Мышление и речь

1)Понятие о мышлении

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к  мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы  чувственного восприятия. Мышление позволяет  с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно  в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение  их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает  на себя функции обобщения и планирования.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма  психического отражения, устанавливающая  связи и отношения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей  точки зрения, мышлению. Именно таким  является мальчик Виктор, выросший в джунглях и описанный Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды - человеческого общества.

А как исторически  изменялись формы мышления человека, закрепленные культурой общества? Это  изменение связано с общей  культурной эволюцией. Например, исчисление у культурно-отсталых народов неразрывно связано с практическими нуждами  и не мыслится в отрыве от предмета исчисления. На просьбу сосчитать  следует вопрос: «Что считать?» Так, медведей можно считать только до 6, так как «никому не доводилось убить больше на охоте». Так же обстоит  дело и с другими абстрактными понятиями. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит  «прелогический» характер.

С развитием общества мышление эволюционирует и все более  переходит к обобщенному, теоретическому уровню, к понятиям. Появляются и  развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит к  оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений. Хорошим примером для иллюстрации этого являются многие понятия современной ядерной физики.

2)Классификация видов мышления ,операции ,формы мышления.

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении  элементарный мыслительный акт, посредством  которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения, и система  мыслительных операций, посредством  которой ученый разрешает научную  проблему о закономерностях протекания каких-либо сложных процессов. Можно, таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень  ее обобщений, насколько глубоко  вместе с тем она переходит  от явления к сущности, от одного определения сущности ко все более глубокому ее определению. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое.

Вид мышления, который  осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение  реальности в образно-концептуальной форме.

При наглядно-образном мышлении преобразование наглядных  условий мыслительных действий состоит прежде всего в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык значений.

Образное мышление представляет собой форму творческого  отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или  субъекта на данный момент времени  не существует. Мышление человека (в  своих низших формах оно имеется  у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся  в памяти представлений и образов.

Отличие мышления от остальных психологических процессов  познания состоит в том, что оно  всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение  какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. 

Мышление - это особого  рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного  и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера. В психологии выделяют и  исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов  деятельности, содержащих в себе и  те и другие операции. Мышление подразделяется на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое может быть понятийным и образным, а практическое - наглядно-образным и наглядно-действенным.

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь  которым человек в процессе решения  задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для  мышления эмпирические факты, не предпринимает  практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца  в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного  тем, что материалом, который здесь  использует человек для решения  задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления  и образы. Они или непосредственно  формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек  в новой ситуации мог непосредственно  увидеть решение интересующей его  задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается  в работе писателей, художников, артистов.

Оба рассмотренных  вида мышления - теоретическое понятийное и образное - в действительности сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны  бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное обобщенное отражение действительности; теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

Отличительная особенность  следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно  связан с восприятием мыслящим человеком  окружающей действительности и без  него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, у людей, так называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя.

Наконец, последний  из обозначенных нами видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность  заключается в том, что сам  процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Этот вид  мышления широко представлен у людей  массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом, результатом  которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Разница между теоретическим  и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит в том, что «они по-разному связаны с практикой... Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач... тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей».

И теоретическое, и  практическое мышление, в конечном счете, связано с практикой, но в  случае практического мышления эта  связь имеет более прямой непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение  практической задачи, и его выводы непосредственно, проверяются практикой  здесь и теперь. Теоретический  же ум выступает как опосредованный: он проверяется на практике лишь в  конечных результатах его работы.

Все перечисленные  виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера  и конечных целей доминирует тот  или иной вид мышления. По этому  основанию они все и различаются. Понятия и суждения являются такими формами отражения действительности, которые получаются в результате сложной умственной деятельности, состоящей из ряда следующих мыслительных операций:

1. Сравнение выделенных  объектов. Чтобы отразить с помощью  мышления какие-либо связи и  отношения между предметами или  явлениями объективного мира, необходимо прежде всего в восприятии или представлении выделить эти явления. Например, чтобы понять причину неудачного выполнения спортсменом данного физического упражнения, необходимо сосредоточить свою мысль на этом упражнении и на тех условиях, при которых оно выполнялось. Это выделение всегда связано с осознанием задачи, оно предполагает предварительную постановку вопроса, который и определяет собой выделение интересующих нас объектов.

Сравнивая явления  друг с другом, мы отмечаем как сходство, так и различие их в определенных отношениях, их тождество или противоположность. Например, низкий или высокий старты сходны между собой по своему назначению, являясь начальным моментом упражнения, но различаются по положению тела спортсмена. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.

2. Абстракция. Чтобы  осуществился процесс мышления, необходимо не только различать  отдельные свойства предметов,  но и мыслить эти свойства  отвлеченно от самих предметов.  Такая мыслительная операция  называется абстракцией (от лат.  абстракций -- отвлечение).Процесс абстрагирования есть мысленное (временное) отвлечение одного свойства вещи от других ее свойств, одного предмета от других предметов, с которыми он в действительности связан. Чтобы, анализируя предмет, мыслить отвлеченно его свойства, «надо оставить в стороне все отношения, не имеющие ничего общего с данным объектом анализа», -- говорит Маркс. Так, исследуя закономерности процесса реакции спортсмена на старте, психолог-эксперименталист выделяет только один элемент этого процесса -- латентный период, отвлекаясь (пока, на время) от таких побочных явлений, как влияние на спортсмена зрителей, его личное отношение к данному соревнованию и т. д. Абстракция позволяет проникнуть «вглубь» предмета, выявить его сущность, образовав соответствующее понятие об этом предмете.

Абстракция является умственной операцией, которая позволяет  мыслить данное явление в его  самых общих, а потому и наиболее существенных, характерных чертах. Она является источником познания истины.

3. Обобщение. Абстракция  всегда соединяется с обобщением; абстрагированные свойства предметов  мы сейчас же начинаем мыслить  в их обобщенном виде. Например, разбираясь в характерных особенностях  удара боксера при нокауте,  мы выделяем такое его свойство, как резкость; при этом мы мыслим  это свойство в его обобщенной  форме, пользуясь понятием резкости, сложившимся у нас на основании  знакомства с этим явлением  во многих других случаях (не  только в боксе, но и в  фехтовании; не только при ударе,  но и при отбивании мяча  и т. д.), т. е. как соединение  силы с кратковременным прикосновением  к поражаемому объекту. Уже  одна эта умственная операция  позволяет нам отразить в своем  сознании сущность явления: поражающая  сила удара при нокауте заключается  именно в его резкости.

4. Конкретизация.  Абстракция всегда предполагает  противоположную ей мыслительную  операцию -- конкретизацию, т. е. переход от абстракции и обобщения обратно к конкретной действительности. В учебном процессе конкретизация часто выступает как приведение примера для установленного общего положения.

В соединении с абстракцией  конкретизация является важным условием правильного понимания действительности, так как она не позволяет мышлению отрываться от живого созерцания явлений. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизненным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность. Отсутствие конкретизации приводит к тому, что знания становятся голыми абстракциями, оторванными от жизни, а потому и бесполезными.

5. Анализ. Анализом  называется мысленное разложение  какого-либо сложного предмета  или явления на составляющие  его части. В практической деятельности  анализ приобретает форму фактического  расчленения предмета на составляющие  его части. Возможность практически  выполнить такое расчленение  лежит в основе мысленного  расчленения предмета на его  элементы.

Например, думая о  сложной структуре прыжка, мы мысленно выделяем в нем следующие основные части: разбег, толчок, фаза полета, приземление. Этот мысленный анализ облегчается  тем, что и в действительности мы можем выделить эти моменты  и совершенствовать в процессе тренировки скорость разбега, силу толчка, правильность группировки в полете и т. д.

6. Синтез. Синтезом  называется обратный анализу  процесс мысленного воссоединения  сложного предмета или явления  из тех его элементов, которые  были познаны в процессе его  анализа. Благодаря синтезу мы  получаем целостное понятие о  данном предмете или явлении,  как состоящем из закономерно  связанных частей. Как и при  анализе, в основе синтеза лежит  возможность практически выполнить  такое воссоединение предмета  из его элементов.

Взаимосвязь анализа  и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот. Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот. его элементов, которые были познаны в процессе его анализа. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов.

Взаимосвязь анализа  и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот.

При анализе выделяются не всякие части, а лишь те, которые  имеют для данного предмета существенное значение. В таком физическом упражнении, как прыжок, можно отметить много  разных элементов: движение рук, движение головы, мимику лица и т. д. Все эти  элементы в той или иной степени  связаны с данным упражнением, и  мы их выделяем. Однако в процессе научного анализа мы опираемся не на эти, а  на существенные части целого, без  которого это целое не может существовать. Существенными для прыжка являются не мимика лица или движения головы и рук, а разбег и толчок.

Выделение существенных элементов при анализе сложного явления происходит не механически, а в результате понимания значения отдельных частей для целого. Прежде чем мысленно выделить существенные признаки или части, мы должны иметь  хотя бы смутное общее синтетическое  понятие обо всем объекте в  целом, в совокупности всех его частей. Такое понятие возникает в  результате предварительного, образующегося  еще до детального анализа общего представления о предмете на основе практического знакомства с ним.

Формальные структуры  мыслей называются формами мышления. Различаются три формы мышления - понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и  при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных  свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные.

Чем более существенные признаки отражены в понятие, тем  эффективнее организуется деятельность человека.

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. В  понятиях наши знания о предметах  и явлениях действительности кристаллизуются  в обобщённом и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно  отличатся от восприятия и представлении  памяти: восприятие и представление  конкретны, образы, наглядны: понятие  обладает обобщённым, абстрактным, ненаглядным  характером.

Восприятие и представление  всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги, собаки, человека, дерева и любого другого предмета вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишённого каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

Суждение - определённое знание о предмете, утверждение или  отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждений происходит как формирование мысли  в предложении. Суждение - такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь  объекта и его свойств. Связь  вещей отражается в мышлении как  связь суждений. В зависимости  от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются  следующие виды суждения: частное  и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление - значит, уметь  высказать о нём правильное и  содержательное суждение, то есть уметь  судить о нём.

В суждении выражаются не только знания о предмете, но и  субъективное отношение человека к  этому знанию, различная степень  уверенности в истинности этого  знания.

Психологическими  аспектами суждения являются мотивация  и целенаправленность суждений индивида.

Рассуждение - это  работа мысли над суждением. Рассуждение  является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Умозаключение - такая  форма суждения, в процессе которой  человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них  новое суждение.

Мышление развивается  от постоянных переходов от общего к частному, и от частного к общему, т. е. на основе взаимосвязи индукции и дедукции. 

Индуктивное умозаключение - по отдельным признакам некоторых  явлений даётся суждение о всех предметах данного класса. Поспешное обобщение без достаточных на то оснований - часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.

Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме суждений, умозаключений.

3)Индивидуальные особенности мышления.

 У различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:

1.Самостоятельность мышления,

2.Гибкость мышления.

3.Оперативность мышления.

Самостоятельность мышления

Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость  мышления

Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются  в ходе ее решения и которые  не удалось учесть с самого начала.

Оперативность мышления

Быстрота мысли  особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать  определенные решения в очень  короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и  школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

Индивидуальные особенности  мышления и его основное качество

Все перечисленные  качества мышления тесно связаны  с основным его признаком. Важнейший  признак всякого мышления - независимо от его отдельных индивидуальных особенностей - умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений.

4.Мышление и речь ,функций ,виды речи .

Мышление взрослого, нормального  человека  неразрывно  связано  с  речью.

Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне  языка,  вне речи. Мы мыслим словами, которые  произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в  речевой  форме.  Люди,  одинаково  хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко  осознают,  на  каком  языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется,  но и формируется, развивается.

  Специальными   приборами   можно   зарегистрировать    скрытые    речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани,  всегда  сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного  рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не  владеющие  даже  кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.

  Иногда может  показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что  мысль  еще  неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее   представление. Ясная мысль  всегда  связана с четкой словесной формулировкой.

Неправильно и противоположное  мнение о том, что мысль и речь по  существу одно и то же, что мышление  —  это  речь,  лишенная  звучания  («речь  минус звук»,  как  считают  некоторые  буржуазные  ученые),   а   речь—«озвученное мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями  разных  звукосочетаний.  Известно  также, что существуют  слова-омонимы  (слова  с  одинаковым  звучанием,  но  разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно  и  то  же слово может выражать разные мысли, разные понятия отличались друг от друга.  Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды  речи.  Прежде  всего

различают  внешнюю  и  внутреннюю  речь.  Внешняя  речь  бывает   устная   и письменная.  В  свою   очередь   устная   речь   бывает   монологической   и

диалогической.

  Внешняя речь служит общению  (хотя  в  отдельных  случаях  человек  может

размышлять  вслух,   не   общаясь   ни   с   кем),   поэтому   ее   основной

признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей.  В зависимости от  того,  употребляются  ли  с  этой  целью  звуки  или  письменные  знаки, различают устную (обычную звуковую  разговорную  речь)  и  письменную  речь.

Устная и письменная речь  обладают  своими  психологическими  особенностями.

При устной речи человек  воспринимает слушателей, их реакцию  на  его  слова.

Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который  не  видит  и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время.  Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не  поддерживает  с  ним  связи.

Отсутствие непосредственного  контакта  между  пишущим  и читающим  создает определенные  трудности  в  построении  письменной   речи.   Пишущий   лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию,  мимику,  жесты)для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не  заменяют  в  полной мере этих выразительных средств), как это бывает  в  устной  речи.  Так  что письменная  речь  обычно  менее  выразительна,  чем устная.  Кроме,   того, письменная речь  должна  быть  особенно  развернутой,  связной,  понятной  и полной, т. е. обработанной. И недаром крупнейшие  писатели  уделяли  этому специальное внимание.

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в  отличие  от  устной речи допускает длительную  и  тщательную  работу  над  словесным  выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку  и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукописями Л.  Н. Толстого или А. С.  Пушкина,  то  поражает  их  необыкновенно  тщательная  и требовательная работа по словесному выражению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает  позже  устной речи и формируется  на  ее  основе.  Значение  письменной  речи  чрезвычайно велико.  Именно  в  ней  закреплен  весь  исторический  опыт   человеческого общества. Благодаря письменности  достижения культуры,  науки и искусства передаются от поколения к поколению.

  В зависимости  от различных условий общения устная  речь  приобретает в диалогической, либо монологической речи.

  Диалогическая  речь —  это  разговор,  беседа  двух  или  нескольких  лиц,

которые  говорят   попеременно.   В   повседневном   и   обычном   разговоре

диалогическая речь не планируется.  Это  речь  поддержанная.  Направленность такой  беседы  и  ее  результаты   в   значительной   степени   определяются высказываниями ее участников,  их  репликами,  замечаниями,  одобрением  или возражением.  Но  иногда  беседу  организуют специально,   чтобы   выяснить определенный вопрос, тогда она носит  целенаправленный  характер  (например, ответ ученика на вопросы учителя).