Мышление как понятие в психологии

 

Содержание


Введение…………………………………………………………………………..3

1.Мышление как понятие  в психологии………………………………………..4

1.1 Виды мышления…………………………………………...…………….……6

1.2 Базовые мыслительные  операции………………….……………...…….....10

1.3 Формы мышления………………………………………...……………........11

2. Решение мыслительных  задач…………………………………………...…...13

2.1 Интеллект…………………..………………………………………….…......15

2.2 Мышление и интеллект…………………………………………………......18

Заключение…………………………………………………………………...…..19

Глоссарий………………………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………………....22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.

Отличие мышления от остальных  психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение  какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс  мышления непрерывен и протекает  на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких  факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность  мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать  прямо, непосредственно, он познаёт  косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление различают по видам, протекающим процессам и операциям. С понятием мышления неразрывно связано понятие интеллект. Интеллект - общая способность к познанию и решению проблем без проб и ошибок т.е. «в уме». Интеллект рассматривается как достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в устойчивости познавательных функций, а так же в степени усвоения умений и знаний.

 

1.Мышление как понятие в психологии

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир  в результате непосредственного, чувственного его отражения, именно это понятие  трактуется как мышление. Мышление – процесс отражения в сознании человека реальной действительности путём синтеза и анализа всех познавательных процессов. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Мышление это единый психический познавательный процесс, но он реализуется с помощью ряда подпроцессов, каждый из которых представляет собой самостоятельный и, в тоже время, интегрированный с другими познавательными формами процесс. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия определяет уровень их развития. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Примером может служить любая сознательная деятельность человека; глядя в окно мы можем определить по мокрой крыше или лужам, что был дождь; стоя на светофоре, ожидаем зелёный свет, так как осознаём, что именно этот сигнал служит побуждением к действию. В том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями сопоставляя факты. Для познания недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные задачи.        Мышление даёт ответ на вопросы, которые невозможно получить путём простейшего чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Основной задачей, с которой начинается мыслительный процесс является постановка задачи и определение путей её решения. Для того чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию. К такому всё более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного  явления как разновидности определенного  класса явлений – такова сущность человеческого мышления. В определение  мышления чаще всего включают следующие  признаки:

1.Психический процесс, который обеспечивает ориентировку субъекта в межпредметных связях и отношениях, путём воздействия предметами друг на друга, путём использования орудийных средств и средств измерения, путём включения в организацию мышления знаков и символов.

2.Процесс, исходно возникающий на основе практических действий и непосредственно–чувственного познания.

3.Процесс, по мере своего развития выходящий за пределы практических действий.

4.Процесс, результатом которого является обобщённое отражение действительности на основе межпредметных связей и отношений.

5.Процесс, всегда протекающий с опорой на имеющиеся знания.

7.Исходит из живого созерцания, но не сводится к нему.

8.Процесс, связан с практической деятельностью человека.

Все вышеуказанные пункты непосредственно связаны и более  понятно трактуются при рассмотрении таких структурных единиц как  виды мышления.

 

 

 

 

1.1 Виды мышления

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет понять его. Понять - это значит проникнуть в суть его предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным процессом, который называется мышлением.

Ощущения и восприятие дают возможность непосредственно  познать отдельные предметы и  явления реального мира. Отличие  мышления от других психологических  процессов состоит в том, что  оно почти всегда связано с  наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить, и активным изменением условий, в которых эта  задача была задана. Мышление в отличие  восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. На практике мышление как отдельный  психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других вспомогательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений. На многие вопросы  надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосредованно, т. е. через посредство других, ранее усвоенных знаний. В результате мы можем сказать, что мышление - это опосредственное познание мира. Но мышление не только опосредственное познание действительности, но и обобщенное познание окружающего мира. Жизнь и практика требуют умения предвидеть результаты наших действий. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Каждый, даже самый простой вывод требует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений. Итак, мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера.

1.Теоретическое – познание законов и правил. Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.

2.Практическое – разработка средств к решению, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

3.Наглядно-действенное – основной задачей этого вида является восприятие предметов и преобразование их в реальной действительности, правильные действия с данными предметами направленные на решение задачи. Результатом является создание какого-либо материального продукта. При воздействии предметов друг на друга в ходе манипулятивной активности человек опирается на ряд универсальных операций: практического анализа предметов и явлений (познание и использование физических качеств предметов); практического синтеза (при переносе навыков). Такое мышление ограничено индивидуальным сенсомоторным опытом и рамками ситуаций в которых оно формируется и протекает.

4Наглядно-образное – при протекании этого вида мышления, человек привязан к действительности, использует конкретные образы для решения возникшей ситуации, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Характерно для проявления в сиюминутных ситуациях, непосредственно в реальности, которой находится человек в данный промежуток времени.

5Словесно-логическое – это вид мышления опосредованный знаками, из которых непосредственно складываются понятия. Словесно-логическое мышление осуществляется путем умозрительной логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений со звуками, с языковыми звуками, со словами и словосочетаниями, с понятиями, выраженными в языке в виде слов и знаков, и обозначающими данные предметы и объекты. Здесь уместно заметить, что мышление объективно связано не только с воображением, памятью, восприятием, но и с речью, в которой мышление реализуется и с помощью которой оно осуществляется. Направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. При таком виде мышления важно понять разницу, она заключается в том, что человек воспринимает не образ, а буквенное отражение или происходит звуковой контакт (речь); на основе данных видов восприятия человек сопоставляет полученную информацию в образ, либо координирует свои дальнейшие действия для решения задачи.

В психологии существует различная  классификация видов мышления, поэтому  рассмотрим ещё несколько видов  или как их классифицируют «основополагающие  типы» мышления.

1.Аутистическое мышление – данный тип мышления направлен на удовлетворение собственных интересов. Потребности в данном случае более личностно ориентированы. Во многих отношениях аутистическое мышление противоположно реалистическому. При аутистическом типе мышления актуальные, общепринятые ассоциации тормозятся, как бы отодвигаются на второй план, личностные ориентиры в свою очередь доминируют, в отдельных случаях преобладают аффекты. Таким образом, личные интересы получают простор для ассоциаций, даже если порождают логические несоответствия. Аутистическое мышление порождает иллюзии, а не истины.

2.Реалистическое мышление – правильно отражает действительность, делает поведение человека в различных ситуациях разумным. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины.

3.Эгоцентрическое мышление – характеризуется как правило тем, что человек не способен принять точку зрения не совпадающую с его «эго». Как правило, логические принципы соблюдаются, но они не ведут к рациональному решению задачи, противоречат общепринятым законам, не соответствуют временным тенденциям. Такие люди воспринимают картину мира, как «всё зависит от моего мнения и решения, причём другого как правило не дано. В отдельных ярко выраженных случаях может привести к отклонениям: мания величия, раздвоение личности (реже).

4.Репродуктивное – специфику этого типа мышления можно охарактеризовать как поиск и установление связей и отношений между готовыми продуктами мыслительной деятельности, которые фиксированы в знаковой форме. Данный тип предполагает интенсивную мыслительную деятельность. Часто встречается в педагогической практике, когда знаковые формы, фиксирующие содержание и отношение понятий даны и понятны для восприятия, а понимание и логическое сопоставление отсутствует, в следствие различных личностных аспектов непонимания.

Изложенные выше классификации  мышления могут быть сформулированы в виде ряда закономерностей мыслительного  процесса.

- основная функция процессов мышления – ориентировка субъекта в окружающем мире посредством установления межпредметных связей и отношений, на основе различных средств и способов.

- процессы установления связей и отношений протекают на нескольких взаимосвязанных уровнях основанных на логических сопоставлениях наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-образного или наглядно-действенного мышления.

- на каждом уровне мышления установление межпредметных связей и отношений реализуется посредством ряда универсальных взаимосвязанных обратимых операций: анализа и синтеза; обобщения и конкретизации. Такие операции могут объединяться в функциональные схемы, психологические механизмы, обеспечивающие выполнение мыслительных действий при решении различных задач.

 

1.2 Базовые мыслительные операции

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение  разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция –  это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Анализ – мысленное разделение предметов, предметов или ситуаций для выделения составляющих; мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Следует заметить, что для побуждения данной операции возможно как разделение исходного понятия на части, так и исходным материалом может являться часть какого-либо понятия, совершая мыслительные операции над которой можно придти к решению задачи.

Синтез – обратная анализу операция, при котором происходит восстановление целого, нахождение связей и закономерностей, объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Эти операции сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза. Анализ и синтез, как правило, выступают в единстве, одно без другого не возможно по определению. Именно такие закономерности классифицируют мышление как самый сложный процесс познания, который протекает бессознательно, побуждается ситуациями и зависит от таких аспектов как: генетическая информация и философия мировоззрения человека.

Абстракция – это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного, выделение какого-либо единичного признака. Это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Осуществляется на основе операций анализа, синтеза и сравнения. Результатом этой операции нередко выступает формирование понятий.

Обобщение или гнерализация – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Происходит связывание с классом предметов и явлений, позволяет оперировать не отдельными предметами, а их определёнными классами; фиксировать способы достижения целей; заменять знание множества случаев знанием одного принципа.

 

1.3 Формы мышления

Познание реальности, и  объективное её отражение, это сложный  многоуровневый процесс, одной из структурных  единиц которого является понятие. Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет – значит, раскрыть его сущность.

Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Ещё одной формой мышления принято называть умозаключение. Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Суждения образуются двумя основными способами:

непосредственно, когда в  них выражают то, что воспринимается;

опосредствованно - путем  умозаключений или рассуждений. Суждения могут быть:

истинными;

ложными;

общими;

частными;

единичными.

Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая  для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Рассуждение - имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод – дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

 

2. Решение мыслительных задач

Познавая мир, человек  обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для  познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь  является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек  решает конкретные познавательные задачи. Благодаря мышлению человек правильно  ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения  в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной  действительности. В мышлении устанавливается  отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос  знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую  обобщенную схему. Установление общих  свойств, выделение обобщённого  критерия оценки, перенос признаков  одной группы на другую – это  и есть основная функция мышления. Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются  на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой. Каждый человек трактует понятия  со своей точки зрения, опирается  на личные предрассудки и устоявшиеся  стереотипы, но в то же время все  понимают друг друга и находят  компромисс. В процессе генезиса человеку необходимо постоянное общение и  свобода принятия решений, при этом каждый учитывает свою точку зрения и применяет свой оценочный критерий, но, тем не менее, понимает невозможность  своего существования без учёта  общепринятых норм, понятий и идеалов. На наш взгляд на процессы мышления каждого индивида в новом времени влияют такие аспекты повседневной жизни и исторически сложившиеся стереотипы как:

Национальные традиции и  ментальность. Этот критерий действует на уровне исторически заложенных принципов, сформированных в таких науках как: история, политология, религия.

Общественно-политические нормы. Данный критерий продиктован существующим политическим строем, идеологией и направленностью к развитию. Следует учесть, что критерий зависит от формы правления в государстве, и его лидеров. Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

Два вышеуказанных пункта более широко раскрывают отдельные  науки – политология, социальная психология.

Личностные потребности  и интересы каждого. Самый обобщенный критерий, определённую трактовку дать невозможно, поскольку невозможно учесть интересы каждого в конкретной ситуации.

Таким образом, процесс мышления, так или иначе, связан с операциями анализа и синтеза. Человек выделяет для себя какие-либо черты или  обобщает полученную информацию в соответствии с вышеперечисленной классификацией.

Психология в классическом её понимании рассматривает личностный критерий, поскольку он наиболее связан с конкретными, ориентированными на данный субъект потребностями, возникающими независимо и разносторонне, в соответствии с ситуацией.

 

 

 

 

 

 

2.1 Интеллект

Совокупность всех критериев  оценки мыслительного процесса порождает  такое понятие как интеллект. Рассмотрим некоторые определения интеллекта.

1)Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.

2) Интеллект – достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умений и знаний.

Исходя из этих определений, сделаем вывод, что интеллект  является понятием, обобщающим мышление и все познавательные процессы. Понятие  является абстрактным и невозможно судить об интеллектуальных способностях человека по конкретной деятельности или ситуации. Необходимо взять во внимание определённый период жизнедеятельности  человека, который включает в себя: ситуации, действия, сферы жизнедеятельности. Интеллект связан с понятием умственного развития.

Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.

При исследовании структур интеллекта во внимание принимают следующие  основания:

  1. опознание и понимание предъявленного материала по различным признакам;
  2. конвергентная продуктивность – поиск решения в одном направлении с целью получения единственного правильного ответа;
  3. дивергентная продуктивность – поиск решения в различных направлениях с целью получения нескольких в равной мере правильных ответов;
  4. контроль и оценка – суждения о правильности, логичности заданной ситуации;
  5. конкретные предметы или их изображения;
  6. поведения, действия, поступки другого человека и свои собственные;
  7. единицы объектов, на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
  8. классы объектов на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
  9. трансформация и преобразование заданного материала;
  10. прогноз результата или импликация: что произойдёт, если…

Интеллект рассматривается  в психологии как: система психологических  механизмов, которые обуславливают  возможность построения “внутри” индивида субъективной картины происходящего. Интеллект, как понятие очень  обширно и требует отдельного толкования с точки зрения интеллектуальной психологии.

Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину.

1. Ознакомление с составом  будущего действия в практическом  плане, а также с требованиями, которым оно должно соответствовать.  Является ориентировочной основой  будущего действия.

2. Выполнение заданного  действия во внешней форме  в практическом плане с реальными  предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия  идёт по всем основным параметрам  с определённым типом ориентировки  в каждом.

3. Выполнение действия  без непосредственной опоры на  внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего  плана в план громкой речи. Речь – субъективное представление  о действии в виде речи. Является  как бы беспредметным выполнением  действия.

4. Перенесение речевого  действия во внутренний план. Особенностью внутренней речи  является ее краткость, конспективность,  свернутость. Но при возникновении  мыслительных затруднений внутренняя  речь принимает развернутую форму  и нередко переходит в шепотную  или громкую речь. Это позволяет  лучше анализировать и закреплять  абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Язык является средством  абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством  фиксации и хранения знаний, средством  передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием  мышления является значение слова.

5. Выполнение действия  в плане внутренней речи с  соответствующими его преобразованиями  и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения  из сферы сознательного контроля  и переходом на уровень интеллектуальных  умений и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Мышление и интеллект 

Мышление и интеллект близкие по содержанию термины. Термину мышление мы можем поставить в соответствие слово обдумывание. Слово ум выражает свойство, способность, обдумывание процесс. Таким образом оба термина выражают различные стороны одного явления.

Мышление как понятие в психологии