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

     Мышление - функция мозга, результат его  аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих  сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении  мыслительных задач в коре мозга  происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании. 
 

    1. Виды  мышления
 

     В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное  мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени  новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.

     Наглядно-действенные  мышления заключается в том, что  решение задач осуществляется путем  реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют  способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать  ими.

     Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого  мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме Это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, воспринять объектов, к схематичного и символического изображения объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

     Особенностью  абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя  эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами  ученый подчеркивает ведущую роль в  психической деятельности мышления, и именно словесно-логического. Наглядно-действенные, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы  развития мышления в филогенезе и  онтогенезе.

     Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связям между  ними на уровне закономерностей и  тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную "интеллектуальную экономию" путем "сводки фактов к законам, а  законов до теорий". Теоретическое  мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет  место обобщение абстрактных  понятий, а в эмпиричному - чувственно данных признаков, выделенных путем  сравнения. Основная задача практического  мышления является физическое преобразования действительности. Оно иногда может  быть сложным, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных  обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.

     Некоторые ученые на основании трех признаков - времени протекания процесса, структурности (четкое деление на этапы) и уровня течения (осведомленности или неосведомленности) - выделяют интуитивное и аналитическое  мышление. Аналитическое мышление - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом. Интуитивное, наоборот, - свернуто во времени, в нем отсутствует  разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

     В психологии различают еще реалистичное мышление, направленное на внешний  мир и регулируемое логическими  законами, а также аутистичне мышление, связанное с реализацией собственных  желаний, намерений. Детям дошкольного  возраста свойственно эгоцентричным  мышления. Характерная его признак - неспособность поставить себя на позицию других.

3. И.  Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышления  по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что  мышление как процесс обобщенного  и опосредованного познания действительности  всегда продуктивное, т.е. направлено  на получение новых знаний. Однако  в нем в диалектический единства  переплетены продуктивные и репродуктивные  компоненты. Репродуктивное мышление - это вид мышления, который обеспечивает  решение задачи, опираясь на воспроизведение  уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с  уже известной схемой решения.  Несмотря на это репродуктивное  мышление всегда требует выявления  определенного уровня самостоятельности. 

     В продуктивном мышлении полно проявляются  интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал.

       Творческие возможности получают  выражение в быстром темпе  усвоения знаний, в широте их  перенос в новые условия, в  самостоятельном оперирования ими. 

       

    1. Мыслительные  процессы. Формы мышления
 

     Мыслительная  деятельность человека представляет собой  решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это  один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

     Мыслительные  операции разнообразны. Это - анализ и  синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.

     Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение  из целого его сторон, действий, отношений.

     Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и  синтез сформировались в практической деятельности человека.

     Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение  основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или  несколько признаков их, по которым  будет произведено сравнение. Сравнение  может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным.

     Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного  с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает  его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.

     Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию  и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение  мысли от общего и абстрактного к  конкретному с целью раскрытия  содержания.

     Мыслительная  деятельность всегда направлена на получение  какого-либо результата. Человек анализирует  предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы  выявить общее в них, чтобы  раскрыть закономерности, управляющие  их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в  предметах и явлениях общего, которое  выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

     Познание  реальности, и объективное её отражение, это сложный многоуровневый процесс, одной из структурных единиц которого является понятие.

     Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

     Ещё формами мышления принято называть суждение и умозаключение.

     Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение  имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому  выводу, умозаключению. Умозаключение  и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

       Умозаключение - это вывод из  нескольких суждений, дающий нам  новое знание о предметах и  явлениях объективного мира. Умозаключения  бывают индуктивные, дедуктивные  и по аналогии. 

     Индуктивное умозаключение - это умозаключение  от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных  случаях или о группах их человек  делает общий вывод.

     Рассуждение, в котором мысль движется в  обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным.

       Умозаключение по аналогии - это  умозаключение от частного к  частному. Сущность умозаключения  по аналогии состоит в том,  что на основании сходства  двух предметов в некоторых  отношениях делается вывод о  сходстве этих предметов и  в других отношениях. Умозаключение  по аналогии лежит в основе  создания многих гипотез, догадок. 

    1. Индивидуальные  качества мышления

     Приведём  пример нескольких индивидуальных качеств, присущих каждому человеку.

     Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить  новый вопрос или проблему, а затем  решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Этими качествами наделены люди творческих профессий. Отчётливо прослеживается при сугубо индивидуальных видах  деятельности.

     Гибкость  мышления - способность изменять аспекты  рассмотрения предметов, явлений, их свойств  и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет  изменившимся условиям. Это способность  понимать и осознавать, что любая задача имеет множество путей решения. Способность трансформировать исходные данные и использовать их относительность. С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличивается, приобретая как бы новое измерение. Существенно изменяется соотношение между последовательными – предыдущими и последующими – актами поведения и вместе с тем и соотношение акта поведения и ситуации, в которой он совершается.

     Инертность  мышления - качество мышления, проявляющееся  в склонности к шаблону, к привычным  ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

     Темп  развития мыслительных процессов - минимальное  число упражнений, необходимых для  обобщения принципа решения. Это  качество включает в себя понятие  быстроты мышления, т.е. скорость протекания мыслительных процессов. От этого качества прямо-пропорционально зависит время, затраченное на решение задачи и  эффективность самого процесса мышления. Присуще людям, имеющим динамичный образ жизни и род деятельности.

     Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается  новая закономерность. Это способность  отсечения лишних действий и мыслей, необходимых для решения задачи или принятия решения.

     Широта  ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знаниях  и практике. Данный критерий подразумевает  под собой понятие кругозора  человека, способность применять  знания из различных областей.

     Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени  существенности признаков, которые  человек может абстрагировать при  овладении новым материалом, и  в уровне их обобщенности.

     Последовательность  мышления - умение соблюдать строгий  логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

     Критичность мышления - качество мышления, позволяющее  осуществлять строгую оценку результатов  мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых  положений. Критичность - признак зрелого  ума. Некритический ум легко принимает  любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

     Устойчивость  мышления - качество мышления, проявляющееся  в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже  известные закономерности. Это является способностью сопоставить данную ситуацию с уже известными по теории или  практике.

     Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются  коррекции. Эти индивидуальные особенности  мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания. 

Глава 2. Интеллект.

     2.1. Общее понятие  о интеллекте 

     Совокупность  всех критериев оценки мыслительного  процесса порождает такое понятие  как интеллект. Рассмотрим некоторые определения интеллекта.

     1) Интеллектобщая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.

     2) Интеллектдостигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умений и знаний.

     Исходя  из этих определений, сделаем вывод, что интеллект является понятием, обобщающим мышление и все познавательные процессы. Понятие является абстрактным и невозможно судить об интеллектуальных способностях человека по конкретной деятельности или ситуации. Необходимо взять во внимание определённый период жизнедеятельности человека, который включает в себя: ситуации, действия, сферы жизнедеятельности. Интеллект связан с понятием умственного развития.

     Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.

     При исследовании структур интеллекта во внимание принимают следующие основания:

  • опознание и понимание предъявленного материала по различным признакам;
  • конвергентная продуктивность – поиск решения в одном направлении с целью получения единственного правильного ответа;
  • дивергентная продуктивность – поиск решения в различных направлениях с целью получения нескольких в равной мере правильных ответов;
  • контроль и оценка – суждения о правильности, логичности заданной ситуации;
  • конкретные предметы или их изображения;
  • поведения, действия, поступки другого человека и свои собственные;
  • единицы объектов, на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
  • классы объектов на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
  • трансформация и преобразование заданного материала;
  • прогноз результата или импликация: что произойдёт, если…
Мышление и интеллект. Принципы и содержание семейного воспитания