Наблюдение – ведущий метод ознакомления дошкольников с природой

Котласский  педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по методике экологического образования

 

 

 

Тема: Наблюдение – ведущий метод  ознакомления дошкольников с природой.

План:

1.Значение наблюдения для формирования  реалистичных представлений и понятий об окружающем мире.

2.Структура и виды наблюдений.

3.Требования, предъявляемые к организации  наблюдений и методика руководства  наблюдениями в разных возрастных  группах ( младший и старший  дошкольный возраст).

4.Методы фиксации наблюдений ( использование  дневников, календарей наблюдения, календарей природы). Привести варианты.

5.Составить развёрнутый конспект наблюдения за живыми и неживыми объектами(в двух возрастных группах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте на основе развития познавательной активности, стремления к «самости» - самостоятельности, формирования эмоциональной сферы создаются условия для появления интереса и воспитания осознанно-бережного отношения к окружающему, для формирования основ экологически-целесообразного поведения в природе. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

  Большинством  педагогов в качестве основных  форм экологического воспитания  детей используются наблюдения  и труд в природе. Причём, инициатива  по выбору объектов, форм, времени  наблюдения и труда принадлежит  в основном воспитателю, дети  лишь выполняют заранее продуманный  план педагога. То есть дошкольники  рассматриваются не как субъекты, а как объекты экологического  воспитания. Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Наблюдение  – это специально организованное целенаправленное длительное или краткосрочное, планомерное восприятие детьми окружающей действительности

Целью наблюдений может быть усвоение разных новых  знаний установления свойств и качеств  структуры и внешнего строения предметов. Причин изменения и развития объектов(растений, животных, сезонных явлений).

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в  комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях. Для успешного достижения цели воспитатель продумывает и использует разные приемы для активного восприятия детей. Задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой. Установить связи между отдельными объектами и явлениями природы.

 Включение  разнообразных органов чувств  в процессе наблюдений обеспечивает  полноту и конкретность формирование  знаний.

  Развивают  основные функции: внимание, память, воображение.

Для формировании представлений о разнообразии растений, животных объектов неживой природы  используется распознающее наблюдение, оно обеспечивает накопление ярких  впечатлений живых знаний о природе.ъ

 2.Виды наблюдений.

а) Классификация наблюдений по А.И.Ивановой.

Наблюдения можно классифицировать по разным принципам.

  1. По характеру наблюдаемых объектов:
  • Наблюдения за растениями;
  • Наблюдения за животными;
  • Наблюдения за объектами неживой природы.
  1. По месту проведения наблюдений:
  • В групповой комнате;
  • На участке;
  • В лесу, в поле и т. д.
  1. По количеству детей:
  • Индивидуальные (1-4 ребенка);
  • Групповые (5-10 детей);
  • Коллективные (вся группа).
  1. По причине их проведения:
  • Случайные;
  • Запланированные;
  • Поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  1. По характеру включения в педагогический процесс:
  • Эпизодические (проводимые от случая к случаю);
  • Систематические.
  1. По продолжительности:
  • Кратковременные (от 5 до 15 минут);
  • Длительные (свыше 15 минут).
  1. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
  • Однократные;
  • Многократные, или циклические.
  1. По месту в цикле:
  • Первичные;
  • Повторные;
  • Заключительные и итоговые.
  1. По характеру мыслительных операций:
  • Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
  • Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  • Обобщающие (наблюдения, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
  1. По характеру познавательной деятельности детей:
  • Иллюстративные (детям все известно, и наблюдение только подтверждает знакомые факты);
  • Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
  • Решение задач наблюдения.
  1. По способу применения в аудитории:
  • Демонстрационные;
  • Фронтальные.

Демонстрационными называются наблюдения, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках педагога. Педагог сам проводит опыт (“демонстрирует его”), а дети следят за ходом и результатами.

Фронтальными называются такие наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений.

б) Виды наблюдений по П.Г.Саморуковой.

Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для  формирования у детей представлений  о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания  особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его  признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно  принадлежит, по следу — какое  животное прошло, и т. д.

Наблюдение  может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек), так и со всей группой  воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также  задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать  за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии  наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с  отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить  наблюдение с отдельными детьми или  с небольшими подгруппами.

В зависимости  от количества детей, участвующих в  наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

3. Общие требования к организации  наблюдения.

Каждый вид  наблюдений требует своеобразного  руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений. 
1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. 
2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. 
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе. 
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка). 
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. 
6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном. 
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

8.Организация детей, разместить так, чтобы дети могли со всех сторон могли подойти к объекту.

9.Выбор объекта для наблюдения (объект живой и неживой природы), объект неживой природы он  должен быть интересен и доступен  для восприятия, объект живой  природы должен быть безопасен,  не ядовит, не кусаться, быть здоровым, чистым и т.д.

Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных

а) Организация наблюдений: группах.

1. Наблюдаемый  объект должен быть доступен  для восприятия каждому ребенку,  участвующему в наблюдении. В  каждом конкретном случае воспитатель  продумывает, сколько детей могут  одновременно участвовать в работе  и как они должны стоять  или сидеть, чтобы иметь возможность  получить необходимую чувственную  информацию об объекте - рассмотреть  его, ощутить характер наблюдаемой  поверхности, определить его температуру,  тяжесть объекта, исходящие от  него звуки, запах. Так вдоль  длинной грядки можно разместить  всю группу, а вокруг аквариума  - не более пяти человек. 

2. Словесная  информация воспитателя не должна  подменять непосредственного восприятия  объекта. Воспитатель должен словесно  обозначать все то, что видят  дети, но слово должно следовать  за восприятием: только в этом  случае у ребенка формируется  полноценное знание.

3. Восприятие  любых объектов должно быть  непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не  должны разговаривать, играть, манипулировать  предметами. Оптимальное время для  интенсивной умственной деятельности  детей (в зависимости от возраста) - от 3 до 10 минут.

4. Наблюдение  строится по определенной структуре:  начало, основная часть и заключительная  часть.

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно  использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное  возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные  приемы, которые вызывают легкие положительные  эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

· призыв вместе посмотреть что-то интересное;

· ласковая интригующая интонация;

· загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая - основная - часть обеспечивает детям  самостоятельное получение чувственной  информации. Педагог предлагает малышам  посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы  в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют  детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти  ответ на вопросы.

Основная  часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает  рот, как прикрывает глаза птица. Наблюдения, удачно сопряженные с  действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых  организмов, облегчают получение  информации.

Завершить работу можно игрой или чтением  сказки, стихотворения, рисованием.

Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог  должен к ней подготовиться:

· продумать  место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей  вокруг объекта;

· убрать предметы, которые могли бы отвлечь  малышей;

· настроить  правильную подсветку и так далее.

Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию  и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка  к окружающему миру.

Результаты  программы экологического воспитания детей посредством наблюдений за природой:

· у детей  появилось желание общаться с  природой и отражать свои впечатления  через различные виды деятельности;

· сформировано осознанно-правильное отношение к  объектам и явлениям природы;

· сформированы начала экологической культуры детей;

· дети получают практические знания по охране природы;

· развиваются  речевые навыки детей;

· дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

б) Руководство наблюдениями в разных возрастных группах.

Младшие группы. Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.

В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к  объекту. Можно использовать разнообразные  сюрпризные игровые приемы: например, неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному  поведению (кормит кролика, играет с  котенком бумажным бантиком), а затем  обращает внимание детей на то, как  ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие. 
Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки, например, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д. 
Обучая детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на сравниваемые признаки, например: «Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?» или «Какого цвета перышки у воробья и какого — у голубя?»

С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые  действия. Например, во время кормления  щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи — и после  наблюдения спросить детей, что щенок  больше всего любит есть. 
Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой. 
В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует  проводить неоднократно. Полезно  их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами  и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью, например: «Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее» или «Посмотрим, не надо ли обтереть листья у фикуса».

Старшая группа. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.

Наблюдение становится все более  планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала рассмотрим, какой кролик, потом  что и как он ест, как передвигается») и действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники  вычленяют в объектах характерные  и существенные для целой их группы "признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для  наблюдения и то, что дети могут  рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с  окружающим миром: место и среда  обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.

В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые  можно наблюдать в ближайшем  окружении, и с теми, которые обитают  в других климатических зонах. Детей  продолжают знакомить с особенностями  внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются  наблюдения и с использованием раздаточного материала.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста более  сложных знаний требует от воспитателя и усложнения методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается ,(м с постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем воспитатель задает детям разнообразные и. вопросы. Некоторые совсем несложные, например когда ребенок ,,. должен узнать и различить внешние признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? И т. д. Более сложные вопросы заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили снегирей? — или сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается попугай от снегиря? Что общего у всех птиц? Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей  и отношений:  почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?

Воспитанникам старшей группы предоставляется  большая самостоятельность в  использовании известных им способов наблюдения, определении его плана  и подведении итогов. Воспитатель  помогает детям в случае затруднений  вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к  самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).

4. Методы фиксации наблюдений.

Заполнение  календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с  детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда  ведутся наблюдения за ней. В младших  и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые  наблюдали на улице. Вместе они одевают  картонную куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают" ее погулять. В старших группах воспитатель  учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с фактической действительностью.

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной  или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через  одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних  условий жизни.

Заполнение  календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой  воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает  детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в  календарях отражаются закономерные изменения  природы: рост и развитие растений при  соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой  природы. Заполненный календарь  становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Обучая  детей, заполняя с ними тот или  иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно  помогает им освоить это дело. Нет  сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают  интеллект детей и личность в  целом.

5.Конспект наблюдения за рыбками в аквариуме.

Подготовительная  к школе группа.

Цель: уточнить представления детей о внешнем виде рыб (тело продолговатое, покрыто чешуей, есть плавники и хвост, с их помощью рыбки плавают). Уточнить знания о том, что рыбы живут в воде. Установить связь между формой, частями тела и характером движения. Корм берут “на плаву” или собирают на дне. Рыбы живут в реках, озерах, прудах, морях. Дать представление о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбы могли жить в нем, как на воле: на дне песок, камешки, растут растения, налита вода. Сформировать понятие “рыбы” (это животные, тело их покрыто чешуей, есть плавники, живут в воде, дышат жабрами). Учить сравнению по памяти. Оживить интерес к аквариуму.

Организация наблюдения.  Дети сидят перед аквариумом.  Аквариум расположен так, чтобы свет на него падал со стороны детей. Заранее готовят цветную бумагу и чешую промысловых рыб. Вначале аквариум загорожен ширмочкой.

Ход наблюдения. Детям предлагают назвать рыб, которых они знают (каждый должен назвать ту, которую еще не называли). Воспитатель предлагает вопросы: “Чем покрыто тело рыб? Какое оно по форме? Где живут рыбы? Как передвигаются? Могут ли рыбы жить без воды?” затем раздает листочки с 2-3 чешуйками, предлагает рассмотреть чешуйки и поясняет, что такими чешуйками покрыто тело рыб.

Открывает аквариум, спрашивает, какие рыбки живут  в аквариуме. Обращает внимание детей  на жаберные крышки у рыб – под  ними жабры, которыми рыба дышит. Задает вопросы “На что похож наш  аквариум? Что на дне? Что в нем  растет? Что налито? Кто еще, кроме  рыб, живет в аквариуме?”

В беседе надо подвести детей к выводу, что аквариум как озеро или пруд. В нем  все, как в настоящем большом  водоеме, в котором рыбы живут  на свободе.

Можно спросить, кто еще живет в наших прудах, озерах: какие рыбы или другие животные. Вызвав, таким образом, интерес к  новому объекту наблюдения, договориться об экскурсии на пруд или озеро.

2.Цикл  наблюдений за золотой рыбкой  в аквариуме.

Цикл наблюдений за рыбкой, живущей  в аквариуме, можно разбить на несколько этапов. В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста дошкольников).

 Наблюдение 1. Что живет в аквариуме? 
Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней. 
 
Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка?

Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды (большое водное пространство); вода комнатной температуры (не холодная и не горячая), чистая (прозрачная), в такой воде есть воздух - рыбке легко дышать; на дне аквариума песок и камни, растения. Золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя чувствует, не болеет. 
 
Наблюдение 3. Что и как ест рыбка? 
Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать норму и способ кормления рыбки, плавающую в аквариуме кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть. 
 
Наблюдение 4. Что есть у рыбки? 
Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца - голова, с другого - хвост, сверху туловища спина, снизу - брюшко; есть плавники на спине, брюшке и хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого цвета с золотистым отливом. 

 

Наблюдение 5. Рыбка живая - о ней надо заботиться. 
Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть, может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху. 
 
Наблюдение 6. Как рыбка плавает? 
Цель. Учить наблюдать за поведением рыбки - способом передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству - вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием), быстро, поворачивает всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое вытянутое и обтекаемое тело, плавники, хвост. У нее всегда спинка бывает сверху, а брюшко снизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, она плохо себя чувствует, заболела ее надо лечить, ей надо сочувствовать. 
 
Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает?

Наблюдение – ведущий метод ознакомления дошкольников с природой