Мышление как высшая ступень познания



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

«ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИСТИТУТ»

 

Кафедра «Философии и Социологии»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология»

Тема: «Мышление как высшая ступень познания»

 

 

 

Выполнил Минеев Андрей

Курс 1 Группа № Пот.3-БЭ

Личное дело № 100.26/120383

Преподаватель Журавлев М.С.

 

 

 

 

Тула - 2014

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………2

1. Сущность мышления и его виды……………………………………….3

2.Логические конструкции  мышления: понятие, суждение, умозаключение…………………………………………………………………10

3. Установите последовательность познавательных процессов по критерию их познавательной сложности……………………………………..14

Заключение…………………………………………………………….....15

Литература……………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления - его  опосредованный характер. То, что человек  не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.  
Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. 
Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью.

Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. широчайшие обобщения, выраженные словом. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности.

 

1.Сущность мышления и его  виды

 

Мышление охватывает сферу умственного  оперирования образами, идеями, словами, суждениями, воспоминаниями, убеждениями, намерениями и т.п. Оно присутствует везде, где требуются принятие решений, творческие преобразования, теоретические разработки, прогнозирование недоопределенных в информационном плане событий и др.

Сложность этого психологического феномена является причиной того, что  в современной психологии до сих  пор отсутствует единое определение мышления. Как тонко подметил один из психологов: «Мышление, определяемое широко, это почти вся психология; определяемое узко - оно, кажется, не имеет к ней никакого отношения».

• Мышление - социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного искания и открытия человеком существенно нового, т.е. процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы (по С. Рубинштейну).

• Мышление - это высший психический познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека нечто недоступное непосредственному ощущению и восприятию.

С этих позиций мышление по сути своей всегда поиск и открытие чего-то нового. По мнению С. Рубинштейна, мышление начинается там, где возникает проблемная ситуация. Под проблемной ситуацией понимается противоречие, возникающее между условиями и требованиями задачи, когда появляется новая цель, а старые средства и способы ее достижения неэффективны.

Подтверждение этой позиции можно  найти и в работах белорусского психолога Г. Кучинского, разрабатывавшего проблемы мыслительной деятельности. В частности, в содержании фаз  мыслительной деятельности в качестве обязательных он выделял явления возникновения противоречий, процессы выдвижения гипотез, доказательства или опровержения и рефлексию как процесс познания субъектом самого себя.

Мышление формирует новое знание через отражение и преобразование реальной действительности.

• Мышление -форма психического отражения в сознании человека связей и отношений между познаваемыми объектами, процессами и явлениями.

• Мышление - специфический вид деятельности с элементами исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. В этом плане оно рассматривается как процесс решения актуальных для человека задач.

Самым тесным образом мышление «сотрудничает» с другими познавательными процессами (восприятием, воображением, памятью, вниманием, речью). Эти чувственные процессы «добывают» исходную информацию для мыслительной деятельности. Используя эту информацию, мышление преобразует ее к такому виду, который невозможно получить с помощью чувственного опыта.

Вместе с тем мышление имеет  свои собственные; «обязанности, статус и характер», выделяющие его из других познавательных процессов. Так, образы восприятия возникают в результате непосредственного воздействия внешних сигналов на органы чувств. Мышление же формирует то, что в данный момент не оказывает такого воздействия. От воображения оно отличается своей близостью к реальности. Более того, воображение порождает образ, а мышление - мысль.

Существенное отличие мышления от памяти заключается в том, что задача памяти - сохранить без изменений все то, что туда поступило (включая мысли). Мышление же предназначено для внесения инноваций в мысли, для получения нового знания. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», - отмечал Л. Толстой.

Мышление изучается многими науками. Так, логика занята разработкой форм, правил и операций мышления; кибернетика - моделированием мыслительных операций в связи с задачами проектирования сложных систем управления; философия - определением отношения мышления к бытию; социология - увязкой развития мышления с социальной структурой различных человеческих обществ; физиология - изучением физиологических механизмов мышления и т.д.

Психологию  мышление интересует со стороны процесса познания мира. Здесь на первый план выступает задача изучения мышления как специфической деятельности индивида, мотивированной его потребностями и направленной на цели, которые имеют для него личностную значимость. Мышление -это идеальный компонент реальной деятельности индивида, познающего и преобразующего не только внешний мир, но и самого себя.

Мыслительная  деятельность имеет свою видовую  структуру. Классификация видов  мышления может быть осуществлена по нескольким основаниям.

По сфере приложения результатов и характеру решаемых задач мыслительной деятельности выделяют теоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление не требует оперативного использования его результатов на практике. Обычно оно направлено на разработку методологических аспектов психологии: обобщение каких-то теоретических положений, обоснование психологических феноменов, формулировка закономерностей и т.д. Такова проблема формирования общей теории психологии, работы над которой продолжаются через осмысление и обобщение уже имеющихся подходов, закономерностей, принципов, методов и отдельных феноменов.

Практическое  мышление, наоборот, нацелено на прямое и оперативное использование его результатов в повседневной практике человека. Когда, например, клиент приходит к психотерапевту со своими проблемами, то последний после тщательного анализа его психического состояния приступает к мысленному выбору стратегии и приемов исцеления из их множества, которые бы надежно привели к положительному результату в возможно кратчайшее время. Решение как часть мыслительного процесса должно немедленно переводиться в практические действия. Этот вид мышления требует от психотерапевта умения выделить из общего то частное, что наиболее «прицельно» относится к проблеме клиента. Как и все, что требует принятия неотложных мер, в решении психотерапевта концентрируются знания, воля и решительность.

К практическому  мышлению относится мыслительная деятельность адвоката, обдумывающего (на основе собранного материала) схему своего выступления  на судебном заседании, направленная на убедительные факты, смягчающие вину подсудимого.

Деление мышления на теоретическое и практическое достаточно условно. Эти виды тесно  связаны между собой. Мастерство человека любой профессии существенно  определяется тем, каким образом  он способен одновременно использовать оба этих вида. По оригинальности результатов выделяют творческое (продуктивное) и нетворческое (репродуктивное) мышление.

Нетворческое (репродуктивное) мышление повторяет ранее полученные кем-то результаты, хотя и в какой-то новой «аранжировке». Ценность результатов мыслительной деятельности в этом случае заключается в более эффективном, чем обычно, использовании уже известного опыта. Так, школьный учитель, обучая своих питомцев таблице умножения, не может внести туда что-то новое, но в результате осмысления им методики преподавания появляются более эффективные приемы пояснения материала.

Творческое (продуктивное) мышление приводит к появлению новых теоретических или практических продуктов (идей, аппаратуры, методов) или оригинальных путей их получения. Таков результат творческого мышления известного хирурга Г. Илизарова, предложившего «выращивать» кости конечностей человека до нормальной длины методом растяжек с помощью специальных устройств, спроектированных им же самим.

По степени обоснованности результатов мыслительной деятельности различают интуитивное, логическое, эвристическое и вероятностное мышление.

Интуитивное мышление базируется на эффекте неосознанных путей получения нового знания. Человек как бы «чувствует» искомое решение, но не может обосновать причинно-следственные связи, приводящие к такому выводу. Какова бы ни была истинная разгадка этого мышления, природа его заключена в личном творческом опыте, общей, психологической и профессиональной культуре человека.

Конечно, нельзя исключать в этом виде мыслительной деятельности роль случая. Но, по наблюдениям ученых различных профессий, случай помогает только хорошо подготовленному уму. В этом плане представляет интерес феномен «бокового мышления», сформулированный английским врачом Э. Боно. Свое название феномен получил по аналогии с боковым зрением. Сущность его заключается в тезисе: «Чтобы мыслить творчески, надо думать около».

Интуиция и случай имеют свои причины. Действительно, закон всемирного тяготения мог открыть не каждый, кто сидел под яблоней и  наблюдал, как падает яблоко, а только И. Ньютон, для которого проблема тяготения стала устойчивой целью мыслительной деятельности, или, в терминах психологии, стала доминантой (по А. Ухтомскому). Логическое мышление порождает результаты благодаря умственным последовательным действиям по строгим правилам логики, предполагающим анализ проблемы, формулировку целей и задач мыслительной деятельности, формулировку рабочей гипотезы, выбор методов решения проблемы, строгую схему процесса решения и проверку результатов на адекватность. По такой схеме мышления в большинстве случаев развивается диссертационное исследование, испытание новой сложной системы на полигоне.

Эвристическое мышление сводится к умственной процедуре, предназначенной для поиска решения проблемы за счет сокращения диапазона возможных вариантов приемлемых ответов. Значительный вес в этом виде мышления имеют не столько какие-то осознанные формальные правила, схемы и понятия, сколько мотивационные и эмоциональные процессы личности, чувства вдохновения и т.п.

Вероятностное мышление также опирается на знания, прошлый опыт, но связанно со степенью ожидания каких-то событий. В основе вероятностного мышления лежит интуитивное ощущение вероятности или частоты возникновения некоторого события. Результат мыслительной деятельности находится без каких-либо математических расчетов. Психолог может использовать этот вид мышления, например, при прогнозировании поведения человека с холерическим типом темперамента в той или иной конкретной ситуации. В повседневной жизни каждый из нас, выходя утром на работу, решает вероятностную задачу - брать с собой зонтик или нет (гидрометцентр может абсолютно точно определить погоду на завтра, но для этого ему требуется месяц работы).

По характеру используемых средств различают:

- наглядно-действенное мышление, непосредственно включенное в практические действия с реальными предметами (это, например, мышление ребенка до 3 лет, разбирающего, собирающего и зачастую ломающего игрушки с целью выяснения «что там внутри»);

- наглядно-образное мышление, продукты которого появляются вследствие различного рода манипуляций не с самими предметами, а с их образами, хранящимися в кратковременной и оперативной памяти человека как результат его опыта (например, модельер, предлагая клиенту образец одежды, мысленно представляет себе его образ);

- абстрактно-логическое (словесно-логическое) мышление, использующее понятия об объектах, но не сами объекты и даже не их образы (например, при изучении физики у учеников формируются системы таких понятий, как электрон, ток, напряжение, проводник, которые позволяют усваивать новые знания, не прибегая к непосредственному контакту с физическими моделями этих понятий).

Последний из названных видов мышления относят к наиболее высокому уровню развития.

Многие задачи инженерной психологии, особенно те, которые связаны с  управлением техническими системами  в психологически сложных ситуациях, требуют выделения особого вида мышления - оперативного. Основными признаками оперативного мышления являются:

- наличие тесной связи между  восприятием и осмыслением быстро  изменяющейся информации, а также  условий обстановки;

- жестко лимитированные нормы  времени на решения; 

- большие эмоционально-волевые  нагрузки на человека-оператора; 

- четкое образное видение объекта управления, создаваемое на основе соотнесения текущей информации о состоянии объекта с той информацией о нем, которая ранее была накоплена человеком-оператором.

Относительно самостоятельный  интерес представляет мышление в условиях диалога. Специфика мыслительного процесса в диалогическом режиме заключается в необходимости учета характеристик коммуникативного взаимодействия с партнерами, в наличии общего банка решений и диалогической рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Логические  конструкции мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - это форма мышления, отражающая класс однородных объектов на самом высоком уровне обобщения посредством фиксации их общих признаков. В качестве признаков выступают свойства и отношения между объектами. Другими словами, понятие - это мысль о целом классе объектов (предметов или явлений), выделяющая их главные, взаимосвязанные между собой общие свойства и характеристики. Это внутреннее, мысленное психологическое представление об общих свойствах объектов. Произнеся понятие «дерево», человек выделяет из огромного растительного мира класс растений, которые имеют штамб солидных размеров и мощную крону, образованную системой ветвей.

Трудно представить жизнь человека, лишенного возможности оперировать  понятиями. Чтобы безошибочно ориентироваться в мире, потребовалось бы каждому предмету, относящемуся к одному и тому же классу (например, каждой из рядом стоящих в лесу сосен), давать свое, только ему принадлежащее название («имя»).

Понятия бывают общие и единичные, конкретные и абстрактные. Общие понятия относятся к некоторой группе объектов, объединенных, как правило, одним и тем же названием и обладающих одинаковыми признаками. Так, понятие «темперамент» относится ко всем людям. Единичные понятия характеризуют свойства, относящиеся к одному объекту. Указывая, например, на сангвинический тип темперамента данного человека, мы отражаем единичное свойство.

Конкретные понятия относятся ко вполне определенному, легко представляемому объекту (например, понятие «кора головного мозга»). Абстрактные же отражают свойства и явления объектов, которые трудно представить и классифицировать (например, понятие «психическое развитие»).

Оперирование с понятиями относится  к высшему уровню мышления, характерному для его словесно-логического вида. Этот вид свойствен человеку, начиная с определенного возраста, и продолжает совершенствоваться практически всю его жизнь. Понятие рассматривается как форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных конкретных предметов, явлений и выделения в них существенных признаков.

Имеется две стратегии усвоения понятий - экземпляра и проверки гипотезы.

Стратегия экземпляра базируется на сравнении одного объекта (экземпляра) с другим, образ которого уже хранится в памяти, и последующем соотнесении обоих объектов к одному и тому же понятию. Например, сравнивая впервые увиденного на улице огромного дога с маленьким пуделем, ребенок без колебаний относит дога к понятию «собака», хотя внешний вид этих животных существенно различается.

Стратегия проверки гипотезы основана на абстракции-. индивид выявляет общие признаки у понятий и выдвигает гипотезу о том, что эти признаки относятся к данному понятию.

Выяснено, что обе стратегии  задействуют различные участки  мозга, что является косвенным доказательством прав этих гипотез на раздельное существование.

Мышление через понятия тесно  связано с процессами осознания, понимания и суждения. Осознание характеризует факт постижения смысла употребляемого понятия. Осознанное понятие - это понятие, усвоенное во всей его полноте. Без осознания невозможно использовать понятие безошибочно.

Понимание чаще трактуют как составляющую психического процесса формирования понятия (процесса постижения чего-то), реже - как способность постичь смысл чего-то. Понимание характеризуется:

- глубиной, отражающей осознание  всего многообразия взаимосвязей  между изучаемыми объектами; 

- отчетливостью осознания этих  взаимосвязей, отражающей их четкое  однозначное соотношение; 

- полнотой осознания, отражающей  объем осознаваемых взаимосвязей;

- обоснованностью осознания, характеризующей  правильность взаимосвязей по  некоторой системе критериев. 

Различают непосредственное понимание, когда понятие после немногочисленных мыслительных операций формируется  по принципу «здесь и сейчас»; опосредованное (дискурсивное), формируемое в процессе многих мыслительных операций.

Суждение - процесс (или результат) формирования мнения или заключения, основанного на ранее осознанной информации. Суждение проявляется в утверждении, предположении, критике, заявлении, настаивании и т.п. Это результат способности индивида понимать и в этом качестве включает в себя осознание всевозможных связей между предметами, явлениями и процессами. «Общительный человек -добрый человек» - не бесспорное, но частное возможное суждение какого-то индивида, сформированное у него на основе личного опыта взаимодействия с другими людьми.

Различают типы суждений:

- формальное, характеризующее сам факт взаимосвязи между объектами без акцента на их истинность или ложность («голубое небо» - истинность этого суждения определяется предшествующими суждениями, относящимися к разговору о небе);

- эмпирическое, характеризующее факт взаимосвязей между объектами как результат наблюдения за ними и, следовательно, предоставляющее возможность про -верки их истинности («посмотри, какое небо голубое!»).

Умозаключение - высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате оперирования с другими понятиями и суждениями. Умозаключения формируются часто на основе суждений, предшествующих заключению, и служат доказательством, добытым логическим путем. «Флегматик - человек спокойного нрава. Петров - спокойный человек, значит, он флегматик». Здесь два суждения («флегматик - человек спокойный» и «Петров - спокойный человек») приводят к умозаключению, что Петров является флегматиком. Конечно, спокойствие Петрова может обеспечиваться его сильной волей (даже если он имеет холерический темперамент), но такова уж нить мыслительных операций у автора этого умозаключения.

Чаще всего на практике используются такие типы умозаключений:

- индукция - когда из частных суждений и понятий на основе логических операций формируются более общие (пример: все собаки имеют хвост, четыре лапы и лают; это мохнатое существо - на четырех лапах, с хвостом и лает, следовательно, перед нами собака);

- дедукция — когда в результате логических операций из общего знания об объектах формируются более частные сведения, следствия (пример: все летчики -люди смелые; Иванов - летчик, следовательно, человек смелый);

- аналогия - когда умозаключение базируется на схожести наиболее значимых признаков психологических объектов;

- предположение - когда умозаключение формируется на базе вероятностных понятий и неполной информации об изучаемом объекте (например, о том, что планета Земля имеет форму шара и вертится вокруг Солнца, Н. Коперник предположил в 1543 г. в своей книге «О вращениях небесных сфер» на основе наблюдений периодически сменяющихся явлений дня и ночи, лета и зимы).

 

 

 

 

 

3. Установите последовательность  познавательных процессов по критерию их познавательной сложности.

а) речь;

б) сознание;

в) ощущение;

г) память;

д) восприятие;

е) мышление.

Ответ: в, д, е, б, г, а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, мышление является сложным психолого-логическим феноменом, имеющим свои основания как в физиологии, так и в социальности человека.   Мышление изучается многими науками: теорией познания (в плане соотношения субъективного и объективного, чувственного и рационального и т.д.); логикой (правило, операции и формы мышления); кибернетикой (“искусственный интеллект”); языкознанием (соотношение мышления и языка); эстетикой (образное мышление); нейрофизиологией (мозговой субстрат и физиологические основания мышления); этологией (предпосылки возникновения мышления в животном мире) и, конечно же, психологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 40858 
1. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений. В 6–ти тт. т. 2, М.: Педагогика, 1982; 
2. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977; 
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.,Педагогика,1989. 
4. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1978; 
5. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981.


Мышление как высшая ступень познания