Мышление и воображение

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

Кафедра общих гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по  дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ»

Вариант № 10: Мышление и воображение

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса специальности: юриспруденция

заочной формы  обучения,

группы 1 501 У 2 В

Шифр: 030501

Ф. И. О.

Рецензент: __________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

2010 г.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди духовных способностей человека есть такая, которая  на протяжении многих столетий была предметом  пристального внимания ученых и которая  вместе с тем до сих пор является труднейшим и загадочным предметом  науки. Это способность мыслить. С ней мы постоянно сталкиваемся в труде, в учении, в быту.

Изучение  мышления началось сравнительно недавно, гораздо позже исследования восприятия, внимания и памяти. Это объясняется сложностью данного психического процесса, недоступностью его внутренней динамики для внешнего наблюдения. Народная пословица гласит: «Чужая голова — потемки». Долгое время единственным способом изучения мышления считалось самонаблюдение (интроспекция). Сейчас спектр научных средств изучения мышления значительно расширился: от наблюдения и самонаблюдения до лабораторного и естественного эксперимента, от тестирования мыслительных особенностей, психофизиологических способов регистрации мыслительных действий (детектор лжи) до создания компьютерных программ, способных моделировать мысли человека (компьютерный игрок в шахматы). Пока не изобретено способа узнать мысли другого человека, — мы можем только догадываться об их содержании с большей или меньшей достоверностью. Но как велико стремление человека к раскрытию этой охраняемой природой с особой тщательностью загадки! Сюжетами скольких фильмов и книг является создание аппарата для чтения мыслей (миелофон в «Гостье из будущего»), роботов-андроидов, искусственного интеллекта, телепатия! Вполне вероятно, что когда-нибудь, в результате длительной работы, это станет реальностью. Изучать мышление очень сложно, но чрезвычайно интересно.

      Воображение -  особая форма человеческой  психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе  с тем занимающая промежуточное положение между восприятием,  мышлением и  памятью.  Специфика  этой  формы психического  процесса  состоит  в  том, что воображение, вероятно, характерно только  для  человека  и  странным  образом связано с деятельностью организма. Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том   числе о его анатомо-физиологической основе.  Где в мозгу человека локализовано  воображение?  С работой каких известных нам нервных органических структур  оно связано?  На  эти важные  вопросы мы почти ничего конкретного ответить  не  можем. Мы знаем  очень  много  о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и  побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения. Благодаря воображению  человек  творит,  разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение  выводит  человека  за  пределы  его сиюминутного  существования,  напоминает  ему  о  прошлом,  открывает будущее.   Воображение   является   основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Целью данной работы является изучение психологической  литературы по теме « мышление и воображение»,  задачей - показать, что мышление и воображение действительно играют огромную роль в жизни человека. Объект исследования – мышление и воображение как психические процессы, а предметами являются виды, основные мыслительные операции, влияние воображения на жизнь и творчество человека.

 

 

 

 

 

 

    1. Мышление – особая форма психического отражения человека. Виды мышления

 

Проблема  мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой.

Мышление — это сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений. Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Путем умозаключения можно узнать намного больше того, что дается нам непосредственно через органы чувств. Мыслительные навыки формируются у человека только при жизни в человеческом обществе, они не даются от рождения. Известны случаи, когда человеческие дети вырастали среди животных. Их поведение ничем не отличались от звериного, и в дальнейшем почти не удавалось научить их говорить, уже не говоря о том, чтобы рассуждать и анализировать. То есть у новорожденных есть зачатки мышления, предпосылки его возникновения, но, чтобы стать человеком их надо развивать. Причем развиваются мыслительные способности только до определенного возраста, в дальнейшем приходится пользоваться уже сформированными умениями сравнивать, анализировать, рассуждать. Очень важно развивать ребенка в течение первого года жизни. Самым важным периодом, в течение которого развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь), является первые 5 лет жизни. В дальнейшем развить что-то оказывается намного сложнее. Мышление интенсивно развивается до юношеского возраста (20-24 года). Пик его продуктивности приходится на 30-40 лет. Затем ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне. Людям среднего возраста, ведущим активный образ жизни, занимающимся интересным делом, продолжающим познавать мир вокруг себя, их ум верно служит на протяжении многих лет. У тех же, кто остановился в своем развитии, утратил интерес и цель жизни, сосредоточился на еде и отдыхе, быстро дряхлеет тело и ум. Именно с тем, что основная масса людей, вырастив детей и уйдя на пенсию, считает свою жизненную миссию выполненной и не видит смысла в дальнейшем существовании, и связан миф о том, что после 40-50 лет человек деградирует. Мышление — это функция мозга; как и любая часть тела и психики, если ею не пользоваться, она теряет свою силу. [5; с. 156]

С чего начинается мышление? Как оно возникает? Начальным моментом является проблемная ситуация, возникновение вопроса. Для решения задачи и достижения цели требуется проделать мысленную работу в несколько этапов. Наиболее сложна первая фаза — подготовка, умение увидеть проблему и осознать ее. При этом появляется чувство понимания («ага-эффект», инсайт — внезапное озарение, догадка). Происходит формулирование гипотез и выбор подходящих средств и способов. Длительность первой фазы у разных людей различна: кто-то «схватывает на лету», до кого-то «доходит» медленнее. Многие методы исследования мышления посвящены изучению именно этой фазы, например исследование активности мыслительных процессов. [1; с. 221]

А как исторически изменялись формы мышления человека, закрепленные культурой общества? Это изменение  связано с общей культурной эволюцией. Например, исчисление у культурно-отсталых народов неразрывно связано с  практическими нуждами и не мыслится в отрыве от предмета исчисления. На просьбу сосчитать следует вопрос: «Что считать?» Так, медведей можно  считать только до 6, так как «никому  не доводилось убить больше на охоте». Так же обстоит дело и с другими  абстрактными понятиями. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит «прелогический» характер. [1; с. 225]

С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит  к обобщенному, теоретическому уровню, к понятиям. Появляются и развиваются  абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и  мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений. Хорошим примером для иллюстрации  этого являются многие понятия современной  ядерной физики.

Простейшие формы мышления свойственны высокоорганизованным животным, находящимся на интеллектуальной стадии развития психики. Такие животные, например, человекообразные обезьяны и дельфины, не просто воспринимают окружающий мир во всей полноте, но и способны определенным образом  перерабатывать информацию различными способами: анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать. Но мышление таких животных осуществляется большей  частью в наглядно-действенном, частично - в наглядно-образном плане. [3; с. 362]

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение  задачи осуществляется при помощи физического  преобразования ситуации, т.е. деятельно. Например, шимпанзе, чтобы достать  высоко висящее яблоко, ставит несколько  коробок одну на другую или маленький  ребенок, выстраивая пирамидку, пробует  по очереди надевать кольца различного диаметра, решая эту задачу при  помощи действий, т.е. в наглядно-действенном  плане. Хотя, возможно, шимпанзе, прежде чем составлять коробки в действительности, совершает те же действия в своем  воображении - в этом случае это уже  наглядно-образное мышление, при котором  решение задачи осуществляется путем  представления или воображения  ситуаций и изменений в них. И  животное, и ребенок переходят  к этому способу мышления лишь накопив определенный опыт после многократного решения задач в наглядно-действенном плане.

Но наивысшей и, видимо, сугубо человеческой формой мышления является  так называемое словесно-логическое мышление,  способность к которому актуализируется у детей по мере овладения речью и связана  с оперированием логическими  формами мышления - понятиями, суждениями и умозаключениями. Понятия формируется на основе операций мышления, они могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.     Понятия - символическое обобщенное представление предметов или явлений путем выделения главных признаков, присущих всем предметам данного класса независимо от конкретной ситуации. Например, понятие "человек" представляет набор черт и качеств, обязательно присущих любому человеку - мужчине и женщине, ребенку, взрослому и старику и т.д.

Понятия складываются в суждения, суждения могут быть истинными и  ложными. Суждения - отражение связей между  различными предметами или явлениями. Например, суждение "Все люди смертны" отражает существенную связь между людьми и таким явлением как смерть.

Далее происходит соединение суждений о чем-либо в форме умозаключений, которые бывают утвердительными или отрицательными.          Умозаключение - получение вывода путем анализа и синтеза на основе исходных двух или нескольких суждений. Например, на основе двух следующих суждений    "Все люди смертны" и "Сократ - человек" мы можем получить новое суждение "Сократ тоже смертен"  (Аристотель "Логика"). [4; с. 127]

Различают теоретическое  и практическое, интуитивное и  аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач. Теоретическое  мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического  мышления – постановка цели, создание плана, проекта, схемы, основная особенность  его – развертывание в условиях жесткого дефицита времени. Проводится различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое – связано с реализацией желаний человека. Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта. Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач. [7, с. 185]

Все виды мышления тесно  взаимосвязаны между собой. Отдельные  виды мышления постоянно взаимопереходят  друг в друга. Пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что  этот процесс всегда относительный  и условный. Обычно у человека задействованы  все возможные компоненты и следует  говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные мыслительные операции

 

В процессе мыслительной деятельности можно выделить ряд умственных операций. Основными мыслительными операциями являются анализ,синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Анализ  — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. При знакомстве детей с каким-нибудь растением им предлагают показать его часть (ствол, ветви, листья, корни). Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в деятельность) и умственным (теоретическим). [2; с. 264]

Синтез  — это мысленное объединение частей, свойств в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В процессе синтеза устанавливается отношение предметов или явлений как элементов сложного целого. И синтез и анализ занимают важное место в учебном процессе. Так, при обучении чтению букв составляются слоги, из слогов — слова, из слов — предложения. Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Чтобы в процессе синтеза объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки необходимо получить в результате анализа. В мыслительной деятельности анализ и синтез как бы поочередно выходят на передний план. Преобладание анализа или синтеза в мышлении может быть обусловлено как характером материала и условиями задачи, так и умственным складом человека. [2; с. 271]

Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому; например, одного карандаша к другому и т.п. Так происходит процесс сравнения, когда мы измеряем пространство или взвешиваем тяжести. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным. Для глубокого познания действительности большое значение имеет такое качество мышления, как способность находить различие в сходных предметах и сходство — в различных. [2; с. 279]

Абстракция  состоит в вычленении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта, в отвлечении от остальных. Так, мы можем говорить о зеленом цвете как о благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, имеющих зеленый цвет. В этом случае признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Путем абстрагирования были созданы отвлеченные понятия длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д. Благодаря абстракции человек может отвлечься от единичного, конкретного. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях. [2; с. 286]

Конкретизация предполагает возвращение от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, сходные признаки, имеющиеся в яблоках, грушах, сливах и т.п., соединяются в одном понятии, которое мы выражаем словом «фрукты». Мыслительная деятельность часто направлена на получение обобщений. Человек анализирует предметы с тем, чтобы выявить в них общие закономерности и предсказать их свойства. Психолог изучает людей, чтобы вскрыть общие закономерности их психики. Обобщение не предполагает отбрасывания специфических свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных связей. Повторяемость свойств в ряде предметов указывает на связи между ними. Существенные признаки связаны между собой и именно в силу этого неизбежно повторяются. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.

Все указанные  операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. [4; с. 141]

С помощью  операций мышления осуществляется проникновение  в глубь той или иной стоящей  перед человеком проблемы, рассматриваются  свойства элементов составляющих эту  проблему, находится решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие воображения и его основные виды

 

Между воображением и мышлением существуют самые  тесные связи: воображение осуществляет мыслительный отход за пределы непосредственно  воспринимаемого; способствует предвосхищению будущего; «оживляет» то, что было ранее. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между  восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с  деятельностью организма, будучи в  то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и  состояний. Последнее означает, что  ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание  его понять и объяснить привлекло  внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Благодаря воображению человек творит, разумно  планирует свою деятельность и управляет  ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом  воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида "гомосапиенс", мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение  выводит человека за пределы его  сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. [6; с. 531]

Воображение может функционировать на различных  уровнях. Функции воображения многообразны – оно позволяет:

  1. представить результат выполняемой деятельности до ее начала и таким образом служит основой творчества;
  2. составить программу поведения, когда нет достаточно информации для осмысления проблемной ситуации;
  3. частично снять психическое напряжение, связанное с отсутствием удовлетворения какой-либо потребности;
  4. создавать образы, соответствующие описанию и, таким образом, способствует взаимопониманию в общении. [7; с. 147]

Выделяют следующие основные виды воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное, конкретное и абстрактное.

Активное  воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли создает у себя соответствующие образы. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия.

Образы  пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. Примерами пассивного воображения являются галлюцинации и сновидения. Пассивное воображение реже становится импульсом творческого процесса. Так называемые «спонтанные», «независимые» от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы мозга, скрытой от самого человека. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям. Кроме того, творческий процесс, начинающийся, как правило, с волевого усилия, т. е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. В этом случае воспроизводится реальность в том виде, какова она есть. Хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. [8; с. 194]

Этот  вид воображения является непременным  атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт, исторических описаний, рассмотрении чертежей и проектов. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему (словесную, числовую, графическую, нотную и т.д.) имеющимися у него знаниями. C репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью.

Продуктивное (творческое) воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. В данном случае понятие «новый» может иметь двоякое значение: как объективно новое и как субъективно новое. Объективно новые образы — это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое — это то, что ново для данного человека. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. [6; с. 548]

Отличительной особенностью творческого воображения  является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формируется нечто новое. Создание образа стимулируется не только потребностями человека, но и интересами всего общества, уровнем его развития. Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в области науки и техники. Продукт творческого воображения не всегда может быть материализован, т.е. воплощен в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике невозможно. [6; с. 558]

С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся  и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантастика, иррациональная образность. Однако за всем этим стоят вполне очевидные реалии. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. [6; с. 566]

Нужно отметить относительность различий между  воссоздающим и творческим воображением. При воссоздающем воображении, так  же как и при творческом, образы объектов создаются, творятся вновь. Вероятно, нетворческого воображения, строго говоря, не бывает. У каждого человека — свой Евгений Онегин и Остап  Бендер, Анна Каренина и Эллочка  Людоедка.

С.Л. Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное воображение. С помощью конкретного воображения человек создает образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей. С помощью абстрактного воображения человек создает образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Кроме того, образы конкретного воображения могут различаться по модальности, в которой они представлены. Здесь можно выделить зрительные представления (например, букет из васильков, апельсин и т.д.); слуховые представления (гудок тепловоза, удар грома, писк комара и т.д.); осязательные представления (укол иглы, прикосновение к снегу, щелчок и т.д.); обонятельные представления (запах лука, бензина, сена и т.д.); вкусовые представления (вкус соли, кофе, уксуса и т.д.); двигательные представления (качание на качелях, кружение на месте, взмах руки и т.д.). [6; с. 571]

Есть  и другие виды воображения. Это - фантазии, видения, галлюцинации, грезы и мечты. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Особую роль фантазия играет в детском возрасте. Для детей фантастические, создаваемые воображением образы ничем не отличаются от образов восприятий - они столь же реальны и это нужно учитывать при общении с ними. Необходимо поощрять творческие процессы, а это невозможно без хорошо развитого воображения. Но иногда ребенок, сталкиваясь со сложными проблемами,  предпочитает не искать способы их разрешения, а уходит в воображаемый мир, где эти проблемы разрешаются фантастическими способами. Это обязательно отражается в поведении ребенка. Т.ч. если родители замечают, что ребенок часто "отсутствует", если у него появляется воображаемый друг - это должно насторожить их и заставить обдумать, почему ребенок предпочитает жить в воображаемом, а не в реальном  мире. Чрезмерная мечтательность  часто свидетельствует о ранимой психике и о неблагополучии в жизни ребенка

Сновидения  можно отнес к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями  называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

Мечта в отличие от грезы, несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т. е. в принципе осуществима. Мечта чаще всего нацелена на будущее, и несколько его идеализирует. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. [4; с. 211]

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мы попытались рассмотреть основные понятия мышления, воображения, мыслительных операций с  позиций разных авторов. А также  создать четкое представление о  данных понятиях в своем видении. Были рассмотрены основные виды, функции мышления и воображения.

Можно сделать вывод и  том, что мышление как высшая форма  познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность: устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Мышление - процесс переработки информации в поисках  решения какой-либо задачи. Следует так же отметить, что задача развития мышления имеет особую значимость, т.к. оно тесно связано с интеллектом человека.

Итак, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого  процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность  в той или иной степени связана  с творчеством, начиная от приготовления  пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.

Мышление и воображение