Мышление и язык. 3

    Содержание 

1.Мышление и язык. Рассудок и разум. Проблемы рациональности в философии. типы научной рациональности…………………………………..3

2. Философия культуры: основные подходы к определению, модели культуры, ее функции, структура и типологии культуры…………………..13

Список  литературы…………………………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Мышление и язык. Рассудок и разум. Проблемы рациональности в философии, типы научной рациональности.

    1.1.Язык и мышление - два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. "Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества" Процессы мышления проявляются в трех основных видах, выступающих в сложном взаимодействии, - практически-действенном, наглядно-образном и словесно- -логическом. « Орудием мышления является язык, а также др. системы знаков (как абстрактных, например, математических, так и конкретно-образных, например, язык искусства)» . Язык - это знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества. Мышление, за исключением его практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу, между тем как язык - это явление по своей первичной природе физическое, материальное.

    В ходе исторического развития языка  и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным. На начальных  этапах развития общества язык, развивавшийся в первую очередь как средство общения, вместе с тем включался в процессы мышления, дополняя два первоначальных его вида - практически-действенный и наглядно-образный - новым, качественно высшим видом словесно-логического мышления и тем самым активно стимулируя развитие мышления вообще. Развитие письменности усилило воздействие языка на мышление и на саму интенсивность языкового общения, значительно увеличило возможности языка как средства оформления мысли. В целом же по мере исторического развития мышления во всех его видах постепенно усиливается его воздействие на язык, сказывающееся главным образом в расширении значений слов, в количестве, росте лексического и фразеологического состава языка, отражающем обогащение понятийного аппарата мышления, и в уточнении и дифференциации синтаксических средств выражения смысловых отношений.

    Важнейшие условные знаки человеческой культуры - это слова. Предметы и явления  окружающей действительности редко  полностью подвластны человеку, а  слова - знаки, которыми мы их обозначаем, подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки - фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, оперировать легче, чем с самими явлениями. С помощью слов можно  интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину). Язык - универсальный материал, который  используется людьми при объяснении мира и формировании той или иной его модели. Хотя художник может  это сделать и при помощи зрительных образов, а музыкант - при помощи звуков, но все они вооружены, прежде всего, знаками универсального кода - языка.

    Язык - это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. Совокупность слов того или иного языка образует его словарь. Словари наиболее развитых современных языков насчитывают десятки тысяч слов. С их помощью благодаря правилам комбинирования и объединения слов в предложения можно написать и произнести неограниченное количество осмысленных фраз, заполнив ими сотни миллионов статей, книг и файлов. В силу этого язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы .

    Можно разделить два способа существования  мысли при помощи языка: «живую мысль», т.е. актуально переживаемую данным человеком в данном интервале  времени и пространства и «отчужденную мысль», зафиксированную в тексте и т.п.  « Живая мысль» - это собственно и есть мышление, реальное онтологическое его развертывание. Оно никогда не бывает абстрактным мышлением, т.е. тем, с которым имеет дело наука. Последнее возможно только в отчужденной от человека форме, например, в компьютере. Реальный процесс мышления, осуществляемый индивидом, есть сложное и динамичное образование, в котором интегрированы многие составляющие: абстрактно-дискурсивные, чувственно-образные, эмоциональные, интуитивные. К этому следует добавить непременную включенность в процесс мышления целеобразующих, волевых и санкционирующих факторов, которые исследованы пока крайне слабо. Как видно, реальный процесс мышления и мышление, как предмет логики, как логический процесс сильно отличаются друг от друга.

    Язык - система словесного выражения мыслей. Но возникает вопрос, может ли человек  мыслить не прибегая к помощи языка?

    Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют  язык и мышление. 
   1.2.
Рассудок и разум — в тесном смысле — два вида мыслительной деятельности человека, различие и взаимное отношение которых понималось неодинаково в тех или других философских учениях.

    Разум — высшая форма деятельности, по сравнению с рассудком. Рассудок является мыслящей душой, способностью мыслить предметы и их связи посредством понятий , он представляет собой способность образования понятий, суждений и правил .

    Рассудочная деятельность связана со строгим  оперированием понятиями, классификацией фактов и явлений, систематизации знаний, при этом разум выступает как  синтезирующая творческая деятельность, раскрывающая сущность действительности, создающая новые идеи, выходящие  за пределы сложившихся систем. Разум  может объединить противоположности, которые рассудок развёл в стороны. Таким образом, рассудок даёт возможность  рассуждать, а разум — открывать и целеполагать. В то время как рассудок исключает иррациональные процессы духа, разум может творчески включать их через сознание противоречия самого мышления.

    Существенное  различие двух рассматриваемых понятий  видно уже из того, что разумение  бывает и без рассуждения; можно  прямо воспринимать смысл чего-нибудь, (интуитивное восприятие). О поэтическом  произведении, сочиненном по рассудку, говорятся только в смысле порицания, как и о научном трактате, внушенном  фантазией.

    С другой стороны, несомненно, что можно  рассуждать без разумения. Вообще мы рассуждаем о каком-нибудь предмете для того, чтобы уразуметь его  истинный смысл; следовательно, такое  разумение, как действительное состояние  мысли, является лишь в конце, а не в начале рассуждения. Различается, таким образом, двоякое разумение:

    - интуитивное (присущее непосредственному  сознанию и возвышаемое поэтическим  и всяким другим вдохновением), не основанное на рассуждении,  но могущее, а для полноты  и ясности долженствующее им  сопровождаться

    - и разумение дискурсивное, добываемое  посредством рассуждения.

    Нормальный  мыслительный процесс исходит, таким  образом, из данного в той или  другой форме прямого разумения, где некоторое мысленное содержание берётся в своей слитности, — проходит затем через рассуждение, то есть намеренное разделение и противопоставление мысленных элементов, и приходит к их сознательному и отчетливому соединению, или внутреннему сложению (синтезу).

    3.Проблемы рациональности в философии, типы научной рациональности

    Проблема  рациональности по многим причинам является одной из центральных в современной  философии. Рациональность (в предельно  широком ее понимании) в практической и духовной деятельности людей не имеет достаточно отчетливых границ, охватывая как целеполагание, проект, так и совокупность избираемых шагов, позволяющих, в конечном счете, достичь  поставленной цели.

    Цель  идеологов рационализации философии  и человеческой культуры в целом  состояла в утверждении науки (прежде всего математики) в качестве безоговорочного  и единственного лидера. Вера и  авторитет (Библии и Аристотеля) должны были уступить место критической  рефлексии, точному расчету и  идеологической непредвзятости. Культ  «естественного света разума», несущего в себе не только критический, но и  конструктивный заряд, получил впоследствии наименование «классической» или собственно философской рациональности. Между  тем многие философы прошлого и настоящего времени указывают на неправомерность  отождествления философской рациональности с рациональностью научной с  ее критериями логичности, дискурсивности, системности и т.п.

    Особая  опасность содержится в «очищении» философской рациональности от нравственного  контекста как не имеющего отношение  к установлению объективной истины. Постклассическая философия XIX века предприняла  попытку раздвинуть узко-рассудочные  границы сциентизированной философии  и повернуть ее лицом к социально-гуманистическим ценностям, идущим еще из античности. Подлинно рациональный, действительно разумный путь человеческого развития - это не только глубоко продуманный и рассчитано сбалансированный, но прежде всего нравственный путь, при котором долг, альтруизм, милосердие и прочие архаичные и, строго говоря, нерациональные факторы не вытесняются, где знание не подавляет совести. Формально истина доступна всякому здравствующему, но воистину истине, по словам Сократа, причастен лишь тот, кто способен употребить свой разум на благо всего человеческого рода. Всякое рафинирование рациональности (культ «чистой» науки) есть, в сущности, противоестественное выхолащивание духовного мира человека. Это не только антигуманно, но и неразумно, ибо человеческая разумность состоит, кроме всего прочего, в том, чтобы понимать, принимать и ценить то, что лежит за ее пределами и что, в конечном счете, определяет условия ее собственного существования и функционирования.

    Знание (в том числе и научное) не складывается и не развивается в рамках узко понимаемых рациональных критериев  в обход неформализованных, внерациональных  духовных реалий. Сциентистская концепция  рациональности при всей своей привлекательности  и ясности целей так и не смогла окончательно избавить философское  и научное мышление от того нерационального  шлейфа, который всегда тянется за ними.

    Современная философская мысль все более  склоняется к убеждению в многообразии форм рациональности, их исторической обусловленности, определяемой в значительной мере личностью мыслителя и особенностью эпохи. Проблема «разных» рациональностей  не только реальна, но и весьма актуальна.

    Вместе  с тем заслуживает внимания и  концепция единства рациональности, понимаемая, однако, как диалектическое единство многообразных проявлений разума. Рациональность научная, философская, религиозная и т.д. - не альтернативы, но грани единого и многоликого человеческого разума. Все дело в акцентах, приоритетах: научных, нравственных, художественных и т.д., сменяющих (но не отменяющих) друг друга в силу объективных условий исторического и логического развития человеческой культуры. Выявляя специфику этих особенностей рациональности, используют понятия «форма» или «тип» рациональности, тем более что сама рациональность имеет целый ряд критериев, ни один из которых не обладает абсолютной значимостью.

      Знание (в том числе и научное) не складывается и не развивается в рамках узко понимаемых рациональных критериев в обход неформализованных, внерациональных духовных реалий. Сциентистская концепция рациональности при всей своей привлекательности и ясности целей так и не смогла окончательно избавить философское и научное мышление от того нерационального шлейфа, который всегда тянется за ними.

    В настоящее время выделяется более  двадцати различных типов рациональности, и существует тенденция их количественного  роста. Это объясняется, во-первых, многовариантностью реализации гносеологических и онтологических характеристик рациональности, во-вторых, количественным и качественным многообразием приобретаемых внешних определенностей. Указанные характеристики в силу своей неоднозначности (например, экзистенциальная и социокультурная) не могут быть строго регламентированы, четко обозначены и структурированы. Каждая эпоха, каждый индивидуальный жизненный мир привносит свою самость, свою специфику в процесс становления рациональности, обретения ею своего типа.

    Многообразие  типов рациональности, указывая на широкий «спектр ее возможностей», доказывает также и ее ограниченность. Обретая свой особый тип, свое бытие, она одновременно с этим обретает и свою границу, свое другое бытие. Граница типа рациональности, утверждая собой данный тип, данное ставшее бытие, одновременно и отрицает это бытие, но не как «абстрактное ничто вообще», а как сущее ничто или «другое». Именно эта граница рациональности есть необходимое условие существования множества ее типов, когда, осознавая «нечто» мы осознаем и «другое». Существование многообразных типов рациональности порождает определенные отношения между ними, принимающие самые различные формы -от полной автономности и независимого существования, до теснейшей взаимосвязи и взаимовлияния.

    В последние десятилетия философы, социологи, науковеды все активнее обсуждают проблему рациональности; в философии науки она стала  одной из самых актуальных. Три  крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает  глобальная научная революция, можно  охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие  друг друга в истории техногенной  цивилизации. Это - классическая рациональность; неклассическая рациональность и постнеклассическая рациональность. Причем появление каждого  нового типа рациональности не отбрасывало  предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя  его применимость только к определенным типам проблем и задач.

    Каждый  этап характеризует особое состояние  научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного  знания. Если схематично представить  эту деятельность как отношения "субъект-средства-объект" (включая  в понимание субъекта ценностноцелевые структуры деятельности, знания и  навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов  научной рациональности, характеризуются  различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной  деятельности.

    Классический  тип научной рациональности (XVII-XVIII вв.) исходил из того, что при теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствами и совершаемым операциям. Такая элиминация рассматривалась как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. И хотя в конце XVIII - первой половине XIX в. механическая картина мира утрачивает статус общенаучной и намечается переход к новому состоянию естествознания, очерченный выше общий стиль мышления ученого и тип научной рациональности сохраняются.

    Положение принципиально меняется в связи  со становлением, так называемого  неклассического естествознания (конец XIX -середина XX в.). Формируется неклассический тип научной рациональности, который  уже учитывает зависимость результатов  исследования от характера тех средств, к которым прибегает ученый (в  особенности в случаях эксперимента), и от специфики тех операций, которым  подвергается изучаемый объект. Что  же касается самого субъекта и тех  внутринаучных и социальных ценностей  и целей, которые его характеризуют, то все это по-прежнему выносится  за скобку, не находит отражения  в описании и объяснении изученного.

    И наконец, в последней трети двадцатого века происходит рождение новой, постнеклассической науки, для которой характерны такие  взаимосвязанные черты, как исследование сверхсложных, саморазвивающихся систем и междисциплинарность этих исследований. Такому состоянию и тенденциям развития современной науки соответствует  постнеклассический тип научной  рациональности, рассматривающий деятельность ученого в более широком поле: теперь уже учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и  операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого.

    Чрезвычайно важно подчеркнуть особую значимость этого типа научной рациональности в развитии современного общества. Ведь вопреки мнению крайних антисциенистов, видящих в науке злого демона, способного погубить цивилизацию, выход из сегодняшней экологической и социокультурной ситуации, очевидно, «состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности».

    Каждый  новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными  ему основаниями науки, которые  позволяют выделить в мире и исследовать  соответствующие типы системных  объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся  системы). При этом возникновение  нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что  каждый новый этап приводит к полному  исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа, напротив, между ними существует преемственность. Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению  всех представлений и познавательных установок неклассического и  классического исследования.

    Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр  исследований уникальные, исторически  развивающиеся системы, в которые  в качестве особого компонента включен  сам человек, то требование экспликации  ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке  на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все  основания полагать, что по мере развития современной науки эти  процессы будут усиливаться. Техногенная  цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические  ориентиры становятся исходными  в определении стратегий научного поиска. 
 

    2. Философия культуры: основные подходы  к определению,  модели культуры, ее функции, структура  и типологии культуры.

    Культура  - это система конструктивных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Она включает в себя нематериальную культуру -созданные человеком абстракции, такие, как ценности, верования, символы, нормы, обычаи и установленные принципы, и материальную культуру -физические артефакты или предметы - каменные топоры, компьютеры, набедренные повязки, смокинги, автомобили, картины, гамаки и крытые стадионы. Культура - это основа, позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия, в то время как общество представляет собой сети социальных отношений, возникающих между людьми.

    Культура  - это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Культура есть среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений.

    Культура - исторически определенный уровень  развития общества, творческих сил  и способностей человека, выраженные в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, в  их взаимоотношениях, а также в  созданных ими материальных и  духовных ценностях.

    В обыденном представлении понятие  «культура» существует, прежде всего, как показатель образованности, воспитанности, следование нормам этикета, с одной  стороны, как определенный образ  жизни, преимущественно городской, с другой, и как система культурных институтов и учреждений (театров, библиотек, музеев и т.п.), с третьей. Однако во вненаучных взглядах на культуру происходит смешение и подмена понятий. В  них объединяются понятие «культурность», область социального бытования  культуры и т.п.

    Одно  из самых первых научных определений  культуры было основано на разграничении  сферы природы и сферы культуры. Под первой понимали мир, существовавший и существующий вне желаний, воли, деятельности человека, тогда как  вторая сфера возникает и существует благодаря и в связи с человеком, будучи созданной им искусственно. Это был мир, в котором присутствовали: искусственные орудия труда и  использование огня; речь как способность  осознавать и передавать с ее помощью  смысл предметного и непредметного  мира; система запретов, с помощью  которых человек преодолевал  в себе животное начало; сообщества, объединенные осознанием смысла подобного  объединения.

    Структура - “это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность  и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при  различных внешних и внутренних изменениях”. Культура, как сложное образование, также имеет свою структуру. Последняя, в свою очередь может быть ядерной или безъядерной. Культура как общечеловеческий феномен, всегда реализуется прежде всего в национально-этнических формах. Таким образом, ядром культуры становится национальный менталитет, самосознание, специфический способ “переживания жизни” , характерный для того или иного этноса. Если данное ядро исчезает, растворяется или изменяется под воздействием тех или иных исторических и прочих причин, то соответственно исчезает, растворяется или изменяется сама культура. Культура, не имеющая такого центрального ядра, принимаемого этническим большинством, не способна к достаточно длительному существованию.

    Важными понятиями, формирующими представление  о структуре культуры, являются понятия  “официальной культуры” и “контркультуры”. Официальная культура есть такая  форма культуры, которая транслируется  сверху и признается большинством общества в качестве определенного стандарта (чаще всего молчаливо признается). В любом обществе существует официальная культура. Кроме этого, особенно при выраженном социологическом подходе к исследованию культуры, структурно могут выделяться так называемые субкультуры, “под”-культурные образования, возникающие в рамках той или иной культуры. Они сохраняют ведущие характеристики основной культурной формы, но при этом имеют локальные отличия, придающие им некоторую особенность. Подобными субкультурами можно назвать некоторые неформальные молодежные объединения. В настоящий момент таковой становится и элитарная культура. Культура “новых русских”, еще некоторое время назад являвшаяся яркой субкультурной общностью, начинает постепенное сращение с официальной культурой.

    От  понятий контркультуры и субкультуры  необходимо четко отделять антикультуру. Последняя является антагонистическим  противоположением культуре как  таковой. Антикультура есть такая форма  бытия человека и общества, которая  намеренно направлена на разрушение, уничтожение, деструкцию духовности и  культуры. Иногда антикультура может  проявляться под маской официальной  культуры.

    Типология культуры. Типология - это “научный метод, основа которого - расчленение  систем объектов и их группировка  с помощью обобщенной модели или  типа; используется в целях сравнительного изучения связей, функций, отношений, уровней  организации объектов” .

    Важным  отличием типологии от классификации  является то, что в первом случае исследователь проводит разделение, исходя из некоего им созданного идеального принципа, а не на основе естественных предпосылок. Наблюдая над культурными феноменами, ученый делает определенные выводы, позволяющие ему создать критерий, который поможет увидеть многие стороны изучаемого объекта, бывшие дотоле скрытыми при использовании классической классификации.

    Основными логическими параметрами культурологической типологии являются диахрония - синхрония и линейность - дискретность. Диахрония реализует исторический подход к типологии культуры, рассматривая ее в системе пространства-времени, горизонтали и вертикали. Синхрония рассматривает культуру только в системе пространственных координат, выделяя, как основную, горизонталь. Синхрония изучает культуру в определенный период времени, делая как бы одновременный срез, что используется прежде всего при сравнительном изучении культур в рамках вполне конкретного временного отрезка.

    Функции культуры. Функция - “внешнее проявление свойств какого-либо объекта в  данной системе отношений” .

    - Информационная. Передача социального опыта. Историческая преемственность культуры.

    - Познавательная. Посредством культуры человек познает мир и себя в нем, раздвигает свои границы.

    - Нормативная. Осознание того, что человек находится внутри культуры, приводит и к пониманию существования определенных культурных запретов, норм, табу. Культура как система нравственных, моральных ограничений и положений.

    - Коммуникативная. Общение людей во времени и пространстве, в конкретности и всеобщности.

Мышление и язык. 3