Н.А. Бердяев и его философские взгляды

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      Русская философия — это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. В этом ее большое значение, как для философского познания, так и для общекультурного развития. Важное значение имеет приобщение к ней с точки зрения формирования индивидуального самосознания, чувства причастности к отечественной истории и культуре и чувства ответственности за их судьбу.

     Идея "вселенской культуры", культуры богочеловеческой, у мыслителя приобретает  теократические черты, характеристики "нового средневековья", о необходимости наступления которого уже прямо будет писать его почитатель и продолжатель идей Н.А. Бердяев.

     Тема  данной контрольной работы: Философские взгляды Н.А.Бердяева. Здесь мы рассмотрим русскую философию, ее понятие и развитие; рассмотрим Н.А.Бердяева как яркого представителя русской религиозной философии;

     Главной отличительной чертой русской идеи является, согласно Бердяеву, религиозный мессианизм, пронизывающий все общество, его культуру сознание. Суть «русской идеи» — осуществление царства Божия на земле. Ее самобытность заключена прежде всего в «коммунитарности», в «идее братства людей и народов». Бердяев осуждает крайности и славянофилов, и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Россия, считал он может осознать себя и свое призвание в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада. Она стоит в центре этих миров и должна сознавать себя «Востоко -Западом», соединителем, а не разделителем их.

     Таковы  основные положения философии Бердяева, одного из популярных русских философов, оказавшего влияние на развитие философии не только в нашей стране, но и за ее пределами. 

  1. Русская философия: понятие  и развитие
 
 

     С самого начала своего зарождения русская  философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 г. В своем возникновении она, с одной стороны, восприняла ряд черт и образов славянского языческого мировоззрения и культуры, с другой — принятие христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией, от которой она получила много образов, идей и концепций античной философии, основополагающей для западноевропейской традиции.

     Кроме этого, через византийское и южнославянское посредничество Россия восприняла многие положения восточнохристианской философской  и богословской мысли. Таким образом, русская философия возникла не в стороне от столбовой дороги развития философской мысли, а впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли, хотя и не в чистом, а христианизированном виде. При этом она с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в IX в. Кириллом и Мефодием1.

     Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры. В наиболее зрелом виде мировоззренческая глубина духовного состояния и опыта Древней Руси запечатлена прежде всего в иконах и храмах. Достаточно сослаться на икону Андрея Рублева «Троица», полную глубокого философского смысла и содержания. По меткой характеристике Е.Н. Трубецкого, иконы Рублева — это «мировоззрение в красках».

     В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствует патриотизм и историческая глубина. Смысл истории раскрывается через борьбу двух начал — Бога и дьявола, олицетворяющих силы добра и зла, света и тьмы. Уже в сочинении первого древнерусского философа — киевского митрополита Илариона (XI в.) — «Слово о Законе и Благодати...» содержатся глубокие размышления о судьбе России, о большом значении и предназначении русского народа и русского государства в мире. Сопоставляя Ветхий и Новый заветы (закон и благодать), он построил богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включалась в процесс творчества божественного «света».

     Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской философской традиции), так и самого человека.

     Вместе  с тем это очень самобытная философия со своим неповторимым обаянием. Это полиаспектная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояния мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, позитивизм и морализм, космизм и гуманизм, религиозная философия и атеизм. Из ее истории и ее целостного содержания нельзя произвольно исключать никакие фрагменты, школы или течения. Любые купюры, по каким бы причинам они ни существовали, ведут лишь к обеднению ее содержания и искажению ее реального смысла и значения.

     Без осознания каждым человеком и целым народом своего духовного стержня, без чувства причастности к национальной идее, трудно говорить о духовном возрождении России. Важнейшим условием и способом этого осознания является изучение русской философии.

  1. Понятие философии по Н. А. Бердяеву
 

     Н. А. Бердяев - самый известный в  мировой философии русский мыслитель. Родился Н. А. Бердяев в Киеве. Его предки принадлежали к высоким  аристократическим кругам.

     Понятие философии у Н. А. Бердяева было своеобразным. Цель философии - не создание системы, а творческий познавательный акт в мире. Философия не должна быть систематической. Н. А. Бердяев характеризует состояние кризиса, в котором находится философия. Причина его, по Бердяеву, в стремлении сделать философию научной, создать систему. Этот путь неприемлем.

     Субъективная  по внешности и ненаучная философия  может быть гораздо более истинной, прорвавшейся к смыслу мира философией, чем философия по внешности объективная  и наукообразная. К науке Н. А. Бердяев относился положительно, и в работе "Самопознание" он говорит о том, что за годы выработки его философского мировоззрения у него очень выросла оценка науки2.

     Наука нужна человеку, т. к. чтобы жить и  развиваться человек должен ориентироваться  в науке. Но отличие философии  от науки в том, что наука - это познание необходимости, наука делает возможным приспособление человека к определенным законам (царство необходимости), а сердцевина философии - свобода, творчество, а т. к. свобода и творчество невозможны в сфере необходимости, то философия должна быть иной и преследовать другие цели.

     Свободное творчество раскрепощенного духа, который  стремится постичь смысл мира и противится мировой необходимости. И исходя отсюда Н. А. Бердяев приходит к тому, что начинает понимать и  определять философию как искусство особого рода. "Философия искусства - потому что она - творчество. Философия искусства - потому что она предполагает особый дар свыше, потому что на ней запечатлевается личность творца не менее чем на поэзии и живописи". Н. А. Бердяев, отрицая связь философии и науки, говорит, что нельзя смешивать также философию и религию. Утверждая эту независимость философии Н. А. Бердяев пишет: "Философия не есть религия и не может быть внешне ей подчинена, тем более теологии создало одну схоластику, подчинение философии науке создает другую схоластику". Т. е. опять Н. А. Бердяев утверждает, что философия должна быть свободна от всякого рода авторитета. Но в то же время, противореча себе, Н. А. Бердяев, отрицая внешнюю зависимость философии от религии, подчеркивал внутреннюю глубокую религиозность, которая присуща любому мыслителю. Н. А. Бердяев считал главным условием должна быть свобода, которая должна быть основой мировоззрения любого мыслящего существа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Раскрытие сути человека Н.А.Бердяевым
 

     Себя  Н. А. Бердяев считал свободным. Центр  творчества Н. А. Бердяева - свобода. Н. А. Бердяев в работе "Смысл творчества" пишет следующее: "человек предшествует философии; человек - предпосылка всякого философского познания. Философия не в силах уйти от того, что философствует человек и что философствует для человека". Поставив в центр проблему человека, Н. А. Бердяев из работы в работу обращается к ней. Бердяев: "В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, творчества, личности, зла и теодецеи, т. е. в сущности одна проблема: проблема человека, его назначения, оправдания его творчества".  
Эта проблематика позволяет отнести воззрение Н. А. Бердяева к экзистенциализму. Н. А. Бердяев прошел школу немецкой философии. "Истоки моего философствования - Кант и немецкая философия". Особенно велико было влияние Канта3.

     Н. А. Бердяев стремился разгадать  суть человека (самое главное в  нем). Это для Н. А. Бердяева значило  разгадать тайну бытия. И рассматривая эту проблему Н. А. Бердяев приходит к выводу о том, что человек - малая вселенная (микрокосмос), т. е. в каждом человеке отражается Вселенная. В каждом человеке запечатлена история человечества (аналогия с миром идей Платона).

     Человек - не только природное существо, и  в нем отражается не только космос и природа, но человек - это еще  и микрокосмос (по образу и подобию  бога). "Человек сознает себя принадлежащим  к двум мирам. Природа его двоится  и в сознании его преобладает  то одна природа, то другая. Человек сознает свое величие и мощь и свое ничтожество и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость; сознает себя образом и подобием бога и "каплей в море" природной необходимости".

     Наряду  с проблемами человека Н. А. Бердяев приходит к вопросу об ответственности бога за зло, которое человек может наблюдать в мире. Эта проблема называется "теодецея". Если мы признаем то, что мир сотворен богом, мы должны признать, что бог ответственен за зло. Бердяев выдвинул тезис, что свобода существует в нескольких вариантах: первичная, рациональная.  
1-ая существует до бога, т. е. бог не обладает властью над свободой, которая им не создается, и, следовательно, он не несет ответственности за зло добытийственной свободы. Н. А. Бердяев видел зло и противоречие в деятельности православной церкви.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Социально - политические воззрения Н. А. Бердяева.  

     Направленность  творчества Бердяева характеризуется  антропологической и социально - философской историей бытия.  
Философское осмысление истории возможно лишь на определенном этапе развития общества.

     Только  в 19 веке получила развитие историческая наука. Интересна марксисткая концепция  исторического процесса. Упрощенная марксисткая философия: материализм - экономический (в сфере материального производства) - определяющая роль материалистических отношений в историческом процессе. Но и духовная деятельность играет не меньшее значение.

     Философия Бердяевской философии возможна, если за определяющее взято духовное начало. Философия истории - один из путей к познанию духовной действительности. Это есть наука и духовность, приобщающая нас к тайнам духовной жизни4.

     Человек - микрокосмос, по - Бердяеву, по внутренней природе есть великий мир, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи. Такое видение человека является предпосылкой и условием для создания исторической науки. Существует неразрывная связь между ними.

     Эскатология - учение о конце истории, об ее разрешении. Философия истории возможна, если в нее вводится религиозное понимание времени(проблема начала и конца). Если она рассматривается с христианской точки зрения (в центре теории - личность Христа) 
История приобрела: динамизм, идею неоднократности, неповторения событий, - концепцию единства исторического процесса.  
История постижима благодаря Христу (совершенный человек, образ Бога). Создавая философию истории, Бердяев задается вопросом прогресса общества.

     Бердяев критически относился к коммунизму. Он предвосхитил волну социального критицизма. "Воля к жизни", "Человек и машина" - критика капитализма за его бездуховность, антигуманный характер. Всякое бывшее организованное общество враждебно свободе и склонно отрицать человеческую личность. Бердяев различал марксизм как учение и как реальное воплощение на практике ("Истоки и смысл русского коммунизма" - 1937 г. на английском языке). Здесь он проанализировал особенности русской истории, национального характера: что необходимо было для восприятия русской революции интеллигенцией.

     Исходное утверждение: специфическая особенность русской души, православный аскетизм со стихийно-природным началом. Русский народ - полярные противоположности: государственно-деспотическим и анархически свободолюбивым, склонным к национальному самомнению и всечеловечность. Религиозная формация русской души выработала: догматизм, аскетизм, способность нести страдания и жертвы во имя своей веры.  
Религиозная энергия русской души переключается и направляется целям нерелигиозным (к социальным целям) - способность. Этим свойствам созвучен марксизм (с религиозной точки зрения).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Исходя  из выше сказанного, можно сделать вывод, что Бердяев расширяет судьбу человека до судеб культуры и космоса и сводит весь космос, культуру к существованию человека, чтобы зазвучал лейтмотив его философствования - антроподицея, оправдание человека в творчестве и через творчество. Это было начало ревизии исторического христианства с его "теодицеей" и отказ признать совершенность творения и завершенность Откровения. У Бердяева шла речь о проблеме свободы, которая "в школьной философии... мыслилась как свобода выбора, как возможность повернуть направо или налево. Выбор между добром и злом предполагает, что человек поставлен перед нормой, различающей добро и зло. Свободой воли особенно дорожили с точки зрения уголовно-процессуального понимания человеческой жизни.

     Философия Бердяева - апофеоз человеческой свободы, стремление к освящению творчества. Только творя, человек уподобляется Богу. Поэтому у Бердяева - религиозного христианского философа - теологическая мысль имеет своим центром не личного Бога, не Бога - Предвечного Вседержителя, который, по его мнению, существует "в порядке объективной необходимости". Бог Бердяева - Тайна, которая приоткрывается во всяком свободном акте человека. Его Бог не реальность, но - сверхреальность символа, который "высвечивает путь человека к творчеству. Для Бердяева Бог как высшая ценность есть удачно найденное именование главной интуиции античности - триединства истины, добра, красоты. Бог Бердяева - философема, она - высшая трансценденция, сопряжение с которой сообщает человеку смысл истинности (неистинности) его собственного существования. Бердяеву ближе, по его собственному признанию, "миф Богочеловечества Христа". В идее пронизанности тварного духовным, творческим и в постоянном расширении свободы, достоинства человека заключается гуманизм теологии Бердяева.

Литература

 
  1. А.Г. Спиркин Философия: Учебник.—2-е изд. - М.: Гардарики, 2004.— 736с.
  2. Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: Юристъ, 1998. — 520 с.
  3. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996
  4. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире. //"Вопросы философии", 1994, № 1.

Н.А. Бердяев и его философские взгляды