Мышление как психический процесс

       Министерство образования Республики Беларусь 

       Учреждение  образования «Витебский государственный  технологический университет» 

       Кафедра истории и права 
 
 

       Контрольная работа

       по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

       Тема 15. «Мышление как психический процесс» 
 
 
 
 

                                                 Выполнила

                                                 студентка гр.группа

                                                 Романович А.В.

                                                 шифр № (зач.книжки) 

                                                 адрес:210032, г.Витебск,

                                                 пр-т Победы д.7, кв.56. 
 

       Витебск

       2010

       План  выполнения контрольной работы:

Введение;

  1. Мышление как процесс;
  2. Виды и формы мышления;
  3. Особенности творческого мышления;

Задания по формированию практических компетенций:

  1. Проведите диагностику стиля своего мышления, интерпретируйте свои результаты.
  2. Подберите упражнения, которые Вы можете использовать для развития логического мышления.

Заключение;

Список литературы.

 

        Введение.

       Проблема  мышления чрезвычайно широка и многогранна. Она имеет разнообразные аспекты, часть из которых является традиционной, а другие возникли сравнительно недавно.

       Психологическое исследование мышления исходит из того принципиально важного обстоятельства, что взаимодействие человека с объективным миром выступает в виде своего рода психической неуравновешенности, накопления психического заряда, требующего разрядки. Объективное отсутствие определенных элементов в той ситуации, в которую включена деятельность субъекта, делает эту ситуацию неполным, неопределенным фактором деятельности; и субъективно такая ситуация воспринимается как проблемная. Конечно, эта неполнота, неопределенность имеет место лишь на уровне явления и его субъективного отражения, поскольку еще не все компоненты ситуации деятельности доступны интеллекту субъекта.

       Для обнаружения объективно существующих, но пока еще скрытых реальностей  человек должен опосредованно через  известные элементы и соотношения  найти отсутствующие, что и порождает необходимость в познавательном процессе, то есть в мышлении, а точнее говоря, в творческом мышлении.

       Важность  психологического изучения мышления состоит  еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы. Таким образом, тема работы является актуальной.

       Цель  работы – раскрыть и проанализировать особенности творческого мышления.

       Задачами  работы являются:

       • Исследование сущность творческого мышления;

       • Исследование понятия интеллектуальных способностей человека;

       Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, монографии.

 

  1. Мышление как процесс.

       В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате

       мышления  он получил определенные сведения и  об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

       Познавая  мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

       Мышление  дает ответ на такие вопросы, которые  нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

       Мышление - опосредованное и обобщенное отражение  существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

       Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень.

       Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.

       Но  мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.

       Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

       Язык  является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

       Мышление  социально обусловлено, оно возникает  лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.

       Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

 

  1. Виды и формы мышления.

       В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

       1) генезису развития;

       2) характеру решаемых задач;

       3) степени развернутости;

       4) степени новизны и оригинальности;

       5) средствам мышления;

       6) функциям мышления и т.д.

            1. По генезису развития различают  мышление:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое;
  • абстрактно-логическое.

            Наглядно-действенное мышление - вид  мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

            Наглядно-образное мышление - вид  мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

            Словесно-логическое мышление - вид  мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

            Абстрактно-логическое (отвлеченное)  мышление - вид мышления,

       основанный  на выделении существенных свойств  и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

       Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

            2. По характеру решаемых задач  различают мышление:

  • теоретическое;
  • практическое.

            Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических

       рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

       Теоретическое мышление - это познание законов  и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

            3. По степени развернутости различают  мышление:

  • дискурсивное;
  • интуитивное.

       Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

            4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:

  • репродуктивное
  • продуктивное (творческое).

            Репродуктивное мышление - мышление  на основе образов и

       представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

       Продуктивное  мышление - мышление на основе творческого воображения.

            5. По средствам мышления различают  мышление:

  • вербальное;
  • наглядное.

            Наглядное мышление - мышление на  основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

       Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

            6. По функциям различают мышление:

  • критическое;
  • творческое.

            Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

       В психологической науке различают такие логические формы мышления как:    

  • понятия;  
  • суждения;  
  • умозаключения. 

            Понятие - это отражение в сознании  человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:    

  • общими и      единичными;  
  • конкретными и      абстрактными;  
  • эмпирическими и      теоретическими. 

            Общее понятие есть мысль, в  которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

       В зависимости от типа абстракции и  обобщений, лежащих в основе понятия  бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.

       Специфическим содержанием теоретического понятия  выступает

       объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя.

       Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" – выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

       Суждения образуются двумя основными способами:    

  • непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
  • опосредствованно -  путем умозаключений или рассуждений. 

       В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и

       высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое)суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

       Суждения  могут быть:

  • истинными;
  • ложными;
  • общими;
  • частными;
  • единичными.

            Истинные суждения - это объективно  верные суждения. Ложные

       суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности.

       Суждения  бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".

            Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл.

       Следовательно, олово - электропроводно". Различают  умозаключение:    

  • индуктивное;  
  • дедуктивное;  
  • по аналогии. 

            Индуктивным называется такое  умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

 

  1. Особенности творческого мышления.

       Мышлению  конкретного человека присущи индивидуальные особенности.

       Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как:

  • продуктивность ума;
  • самостоятельность;
  • широта;
  • глубина;
  • гибкость;
  • быстрота мысли;
  • творчество;
  • критичность;
  • инициативность;
  • сообразительность и т.д.

       При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.

            Самостоятельность мышления - умение  увидеть и поставить новый

       вопрос  или проблему, а затем решить его  собственными силами. Творческий

       характер  мышления отчетливо выражается именно в такой амостоятельности.

            Гибкость мышления - способность  изменять аспекты рассмотрения

       предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное пере структурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

            Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в

       склонности  к шаблону, к привычным ходам  мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

            Темп развития мыслительных процессов - минимальное число

       упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

            Экономичность мышления - число логических  ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

            Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

            Глубина мышления - умение вникать  в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

            Последовательность мышления - умение  соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

            Критичность мышления - качество  мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

            Устойчивость мышления - качество  мышления, проявляющееся в

       ориентации  на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже

       известные закономерности.

       Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.    

       Отвечая на данный вопрос, мы постараемся выяснить, чем творческое мышление отличается от мышления, которое обычно не называют творческим. Первая особенность собственно творческого мышления заключается  в том, что в решении известных  или типичных задач такое мышление почти никогда не идет уже изведанными путями. Всякий раз, сталкиваясь с новой задачей, даже если эта задача мало чем отличается от ранее уже решенных задач, творчески мыслящий человек старается подойти к ее решению по-другому, не так, как все, и не так, как сам он действовал раньше. В этом выражается важнейшая особенность творческого мышления — его постоянное стремление к новому, необычному, оригинальному, своеобразному.

       В отличие от этого нетворческое мышление практически никогда специально не стремится к нахождению новых решений известных задач и в первую очередь пробует известные способы решения на новых задачах. Даже если человек, для которого характерно нетворческое мышление, сталкивается с совершенно новой для него задачей, он все равно многократно пытается решать ее по-старому и не прекращает своих попыток применения старых, известных способов решения задачи до тех пор, пока они не будут полностью исчерпанными. Лишь после этого, да и то далеко не всегда, он будет пытаться найти новый способ решения соответствующей задачи.

       Вторая  особенность творческого мышления состоит в том, что творчески  мыслящий человек не довольствуется одним единственным, уже фактически найденным им способом решения задачи, почти всегда стремится отыскать все возможные способы решения одной и той же задачи. В отличие от этого, нетворческий мыслящий человек почти всегда довольствуется единственным найденным способом решения задачи.

       Третья  характерная черта творческого  мышления состоит в стремлении творчески  мыслящего человека среди всех возможных, доступных ему способов решения задачи найти самое лучшее решение или максимально усовершенствовать известное решение. Эта тенденция не характерна для нетворческого или репродуктивного мышления.

       Четвертая особенность творческого мышления заключается в умении творчески мыслящего человека искать, находить и эффективно использовать различного рода подсказки, опираясь на которые можно быстро решить задачу. Под подсказкой в данном случае понимается дополнительная, не входящая в условия задачи, информация, умело воспользовавшись которой, можно найти нужное решение — такое, которое без этой подсказки отыскать трудно. Нетворческое мышление, как правило, не ищет и не использует подсказки, даже если они очевидны.

       Функция воздействия заключается в способности человека посредством  речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.

       Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

       Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

       Функция обозначения состоит в способности  человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

 

        Задания по формированию практических компетенций.

    1. Проведите диагностику стиля своего мышления, интерпретируйте свои результаты.

       Провела диогностику стиля своего мышления, на основании опросника. Опросник рассчитан  на диагностику 5 стилей мышления и  содержит 18 утверждений. Стили мышления:

  • синтетический стиль
  • идеалистический стиль
  • прагматический стиль
  • аналитический стиль
  • реалистический стиль

       Опросник "СМ" представляет собой русскоязычную  адаптированную версию известного опросника InQ, разработанного Р. Брэмсоном, А Харрисоном (Harrison A.F., Brainson R.M. The art of thinking. N. Y.. Berkley Books, 1984. P 189-193). Перевод и адаптация выполнены А.А Алексеевым.

         Процедура проведения : изучив текст  опросника, отметила соответствующие пометки.

       Инструкция 

       Этот  опросник предназначен для того, чтобы  помочь  определить предпочитаемый  способ мышления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации можно потучить в том случае если как можно точнее сообщать об особенность реального мышления, а не о том, как  следовало бы мыслить.

Мышление как психический процесс