Мышление. Виды мышления

  1. В чем заключаются специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности?

Мышление раскрывает то, что непосредственно не дано в восприятии. Основная задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему. Таким образом, мышлению свойственно обобщенное отражение действительности.

В процессе мышления субъект использует различного рода средства, выработанные человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др. Опора на культурные средства характеризует такую особенность мышления, как его опосредованность.

Таким образом, традиционные определения мышления, которые можно встретить в большинстве учебников по психологии, обычно фиксируют два его признака: обобщенность и опосредованность.

Мышление -- процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Важно отметить еще две особенности мышления:

1. Связь с действием. С.Л. Рубинштейн  писал: «Мышление теснейшим образом  связано с действием. Человек  познает действительность, воздействуя  на нее, понимает мир, изменяя  его. Мышление не просто сопровождается  действием или действие -- мышлением; действие -- это первичная форма  существования мышления. Первичный  вид мышления -- это мышление в  действии и действием, мышление, которое совершается в действии  и действием выявляется»;

2. Связь с речью. Человеческое мышление -- это речевое мышление. Его становление  происходит в процессе общения  людей друг с другом. Формирование  специфически человеческого мышления  в онтогенезе возможно лишь  в совместной деятельности взрослого  и ребенка.

Мышление как высшая психическая функция обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из которых по-своему характеризует роль речи в его развитии:

                                                     1

· Во-первых, собственно человеческий мыслительный акт является

социальным, «разделенным» между людьми, что отражает общественный характер трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;

· Во-вторых, мышление возникает как процесс, опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем -- системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта;

· В-третьих, понятийное, логическое мышление является произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность;

· В-четвертых, мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), и именно речь является тем основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.

  1. В чём проявляется существенное отличие абстрактного познания действительности от чувственного?
  2. Мышление отражает действительность в обобщенных формах. В отличие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем инертным газам, мы образуем понятие “инертный газ”). С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия (именно так были созданы следующие понятия: “материя”, “сознание”, “движение”, “государство”, “наследственность”, “ген” и др.). 
    2) способность к отражению существенного в предметах;

в результате же сенситивного отражения существенное не отграничивается от несущественного;  
3) способность к конструированию на основе познания сущности предметов понятий- идей, подлежащих опредмечиванию;  
4) опосредованное познание действительности - как через посредство сенситивного отражения, так и с помощью рассуждений,

                                                      2

умозаключений и благодаря применению приборов.  
 
Все эти моменты есть не что иное, как проявления способности к созданию абстракций. Отсюда и название данной способности - "абстрактно-мысленная".

 

3.Охарактеризуйте  главные операции мышления.

 

Основные, исходные операции мышления те же самые, что и основные операции воображения: анализ и синтез.

  • анализ (от греч. analysis - разложение) - расчленение, мысленное или реальное, объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое).
  • синтез (от греч. synthesis - соединение) - соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы).

На основе этих операций строятся все остальные, более сложные операции мышления:

  • сравнение - мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного.
  • абстрагирование (от лат. abstractio - отвлечение) (абстракция) - форма мышления, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; абстрагирование противопоставляется конкретизации.
  • обобщение - переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.
  • классификация (от лат. classis - разряд - класс и ...фикация), - система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.
  • аналогия (греч. analogia - соответствие - сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии состоит в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, но сходный по

 

                                                  3

свойствам и качествам объект; такие умозаключения - один из

источников научных гипотез. Рассуждения по аналогии не обладают доказательной силой, они могут быть ошибочными, несмотря на все усилия, затраченные на то, чтобы рассуждения были корректными; однако такие рассуждения имеют эвристическую ценность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     4