Наблюдение – процедура банкротства

     Содержание: 

Введение

  1. Особенности процедуры наблюдения.
  2. Цели и задачи наблюдения
  3. Особенности правового регулирования введения процедуры наблюдения

Заключение

Список  литературы 

 

     Введение 

     Процедура наблюдения – важнейшая процедура  банкротства, введенная Федеральным законом от 8 января 1998 года № 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, является новой для российского законодательства, регулирующего вопросы несостоятельности субъектов хозяйственной деятельности. Как показала уже сложившаяся за этот весьма короткий для “жизни” закона период правоприменительная практика, данная процедура является одной из самых сложных и ответственных: итогом проведения процедуры наблюдения является принятие решения о дальнейшей судьбе должника.

     Основной  целью данной процедуры является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово-экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами.

     В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда. Существует исчерпывающий перечень случаев, когда наблюдение не вводится.

 

  1. Особенности процедуры наблюдения
 

     Статья Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” выделяет четыре процедуры для юридических лиц и две для должников – граждан. Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление.

     Процедура наблюдения введена в российское законодательство впервые.

     Представляется  вполне оправданным, что более десяти статей нового Закона о банкротстве посвящаются процедуре наблюдения, которая представляет собой наиболее важный, можно даже сказать решающий этап в процессе реорганизации предприятия должника.

     Наблюдение, согласно статье Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с данным Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Эта процедура позволяет сбалансировать законные интересы участников дела о банкротстве, в частности предупредить злоупотребление правами, как со стороны должника, так и со стороны кредиторов. При введении наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего, который наделен контрольно-распорядительными полномочиями, направленными на обеспечение сохранности имущества должника и защиту законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве.

     Временный управляющий действует параллельно  с руководством должника, поскольку  осуществление рассматриваемой  процедуры не является основанием для  отстранения руководителя должника и иных органов его управления, которые продолжают осуществлять свои полномочия, правда, с некоторыми ограничениями. Деятельность управляющего происходит в двух основных направлениях: во-первых, это контроль над действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных либо ликвидационных процедур. Временный управляющий имеет возможность контролировать процесс функционирования предприятия без его прекращения, если это отвечает интересам должника и кредиторов.

     В период наблюдения выявляется размер требований кредиторов, определяются конкурсные кредиторы и количество голосов, принадлежащих каждому  кредитору на собрании кредиторов. Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которому докладывает результаты финансового анализа и предложения о дальнейшей судьбе должника.

     Наблюдение  заканчивается в момент вынесения  соответствующего решения (определения) арбитражного суда по существу рассматриваемого дела либо о прекращении производства по делу в случаях, предусмотренных законом. Работа, проведенная в период наблюдения, является необходимой основой для проведения иных назначаемых арбитражным судом процедур банкротства. 

  1. Цели  и задачи наблюдения
 

     Успех реабилитационных процедур в немалой степени зависит от оперативности принятия решения об их введении. Процедура наблюдения не относится к реорганизационным процедурам процесса банкротства в их общепринятой в мировой практике трактовке. Ее основное предназначение – обеспечить возможность принятия кредиторами и судом объективного решения о судьбе предприятия должника, соответствующего как микроэкономическим, так и макроэкономическим целям, поставленным законодателем, при регулировании вопроса несостоятельности.

     Важнейшей целью процедуры наблюдения является сохранение имущественного комплекса  должника в период “подготовки” к  решению кругом уполномоченных заинтересованных лиц его судьбы. Реализация каких-либо действий по восстановлению платежеспособности должника, реконструкции его деятельности, погашению долгов возможна лишь при сохранении в неизменном виде имущественной базы должника до момента окончания процедуры наблюдения.

     Как показывает практика, и руководители, и кредиторы, не всегда заинтересованы в реализации естественного процесса о несостоятельности (банкротстве). Поскольку бизнес должника имеет определенную ценность, в смене обладателя права собственности на него, порой оказывается, заинтересован целый ряд участников процесса о несостоятельности, и не только.

     Закон о банкротстве 1992 года уделял механизму  сохранения имущества весьма незначительное внимание. Простой арест имущества, если он применялся, – не представлял  собой достаточной меры для обеспечения  сохранности имущества. Существует, как известно, огромное количество способов сокрытия имущества должником, например, путем создания филиалов, дочерних компаний, продажи акций и т.п., а также у родственников или деловых партнеров. Кроме сокрытия имущества, должник мог удовлетворить требования отдельных кредиторов, что существенно снижало степень защиты оставшихся. Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)” существовавшее положение вещей было изменено.

     Поскольку должник на стадии наблюдения не признан  банкротом, руководитель не отстранен  от должности, а деятельность организации продолжается в полном объеме, должник вынужден совершать сделки. Должник находится в затруднительном положении, а это значит, что такие сделки могут совершаться либо на кабальных условиях, либо с повышенной степенью риска. Поэтому законодателем в новом Законе о банкротстве был разработан правовой механизм контролирования временным управляющим процесса заключения должником ряда сделок в период наблюдения.

     Для обеспечения сохранности имущества  законодателем введено разграничение прав руководства должника и временного управляющего, а также определен целый ряд обязанностей временного управляющего, направленных на обеспечение сохранности имущественного комплекса должника.

     Для возможности принятия решения о  дальнейшей судьбе должника должна быть выявлена объективная картина состояния его бизнеса. Создание необходимой информационной базы поручается арбитражному управляющему, который является квалифицированным специалистом в данной отрасли. Для выполнения своих функций временный управляющий наделяется достаточными полномочиями. В то же время он сам находится под контролем кредиторов, которые могут обжаловать его действия в арбитражном суде.

     Для реализации этой цели используется, прежде всего механизм анализа финансовой деятельности должника, результаты которого доводятся до сведения кредиторов должника. Описывая в докладе кредиторам истинную картину финансового состояния, временный управляющий дает им возможность принять приемлемое для них решение. Ведь далеко не всегда кредиторам выгодна ликвидация должника. Иногда более выгодно подождать, когда платежеспособность организации восстановится, и затем получить долги, проценты и возмещение убытков в полном размере, либо преследуются цели не потерять рынок сбыта. Все эти вопросы могут быть решены именно в период наблюдения.

     Введение  арбитражным судом процедуры  наблюдения призвано реализовать также  такую цель государства, как обеспечение  равной меры защиты всех участников хозяйственной  деятельности. Процедура наблюдения соответственно имеет своей целью, обеспечение правового равенства участников процесса несостоятельности.

     Арбитражному  суду для обеспечения возможности  принятия справедливого, не ущемляющего  прав участников процесса, решения  на протяжении процедуры наблюдения также представляется возможность тщательно подготовиться к разбирательству дела, рассмотреть спорные требования, установить истинный размер требований кредиторов и тем самым определить задолженность должника еще до судебного разбирательства. Таким образом, перед вынесением решения арбитражный суд и каждый участник процесса могут иметь определенное представление о финансовом состоянии должника.

     Для достижения поставленных целей законодатель выделил ряд конкретных задач  процедуры наблюдения, и их выполнение возложено на арбитражного управляющего.

     Прежде  всего, это сохранение имущества  должника.

     На  период наблюдения вводятся определенные ограничения полномочий органов  юридического лица по распоряжению его  имуществом. Вместе с тем, в отличие  от иных процедур банкротства (внешнее  управление, конкурсное производство), руководитель юридического лица – должника не отстраняется от должности. Контроль над сохранностью активов должника обеспечивается обязанностью его органов по предварительному согласованию определенных сделок с имуществом с временным управляющим и запрещению руководству должника совершать ряд сделок вообще.

     Органы  управления должника не вправе принимать  решения по сделкам, связанным с  реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, или преобразованием) и ликвидацией должника; решения  о создании юридических лиц или  об участии в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов; о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; а также о выходе из состава участников – должника юридического лица, и о приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

     Решение об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических  лиц, также, может быть принято органами управления должника с согласия временного управляющего.

     Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности в случае, если руководителем должника не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника, чинятся препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускаются иные нарушения требований законодательства Российской Федерации. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.

     Для сохранения имущества должника и  обеспечения требований кредиторов законодателем установлено также ограничение на взыскания с должника имущества, а именно согласно Закону о банкротстве с момента введения наблюдения, аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

     Анализ  финансового состояния должника, является другой задачей процедуры  наблюдения, призванной помочь кредиторам и арбитражному суду разобраться  с финансовым состоянием должника и  определить, имеется ли возможность восстановить его платежеспособность.

     Следующую задачу процедуры наблюдения можно  определить, как выявление временным  управляющим кредиторов и установление размера их требований.

     Обязанность по выявлению кредиторов должника возложена  законодателем на временного управляющего. Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” особое внимание уделяет установлению размера требований к должнику, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве. Этот вопрос имеет существенное значение в первую очередь для кредитора. Правомочия последнего в деле о несостоятельности во многом предопределяются суммой его денежных требований к должнику. Так, в силу Закона «о банкротстве» дело о несостоятельности может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500 МРОТ, если иное не предусмотрено упомянутым Федеральным законом.

     Конкретное  требование кредитора на момент его  заявления может считаться установленным  и неустановленным.

     Установленным считается требование, которое признано должником или подтверждено вступившим в законную силу судебным решением. Неустановленное требование необходимо предъявить (в течение того же месячного срока, который установлен Законом о банкротстве для предъявления требований) арбитражному суду и должнику.

     Установление  размера требований каждого кредитора  одна из обязанностей временного управляющего, осуществляемая им на стадии подготовки первого собрания кредиторов, поскольку  при голосовании на собрании каждый кредитор обладает количеством голосов, пропорциональным сумме его требований.

     Первое  собрание кредиторов является завершающим  моментом в процедуре наблюдения и в связи с важностью решения  принимаемого кредиторами на собрании, его проведение в соответствии с  требованиями закона, можно также считать одной из важнейших задач процедуры наблюдения.

     Временный управляющий должен созвать собрание кредиторов до принятия арбитражным  судом решения по существу дела о  банкротстве. На основе информации временного управляющего о результатах анализа финансового состояния должника, первое собрание кредиторов принимает одно из следующих решений: о введении внешнего управления и обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством или об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Таким образом, при принятии решения по делу о банкротстве должника арбитражный суд может опираться на волю его кредиторов, которая в варианте с введением внешнего управления предопределяет решение арбитражного суда. 

  1. Особенности правового регулирования  введения процедуры  наблюдения
 

     Анализ  действующего законодательства о банкротстве  и практики его применения, выявил некоторые отдельные моменты, позволяющие  говорить об особенностях правового регулирования процесса введения наблюдения для различных категорий должников, субъектов хозяйственной деятельности, а также о возникновении ряда процессуальных аспектов наблюдения, отличающего эту процедуры от иных этапов несостоятельности.

     По  общему правилу процедура наблюдения вводится определением арбитражного суда. В соответствии с Законом о банкротстве, наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации, и отсутствующему должнику, (так называемые упрощенные процедуры банкротства), а также к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан.

     Законом о банкротстве установлены некоторые  особенности процедуры наблюдения для определенных категорий должников: сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств; профессиональных участников рынка ценных бумаг.

     В связи с введением процедуры  наблюдения должник, ограничивается в  распоряжении своими средствами, поэтому  определение о введении настоящей  процедуры направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета, в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

     Введение  наблюдения влияет на производство дел, связанных с взысканием денежных средств и другого имущества должника, а также на исполнительное производство по уже вынесенным судебным решениям, причем различный правовой режим устанавливается для вступивших и не вступивших в силу судебных решений. Если на момент введения наблюдения дело находится в производстве суда (общей юрисдикции, арбитражного, третейского), то продолжение судебного разбирательства зависит от кредитора по конкретному требованию. Производство по делу, связанному с взысканием имущества должника, может быть приостановлено по ходатайству кредитора. В случае отсутствия ходатайства производство по делу продолжается и завершается вынесением решения. Однако это решение не может быть исполнено немедленно. Правда, наличие судебного решения, подтверждающего требование кредитора, переводит это требование в разряд установленных, что избавляет арбитражный суд от необходимости проверять его обоснованность

     В случае приостановления судебного  разбирательства по ходатайству  кредитора он должен обратиться со своим требованием к временному управляющему. Если решение по делу, связанному с взысканием имущества должника, принято и открыто исполнительное производство, принципиальное значение имеет момент вступления этого решения в законную силу.

     В случае вступления его в законную силу после начала наблюдения приостанавливается исполнение любого решения.

     Если  же решение вступило в законную силу до начала наблюдения, некоторые решения  подлежат исполнению: о взыскании  задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда.

 

Заключение 

     В последнее время проблемы банкротства  юридических и физических лиц  очень актуальны. Это объясняется тем, что сама процедура признания должника несостоятельным (банкротом) в том виде, в котором она существует сейчас, сформировалась совсем недавно.

     Представляется  нецелесообразным отстранение временным  управляющим руководства должника от исполнения своих обязанностей по управлению в период наблюдения в том случае, если снижение платежеспособности должника, ухудшение его финансового состояния вызвано вмешательством внешнего фактора, не связанного с качеством руководства. В данном случае, вернее было бы внедрить совместную систему управления, при которой временный управляющий и руководитель должника практически меняют свои места по отношению друг другу. При этом функции руководителя должника осуществляет временный управляющий, а руководитель вправе наблюдать и принимать лишь согласованные с ним решения. Тем самым используется опыт бывшего руководителя должника и незаинтересованность временного управляющего. 

 

     Список  литературы 

  1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»  от 26 октября 2002г. №127-ФЗ.
  2. Белых В.С., Дубинчик А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). – М., 2001.
  3. Юн Г.Б. Антикризисное управление предприятиями: теоретические и практические аспекты. – М., 2002.
Наблюдение – процедура банкротства