Мышление и речь. 2

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) 

Кафедра культурологи и социологии (КС) 
 
 

«Мышление и речь»

Доклад по дисциплине

«Психология и педагогика» 
 
 

                Выполнил:                            Студент гр. 619-1       ________А.В. Лоцейко

                «    » декабря 2010  

                  Проверил:                           Старший преподаватель каф. КС ________ В.В. Алмаева

                «   » декабря 2010 
                 
                 

Томск

2010

Содержание

1.Мышление 3

1.1 Природа мышления 3

1.2 Основные  характеристики  мышления 3

1.3 Виды мышления 4

1.4 Основные формы  мышления 8

2. Речь 9

2.1  Общая характеристика  речи 9

2.2 Характеристика основных  видов речи 11

2.3 Свойства речи. 12

3 Взаимосвязь мышления  и речи 12

4 Список использованной литературы 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Мышление

1.1 Природа мышления

Ощущение  и восприятие дают нам знание единичного - отдельных предметов и явлений  реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как  достаточная. Для того чтобы человек  мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия  тех или иных явлений, событий  или своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения.

Например, что будет, если к листу бумагу поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели  собственный опыт и, исходя из имеющейся  у нас информации, сделали логичный вывод. Однако для того, чтобы сделать  данный вывод, мы должны были сопоставить  свойства данного листа бумаги с  другой бумагой, выявить то общее, что  их характеризует, и только после  этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она  соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты  и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных  предметов и фактов такого же рода.

Этот  многоступенчатый переход - от единичного к общему и от общего опять к  единичному - осуществляется благодаря  особому психическому процессу - мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного  процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого  отражения и преобразования человеком  действительности.

Мышление  представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого  отражения и преобразования человеком  действительности. Мышление порождает  такой результат, какого ни в самой  действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно  имеется и у животных) также  можно понимать как получение  новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических  процессов состоит также в  том, что оно почти всегда связано  с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта  задача задана. Мышление в отличие  от восприятия выходит за пределы  чувственно данного, расширяет границы  познания. В мышлении на основе сенсорной  информации делаются определенные теоретические  и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных  вещей, явлений и их свойств, но и  определяет связи, существующие между  ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи  между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

1.2 Основные характеристики мышления

 
Традиционные в психологической  науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность.  
Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира . 
Специфичность мышления заключаются в том, что: 
1. мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;  
2. лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;  
3. мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность. 
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: 
а) носит опосредствованный характер;  
б) всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;  
в) исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;  
г) в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;  
д) связано с практической деятельностью человека. 
Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936), характеризуя мышление, писал: «Мышление - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом». С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. По мнению Павлова, «мышление... ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли». Таким образом, эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.

1.3 Виды мышления

Существует  несколько классификаций видов  мышления. Самая распространенная классификация  характеризует мышление с точки  зрения использования заместителей реальности, строительного материала для того или иного вида мышления. Поэтому в данной классификации представлены три вида мышления. Первое - предметно-действенное (наглядно-действенное), инструментом которого является предмет, второе -наглядно-образное (иногда называют просто образным мышлением), оперирует образами реального мира, и последнее - словесно-логическое(понятийное), в котором мы пользуемся словом (понятием).

Эти виды мышления в истории человечества могут быть проанализированы как развивающиеся на основе друг друга формы познания. Для онтогенетического развития каждой личности такой подход применим лишь в общих чертах. Например, образное мышление у конкретного человека не вытесняется словесно-логическим видом мышления, а интенсивно развивается, что позднее позволяет успешно реализовать такие виды профессионально деятельности, как техническую, изобразительную, графическую, предметно-художественную и т.п.

Предметно-действенное  мышление (наглядно-действенное). В филогенетическом развитии это мышление считается исходным пунктом всех других видов человеческого мышления. Однако в нем есть все признаки мышления: оно обобщенно отражает скрытые связи и отношения реальной действительности, осуществляется посредством предметов-заменителей. Причины его возникновения на заре развития человеческого мышления, на первых ступенях развития в онтогенезе и возникновение у взрослого человека в его трудовой и учебной деятельности, в принципе, одни и те же. Это: а) слабое развитие (или отсутствие) образного и понятийного мышления; б) отсутствие у субъекта на момент изучения знаний о существенных свойствах и связях познаваемого объекта.

Особенность данного вида мышления заключается  в том, что с его помощью  нельзя решить поставленную задачу без  участия практических действий. Поэтому  у него такая тесная связь с  практикой. К функциям наглядно-действенного мышления относятся:

· выявление  наиболее близко лежащих к «поверхности», но все же скрытых свойств предметов  и явлений. Практические преобразования, которые мы совершаем в процессе этого вида мышления, позволяют набрать  факты, касающиеся познаваемых объектов;

· возможность  в обобщенной форме овладевать практическими  преобразованиями, лежащими в основе выделения самых разнообразных  и скрытых свойств предметов;

· овладение  обобщенным умением получать факты.

В процессе предметно-действенного мышления, следовательно, формируется широкая, в какой-то мере универсальная база для последующего использования полученной информации, как для разного вида деятельности, так и для формирования различных  представлений и понятий.

Образное  мышление (наглядно-образное)Наглядно-образное мышление было в истории развития вторым видом после предметно-действенного. Оно позволяло (и позволяет) познавать реальный мир без участия практических действий, может быть осуществлено только в плане идеальном. Образное мышление «схватывает» наглядную ситуацию симультанно (одновременно), нередко интуитивно, то есть без развернутого анализа и рассуждения. При этом обладает способностью отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов.

Если  не требуется словесного ответа, то выводы словесно и не формулируются. Вообще слово в образном мышлении является лишь средством выражения, интерпретации выполненных в  образах преобразований. Процесс  образного мышления, осуществляемый в форме образов, протекает быстро, достаточно свернуто. Решение наступает  как бы внезапно, в виде озарения, своеобразной мысленной пространственной картины. Поэтому к отличительным  признакам образного мышления, кроме симультанности (одновременности), нужно добавить импульсивность и синтетичность. Спецификой образного мышления является наполнение его результатов личностным содержанием и смыслом.

Образы  гораздо теснее, чем слово, связаны  с чувственным отношением человека к окружающему миру, к его переживаниям. В образе представлены не только перцептивные признаки и свойства объекта, но и  эмоционально-личностное отношение  к ним, чего часто нельзя обнаружить при оперировании понятиями.

В понятиях, особенно научных, фиксируется общественно-родовой  опыт человека. И в этом смысле, они  обезличены. Это отличие между  понятием и образом служит одним  из факторов, определяющих большие  трудности первичного усвоения понятий  и предпочтительности использования  примеров при изучении нового учебного материала. Одновременно образы, которые  мы предлагаем другим людям, не всегда способствуют уяснению истины, а временами  даже усложняют этот процесс.

Причин  тому несколько. Во-первых, это бедность результативного образа. Действительно, существует множество ситуаций, когда  образ в результативном выражении (рисунке, предметной конструкции, схематическом  изображении, словесном описании и  т.п.) оказывается намного беднее, чем был в момент его создания, оперирования им. Это явление связано  с тем, что человек не владеет  достаточно точными средствами для  выражения содержания имеющегося у  него образа. Поэтому должен быть запас  созданных образов. Чем их больше и они богаче, тем больше возможностей у человека для их видоизменения, преобразования, то есть успешного  оперирования ими.

Во-вторых, на понимание представленного образа оказывает существенное влияние  близость личностных смыслов, которыми наполнены соответствующие образы у передающего и воспринимающего  информацию.

В-третьих, люди различаются по способности  создавать и оперировать образами. Для одних достаточно представлений, чтобы легко и свободно создавать  образы и оперировать ими. Эта  способность связана с развитием  у взрослого человека произвольности всех психических процессов. Но бывают люди, которым, по их индивидуальным особенностям, требуется для легкости и свободы  создания образа обязательно наличие  еще и наглядной основы.

Наглядно-образное мышление является основой для понятийного (словесно-логического) мышления. В  нее уже заложены основы логического  анализа, но только начальные.

Словесно-логическое мышление (или понятийное). Довольно часто этот вид мышления называют вершиной развития мышления человека. Что же специфично для понятийного мышления? Используя этот вид мышления, человек может анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения.

Понятийное  мышление движется по вертикали: от частного к общему и наоборот, т.е. человек  использует индуктивно-дедуктивный  способ мышления. Для понятийной мысли  характерна иерархизированность, что  требует выделения главного и  подчинение ему второстепенного. В  речи преобладают сложноподчиненные  предложения. Для понятийного мышления характерно использование всех мыслительных операций. Человек проявляет чувствительность к логическим противоречиям и  адекватно понимает переносный смысл.

Все остальные  классификации мышления обычно касаются разновидностей именно этого вида мышления: аутическое и рациональное мышление МакКеллар (1972) проводит различие между аутическим и рациональным мышлением. Аутическое мышление не имеет осознанной цели. Для него доступно мозговое управление информацией, от ощущений или от хранимого в мозгу материала без какой-либо конкретной, осознанной цели. Фантазии и галлюцинации представляют собой пример аутического мышления. Рациональное мышление, с другой стороны, логическое и рациональное, целесообразное и ориентировано на цель. Когда человек находит ответ (ключ) при решении кроссворда, он привлекает рациональное мышление.

Шаблонное и нешаблонное  мышлениеТакая классификация видов мышления была предложена французским исследователем Эдвардом де Боно. Однако, он изначально подчеркивал, что данные разновидности мышления не противопоставляются друг другу, а находятся в комплиментарных отношениях. У каждого есть своя область действия. Именно в совокупности они определяют успешность познавательной деятельности человека.

С помощью  шаблонного мышления скорее происходит проверка истинности имеющихся знаний, возможности использования последних  для получения новых знаний. Нешаблонное  мышление можно определить как новый взгляд на вещи, получение новых идей. Его вершиной является творческое мышление, именно в результате этого мышления возникают гениальные творения (хотя для их создания требуется еще и талант).

Очень часто, размышляя шаблонно, человек считает, что новые идеи всегда возникают у других, так как другие лучше подготовлены и имеют больше благоприятных условий для развития своего мышления. Человек, получающий новую информацию, ломающую его старые взгляды, не может полностью ее уяснить, и, тем самым, лишает себя возможности иметь новые идеи.

В этом случае человек считает, что возникновение  новой идеи - это дело случая, и  что человек не должен вырабатывать ее, а должен терпеливо ждать ее возникновения.

Для нешаблонного мышления характерно:

· осознание  господствующей идеи;

· поиск  различных подходов к изучаемым  явлениям;

· высвобождение  из-под жесткого контроля шаблона;

· использование  случая (не препятствовать случайным  процессам, но и не отдаваться на волю случая).

Следовательно, нешаблонное мышление не просто отвергает  старое (в чем людей с таким  типом мышления часто обвиняют), а ищет новое. Это мышление не создатель  беспорядка, а, наоборот, ищущий более  простую упорядоченность.

Теоретическое и практическое мышлениеТеоретическое и практическое мышление не являются генетически последовательными. Оба вида занимают свое место в познавательной сфере взрослого человека, хотя в житейской психологии довольно часто теоретическому мышлению отдается предпочтение, как более полезному для научной деятельности.

Способы теоретического мышления представляют собой единство двух родов познавательных актов:

а) актов  непосредственно связанных с  исследованием условий задач - это анализ;

б) актов, связанных с рассмотрением особенностей этого исследования - это рефлексия.

Рефлeксия представляет собой осознание человеком своих действий, контроль и оценка этих действий, анализ собственного психического состояния; размышление, полное сомнений, противоречийОна имеет много видов. Бывает рефлексия интеллектуальная и личностная; экстенсивная и интенсивная, конструктивная.

Исследование  природы и содержания практического  мышления в отечественной психологии связано с именем Бориса Михайловича Теплова, который еще в 1945 году, выпустив книгу «Ум полководца», обратил внимание ученых на особенности мышления взрослых людей в их реальной деятельности. Он предложил изучать мышление не с позиции решения тех задач, которые возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности, а с позиции других специалистов, которые, не будучи «теоретиками», также решают мыслительные задачи.

Различие  теоретического и практического  мышления заключается в том, как  каждое из них связано с практикой.

Работа  теоретического мышления в основном направлена на нахождение общих закономерностей. Даже если она касается, например, производства, то теоретическое мышление интересуется принципами организации производства, тактическими и стратегическими  закономерностями. Практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного учреждения, разработать  и осуществить план реконструкции  микрорайона и т.п.

Теоретическое мышление тактически временно как бы отступает от практики, чтобы выявить  скрытые повседневной рутиной общие  закономерности. Работа практического  ума непосредственно вплетена в  практическую деятельность, подвергается постоянному испытанию практикой. Теоретический ум отвечает перед  практикой только за конечный результат  своей деятельности, в то время  как каждый этап практического мышления проходит сиюминутную проверку практикой. Ученый-теоретик может выдвигать  разного рода рабочие гипотезы, проверять  их иногда в течение длительного  периода времени, заменять одни гипотезы другими.

Одна  из самых характерных особенностей работы практического ума - жесткие  условия времени. Практический работник далеко не всегда имеет время для  проверок разного рода гипотез. Умственная деятельность у людей занимающихся высшими формами практической деятельности протекает в более жестких  условиях, чем у ученого. К ней  предъявляются более сложные  требования, имеет место большее  многообразие и большая внутренняя противоречивость решаемых практиком  интеллектуальных задач. Умственная работа ученого проще, яснее, спокойнее (хотя совсем не «легче»), чем умственная работа политического деятеля или  генерального менеджера.

1.4 Основные формы мышления

Думая о чем-либо, мы всегда оперируем понятиями. Понятие — это мысль о предмете или явлении, отражающая общие и  притом существенные его свойства. Если я вижу вещь, которая состоит  из доски, опирающейся на четыре ножки, и понимаю, каково назначение этого  предмета, то у меня возникает понятие  «стол». Отдельные конкретные признаки в понятии могут не учитываться, как например цвет стола, размеры  его, наличие или отсутствие ящиков. 
Понятие отличается от представления, которое является образом предмета. Когда я представляю дом, в котором живу, я мысленно вижу именно этот дом, со всеми его особенностями (новый, из серых кирпичей, пятиэтажный). Когда же я мыслю: «Дом — жилище человека», я не имею в виду какой-либо определенный дом, а пользуюсь понятием, обобщающим любые дома. Поэтому понятие шире, чем представление. В понятиях мы можем выразить го, что невозможно представить в наглядном образе. Так, нам не удается мысленно увидеть геометрическую фигуру, имеющую тысячу углов, но понятие «тысячеугольник» имеется, и мы знаем, что практически такая фигура может существовать. 
Понятия выражаются словами. Однако нельзя считать, что понятие и слово тождественны. Во-первых, одно и то же понятие может быть выражено разными словами. Например, слова «самолет», «аэроплан» обозначают один и тот же предмет. Во-вторых, одно и то же слово иногда выражает разные понятия. Так, словом «коса» называют заплетенные волосы женщины и орудие для кошения травы, а в географии — полуостров в виде узкой полосы земли, отмели. Наконец, на разных языках одно и то же понятие обозначается различными словами (по-русски — стол, по-английски — the table, по-немецки — der Tisch и т. д.). 
Мысли о предметах и явлениях, о связях и отношениях между ними мы выражаем в форме суждений, например: «На улице идет дождь»; «Ученик не решил задачу». 
Суждение — это форма мышления, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо. В суждениях нередко раскрывается содержание понятий: «Психология — наука о законах психической жизни человека». В этом суждении раскрывается содержание понятия «психология». 
На основе одного или нескольких суждений нередко делается какой-либо вывод. Например, мы высказали два суждения: «В V классе — все пионеры»; «Иванов — ученик V класса этой школы». Исходя из первого и второго суждений, мы высказываем третье суждение: «Следовательно, Иванов — пионер». 
Форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется умозаключением. Примером умозаключений могут служить доказательства теорем по геометрии. 
Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение, или, как его обычно называют, индукция,— это способ рассуждения, при котором на основе ряда отдельных фактов (выраженных в частных суждениях) делается вывод, высказывается общее суждение. Например, установив, что один, другой, третий и т. д. предметы, опущенные в воду, становятся в ней на столько-то легче, делается вывод о том, что всякое тело, погруженное в воду, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им вода (закон Архимеда). 
Дедуктивное умозаключение, или, как говорят, дедукция,— это способ рассуждения, при котором от общих положений идут к частным выводам. Так, зная, что все тела при нагревании расширяются, можно сделать вывод, что и железные рельсы в жаркое время несколько удлиняются. Оба вида рассуждений (и индуктивное и дедуктивное) помогают человеку расширять свои знания об окружающем мире. 
Процесс мышления, в котором умозаключения строго основываются на правильных суждениях, называется логическим мышлением, а наука о формах и законах правильного мышления называется логикой. Особенностью логического мышления являются логичность выводов, их строгая аргументация. При логическом мышлении рассматриваемые явления получают убедительное объяснение, безошибочно устанавливаются причины и следствия. Путем логического мышления вскрываются связи и отношения между понятиями. Эти связи и отношения выражаются в суждениях, верность которых нельзя опровергнуть. 
Ярким примером строго логического мышления могут служить доказательства теорем в геометрии и другие математические выводы, где все последующее основано на предыдущих положениях, одно неизбежно вытекает из другого.

2. Речь

2.1  Общая характеристика речи

Одним из основных отличий человека от животного  мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь — это  процесс общения людей посредством  языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.  
 
В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык — это достаточно сложное образование. Всякий язык имеет прежде всего определенную систему значащих слов, названную лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.  
 
Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. Любое значение слова — это всегда обобщение. В то же время данное слово может обозначать конкретный предмет, причем мы отчетливо осознаем, о каком предмете идет речь, что обеспечивает возможность общения между людьми. Например, если вы спрашиваете: «Что это за машина?», то ваш собеседник понимает, что вы спрашиваете о конкретном автомобиле. При этом ваш собеседник понимает, что вас интересует марка и тип этой машины.  
 
В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. С психологической точки зрения, общение посредством языка — это не менее сложное явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово, как мы говорили, есть обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определенного уровня, или смысла. Достигается это благодаря введению слова в определенный контекст.

Кроме содержания, передаваемого посредством  словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение  к тому, что мы говорим. Это явление  называется эмоционально-выразительной  стороной речи и обусловлено тем  тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой  фразы.  
 
И наконец, речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза. Однако не во всякой фразе смысловой подтекст используется в качестве определенной информационной нагрузки. В определенных случаях смысловой подтекст может носить характер латентного (скрытого) смысла. Например, мы произнесли вопрос об автомобиле, зная об увлечении нашего собеседника автомашинами, и тем самым предприняли попытку изменить тему разговора или еще больше расположить собеседника к себе, показав ему, что нас интересуют те же проблемы, что и его.  
 
Таким образом, речевое общение — это сложный и многосторонний процесс. И, как пишет А. Н. Леонтьев, всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств». Вполне естественно, что то же самое относится и к пониманию речи.  

2.2 Характеристика основных видов речи

     В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.

     Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может  помочь закончить мысль (или переориентировать  ее).

     Разновидностью  диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

     Монологическая  речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также  развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воз действие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению  с диалогической, наиболее существенно  изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять  требованиям последовательности и  доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с  первым,— грамматически правильное построение предложений.  

     Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

     Содержательная  сторона монолога должна сочетаться о выразительной. Выразительность  же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые  наиболее точно передают замысел  говорящего), так и неязыковыми  коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию  своеобразного подчеркивания, мимикой  и жестикуляцией).            

     Письменная  речь представляет собой разновидность  монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это  обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких  дополнительных средств воздействия  на воспринимающего, кроме самих  слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

     Внутренняя  речь — это особый вид речевой  деятельности. Она выступает как  фаза планирования в практической и  теоретической деятельности. По этому  для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность; С другой стороны, здесь исключаются  недоразумения при восприятии ситуаций. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно  ситуативна, в этом она близка к  диалогической. Внутренняя речь формируется  на основе внешней.