Мышление и язык

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Читинский государственный университет»

(ЧитГУ)

 

 

Кафедра философии

 

 

 

 

Контрольная работа по Логике

 

 

                                                        Тема: Мышление и язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Выполнил: студент группы ЮрЗ-1- 09

                                         Лескова Е.В.

 

                                                      Проверил: к.ф.н. доцент кафедры философии

                                             Мельницкая С.А.

 

 

 

 

 

 

 

г. Чита

Содержание:

 

1. Введение……………………………………………………………………………...2

2.I.Исследования различных ученых, по поводу отношения языка и мышления………………………………………………………………………….3

3. II. Мышление, его типы и формы………………………………………………......5

4. III. Язык - важнейшее средство человеческого общения…………………………7

5. IV. Соотношение языка и мышления……………………………………………..10

6. Заключение……………………………………………………………………...….15

7. Список литературы………………………………………………………………...16

8.  Практическая часть………………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Язык и мышление два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающиеся друг от друга по своей  сущности и специфическим признакам.

По сей день наиболее непостижимой и столь же притягательной для  изучения со стороны языкознания, психологии, лингвистики, психолингвистики, логики и прочих наук является тема соотношения  языка и человеческого сознания. Даже не зная законов, по которым осуществляет свою работу мышление, и только примерно догадываясь, как осуществляется наша речевая деятельность, мы нисколько не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой. Не один раз доводилось каждому из нас сообщать кому-либо некую информацию. В данном случае, процесс говорения имеет целью породить процесс понимания у получателя информации.

Но существуют случаи, когда мы используем язык не для передачи информации другим людям, а для организации  собственного мыслительного процесса: шепотом или "про себя" проговаривая слова, а иногда и целые предложения, мы пытаемся что-то уяснить или понять. И что интересно – это работает! Зачастую мысль, облеченная в слова, как бы материализуется в нашем сознании и становится ясной и понятной.

Актуальность проблемы взаимосвязи языка и сознания не единственная в наше время. Существует еще ряд невыясненных вопросов, и один из них: какой элемент в этой связке является доминирующим - язык или мышление? Мы говорим, потому что так думаем или мы думаем, потому что так говорим?

Цель данной контрольной работы - выяснить, насколько это возможно, влияние языка на образ мышления и наоборот (образ мышления на тип  языка). 

 

 

 

 

I. Исследования различных ученых, по поводу отношения языка и мышления.

Язык это система словесного выражения мыслей. Но может ли человек мыслить, не прибегая к помощи языка?

Большинство исследователей считают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление.                                                                                                                  Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее.

Великий немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт, основоположник общего языкознания как науки, считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его дух, дух народа - это его язык.

Другой немецкий лингвист Август Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма.

Филолог Макс Мюллер высказывал эту мысль в крайней форме: «Как мы знаем, что небо существует и что оно голубое? Знали бы мы небо, если бы не было для него названия?… Язык и мышление два названия одной и той же вещи».

Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, в поддержку тесного единства языка и мышления приводил образное сравнение: «язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции».

И, наконец, американский лингвист Леонард Блумфилд утверждал, что мышление - это говорение с самим собой.

Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной точки  зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, Фрэнсис Гальтон и другие ученые признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.

С другой стороны многим удается скрывать скудость своих мыслей за обилием слов: «Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь». (Гёте)

Творить без помощи словесного языка могут многие творческие люди - композиторы, художники, актеры. Например, композитор Ю.А. Шапорин утратил  способность говорить и понимать, но мог сочинять музыку, то есть, продолжал  мыслить. У него сохранился конструктивный, образный тип мышления.

Русско-американский лингвист Роман Осипович Якобсон объясняет эти факты тем, что знаки - необходимая поддержка для мысли, но внутренняя мысль, особенно когда это мысль творческая, охотно использует другие системы знаков (неречевые), более гибкие, среди которых встречаются условные общепринятые и индивидуальные (как постоянные, так и эпизодические).

Некоторые исследователи (Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам) считают, что у нас есть очень отчетливое предвосхищение того, что мы собираемся сказать, у нас есть план предложения, и когда мы формулируем его, мы имеем относительно ясное представление о том, что мы собираемся сказать. Это значит, что план предложения осуществляется не на базе слов. Фрагментарность и свернутость редуцированной речи - следствие преобладания в этот момент в мышлении несловесных форм.

Таким образом, обе противоположные  точки зрения имеют под собой  достаточные основания. В связи с чем, можно сделать следующий вывод: в основном, мышление и словесный язык тесно связаны. Но в ряде случаев и в некоторых сферах мышление не нуждается в словах.

Прежде всего, надо заметить: языки у человечества разные - мышление в принципе одно. Что и позволяет общаться людям разных национальностей (при условии знания языка). Трудности, конечно, возникают, но преодолимые. И хотя специфика мышления у каждого бывает довольно причудливой, мы все-таки способны понимать друг друга.

 

II.  Мышление,  его типы и формы

Не все в мышлении относится к языку, но и в языке не все можно причислить к мышлению.

Существует несколько типов  мышления:

1. Практическое мышление - оно бывает и без языка (имеется в виду — без речи). Даже обезьяна способна догадаться, как с помощью палки можно достать банан - это так называемое практическое мышление. Оно есть и у человека; существует даже такое выражение как «практический ум». Человек «практический» умеет принимать правильные решения, действует «по-умному», но объяснить словами, почему он сделал так, а не иначе, он, скорее всего, затруднится.

2. Наглядно-образное; этот тип мышления часто преобладает у людей искусства: художников, режиссеров… Человек с таким типом мышления предпочитает думать не словами, а картинами, образами, представлениями… Наглядно-образное мышление лежит в основе интеллектуальной деятельности. Это мышление связано с правым мозгом. Основное назначение его – верно оценивать наглядную ситуацию. При наличии наглядно-образного мышления мы знаем, с чем имеем дело, что представляет из себя этот предмет, умеем верно на него реагировать, но не знаем, как он называется. И без помощи левого полушария наглядно-образное мышление не в состоянии сформировать никакого полного высказывания.

3. Вербальное или словесное; иногда его называют словесно-логическим или     просто логическим. Такое мышление предполагает поиск истины, оно не связано с чувствами и оценками,  не имеет дела с вопросом и побуждением.

Все, что выходит за эти рамки, не является проявлением логического мышления. Словесно-логический вид мышления – бывает представлен единицами речевого потока, организованными в предложения. Особенностью словесно-логического мышления является то, что слова представляют собой абстрактное значение, не имеющие никакого сходства с воспринимаемыми образами. Это позволяет создавать обобщенные понятия.

Разные типы мышления даже «живут» в разных полушариях мозга. Практическое и образное мышление могут обходиться без слов, но логическое мышление без речи не существует. Язык — это «одежда» мысли (ученые говорят: материальное оформление мыслей). А поскольку люди не только «про себя» (т.е. не слышно для других) думают, но и стремятся передать мысли другому, то без помощи языка-посредника никак не обойтись.

 

Мышление осуществляется в определенных формах:

1. Понятие; в понятиях отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. Понятия: «книга», «брошюра», «журнал», «газета», принадлежат к одной тематической группе, но различаются такими признаками, как «формат», «объем», «периодичность», и т.д.

Различают формальное и содержательное понятие. «Формальное понятие» отражено в толковом словаре: например, вода — это прозрачная бесцветная жидкость без вкуса и запаха. «Содержательное понятие» может быть только виртуальным: в него входит весь объем знаний о воде (Н2О), накопленный во всех областях знаний: физике, химии, биологии и т.д.

Говоря очень схематично, понятие в мышлении соответствует слову (реже -словосочетанию) в языке. С развитием науки (и не только) представления о том или ином понятии развиваются; то же происходит с отдельным человеком по мере его взросления и обучения.

2. Суждение; логическое мышление как раз и начинается там, где появляется суждение. В суждении обязательно что-либо утверждается или отрицается. Также отличительной чертой суждения является то, оно может быть либо истинным, либо ложным.

 В языке суждению как форме мышления соответствует предложение – обязательно повествовательное по цели высказывания.

Суждение имеет свою структуру. Необходимо, чтобы в нем были субъект и предикат. Субъект - это сам предмет мысли, в предложении ему обычно соответствует подлежащее. Предикат - это то, что утверждается или отрицается о предмете. В предложении ему соответствует сказуемое.  
Г.Я. Солганик объясняет это так: «Мысль движется от  известного - к новому. Это закон движения любой мысли. «Лес непроходим», «Море смеялось». Предмет мысли (субъект суждения) - это известное, то, от чего я отталкиваюсь. Затем к этому субъекту («лес», «море») я добавляю новую характеристику («непроходим», «смеялось»). В этом заключается развитие мысли. Как образно писал один английский ученый почти сто лет назад, «предложения в процессе мышления - это то же, что шаги в процессе ходьбы. Нога, на которой вес тела, соответствует подлежащему. Нога, которая передвигается вперед, чтобы занять новое место, соответствует сказуемому».

3. Умозаключение - есть сам процесс мысли, получение нового суждения из содержания исходных суждений

Не задумываясь, каждый человек может сказать, что язык и мышление связаны друг с другом. Но совершенно не очевиден характер этой связи: то ли мышление сначала формируется в психическом аппарате человека, а потом «соединяется» с возникшим языком, то ли, наоборот, возникающий язык становится базой для развития мышления.

 

III. Язык - важнейшее средство человеческого общения.

Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения. К. Маркс называл язык “непосредственной действительностью мысли”. С помощью слов можно интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину). Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира и формировании той или иной его модели. Хотя художник может это сделать и при помощи зрительных образов, а музыкант - при помощи звуков, но все они вооружены, прежде всего, знаками универсального кода - языка.

Язык - это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных  слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и  процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. Совокупность слов того или иного языка образует его словарь. Словари наиболее развитых современных языков насчитывают десятки  тысяч слов. С их помощью благодаря правилам комбинирования и объединения слов в предложения можно написать и произнести  неограниченное количество осмысленных фраз, заполнив ими сотни миллионов статей, книг и файлов. В силу этого язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д.

Благодаря языку человек  может проникнуть вглубь вещей, выйти  за пределы непосредственного впечатления, организовать свое целенаправленное поведение, вскрыть сложные связи и отношения, недоступные непосредственному восприятию, передать информацию другому человеку, что является мощным стимулом умственного развития путем передачи информации, накопившейся в течение многих поколений.

Однако язык имеет  и еще одну очень существенную роль, выходящую за пределы организации восприятия и обеспечения коммуникаций. Наличие языка и его сложных, логико-грамматических структур позволяет человеку делать выводы, на основе логических рассуждений, не обращаясь, каждый раз к своему непосредственному чувственному опыту. Наличие языка позволяет человеку осуществить операцию вывода, не опираясь на непосредственные впечатления и ограничиваясь лишь теми средствами, которыми располагает сам язык. Это свойство языка создает возможность сложнейших форм дискурсивного (индуктивного и дедуктивного) мышления, которые являются основными формами продуктивной интеллектуальной деятельности человека.

Эта особенность решающим образом отличает сознательную деятельность человека от психических процессов животного. Животное может формировать свой опыт лишь на основании непосредственно воспринимаемых впечатлений или, в лучшем случае, на основании наглядной «экстраполяции» тех событий, которые поступают к нему в виде непосредственного впечатления.

Известно, что развитие психики в животном мире либо ограничивается передающимися по наследству сложными программами поведения, либо наряду с безусловными связями базируется на условно-рефлекторных связях, начиная от самых элементарных и кончая самыми сложными формами, которые и приводят к возможности экстраполяции непосредственных впечатлений.

Совершенно иные возможности  открываются у человека благодаря  языку. Владея речью, человек оказывается  в состоянии делать выводы не только из непосредственных впечатлений, но и из общечеловеческого опыта поколений. Именно возможностью делать логические выводы, не обращаясь, каждый раз к данным непосредственного, чувственного опыта, характеризуется продуктивное мышление человека, возникающее благодаря языку.

Средства языка направлены на то, чтобы обеспечить человеку возможность не только называть и обобщать предметы, не только формулировать словосочетания, но и обеспечивать новый, отсутствующий у животного процесс продуктивного логического вывода, который протекает на вербально-логическом уровне и позволяет человеку выводить следствия, не обращаясь непосредственно к внешним впечатлениям.

С другой стороны: язык является средством формирования и формулирования мысли во внутренней речи; язык выступает  по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова мысли у партнера, ее выражения во внешней речи, тем самым делая мысль доступной для других людей; язык представляет собой средство мышления для моделирования мысли; язык представляет мышлению возможность управлять мыслью, так как оформляет мысль, придает ей форму, в которой мысль легче обрабатывать, перестраивать, развивать; язык по отношению к мышлению выступает как средство воздействия на действительность, средство прямого, а чаще всего косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка; язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.

 

IV. Соотношение языка и мышления

Наблюдая за детской речью, ученые заметили, что за 5 лет сознательной жизни нормальный ребенок может усвоить без всяких учебников и квалифицированных учителей любой язык в его основных системных характеристиках. Как известно, взрослый же человек, изучая иностранный язык, должен упорно ежедневно учиться под руководством специально обученных преподавателей и специальных средств, чтобы за 4-5 лет достичь желанной цели. Но даже отличник-выпускник специального факультета не всегда обнаруживает то чувство языка, которое может показать пятилетний ребенок, освоивший свой родной язык.

Ученые определили, что:

а) национально-языковой материал понимается нами только потому, что он должен сначала пройти перекодировку в особый код мозга, ответственный за построение смысла. Этот код, в процессе своего функционирования, и есть та информационная система, которую мы называем “мышлением”. И он не зависит от специфики национального языка, он универсален и надъязыков. Талантливый отечественный психолог Николай Иванович Жинкин назвал его УПК - универсально-предметным кодом, в котором строятся все наши образные представления и схемы связи (смыслы);

б) рисунок (картина, реально наблюдаемая ситуация в жизни, шахматная позиция, чертеж конструкции, которые мы знаем) - все это зависит от знаний смысла, а не от знаний языка. Все это по своей сущности либо совпадает, либо близко к единицам и сочетаниям единиц УПК. Поэтому рисунок понимают представители практически любых языков, если они знают соответствующие общекультурные объекты.

В середине 60-х годов  известный психолог А.Н. Соколов с сотрудниками провел огромную по объему и важную серию опытов для выяснения главного вопроса психологии речи - о взаимозависимости мышления и языка. Психологи решили конкретно выяснить, является ли национальный язык “базальным компонентом” мыслительного процесса. Для этого многочисленным испытуемым с разными родными языками давались различные задания, решения которых, требовало осмысления, исключало автоматизм. Одна серия заданий была связана с операциями на языке: чтение незнакомого текста, мысленное воспроизведение известного стихотворения и т. п. Другая серия заданий (лабиринтные задачи, сборка целостного изображения из фрагментов, шашечные и шахматные задачи, исследование рисунков с аналогичными деталями и пр.) - прямой опоры на язык не предусматривала. Все испытуемые были оснащены на языке, на губах, на надгортаннике специальными датчиками, импульсы от которых записывались точными приборами. Специфические рисунки от самописцев, похожие на осциллограммы, назывались “электромиограммами” (ЭМГ).

В результате проведенного исследования ученые сделали вывод: нормально человек мыслит, когда говорит о чем-то. Но это не значит, что человек, мысля, обязательно при этом еще и “скрытно говорит”. Поэтому Н. И. Жинкин утверждал, что «человек мыслит не на каком-либо национальном языке, а средствами универсально-предметного кода мозга, кода с надъязыковыми свойствами».

Сложившийся в течение  многих тысяч лет общественной истории  аппарат логического сочетания  нескольких высказываний образует основную систему средств, лежащих в основе логического мышления человека. Моделью логического мышления, осуществляющегося с помощью речи, может являться силлогизм.

Силлологизм (греч. syllogismos) - рассуждение, в котором две посылки, связывающие субъекты (подлежащие) и предикаты (сказуемые), объединены общим (средним) термином, обеспечивающим "замыкание" понятий (терминов) в заключении силлогизма. Напр.: "Все металлы - электропроводны, медь - металл, значит, медь электропроводна". Посылки силлогизма разделяются на большую (из которой берется предикат заключения) и малую (из которой берется субъект заключения). По положению среднего термина силлогизмы делятся на фигуры, а последние по логической форме посылок и заключения - на модусы. Правила силлогизма рассматриваются в силлогистике.

Логическое мышление человека обладает многообразными кодами или логическими матрицами, являющимися аппаратами для логического вывода и позволяющими получить новые знания не эмпирическим, а рациональным путем. Оно дает возможность вывести необходимые системы следствий как из отдельных наблюдений, которые с помощью языка включаются в соответствующую систему обобщений, так и из общих положений, которые формулируют общечеловеческий опыт в системе языка.

Язык и мышление образуют единство: без мышления не может  быть языка, и мышление без языка  невозможно. Выделяют два основных аспекта этого единства:

- генетический, который выражается в том, что возникновение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;

- функциональный – язык и мышление в сегодняшнем, развитом состоянии, представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга.

Однако это вовсе  не означает, что язык и мышление, тождественны друг другу. Между ними существуют и определенные различия.

Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Обладая относительной самостоятельностью, язык специфическим образом закрепляет в своих формах содержание мыслительных образов. Специфика языкового отражения заключается в том, что абстрагирующая работа мышления не прямо и непосредственно воспроизводится в формах языка, а закрепляется в них особым образом. Поэтому язык часто называют вторичной, косвенной формой отражения, так как мышление отражает, познает предметы и явления объективной действительности, а язык обозначает их и выражает в мысли, т.е. они различаются по своим функциям.

Во-вторых, различие существует и в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.

В-третьих, в формах мышления и языка действительные процессы получают упрощенное в известном смысле отражение, но в каждом случае это происходит по-разному. Мышление фиксирует противоречивые моменты любого движения. Развиваясь само, оно воспроизводит в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. А там, где начинается закрепление, вступает в свои права язык. Язык как форма отражения мира, подобно мыслительным образам, может представлять действительность более или менее полно, приблизительно верно. Закрепляя в своих формах содержание мыслительных образов, язык выделяет и подчеркивает в них то, что ранее было сделано мышлением. Однако делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик объективной реальности.

В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики субъектом, с его познавательными способностями.

Поэтому овладение языком, грамматическими формами, лексикой является предпосылкой для формирования мышления. Не случайно известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что мысль никогда не равна прямому значению слова, однако она и невозможна без слов. Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны: мышление представляет содержательную основу для языка, для речевых выражений; мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации; в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знания языка и опыта его употребления; мышление определяет уровень языковой культуры; обогащение мышления ведет к обогащению языка.

Таким образом, соотношение  языка и мышления разнообразно и существенно. Главное в этом соотношении: как для мышления необходим язык, так и для языка необходимо мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

Многочисленные исследования психологов, физиологов, лингвистов, языковедов и философов подтверждают тот факт, что язык и мышление связаны тысячами нитей и взаимопереходов. Они не могут существовать друг без друга. Речь без мысли - пуста, мысль без речи - нема, а, следовательно, не понята. Но было бы ошибкой отождествлять одно с другим, ибо мыслить не значит говорить, а говорить не всегда значит мыслить. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Соссюр Ф. «Курс общей лингвистики» М.: Издательство «Логос», 1998;

2. Выготский Л.С. «Мышление и речь» М.: Издательство «Лабиринт», 1999; 
3. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Учебное пособие. Мн.:

    Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000; 
4. Леонтьев А.А. «Что такое язык» М.: «Педагогика», 1976; 
5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: «Смысл», 1999; 
6. Столяренко Л.Д. «Основы психологии» Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000;  
7. Уорф Б.Л. «Отношение норм поведения и мышления к языку»;  
8. Бахтин М.М. «Под маской» М.: Издательство “Лабиринт”, 2000;

9. Г. Гадамер. «Актуальность прекрасного» М., 1991;

10.  В.И. Кодухов. «Введение в языкознание». М., 1978.