Мышление и память

 

 

содержание

 

 

 

  1. введение
  2. память
  • Виды памяти
  • Процессы памяти
  • Структура памяти
  1. мышление
  • Операции и формы мышления
  • Виды мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Без памяти не было  бы возможно никакое научение. Можно добавить  также,

что без памяти не могло бы существовать и мышление. Действительно, для того

чтобы мыслить, нужно что-то представлять  себе,  воображать,  комбинировать

образы или понятия, относящиеся  к событиям, людям  или  предметам,  которых

физически в данный момент перед нами нет. Разумеется, это означает, 410 они

должны присутствовать в памяти.

    Память участвует и  в простом  воспоминании,  и   в  других  мыслительных

процессах,  например  в  мечтах  или  грезах  наяву,  а  также   ни   более

структурированном  уровне  в  планировании,  решении  проблем  и   принятии

решений.

    Когда мы предаемся  фантазиям (при воспоминаниях  или в мечтах,  а  также

при некоторых сновидениях), у нас  появляются и основном  мысленные  образы.

При  этом  возникают  ассоциации,   не   управляемые   какой-либо   жесткой

организацией мысли. Иногда при  столкновении с суровой действительностью, мы

начинаем  строить  какие  -  то  пожелания  или  грезить  наяву,  например,

вспоминаем о неких событиях (чаще всего, происшедших не  с  нами),  которые

могли бы быть решением проблемы. Так  может сформироваться  малореалистичная

идея о том, что мы обязательно  получим крупный  выигрыш,  купив  лотерейный

билет, или предстоящий завтра экзамен  будет перенесен по каким-то причинам,

существующим лишь в нашем воображении.

    Однако  в   большинстве   случаев   нам   приходится   обрабатывать   и

упорядочивать информацию так, чтобы  наиболее логичным образом справляться  с

встающими перед нами повседневными  трудностями.  При  этом  роль  мышления

состоит в выработке  умственных  стратегий,  опирающихся  на  символические

процедуры.  Именно  это  происходит   при   формировании   новых   понятий,

планировании нашей деятельности суждении о предметах, людях  или  событиях,

поиске ответов на различные  вопросы или принятии необходимых решений.

Для всех перечисленных видов активности необходимо рассуждение,  с  помощью

которого мы можем как -  то  по  -  новому  связать  информацию  о  текущих

обстоятельствах с информацией, накопленной  в памяти.

    Представьте себе, что вы влюблены, но предмет ваших чувств об  этом  не

знает. Вы можете, конечно, предаваться  мечтаниям, как бы оосуществляя  свои

желания в грезах наяву, например, встречаясь с любимым человеком  в какой-то

идиллической обстановке. Но на самом  деле это всего лишь фантазия.

    Несомненно, было бы реалистичнее  обдумать возможность свидания  в каком-

нибудь общественном месте. Скажем, не пригласить  ли  любимого  человека  в

кино? Это всего лишь первое решение, которое породит массу задач, требующих

планирования и оценки: здесь то  и  дело  будет  требоваться  специфическая

информация, вызванная из памяти. Какой  фильм может  заинтересовать  предмет

вашего обожания? Какие фильмы вам  рекомендовали? Сколько  денег  вы  можете

потратить?  В  какие  кинотеатры  проще  всего  попасть?  Далеко   ли   они

расположены от вашего дома или от центра города? Как туда добраться? Пешком

пли на автобусе? Где назначить  место свидания? Как одеться? И  т. д.

    Разумеется, это только  начало  вашего  романа,  и   вам  предоставляется

возможность строить в воображении  дальнейшее  развитие  событии  и  находить

умственные (и иные) стратегии, которые  могут  быть  реализованы  для  того,

чтобы привести вас к успеху,

    Этот  очень  простои   пример  позволяет  понять,  насколько  необходима

долговременная память для дальнейших попыток мышления. Совершенно ясно,  что

в большинстве случаев она играет чрезвычайно  важную  роль  в  поиске  новых

решений тех или иных проблем.

    Существуют, однако, случаи, когда  долговременная  память  не  помогает

найти решение проблемы, а, наоборот, затрудняет его нахождение. Так  бывает,

в частности, тогда, когда какие-то предвзятые идеи о  назначении  предметов,

образе действий того или иного  человека  или  о  том,  как  может  произойти

какое-то событие, мешают нам  увидеть  все  это  по-иному,  нежели  в  свете

бывшей у нас до сих пор  информации.

      Такая функциональная  ригидность проявляется, например, когда нам нужно

закрутить  винт,  а  отвертки  нет,  и  нам  даже  не  приходит   в   голову

воспользоваться лежащим на столе ножом. Тот  же  механизм  действует,  когда

приходится иметь дело  с  изменениями  терминологии,  единиц  измерения  или

денежной системы. Трудности, которые  возникают  у  многих  жителей  Северной

Америки при переходе от английских мер к метрическим или у французов,  когда

они рассчитывают цену покупки в  «новых франках» (тогда  как  старых  франков

не существует, по крайней мере, официально, уже  более  30  лет),-  вот  два

очевидных примера функциональной ригидности.

 

 

Память – особый вид психической деятельности, связанный с восприятием (рецепцией), удержанием (ретенцией) и воспроизведением (репродукцией) информации. Память является интегральной частью процессов мышления и обучения. В механизмах памяти главенствующее значение отводится рибонуклеиновой кислоте (РНК), в молекуле которой кодируется, шифруется и хранится информация.

 Память – одна из самых  уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма  распространены. Как отмечал Ларошфуко:  «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум».

Проблема расстройств памяти всегда стояла в центре психиатрических  и патопсихологических исследований. Это происходит не только потому, что  мнестические нарушения являются часто  встречающимся синдромом, но и потому, что проблема памяти наиболее разработана в классической психологической литературе.

Мышление – это высшая форма  психической деятельности человека, включающая в себя активную переработку  чувственных ощущений и восприятия, т.е. это опосредованное отражение связей и отношений между предметами объективного мира.

Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать эту цель, осуществлять программу операций, сличать ход  выполнения с ожидаемым результатом. На основе этого сличения происходит коррекция неправильных ходов. Эти положения советской психологии о структуре мышления должны лечь в основу анализа различных форм патологии мышления.

Нарушения мышления, встречающиеся  в психиатрической практике, носят  разнообразный характер. Их трудно уложить в какую-нибудь схему, классификацию. Речь может идти о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты изменений мышления, встречающиеся у психических больных.

    1. Память

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт.

Виды памяти.

Виды памяти различают по времени  сохранения материала (мгновенная, кратковременная, долговременная и оперативная); по цели (произвольная и непроизвольная); по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, словесная, наглядно-образная, зрительная, слуховая, обонятельная,     осязательная,     вкусовая);       по     способу     запоминания

(механическая и логическая).

Мгновенная память – ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд.  Она  связана  с 

удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации.

Кратковременная память – представляет собой способ хранения информации в  течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти равен в среднем  от 5 до 9 элементов информации.

Долговременная память  –  это  память,  способная  хранить информацию в 

течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.

Оперативная память – рассчитана на хранение информации в течение  определенного, заранее заданного  срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

Произвольная и непроизвольная память. В первом случае процесс  запоминания или воспроизведения  требует волевых усилий и обязательной постановки задачи, цели. Непроизвольное запоминание происходит автоматически  и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи.

Двигательная – эта память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение  с достаточной точностью многообразных  сложных движений.

Эмоциональная – это память на переживания.

Зрительная память – связана  с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память – это хорошее  запоминание и точное воспроизведение  разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой.

Обонятельная,  осязательная  и  вкусовая  память –  их  роль  в  основном

сводится к удовлетворению биологических  потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

Процессы памяти.  

    1. Процесс запоминания – это выделение информации для хранения и ее кодирования. На процесс запоминания влияют два основных фактора: первый фактор материала (привычный, простой или необычный, оптимальный объем 5 – 9 элементов информации, значимый для человека), второй фактор деятельности (имеется цель, мотив, готовность к запоминанию, осмысленность материала).
    2. Процесс забывания – это процесс стирания следов памяти за счет наложения другой информации или за счет устаревания информации. Этот процесс был изучен немецким психологом Г.Эббингаузом («закон гиперболы» - информация сначала забывается быстро, затем медленно).
    3. Процесс сохранения – удержание информации. Для сохранения в долговременной памяти информации нужна ее организация: правильная классификация, пространственное расположение (текст), ассоциации, таблицы и т.д. Чем лучше уложится информация, тем лучше она сохранится.
    4. Процесс воспроизведения – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Для извлечения информации необходим «ключ» кодирования (мелодия, запах, предмет и т.д.).

Извлечение информации проходит на разных уровнях:

1)Узнавание – воспроизведение  какого-либо объекта в условиях                                              повторного восприятия.

2)Воспоминание – воспроизведение  при отсутствии объекта.

3)Припоминание – сознательно  воспроизведенное, связанное с преодолением затруднений, требующее волевого усилия.

1. Структура памяти

 

    Большинство психологов  признают  существование  трех  уровней  памяти,

различающихся по тому,  как  долго  на  каждом  из  них  может  сохраняться

информация. В соответствии с этим различают непосредственную или сенсорную,

память, кратковременную память и  долговременную память.

 

o Сенсорная память

    Как следует из ее  названия, сенсорная память-это   примитивный  процесс,

осуществляемый на уровне рецепторов. Сперлинг  показав, что  следы;  в  ней

сохраняются лишь очень короткое время - порядка 1/4 секунды, и за это время

решается вопрос о том, привлечет  ли ретикулярная формация  внимание  высших

отделов мозга к поступившим  сигналам. Если этого не  происходит, то  менее

чем за секунду следы стираются  и сенсорная память заполняется  сигналами.

    Частный случай сенсорной  памяти составляют последовательные  образы. Они

возникают  при   воздействии   на   сетчатку   сильного   или   длительного

раздражителя.

 

   Кратковременная память

 

    В  том  случае,  если  информация,  переданная  рецепторами,  привлекла

внимание  мозга,  она  может  в  течение   короткого   промежутка   времени

сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом

решается вопрос о том, достаточно ли  данная  информация  важна  для  того,

чтобы передаваться на долговременное хранение.

    Кратковременная   память   характеризуется   не   только   определенной

длительностью удержания информации, но также  емкостью,  т.е.  способностью

одновременно сохранять определенное число разнородных элементов  информации.

     Длительность. Было установлено,  что кратковременная память действует   в

течение  примерно  20  секунд,  за  это  время  сохраняется  очень  немного

информации - например, какое-то число или несколько слогов из  трех-четырех

букв.

     В случае если информация  не вводится повторно или не  «прокручивается» в

памяти, она по истечении этого  промежутка исчезает,  не  оставляя  заметных

следов.

    Емкость. С 1885 года Эббингауз ставил  сам  над  собой  опыты  с  целью

выяснить, сколько информации он может  одновременно запомнить без каких-либо

специальных мнемонических приемов. Оказалось, что емкость памяти ограничена

семью  цифрами,  семью  буквами  или  же  названиями  семи  предметов.  Это

«магическое число» семь, служащее своего рода меркой памяти, было проверено

Миллером. Он показал, что память действительно  в среднем не  может  хранить

одновременно более семи элементов: в зависимости от сложности элементов  это

число может колебаться в пределах от 5 до 9.

    Если необходимо  в   течение  короткого  времени   сохранить  информацию,

включающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует  эту

информацию таким образом, чтобы  число запоминаемых элементов  не  превышало

предельно допустимого. Так, номер  банковского счета 30637402710,  состоящий

из одиннадцати элементов, будет, скорее всего, запоминаться как 30  63  740

27 10, т.е. как пять числовых  элементов, или 8 слов (тридцать,  шестьдесят,

три, семьсот, сорок двадцать, семь, десять).

      Отметим также,  что  если  в  подобном  случае  действует  в  основном

 механизм слухового запоминания,  то  возможна  и  зрительная  память  -  в

 частности, когда требуется  запомнить какой-либо несловесный  (невербальный)

 материал. В мнемотехнических  методиках, к которым  прибегают   для  лучшего

 запоминания, могут использоваться  оба эти механизма

    Хорошим  примером  того,  как  емкость  кратковременной   памяти   может

ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Так,  умножишь

32 на 64 сравнительно легко, однако  многие  не  могут  сделать   этого  без

карандаша и бумаги. Чаще всего  такие люди говорят при  этом,  что  они  «не

сильны в арифметике». На самом  же  деле  им,  вероятно,  мешает  накопление

промежуточных  операций  и  данных,  быстро  перегружающее  кратковременную

память.

 

o Долговременная память

    Именно из тех нескольких  элементов, которые ненадолго   задерживаются  в

кратковременной памяти, мозг отбирает то,  что  будет  храниться  в  памяти

долговременной. Кратковременную  память  можно  сравнить  со  стеллажами  в

большой библиотеке: книги  то  снимаются  с  них,  то  ставятся  обратно  в

зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная же память больше похожа  на

архив: в ней определенные элементы, выбранные  из  кратковременной  памяти,

подразделяются на множества  рубрик,  а  затем  хранятся  более  или  менее

длительное время.

    Емкость и длительность  долговременной памяти  в  принципе  безграничны.

Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а   также  от

способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.

    Роль некоторых факторов. Привычность материала. Если  какое-то  событие

повторяется  много  раз,  то  оно  легче  и  на   более   длительный   срок

запоминается, чем случайное явление.  В  качестве  примера  можно  привести

дорогу, по которой мы идем каждое утро, таблицу умножения и вообще все  то,

что было более или менее добровольно  выучено в детстве или в  течение жизни.

Так, первые песенки или стишки, которые мы выучили в; школе  и  на  радость

всей семье пели или читали  раз, когда приходили  гости,  запоминаются  нам

навсегда, как и другие события  подобного рода.

    Точно  так  же  можно  объяснить  и  удивительную  точность   некоторых

воспоминаний пожилых людей.  Мы  всегда  поражаемся  долговременной  памяти

наших дедов. На самом же деле то, что  они рассказывают - это, как  правило,

какие-то достопримечательные события, часто с очень глубоким  эмоциональным

подтекстом. Такие события столько раз пересказываются самим  человеком  или

его  близкими,  что  навсегда  врезаются  в  память.  Фактически   же   они

представляют собой лишь очень  небольшую часть тех  многих  тысяч  ситуаций,

которыми была полна долголетняя  жизнь человека,  и  которые  в  большинстве

своем были забыты.

    Контекст. Контекст, в котором  происходит то или  иное  событие,  иногда

оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Один и  тот

же материал, будь  то  математика  или  психология  легче  усваивается  при

обучении у одного преподавателя, чем у другого.

    Тульвинг и его сотрудники  выдвинули принцип специфичности   кодирования,

согласно которому то, что сохраняется  в  памяти,  всегда  тесно  связано  с

ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из  памяти

всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Это  явление

следует связывать с  тем  фактом,  что,  научение  чаще  всего  зависит  от

состояния сознания или эмоционального состояния в  тот  момент,  когда  это

научение происходило. Необходимо также  помнить,  что  порой  под  влиянием

сильных эмоций некоторые события  запоминаются на всю  жизнь,  даже  если  в

дальнейшем они уже никогда  не повторяются.

    Мотивация. Всегда лучше  запоминается то, что хочется выучить, чем такие

вещи,  которые  для  нас  не  представляют  никакого   интереса.   Студент,

увлекающийся спортом, зачастую  может  назвать  имена  всех  футболистов  в

некоторых командах, но порой не способен запомнить  имена  трех  знаменитых

психологов.  Точно  так  же  иные  любители  музыки  знают   наизусть   все

произведения многих композиторов, но не могут воспроизвести мотив  последней

модной песенки и даже вспомнить, кто ее поет. По этой  же  причине  в  ходе

дискуссий или дебатов легче  запоминаются  аргументы,  подтверждающие  наши

собственные идеи, чем доводы, идущие им вразрез.

    Мотивация играет в  запоминании и другую роль. Как   показала  Зейгарник,

мы дольше помним незавершенное  нами дело, чем работу, выполненную  до конца.

    Углубление в изучаемый предмет. Материал запоминается  тем  лучше,  чем

больше он связан с какими-то другими  фактами в различных контекстах  и  под

разными углами зрения. В этом и  состоит смысл примеров - как в  лекциях, так

и в учебниках. Однако такого рода углубление не  может  сравниться  с  тем,

когда студент самостоятельно работает над  предметом,  устанавливает  связи

между различными его  аспектами  или  пытается  проиллюстрировать  какие-то

закономерности и принципы с  помощью фактов из повседневной жизни.

    Мнемотехнические приемы представляют собой род  «гимнастики  для  ума»,

позволяющей запоминать списки предметов  или тезисы предстоящей речи. Однако

не существует никаких «трюков» для выработки хорошей памяти. Лучший  способ

усовершенствовать  ее  -  это  научиться  должным  образом   организовывать

информацию в момент запоминания.

    Что же касается обучения, то тут,  по  крайней  мере,  одно  совершенно

ясно: зазубривание перед самым  экзаменом - вещь сравнительно бесполезная  с

точки зрения -  приобретения  знаний.  Очень многие  студенты  садятся за

учебники только в сессию и исключительно  для того, чтобы  получить  хорошую

оценку. Подобных подход, которому сильно способствует традиционная  система

обучения, чрезвычайно  вреден  для  накопления   и  систематизации  знаний.

Только такая  организация  учебного  процесса,  при  которой  материал  для

запоминания преподносится  в  различных  контекстах  и  на  разных  уровнях

проработки,  может  обеспечить  прочное  закрепление   знаний   и   быстрое

извлечение их и  долговременной памяти.

 

2. Мышление

«У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы» - так  охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К.Дункер.

Мышление – наиболее обобщенная (язык является средством обобщения)

 и опосредованная (мышление  опосредованно языком и речью) форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений восприятия и  переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Операции и формы  мышления.

Из совокупности простейших мыслительных процессов слагается сложная  мыслительная деятельность. Она, как  и всякая деятельность, может быть расчленена на отдельные мыслительные действия.

Анализ – процесс «расчленения» предмета или явления на составные части.

Синтез – получение единого целого из отдельных составных частей.

Сравнение – это   мысленное установление  сходства  и различия  между

объектами мышления.

Обобщение – объединение нескольких объектов в группы по определенному признаку.

Абстракция – это мысленное выделение существенного при одновременном отвлечении от несущественного.

Конкретизация – появление в случае, если нужно какое-либо положение показать, раскрыть на примере действительно существующего в объективном мире предмета, явления.

Мышление функционирует в форме: понятий, суждений и умозаключений.

Понятие – основной элемент мышления; отражение в сознании человека общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений. Мышление, перерабатывая богатый материал чувственного восприятия, подвергая его рациональной обработке, дает знание общего в явлении. Понятия формируются на основе восприятий и представлений.

Мышление и память