Мышление. Основные виды и процессы мышления. Теория мышления

СОДЕРЖАНИЕ 
 

1. Общее понятие о мышлении……………….…………….……………..3

2. Мыслительные  процессы………………...…………….………………..6

3. Виды мышления………………………………………...………………..8

4. Список литературы……………………………………………………...10

     
 
1.
Общее понятие о мышлении

 

     Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

     Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

     Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

     Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится  не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных  объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

     Результаты  познавательной деятельности людей  фиксируют в форме понятий. Понятие  — есть отражение существенных признаков  предмета. Понятие о предмете возникает  на основе многих суждений и умозаключений  о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

     Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

     Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

     Мышление  — высшая ступень познания человеком  действительности. Чувственной основой  мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи  организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

     Мышление  не только теснейшим образом связано  с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

     Мышление  выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

     Для мышления человека более существенно  взаимосвязь не с чувственным  познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании речь - процесс общения, опосредованный языком. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки — языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

     Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и  такие же функции, как и развернутая  внешняя речь. Под внутренней речью  психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и  развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия.

     Однако  неразрывная связь мышления с  речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

     Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и  для себя и для других только через  слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей  не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

     Мышление  также неразрывно связано и с  практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

     2. Мыслительные процессы

     Мыслительная  деятельность человека представляет собой  решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

     Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

     Анализ  и синтез

     Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

     Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

     Анализ  и синтез — две взаимосвязанные  логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

     Анализ  и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

     Сравнение

     Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

     Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или  несколько признаков их, по которым  будет произведено сравнение.

     Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

     Абстрагирование

     Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

     Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак  предмета и рассматривает его  изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

     Конкретизация

     Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

     Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному  с целью раскрытия содержания.

     Мыслительная  деятельность всегда направлена на получение  какого-либо результата. Человек анализирует  предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы  выявить общее в них, чтобы  раскрыть закономерности, управляющие  их развитием, чтобы овладеть ими.

     Обобщение, таким образом, есть выделение в  предметах и явлениях общего, которое  выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

     3. Виды мышления

     В зависимости от того, какое место  в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических.

     Конкретно-действенное мышление

     Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

     Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач  в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

     Конкретно-образное мышление

     Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

     Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

     Абстрактное мышление

     Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

     Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

     Все три вида мышления тесно связаны  друг с другом. У многих людей  в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое  мышление, но в зависимости от характера  задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

 

      Список литературы 

  1. Возрастная  и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 2006
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб.,2002
  3. Общая психология под ред.А.В.Петровского. М.,2006
  4. Рамендик О.М., Одинцова О.В. Психологический практикум. М.,2004
  5. Радугин А.А. Психология и педагогика. М.,2000
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-дону,2000
Мышление. Основные виды и процессы мышления. Теория мышления