Мыслители ХХ века о человеке и его потребностях

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 «Сочинский  государственный университет туризма и курортного дела» ___________________________________________________________

Кафедра социально-культурного сервиса  и туризма 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Человек и его потребности»

Тема: «Мыслители ХХ века о человеке и его потребностях»» 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ейск

2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

    Из  всех проблем, с которыми сталкивались люди на протяжении истории, одной из самых загадочных является загадка природы самого человека, и его потребностей. Вся история развития человеческой личности связана с историей развития потребностей человека.

    Сегодня, в начале XXI века эта проблема стоит не менее остро, и немало усилий по этому поводу предприняли все известные психологи прошедшего столетия, которое можно считать веком психологии. В психологии существует множество теорий потребностей, выдвигаемых различными исследователями. Их цель - это научно вывести и доказать различные положения о природе человека, которые могли бы помочь найти человеку ответ на многие стоящие перед ним вопросы и проблемы, а также помочь людям удовлетворять свои потребности.

    Порождённая потребностью в пище, одежде и жилье и т. п., необходимость в труде и сотрудничестве порождает у человека потребность в труде, возникающую на основе потребности в активности, и потребность в общении, основанном на сотрудничестве и общности интересов. На этой новой основе новый характер приобретает у человека и потребность его в существе другого пола, которая становится потребностью человека в человеке. Органические потребности отражаются в психике прежде всего в органических ощущениях. Поскольку органические потребности отражаются в органических ощущениях, они выступают в виде влечений. Общую особенность влечений составляет признак импульсивного напряжения. В силу более или менее длительного напряжения, которое оно создаёт, влечение порождает импульс к действию.

    Рассмотрим  основные теории личности, имеющие отношение к человеческим потребностям, разработанные учеными в ХХ веке.

1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИЙ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

    БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В  ЧЕЛОВЕКЕ С ТОЧКИ  ЗРЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА.

 

    XX в. в науке и философии часто называли веком человека: почти все философские школы и идеи вращались вокруг объяснения его природы и сущности.

    В XX в. происходило обсуждение и осмысление теории Чарльза Дарвина (1809-1882). Согласно Дарвину, человек возник в результате естественного процесса эволюции живой природы. Он имеет животных предков и, следовательно, его потребности формировались на основе потребностей животных. По Дарвину, человек формировался по тем же законам, что и другие живые существа. Не следует ли и объяснение современного общества строить на этих общих биологических законах, прежде всего на законе естественного отбора? Такой подход к природе человека предложил социальный дарвинизм, вульгаризировавший идеи Дарвина.

    Социальный  дарвинизм попытался свести закономерности развития человеческого общества к законам биологической эволюции. Естественный отбор и борьба за выживание наиболее приспособленных субъектов рассматривались в этой концепции как определяющие факторы общественной жизни. Предшественником социального дарвинизма считается Т. Р. Мальтус (1766-1834), а непосредственным основателем -- Герберт Спенсер (1820-1903).

    Социальные  дарвинисты поставили важную и сложную  научную проблему -попытались понять, какую роль в человеческой жизни играют механизмы биологической эволюции, объяснить взаимодействие биологического и социального начал в обществе. Однако их решение этого вопроса, как в конце концов признало большинство ученых, оказалось явно ошибочным. В обществе действительно происходят борьба и отбор, но их механизмы очень сильно отличаются от естественного отбора и борьбы за существование в живой природе. Поэтому все события в жизни общества (победа политической партии на выборах, переход от доиндустриального общества к индустриальному и постиндустриальному) остаются абсолютно непонятными, если их пытаться объяснять исходя не из социальных, а из биологических, дарвиновских законов. Сам Дарвин никогда не пытался это делать. Поведение отдельного человека также зависит от его социальных, а не только биологических потребностей. Крайние, наиболее реакционные варианты социального дарвинизма сближались с расистской и фашистской идеологией.

    Другой  вариант объяснения природы человека и его потребностей был предложен  великим австрийским психологом и психиатом Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Согласно созданному им учению - психоанализу, - в основе человеческого поведения лежат чисто биологические инстинкты и потребности. В первую очередь это сексуальное влечение - либидо, скрытое в подсознательных слоях психики. В результате возникновения социального контроля сексуальные потребности не могли быть удовлетворены так просто, как это возможно у животных. Сексуальная энергия либидо подвергалась сублимации -- т. е. переводилась в другие формы пси-ической энергии. На основе сублимации либидо возникли новые, чисто человеческие группы потребностей -- в разумном познании, религии, искусстве, творческом самовыражении. Именно ограничение удовлетворения сексуальных потребностей привело к возникновению потребностей социальных, чисто человеческих.

    Учение Фрейда -- очень яркая и смелая попытка понять мир человеческих потребностей, практически первая научная концепция сексуального поведения человека. Однако позже психологи, социологи и философы в большинстве своем пришли к выводу, что он сильно преувеличил значение сексуальных влечений. Корректировку его концепции начали уже ближайшие ученики Фрейда -- создатели неофрейдизма. Дело в том, что, вопреки мнению австрийского психиатра, сексуальные влечения при всей своей значимости -- не единственный фактор, определяющий человеческое поведение. Сексуальные потребности даже нельзя признать насущными: многие люди (например, монахи) отказываются от их удовлетворения и благополучно доживают до глубокой старости. В то же время отказ от удовлетворения хотя бы на минимальном уровне насущных потребностей (в еде, питье, воздухе, температурном режиме) полностью несовместим с жизнью.

    По  мнению современных ученых, социальные потребности возникли не только из-за упорядочения сексуального поведения. Еще более весомую роль в формировании общества сыграли насущные потребности и совершенствование процесса труда, который отнюдь не был просто альтернативой сексу.

    В науке XX в. получила широкое подтверждение  концепция формирования человека и  общества в процессе развития трудовой деятельности -- трудовая теория антропосоциогенеза. Впервые она была предложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Выделив три главных человекообразующих фактора -- труд, социальную организацию (коллективный образ жизни) и членораздельную речь -- Энгельс фактически прослеживает процесс усложнения потребностей и способностей человека в ходе развития труда и мышления. В развитии потребностей взаимодействуют биологические и социальные механизмы, причем последние оказываются направляющими, более весомыми.

    Эволюция  человека и его потребностей -- сложный процесс, имеющий и биологическую, и социальную составляющие. Если социальная наиболее подробно описана в марксизме, то биологическая объясняется в рамках современного варианта дарвинизма -- синтетической теории эволюции.

    Специалисты по синтетической теории эволюции рассматривают  появление человека как завершение главных этапов биологической эволюции, своеобразный выход живого за свои собственные пределы и формирование новой, социальной формы материи. Дарвиновский и марксистский подходы к объяснению потребностей человека здесь объединяются. Достигнув вершины биологического развития, вид Ноmо sарiеns осваивает процесс труда и поднимается на качественно новый уровень существования. Теперь он может использовать для удовлетворения своих потребностей весь внешний мир. Человек не только потребляет любое нужное ему вещество живой и неживой природы, но и искусственно формирует совершенно новую сферу действительности -- вторую природу, мир искусственных предметов, орудий труда.

    С несколько другой стороны подошло к объяснению природы человека научное направление, получившее название «русский космизм». В этом течении объединялись ученые самых разных взглядов -- в том числе такие религиозно-мистические мыслители, как Н. Ф. Федоров (1828-1903) и П. А. Флоренский (1882-1943). Нас интересует, прежде всего, научный подход к проблеме человека, разработанный двумя выдающимися представителями русского космизма -- Константином Эдуардовичем Циолковским (1857-1935) и Вла-димиром Ивановичем Вернадским (1863-1945).

    К. Э. Циолковский считал, что во Вселенной уже возникли разные виды разумных существ, и предсказывал путь эволюции человечества как космической цивилизации на миллиарды лет вперед. Эти идеи в наше время выглядят довольно фантастично, так как наука не располагает никакими подтверждающими их эмпирическими данными. Однако ряд мыслей великого мечтателя оказался гораздо ближе к реальности и имеет прямое отношение к сегодняшним острым проблемам цивилизации. Так, он считал, что человек с его трудовой деятельностью занимает в материальном мире особое место: «...разум человека -- это сильнейший фактор Вселенной, более мощный, чем моря и океаны, Солнце и всевозможные катаклизмы. Во Вселенной нет ничего более могущественного, чем ум человека или ему подобного существа». 1

    В середине XX в. человечество действительно вступило в новую эпоху -- эру освоения космоса, незадолго до этого предсказанную К. Э. Циолковским. Освоение космоса порождает совершенно новые потребности цивилизации и от-крывает новые возможности их удовлетворения.

    В. И. Вернадский был основоположником учений о биосфере («сфере жизни») и  ноосфере («сфере разума»). Биосфера -- это часть земной поверхности, преобразованная  живыми организмами.

    Понятие биосферы выражает единство всего живого и окружающей его среды. После возникновения человека биосфера начинает постепенно превращаться в ноосферу -- часть природы, которая контролируется и преобразуется человеческим разумом. Другие ученые называли часть природы, преобразованную деятельностью человека, техносферой, антропосферой и второй природой.

    В. И. Вернадский первым осознал, что расширение ноосферы в индустриальную эпоху, более  глубокая переработка вещества природы в промышленности поставили цивилизацию в новые условия существования. Эти условия не сразу и не до конца осознаны человечеством. Раньше люди были вынуждены соотносить свои потребности с потребностями других людей, что регулировалось моралью, традициями и правом. Теперь у общества появилась необходимость соотносить эти потребности с возможностями и законами биосферы -- иначе она может деградировать и ухудшить условия существования человека. Регуляция отношений общества с природой в рамках ноосферы сама становится важной общественной потребностью. Потребности такого рода получили название экологические потребности. Из-за непродуманности крупномасштабных воздействий на природу человек уже создал зоны экологического бедствия (такие как район Сахель в Африке или район Аральского моря). Корыстные личные и групповые интересы, приводя к постепенному разрушению природной среды, приходят в противоречие с общими потребностями цивилизации в гармоничном развитии биосферы и ноосферы. Общество испытывает необходимость в сознательной регуляции, управлении потребностями в экономическом развитии и в сохранении среды! своего обитания. Необходимо создание специальных механизмов, методов и процедур для поддержания баланса между этими потребностями. В последние годы примером крупномасштабного международного сотрудничества для достижения этой цели можно считать разработку Киотского протокола о регуляции вредных выбросов в атмосферу в масштабах всей планеты. Проблемы развития цивилизации, осознанные В. И. Вернадским в первой половине XX в., с каждым годом становятся все острее.

    Глубокая  концепция человека и его положения  в современном западном мире была разработана во второй половине XX в. выдающимся психоаналитиком, социологом и философом, создателем гуманистического психоанализа Эрихом Фроммом (1900-1980).

    Э. Фромм подробно анализирует состояние человеческой личности в современном ему обществе -- т. е. в западных странах второй половины XX в. Так, в работе «Иметь или быть?» он проводит мысль, что человек может придерживаться одной из двух альтернативных жизненных ориентации: ориентации на бытие или ориентации на обладание. Тот, кто ориентируется на бытие, стремится быть богатой, развитой личностью, а ориентирующийся на обладание - обладать как можно большим количеством вещей, материальных бо-гатств. «Выбор между обладанием и бытием противоречит здравому смыслу, -- пишет Э. Фромм. -- Обладание представляется естественной жизненной функцией: чтобы жить, мы должны обладать различными вещами. Более того, мы должны получать удовольствие от принадлежащих нам вещей. При такой установке, наоборот, складывается впечатление, что суть бытия именно и заключается в обладании и. что человек -- ничто, если он ничего не имеет. Тем не менее альтернатива "обладание или бытие" была стержнем систем великих Учителей жизни». «Эмпирические антропологические и психоаналитические данные свидетельствуют о том, что обладание и бытие -- эта два основных способа существования человека и преобладание одного из них определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера. «Под бытием я понимаю такой способ жизни, при котором человек и не имеет ничего, и не желает, иметь что-либо, но счастлив тем, что продуктивно использует свою способности и чувствует себя в единении со всем миром. Современное общество ценит, однако, только модус обладания -- «современный человек не может понять дух того общества, которое не ориентировано на собственность и алчность». 2

    Жизнь по принципу обладания или по принципу бытия формирует у людей разные системы потребностей и ориентирует их на разные модели потребления. Установки на обладание максимальным набором благ порождают особую жизненную стратегию -- потребительство. «Потребительство характеризуется установкой, суть которой заключается в стремлении поглотить весь мир. Потребитель -- то требующий соски вечный младенец». «Основными объектами современного потребительства в сфере досуга являются машина, телевизор, путешествия и секс, и, хотя принято считать такое времяпрепровождение активным досугом, правильнее было бы называть его пассивным». «В современных развитых промышленных обществах потребление -- наиболее важная из форм обладания». «Нынешние потребители могут определять себя по такой формуле: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю.

    Далее, правда, обнаруживается, что в современном  обществе потребности развиваются под воздействием не только модуса обладания, но и модуса бытия. Концепция Эриха Фромма довольно удачно описывает систему противоречий личности современного типа, сформировавшегося в западных странах. При этом акцент делается в первую очередь на психологии человека и влиянии на него социальной среды. Проведенный Фроммом анализ направлений развития личности, системы ценностей западной цивилизации помогает лучше понять все эти аспекты концепции потребностей.

    Два других представителя т.н. культурологической школы психоанализа, Хорни и Салливан, подчеркивали социально-культурные детерминанты личности. Салливан, например, назвал свой подход "межличностной" теорией психиатрии, превращая тем самым психиатрию в раздел социальной психологии. Определяя личность как "относительно устойчивый образец повторяющихся межличностных взаимоотношений", Салливан искал причины психических нарушений в культуре.

    Тенденция социального подхода к объяснению личности прослеживается в движении, которое получило название "третьей силы в психологии". Такие психологи, как Р.Мэй, К.Роджерс, Э.Маслоу, В.Франкл и Г.Олпорт, подчеркивали необходимость рассмотрения человека как целостного существа, составляющего здоровую, гармоническую, нормальную личность. Используя "целостно-динамический подход", Маслоу предложил теорию самоактуализации личности, согласно которой зрелость человеческого индивида наступает в процессе реализации его личностного потенциала. Невроз же возникает как следствие несостоявшегося личностного роста. Маслоу выделил два уровня мотивации, основанные на двух классах потребностей: низших (дефицитарных) и высших (связанных с личностным ростом). Потребности, связанные с личностным ростом, являясь главным мотивирующим фактором собственно человеческого поведения, не могут, однако, реализоваться прежде дефицитарных потребностей. Удовлетворяя последние, мы снимаем психологическое напряжение и восстанавливаем наше равновесие (гомеостаз), но напряжение, возникающее вследствие потребности в личностном росте, скорее всего усиливает ощущение полноты жизни. Таким образом, личностный рост, или самоактуализация, является критерием психического здоровья. Это соответствует концепции "полностью функционирующей личности", предложенной Роджерсом, и понятию "реализации смысла жизни" Франкла. Теории личности Г.Олпорта и Р.Кеттела придавали большое значение понятию "черта личности". (Олпортовская концепция "черты" соответствует понятию "фактор" у Кеттела.) Каждая личность обладает неким набором "общих черт". Конкретные индивиды могут быть охарактеризованы какой-то одной основополагающей чертой. Кроме того, каждый человек обладает набором более размытых и не столь бросающихся в глаза вторичных черт. Неповторима не только каждая личность, уникальными являются и ее мотивационные факторы На основе такого исходного материала, как темперамент, физические свойства и интеллект, личность находится в никогда не прекращающемся процессе развития и в этом отношении представляет собой "единое в многообразном". 3

 

2. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ

2.1. Человек и его  потребности в  теории психоанализа  Зигмунда Фрейда

    Учение  о влечении разработал главным образом  З. Фрейд, вписавший этим учением  новую, своеобразную главу в психологию. Он построил его на большом клиническом материале, преломлённом, однако, через призму общей его - в целом для нас неприемлемой - концепции.

    З. Фрейд различает две группы влечений: сексуальные влечения и влечения «я», или самосохранения, а позже - влечения эроса и влечения смерти. Но, введя вторую группу влечений в построение своей системы, Фрейд фактически сосредоточил своё исследование на изучении сексуальности и пришёл к чудовищному пансексуализму, превратив всю жизнь человека в одно сплошное, открытое или замаскированное, проявление пола.

    Для Зигмунда Фрейда влечение превращается в идущую из глубин организма, самодовлеющую  силу. Оно представляется порождением  замкнутого в себе организма, вне  сознательных отношений личности к  окружающему миру. Объект, служащий для удовлетворения влечения, это, с точки зрения Фрейда, «самый изменчивый элемент влечения, с ним первоначально не связанный» 4 Он присоединяется к влечению только благодаря его свойству сделать возможным удовлетворение. Поскольку влечение действует не извне, а изнутри организма, «бегством невозможно избавиться от его действия». Фрейд недаром говорит о судьбе влечений; они, по Фрейду, определяют судьбу человека.

    Для Фрейда влечения - это основные стимулы  человеческой деятельности, которая  «подчиняется принципу наслаждения, т. е. автоматически регулируется ощущениями наслаждения или удовольствия, или неудовольствия».5 Влечение необходимо требует удовлетворения. Однако непосредственное удовлетворение влечений не всегда возможно. Общественная среда часто налагает на него свой запрет, подвергает его «цензуре». Тогда влечение либо вытесняется в бессознательное, либо сублимируется; сексуальное влечение переключается на другие пути и находит себе опосредованное удовлетворение в различных формах творческой человеческой деятельности. Вытесненные из сознания влечения проявляются в замаскированной символической форме во сне - в сновидениях, а наяву сначала наиболее безобидным образом в обмолвках, в описках, в ошибочных действиях и забывании. Когда отреагирование неудовлетворённых, вытесненных влечений этими безобидными способами оказывается недостаточным, тогда неизбежным результатом оказывается невроз.

    Фрейд отрывает влечение - этот начальный  чувственный момент, отражающий органическое состояние в ощущениях, от всей последующей  психической деятельности человека по осознанию своей потребности. Фрейдистскому понятию влечения мы противопоставляем иное, согласно которому влечение является лишь начальным этапом отражения органической потребности в органической, интероцептивной чувствительности. 6

    Существуют различные формы проявления потребностей: влечение является лишь одной из них. Это начальный этап в осознании потребности, и само влечение вовсе не обречено на то, чтобы застрять в примитивном плане органической чувствительности, как если бы эта последняя и вся остальная жизнь сознания были бы друг для друга непроницаемыми сферами. Это относится также и даже особенно к сексуальному влечению, потому что оно направлено на человека. Оно более или менее глубоко и органически включается во всю сознательную жизнь личности, и эта последняя включается в него: сексуальное влечение становится любовью; потребность человека в человеке превращается в подлинно человеческую потребность. Потребность получает, таким образом, совсем новое отражение в чувстве. Влечение, как отражение потребности в органической (интероцептивной) чувствительности, включено в него лишь как один, органически слитый с целым, момент. Включаясь в сознательную жизнь личности, чувство человека тем самым входит в сферу её мировоззренческих установок и подчиняется их моральному контролю.

    Фрейд выделил потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную (сексуальную) и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей приходит в противоречие с интересами окружающих, то они вытесняются в сферу бессознательного.

    Принцип постоянства -- принцип, согласно которому психический аппарат стремится  поддерживать имеющееся в нем  количество возбуждения на возможно более низком и устойчивом уровне. Постоянство достигается, с одной  стороны, разрядкой уже имеющейся  энергии, с другой -- избеганием того, что могло бы усилить возбуждение и вызвать защитную реакцию.

    В определении этого принципа сохраняется  двусмысленность: тенденция к ослаблению напряжения и тенденция к поддержанию  постоянного энергетического уровня выступают как тождественные.

    Вместе  с тем тенденция к полному  устранению возбуждения (или принцип  Нирваны) считается основным, а другие принципы выступают как ее разновидности. Этими принципами являются принцип  удовольствия и принцип реальности. В соответствии с принципом удовольствия цель психической деятельности в целом -- избегать неудовольствия и достигнуть удовольствия. Поскольку чаще всего неудовольствие связано с возрастанием количества возбуждения, а удовольствие -- с его ослаблением, постольку принцип удовольствия -- это экономический принцип.

    Принцип реальности образует пару с принципом  удовольствия и видоизменяет его  действие: как только принцип реальности утверждает свое господство, поиск  прямых и непосредственных удовлетворений прекращается, удовлетворение ищется на обходных путях, а достижение результата может отсрочиваться в зависимости от внешних условий.

    С точки зрения энергетики принцип  реальности предполагает преобразование свободной энергии в связанную; с точки зрения топики он характеризует  главным образом систему Предсознание-Сознание; с точки зрения динамики принцип реальности воздействует на определенный тип энергии влечений, подвластных Я.

    Хотя  Фрейд видел в душевной жизни, а может быть, и в нервной  системе в целом лишь одну тенденцию, на уровне влечений он ввел фундаментальный и неустранимый дуализм влечений к смерти, или полному устранению напряжений, и влечений к жизни, или сохранению и созданию живых организмов, что предполагает более высокий уровень энергетического напряжения. Этот дуализм влечений многие авторы считают дуализмом принципов: он раскрывается в последовательности главных фрейдовских противопоставлений, как свободная энергия -- связанная энергия, высвобождение -- связывание, первичный процесс -- вторичный процесс.

    Что касается разработанной З.Фрейдом психоаналитической теории личности, то ее можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы.

    Самосознание  человека З.Фрейд сравнивал с  вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.

    Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» «Оно» - это  собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» - сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

    «Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или неосознаваемым результатом, неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я» - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали.

    Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я» - сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения "Оно" были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

    Состояния неудовлетворенности собой, тревожности  и беспокойства, которые часто возникают у человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить(«Сверх-Я»).

    Теория  личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов  неоднократно подвергались критике. Эта  критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его  социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. Вместе с тем не следует умалять и действительных заслуг З.Фрейда в разработке общепсихологической теории личности.

2.2 Теория личности К. Юнга

    При анализе концепции Карла Юнга можно сделать вывод о том, что самореализация - это реализация нравственной потребности человека совершать добрые поступки, при этом наиболее квалифицированно добрые дела могут совершаться при высоком уровне развития личности, её интеллектуального и нравственного потенциала, воспитывать же в себе эту нравственную потребность необходимо на протяжении всей жизни.

    Жизненные потребности в юнговском понимании  не ограничиваются физиологией, Юнг  не отрицает даже существование духовных потребностей. В подтверждение своей мысли Юнг приводит пример с кастратами, которые определенно лишены сексуальной потребности, но в то же время не становятся шизофрениками. Объясняя галлюцинаторную активность переполнением «Я» архетипами из коллективного бессознательного, Юнг поставил по существу вопрос о качественном сходстве шизофрении и сна. Толчком к шизофрении, по Юнгу, может послужить неразрешимый конфликт, разрешение которого тем не менее жизненно важно. «Когда данный субъект почувствует, что никто не в состоянии ему помочь, и что сам он также не в силах справиться с внутренними затруднениями, его охватывает паника, приводящая к хаосу душевного расстройства»7

Мыслители ХХ века о человеке и его потребностях