Наблюдение как метод экологического образования и воспитания дошкольников

    ВВЕДЕНИЕ

В педагогике принято  определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного  воспитательно-образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения. Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов окружающей действительности в природе, в процессе, которого выделяют общие отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы.

Наблюдение - это  один из основополагающих методов в  природе. Н.К. Крупская учила увлекать детей в первую очередь естественно-научными дисциплинами, которые в силу метода познания приводили к методу взаимосвязи и закономерности явлений. Крупская считала, что природа - это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы.

Наблюдение рассматривается, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия наблюдения он связывает с содержанием наблюдения, что может и должен видеть ребенок, какие особенности объекта в природе должен замечать. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Наблюдение позволяет  показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в  простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения  природных явлений доступны непосредственному  наблюдению, зримы. Познание связей и  отношений формирует элементы материалистического  миропонимания природы. Систематическое  использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач  умственного воспитания.

Наблюдение природы  является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель  использует разные виды наблюдения. Для  формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе. 

           Наблюдение как метод экологического образования и воспитания дошкольников.  

    Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца /души/, от непосредственного  созерцания и общения с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство  прекрасного. Если ребенок умеет любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простор ом полей; вслушиваться в звон весенней капели, шум летнего дождя; удивляться скрипу снега под ногами, звонкому журчанью родника, шелесту осенних листьев - у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познавать окружающий мир.

    Ребенок получает первоначальные знания о природе, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического  мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь  между ними, причинную зависимость. "Смотреть" и "видеть" не одно и то же. Умение "видеть" не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает  свое мышление и речь.

    Исходя  из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и  необходимо заложить основы экологической  культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

    Один  из путей повышения эффективности  экологического воспитания состоит  в использовании разнообразных  форм и методов работы. Это могут быть: занятия, систематизированные наблюдения, опытническая работа, моделирующая деятельность, труд в природе, экскурсии, чтение природоведческой литературы, беседы, работа с родителями, связь со школой.

             Наблюдение - один из методов непосредственного  восприятия. В процессе наблюдений  накапливаются образные представления,  которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями.

    С самого рождения ребенка окружает объективный  мир, созданный людьми. Постепенно он познает этот мир. Всякое познание начинается с живого созерцания, Т.е. с непосредственных ощущений и восприятий. Непосредственное восприятие окружающего мира имеет  большое значение в познавательной деятельности дошкольника. Оно создает  основу и является движущей силой  умственного развития ребенка. Наблюдения в природе дают материал сознанию для определения сходства и различия, дают начало понятиям, суждениям и  умозаключениям. В процессе наблюдения рождается и крепнет бесценное  свойство человеческой личности - наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний малыш, качество это для него всегда будет необходимым.

    Наблюдения  могут быть проведены на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы на земельном участке, в уголке природы, в процессе экспериментально-опытнической деятельности.

    Руководство наблюдениями дает возможность научить  ребенка ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе, устанавливать причинно-следственные связи. 

    Процесс наблюдения по своей структуре можно  условно разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет конкретную цель, вместе с тем, благодаря своей  органической связи с другими, служит достижению общей цели всего наблюдения:  

    1 этап - подготовительный.

    Цель  его - вызывать у детей интерес  к объекту наблюдения.

    На  этом этапе воспитатель указывает  цель и задачи наблюдения и дает задания к предстоящему наблюдению. Этот этап может непосредственно  переходить в наблюдение, а может  несколько отстоять по времени от начала наблюдения.

    Вызвать интерес можно различными приемами:

    А) использование личного опыта  детей; Б) краткая беседа;

    В) чтение литературного произведения;

    Г) рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов, рисунков.

    2 этап - начало наблюдений.

    Цель  его - направить произвольное внимание ребенка и сосредоточить его  на наблюдаемом объекте, поддержать интерес к нему.

    Рекомендуется использовать прием сюрпризности, загадочности, неожиданности; игры - поручения; "Угадайки"; чтение литературного произведения; словесные игры; речевые логические загадки.

    3 этап - основной.

          Цель: последовательное рассматривание (обследование) объекта  и осмысление воспринятого.

    На  данном этапе рекомендуется использовать ТРИЗ "Чудеса прогулок", приемы фантазирования: оживление, динамизацию, увеличение, уменьшение; своеобразен прием эмпатии.

    4 этап - заключительный.

    Цель - подведение итогов и закрепление  полученных представлений и знаний об объектах и явлениях, а также  оценка тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались. Подведение итогов не должно быть простым перечислением  уже ранее названных признаков. Необходимо отмечать то новое, что дети узнали. Закончить наблюдение можно чтением художественного слова (загадки, потешки, стихотворения; пением песенки (если позволяют сезонные условия), хороводами, подвижными играми, дидактическими заданиями.  

    Наблюдение - это дидактический метод обучения, средство развития интеллектуальной деятельности ребенка, основа для формирования творческого  воображения. В процессе наблюдения воспитателю необходимо использовать дидактические приемы, которые формируют  у детей умения анализировать, синтезировать  полученные в ходе наблюдений знания. Такими методическими приемами являются: выявление признаков, сравнение, аналогия, постановка проблемы, выводы, обобщения. Эти методы способствуют формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологической  культуры, так необходимых в настоящее  время. 

    Сущность  наблюдения как познавательной деятельности

    Почти полвека назад известный отечественный  исследователь Васильева А.И. достаточно аргументированно заявляла, что среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Она писала, что его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

    Видный  отечественный психолог С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений.

    Осмысленное восприятие предметов зарождается  рано. Однако еще небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений, - это результат непроизвольных наблюдений детей.

    С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С.Л.Рубинштейн, опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. С.Л.Рубинштейн считает, что для ребенка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребенка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого. Эти положения имеют решающее значение для экологического воспитания дошкольников - познания ими в процессе наблюдений различных объектов, взаимосвязей в природе, познания специфики живого.

    Задачами  экологического воспитания, по определению Н.Н.Кондратьевой, являются :

    -развитие  экологического представления о  ценностях природы и правилах  поведения в ней,

    -формирование  умения разнообразной деятельности  в природе и установление экологического  ориентирования с ее объектами,

    -накопление  эмоционально позитивного опыта  общения с природой.

    В свою очередь Подьяков предполагал следующую структуру наблюдения:

     - Мотив наблюдения - здесь может  быть использована разная постановка  познавательной задачи: прямая, игровая  и косвенная.

     - Обследование предмета (порядок  действий, который должны усвоить  дети, выделение для данного предмета  свойств и качеств).

     - Выявление результата (осмысление  отражения в речи и продуктивной  деятельности). 

    Для проведения наблюдений важными являются три момента:

    - наличие природных объектов;

    - определение содержания наблюдений;

    - поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей. 

    Содержание  наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с  ребенком, складывается из следующих  моментов:

    - выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных),

    - различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных - разных форм поведения);

    -определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);

    - выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

    Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи  между живыми объектами и условиями  их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию  зависимостей, существующих в природе.  Конкретно это означает следующее: во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки - форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - это поглощение солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.

    Большие возможности для наблюдений предоставляет  сезонная жизнь растений. Различное  состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой  растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей  отчетливые представления о зависимости  жизни растений от комплекса внешних  условий. По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными  являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы  поведения), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи  с ней, характер взаимоотношения  человека с животными. 

    Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное более или менее  длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений  природы. Целью наблюдения может  быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлении.

    Раскрывая содержание наблюдений, следует отметить, что существует различные виды этого  метода:

  1. Педагогическая классификация (Выделяется признак, на основе которого происходит деление на виды):

    - по времени - кратковременное (от 5 до 7 мин.), длительное - (15-20мин.)

    - по месту проведения - в естественных  условиях, в специально созданных  условиях.

    - по плановости - по плану воспитателя,  по инициативе детей

    - по новизне решаемых задач  - первичное, повторное, сравнительное, итоговое.

    По  форме организации - индивидуальное, групповое, фронтальное.

  1. Психологическая классификация.
 

    - Распознающее наблюдение - используется для формирования у детей представлений о распознавании растений и животных; объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков и качеств. Оно обеспечивает накоплению у детей ярких, живых знаний о природе.

    Главная задача этого наблюдения - распознать объект, найти ответы на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?». Данный вид наблюдения имеет место в том случае, когда ребенок обращается к предмету, объекту в связи с предстоящей продуктивной деятельностью, либо когда он знакомится с новым предметом или явлением. Основу распознающего наблюдения составляет система исследовательских действий, посредством которых ребенок и получает информацию о наблюдаемом объекте или предмете. Имеют место и мыслительные процессы и операции (анализ, сравнение), но они также опираются на чувственный опыт ребенка.

             - Длительное наблюдение - его задачей является установление связей и зависимости наблюдения за изменениями в росте и развитии. Данный вид наблюдений строится на основе использования различных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Имеют место и мышление, и речь. Причем, так как ребенок должен проследить, установить произошедшие с наблюдаемым объектом изменения, значение этих процессов уравнивается. Определенное значение также приобретает память;

       - Воссоздающее наблюдение - в основном  применяется в старшем дошкольном  возрасте. Воссоздание картины целого  по памяти, по части увиденного. Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание  по части, детали целостного  образа предмета или явления  природы. Решение данной задачи  требует тонкого сенсорного анализа  и умения соотнести часть к  целому, опираясь на имеющиеся  представления. Ведущее значение  в данном виде наблюдения приобретают  мышление и воссоздающее воображение.

    В зависимости от количества детей, участвующих  в наблюдении, принято выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные.

    В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель — первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель — установление причинно-следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цель — обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).

    Помимо  содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму  проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые  постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить  в форме циклов.

    Обитатели уголка природы весь год живут рядом с дошкольниками — это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. В связи с чем, педагогический процесс необходимо построить таким образом, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, и они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний, а к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы — бойко и интересно рассказывать о его обитателях. Этим требованиям отвечает такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

    Итак, цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувственным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

    Цикл  наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В нем  осуществляется распределение всего  объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям  новые стороны и особенности  уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять  сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок.

    Многоразовое (но с разным содержанием) обращение  к одному и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует  у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у  дошкольников возникает потребность  в новых наблюдениях, которые  они осуществляют самостоятельно (что  особенно ценно), без побуждения и  руководства воспитателя. И наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты  экономит время для занятий и  делает работу с детьми разнообразной.

         В ходе наблюдений необходимо включать разнообразные анализаторы детей. Воспитатель должен добиваться того, чтобы они рассматривали объект, слушали издаваемые звуки, поглаживали или ощупывали и правильно называли воспринимаемое. Работа анализаторов активизируется, когда в ходе наблюдений воспитатель использует игровые и практические действия детей с натуральными объектами.

    Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и  использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задаёт вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты  между собой, устанавливать связи  между отдельными объектами и явлениями природы.

    Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения, обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

    Метод наблюдения в ознакомлении детей  с природой является основным. Основной запас накопленных ребенком в  дошкольном возрасте знаний - это представления, т.е. образы воспринятых им ранее  объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку  использовать его в практической и познавательной деятельности. А  для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами.

    Наблюдение  позволяет показать детям природу  в естественных условиях во всём ее многообразии, в наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения  природных явлений доступны непосредственному  наблюдению, зримы. Познание связей и  отношений формирует элементы материалистического  миропонимания природы. Систематическое  использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач  умственного воспитания.

    Наблюдение  природы является неисчерпаемым  источником эстетических впечатлений  и эмоционального воздействия на детей. 

    3. Роль наблюдений в развитии ребенка и освоении мира природы

    Сострадание к животным так тесно связано  с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (А. Шопенгауэр) 

    Приоритетными в эколого-педагогической работе являются наглядные и практические методы, включающие наблюдения, труд в природе, игры, элементарные опыты, моделирование, рассматривание картин и иллюстраций, использование технических средств  обучения. Ведущая роль отводится  наблюдению, которое по праву считается  основным методом экологического образования  детей, а также познания природы, накопления эмоционально-чувственного опыта общения с ней, формирования нравственной позиции по отношению  к окружающему миру. Значение наблюдения в воспитании ребенка отмечали педагоги Я.А. Коменский, И.-Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, А.И. Васильева, Э.И. Залкинд, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, Г.С. Филиппюк и др.

    Наблюдение  – это умение всматриваться в  явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать  их причины, делать выводы.

    Видный  отечественный  психолог С. Л. Рубенштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой, - оно само требует наличие определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

    Наблюдению  ребенка следует учить с раннего  возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

      Наблюдение за предметами и объектами природы детьми раннего возраста – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними. Помогая ребенку активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует. Если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнее стучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку. При оказании поддержки вхождению наших маленьких воспитанников в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, сенсомоторику малыша, его наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса. Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – это сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

    Домашние  животные, как и растения, приносят большую радость детям. Мир животных чрезвычайно привлекателен для  ребенка. В отличие от растений, животные обладают определенным своеобразным поведением. Они могут ходить, бегать, лазать, плавать, едят и пьют почти как люди, слышат и видят, т. е. воспринимают окружающий мир и реагируют на него. Своеобразие и динамичность очень нравятся детям. Бабочка привлекает внимание ребенка яркой окраской и красивым полетом, воробей - чириканьем, а вороны – карканьем. Красота в животном мире есть повсюду: у идущей вперевалку вороны и стрекочущей на заборе сороки, медленно плывущего в аквариуме ваулехвоста и бегущего по дорожке ежа. Наблюдение животных всякий раз может рождать эстетическое наслаждение, если воспитатель обращает на это внимание. Самое главное – научить ребенка правильному обращению с животным: мягкости, неназойливости, умению считаться с желаниями животного, чувствовать его состояние, сопереживать ему. Это бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребенка.

Наблюдение как метод экологического образования и воспитания дошкольников