Мышление как объект логики. 2



                                                                                                                                                                                               1

 

 

                

 

Содержание:

 

 

 

 

Введение                                                                                                                 2

Мышление как объект логики                                                                               3

Общая характеристика понятий, виды понятий, отношения между ними.      5

Заключение                                                                                                            12

Практические  задания                                                                                          14             

Словарь понятий логики                                                                                       19

Список использованной литературы                                                                  29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее  основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)

Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.

Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. В своей работе я хочу рассмотреть одну из форм мышления – понятие (его виды,  отношение между понятиями и логические операции с понятиями – обобщение и ограничение).

Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного, рационального познания.
Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов – их цвета, формы, запаха, вкуса.

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии, т.п.
Формой чувственного познания является также представление.                           Представление – это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие отсутствует. Например, представление о сохранившемся в памяти человека предмете, событии.
         Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, получеловек-полулошадь кентавр древнегреческой мифологии, ангел, черт, ведьма). Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются комбинацией.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинах зависимости между такими, например, явлениями, как смена времен года, вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Однако, мышление отражает действительность в

определенных логических формах.

Особенности мышления в том, что в отличие от чувственного познания оно абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.
При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Благодаря мышлению мы получаем новые знания на основе уже имеющихся знаний. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых, косвенных улик установить преступника.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным, а сам процесс его получения – выведением. Получение новых знаний путем выведения находит широкое применение в познавательной деятельности человека.
Обобщенный, опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения – таковы основные особенности мышления. Мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять более важные свойства, раскрывать существенные связи.

Благодаря этим особенностям мышление является высшей формой отражения действительности. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы, общества, но источником всех наших знаний о действительности являются, в конечном счете, ощущения, восприятия, представления.

 

 

                             

 

 

                                        Общая характеристика понятий.

 

       Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

       Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

      Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак.

       Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых, например, черты лица, телосложение, походка, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки, принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей. Другие профессия, национальность, социальная принадлежность

и т. д. являются общими для определенной группы людей. И, наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от всех других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

       Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

       Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (напр. способность создавать орудие труда). Понятие, отражающее один предмет (напр. “Аристотель”),  наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки.

       Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущность, называются несущественными.

       Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятия и представлений, существующих в сознание человека в  виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Восприятие и представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного предмета. Понятие лишено наглядности.

       Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

        Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятия и представления. Вместе с тем, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

                                     

 

                         Понятия принято делить на следующие виды:

Понятия единичные и общие: в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (напри­мер, «столица», «писатель», «федерация»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирую­щими. Регистрирующими называются понятия, в которых множест­во мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе).

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов, называется не регистрирующим. Множество мыслимых в них элементов не под­дается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошед­шего, настоящего и будущего. Не регистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

                                Понятия собирательные и не собирательные.

              Поня­тия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих единое целое, называются собирательными. На­пример, «коллектив», «полк», «созвездие». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому от­дельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Соби­рательные понятия могут быть общими (коллектив, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие Большой Медведицы).

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется не собирательным.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же вы­сказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое упот­ребление понятия называется собирательным.

Понятия конкретные и абстрактные.

В зависимости оттого, что они отражают: предмет (класс предметов) или его при­знак (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предме­тов как нечто самостоятельно существующее, называется конкрет­ным.

Понятие, в котором мыслится признак предмета или отноше­ние между предметами, называется абстрактным.

Различие между конкретными и абстрактными понятиями осно­вано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.

Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли.

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными,  а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными и абстрактными (например, понятие посредник - общее, конкрет­ное; понятие посредничество - общее, абстрактное).

Понятия положительные и отрицательные.

           В зависи­мости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.

Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так,  понятия:  грамотный и порядок,  являются положительными, а понятия не­грамотный и беспорядок -  отрицательными.

Понятия безотносительные и соотносительные.

В зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия  студент,  государство.

Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например:  родители  (по отношению к понятию  дети) или  начальник (подчиненный).

                                       Отношения между понятиями.

Существуют совместимые и несовместимые понятия.

Совместимые понятия – понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет при­знаков, исключающих совпадение их объемов.

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

Существуют три вида отношений совместимости:

    А. равнозначные

В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнозначности находятся, например, понятия  “геометрическая фигура с тремя равными углами”  и  “геометрическая фигура с тремя равными сторонами “. Эти понятия отражают один предмет мысли: равно­угольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью совпадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них  содержит разные признаки треугольника.                                                                                    

В. пересечение (перекрещивание)

В отношении пересечения (перекрещивания) находятся поня­тия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

С. подчинение (субординация).

В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть.

           Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим, понятие, имеющее мень­ший объем и составляющее часть объема другого понятия - подчи­ненным.

Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное - видом. Так, понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд».

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее), понятие яв­ляется видом, а единичное (подчиненное) является  индивидом. В таком от­ношении будут, находится, например, понятия «адвокат» и «Ф.Н. Плевако».

Несовместимые понятия – понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни час­тично, называются несовместимыми. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объ­емов.

Существуют три вида отношений несовместимости:

А.  соподчине­ние

В отношении соподчинения находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Например: «областной суд», «городской суд», «суд».

Понятия, находящиеся в отношении подчинения к обще­му для них понятию, называются соподчиненными.

      В. противоположность

В отношении противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а дру­гое — признаки, не совместимые с ними. Объемы двух противополож­ных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которо­му они соподчинены.

С.  про­тиворечие

В отношении противоречия  находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчи­нены.

В отношении противоречия находятся положительные и отрица­тельные понятия:  четный и нечетный, успевающий и  неуспе­вающий.

Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого третьего понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Данная контрольная работа имела цель изучить вопросы:  роль мышления в     логике Отношения между понятиями. Операции с понятиями. В основе обобщения результатов исследования сформулированы следующие выводы:

   Поскольку логика изучает мышление как средство познания, познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного, рационального познания. Чувственное познание ведет к мышлению, отражающему действительность в определенных логических формах. Логическая форма или форма мышления является способом связи элементов мысли, благодаря которому содержание существует, отражает действительность. Таким образом, исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию, составляет важнейшую задачу науки логики.

В данной работе были рассмотрены основные этапы развития логики, особенности формальной, математической (символической), диалектической логик. Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность. Поэтому изучение мышления, его законов, форм нужно начинать с формальной логики.
Таким образом, предметом логики являются законы, формы, приемы, операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир.

Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ­ется объемом понятия.

Понятие может быть достаточно (если не исчерпывающе) полно охарактеризовано с двух сторон — со стороны своего содержания (смысла) и со стороны того, к каким предметам оно относится.

Понятия принято делить на следующие виды:

1.      Понятия единичные и общие.

2.      Понятия собирательные и не собирательные.

3.      Понятия конкретные и абстрактные.

4.      Понятия положительные и отрицательные.

5.      Понятия безотносительные и соотносительные.

Существуют совместимые и несовместимые понятия.

Совместимые понятия – понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет при­знаков, исключающих совпадение их объемов.

Три вида отношений совместимости:

А. равнозначные

В. пересечение

С. подчинение

     Несовместимые понятия – понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни час­тично, называются несовместимыми. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объ­емов.

Три вида отношений несовместимости:

              А.  соподчине­ние

В. противоположность

С.  про­тиворечие

Обобщить понятие - значит,  перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.

             Ограничить понятие - значит, перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.

 

 

 

 

Практические задания:


1.а) Изобразите отношения между понятиями в кругах Элера:
- млекопитающее (А), кит (В), водное животное (С), рыба (D), акула (Е)
 

 

Понятия млекопитающее (А) и водное животное (С) находятся в отношении перекрещивании объема понятий, т.к. некоторые млекопитающие – водные животные, но не все водные животные - млекопитающие. Понятие рыба (D) и акула (Е) в соподчинении к понятию водное животное (С), а понятие акула (Е) в соподчинении к понятию водное животное (С), а понятие акула (Е) к тому же соподчинении к понятию рыба (D), потому что акула является разновидностью рыб. Понятие кит (В) в соподчинении к понятием млекопитающее (А), водное животное (С).


 

 

 

 

 

 

 

б) правоохранительные органы (А), суд (В) МВД (С)



Понятие МВД (С) в соподчинении к понятию правоохранительные органы

(А). Понятие суд (В) имеет отдельный объем.



в) время года (А), Новый год (В), зима (С), праздник (D), каникулы (Е),

оттепель (F)



Понятия время года (А), праздник (D), каникулы (Е), оттепель (F) имеют отдельные объемы. Понятие зима (С) в соподчинении к понятию время года (А). Понятие Новый год (В) в соподчинении к понятию праздник (D).


2. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий: Фотография моего друга - общее, конкретное, разделительное,
безотносительное, положительное

Комната - общее, конкретное, разделительное, безотносительное, положительное.
Мебель - общее, конкретное, собирательное, безотносительное,

положительное.
Сахар - общее, конкретное, собирательное, безотносительное,

положительное.
Студент - общее, конкретное, разделительное, безотносительное,

положительное.

3. На уроке географии учитель спрашивает «что вы знаете о Панамском

канале?». Ответ ученика: «На нашем телевидении такого нет». Нарушен закон тождества. Слово «канал» используется в разных смыслах, т.е. имеет место использование слова-омонима


4. Проверьте правильность деления понятий:

а) Улики делятся на прямые, косвенные и неопровержимые

    Здесь ошибка - используются разные основания деления

б) Месяц делятся на недели и дни - расчленение понятия - это ошибка

в) Дороги делятся на плохие, хорошие и непроходимые

    Отсутствует объективность деления

 

 

5. а) Все дети (М) неблагодарны (Р) - суждение Е 


      Все дети (М) слабые(S) - суждение А

M    P
M     S

S – P

Следовательно, некоторые слабые (S) есть неблагодарные (Р) - суждение I
III фигура силлогизма. По правилам данной фигуры меньшая посылка должна быть утвердительной, а заключение - частным. Здесь мы видим, что правила фигуры соблюдены, следовательно, вывод истинный. Модус EAI.

б) Некоторые потребности (Р) не являются духовными (М) (О) 

Все духовное (М) возвышает человека (S) (А)

P  M

M  S 

S – P

Следовательно, некоторое возвышающее человека не есть духовное (О) 
IV фигура силлогизма. По правилам данной фигуры общеутвердительных заключений данная фигура не дает. Если большая посылка утвердительная, то меньшая посылка должна быть общей, если одна из посылок отрицательная, то большая посылка должна быть общей. Модус ОАО. Нарушены правила фигуры, следовательно, вывод ложный.


в) Всякий философ (Р) - любитель мудрости (М) (А)
Некоторые люди (S) не являются любителями мудрости (М) (О) 
P    M
S    M
S - P
Следовательно, некоторые люди не есть философы. (О) II фигура силлогизма, модус АОО, правила фигуры соблюдены, вывод истинный

г) Некоторые законы - государственные акты(1) Многие нравственные нормы имеют силу законов(1)
Следовательно, ………………………………
По правилам посылок категорического силлогизма из двух частных посылок вывода не следует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь следующих понятий логики

 

АНАЛОГИЯ - (analogy) — сравнение,  предпринимаемое для выявления степени сходства, но не тождества явлений. В социологии аналогия,  как правило,  проводится между явлениями социальными и механическими или органическими. В классических формах  ее можно наблюдать в социологическом функционализме,  где общества обычно рассматриваются в качестве "машиноподобных" или чаще "организмоподобных" объектов, чьи компоненты связывают и укрепляют друг друга. Несмотря на эвентуальную полезность  и, возможно, даже обязательность в какой-либо науке, обращение  к аналогиям не всегда оправданно. Сделанные предположения или приписанные связи (типа "социальные потребности" аналогичны "животным потребностям") нуждаются в отдельном доказательстве. Использование аналогий, следовательно, рискованно.

ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio - выведение) — переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. Характерная особенность Д. заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет только к истинному заключению. Д. как умозаключению, опирающемуся на логический закон и с необходимостью дающему истинное заключение из истинных посылок, противопоставляется индукция — умозаключение, не опирающееся на закон логики и ведущее от истинных посылок к вероятному, или проблематичному, заключению.

ДИЗЪЮНКЦИЯ - (лат. disjunctio— разделять) — логическая операция, образующая сложное высказывание из объединения двух высказываний с помощью логического союза “или”. Символическая запись: А V В (читается А или б). В классической математической логике различают два вида Д.: нестрогая (соединительная) и строгая (разделительная). Нестрогая Д. образует сложное высказывание, к-рое истинно тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в него высказываний, и ложно тогда, когда ложны все входящие в него высказывания. Строгая Д. образует сложное высказывание, истинное только в том случае, когда истинен лишь один из его членов. 

Мышление как объект логики. 2