Наблюдение как метод формирование экологического сознания у дошкольников

Введение.

Экологическое воспитание дошкольников – важная необходимая область  теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.   Экологическое воспитание в детском саду необходимо вести на базе научно обоснованной методологии, решать задачу формирования экологического мировоззрения с учетом возрастных особенностей детей. 
  Формирование экологического мировоззрения должно базироваться на определенной совокупности знаний, в частности, знаний основ экологии, которые необходимо закладывать с дошкольного возраста. Экологическое воспитание – не только сумма знаний, но и оценка, осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком. Экологическая грамотность в совокупности с правильной экологической оценкой позволяет сформировать не только экологическое мышление, но и верное поведение в обществе. Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы. Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Наблюдение как метод формирование экологического сознания у дошкольников.

В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно-образовательного результата: усвоение знаний, выработка  навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов окружающей действительности в природе, в процессе, которого выделяют общие отличительные признаки, устанавливают  закономерности и на основе этого  делают определенные выводы.

Наблюдение - это один из основополагающих методов в природе. Н.К. Крупская учил увлекать детей в  первую очередь естествено-научными дисциплинами, которые в силу метода познания приводили к методу взаимосвязи  и закономерности явлений. Крупская считала, что природа - это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и  ценить красоту природы.

Наблюдение рассматривается, как результат осмысленного восприятия в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия наблюдения он связывает с содержанием наблюдения, что может и должен видеть ребенок, какие особенности объекта в  природе должен замечать. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

В период дошкольного детства  ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес  дошкольников ко всему живому, педагог  ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание  заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической  культуры, любознательность, способность  любоваться красотой природного мира. 
Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий. 
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.  
Видный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать  
Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, на непосредственном созерцании и общении с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности.

Наблюдение позволяет  показать детям при роду в естественных условиях во все ее многообразии, в  простейших наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование  наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать  ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению  одной из важнейших задач умственного воспитания.  
 Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе. 
Наблюдение с использованием раздаточного материала способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении отводиться обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды наблюдения.

Каждый вид наблюдения требует своеобразного руководства  со стороны воспитателя.

Существуют следующие  виды наблюдений:

  • Педагогическая классификация (Выделяется признак, на основе которого происходит деление на виды).
  • По времени - кратковременное длительное .
  • По месту проведения - в естественных условиях, в специально созданных условиях.
  • По плановости - по плану воспитателя, по инициативе детей.
  • По новизне решаемых задач - первичное, повторное, сравнительное, итоговое.
  • По форме организации - индивидуальное, групповое, фронтальное.

 

Вместе с тем есть общие  требования для проведения всех видов  наблюдений. 
1.   Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и 
конкретно. Задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать, ответ на поставленный вопрос. 
2.   Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Каждое наблюдение должно давать детям новые задания, постепенно расширяя и углубляя первоначальное представление. 
3.   В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей среде. 
4.   Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим. 
5.   Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. 
6.   Знания полученные детьми в процессе наблюдения, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.

7.   В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

 

Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц, сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы роста и развития растения или животного. Побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно. 
Организация длительных наблюдений – это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности.

 

Кратковременные наблюдения в живом уголке природы, на участке детского сада и за его пределами формируют основной фонд чувственных знаний, подготавливают почву для осмысления и обобщения их на занятиях. Между наблюдениями в повседневной жизни и занятиями, как двумя взаимодополняющими формами педагогической работы, должно быть установлено правильное организационное и содержательное соотношение.

Наблюдения должны проводиться  часто и регулярно (3-4 раза в неделю) по 7-12 минут. Занятия проводятся реже (2-3 раза в месяц), на них суммируются, обобщаются знания детей, формируется  понимание природных закономерностей. На занятиях дети рассматривают картины, просматривают диафильмы, знакомятся с художественными произведениями, т.е. приобретают также знания, которые  они не могут получить через непосредственные наблюдения.

Циклы наблюдений это систематическое  накапливание дошкольниками чувственных  представлений о природе в  повседневной жизни, которое возможно в условиях организационно и структурно упорядоченного проведения.

Наблюдения на занятиях и  экскурсиях проводятся в тесной связи  с работой в повседневной жизни.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Они дают возможность накопить у  детей представления о таких  явлениях природы, которые протекают  длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными  изменениями природы по сезонам (продолжительности дня, погода, изменения  в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материалом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный  опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радости и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. При проведении прогулок используются разнообразные  формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально).

Фронтальная организация  наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т. д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются.

Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Можно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать. Для воспитания трудолюбия и формирования трудовых навыков используется труд на участке, который организуется в форме индивидуальных поручений и коллективного труда.

На прогулках воспитатель  организует игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для  таких игр на участке следует  иметь оборудование (песочные дворики, ящики с песком, бассейн, плескательницы). Формочки, сосуды, совочки, печатки  периодически выносятся на прогулки. Кроме этого, широко используются разнообразные  игровые упражнения на узнавание  деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т.д.), игры с  игрушками, приводимыми в движение ветром.

Проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, например гнездованием грачей, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг, на пастбище и т. д. Кроме того, организуются прогулки, познавательное содержание которых ограничено (сбор ягод, цветов).

Основные знания о природе  дошкольники получают не на занятиях, а в повседневной жизни. Поэтому воспитателю необходимо целенаправленно и постоянно вести эту работу, помогать детям накапливать представления о природе, поддерживать их любознательность и активность.

Воспитатель привлекает детей к рассматриванию растений и животных уголка природы. Постепенно приучает детей к совместным действиям по уходу за ними: предлагает налить воду в лейку, полить растение, насыпать корм рыбке, зернышек птичке.

Постепенно к выполнению таких поручений привлекаются все  воспитанники группы. Работа по формированию у детей элементарных умений (поливать комнатные растения, удалять пыль с крупных листьев, систематически кормить и поить животных) организуется на протяжении всего года в виде индивидуальных поручений или с  подгруппами в 2--3 человека.

Одновременно детей побуждают  к наблюдению. Воспитатель предлагает посмотреть, куда поплыла рыбка, как  она хватает корм; какие у птички перышки, клюв; куда повернулись листья растений и т. д.

Воспитатель учит замечать некоторые повадки животных: как  передвигается, ест, какие звуки  издает. Приучает называть сами объекты  и их признаки.

 

3. Организация  наблюдений.

 

1. Наблюдаемый объект  должен быть доступен для восприятия  каждому ребенку, участвующему  в наблюдении. В каждом конкретном  случае воспитатель продумывает,  сколько детей могут одновременно  участвовать в работе и как  они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить  необходимую чувственную информацию  об объекте - рассмотреть его,  ощутить характер наблюдаемой  поверхности, определить его температуру,  тяжесть объекта, исходящие от  него звуки, запах. Так вдоль  длинной грядки можно разместить  всю группу, а вокруг аквариума  - не более пяти человек.

2. Словесная информация  воспитателя не должна подменять  непосредственного восприятия объекта.  Воспитатель должен словесно  обозначать все то, что видят  дети, но слово должно следовать  за восприятием: только в этом  случае у ребенка формируется  полноценное знание.

3. Восприятие любых объектов  должно быть непродолжительным,  поскольку наблюдение - это психическая  деятельность, требующая сосредоточенного  внимания, волевого усилия, умственного  напряжения. Во время наблюдений  дети не должны разговаривать,  играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной  умственной деятельности детей  (в зависимости от возраста) - от 3 до 10 минут.

4. Наблюдение строится  по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная  часть.

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно  использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное  возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные  приемы, которые вызывают легкие положительные  эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

· призыв вместе посмотреть что-то интересное;

· ласковая интригующая интонация;

· загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая - основная - часть  обеспечивает детям самостоятельное  получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между  вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и  тишины очень важны: они позволяют  детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти  ответ на вопросы.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно  предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как  прикрывает глаза птица. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.

Завершить работу можно игрой  или чтением сказки, стихотворения, рисованием.

Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами  была эффективной, педагог должен к  ней подготовиться:

· продумать место и  время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта;

· убрать предметы, которые  могли бы отвлечь малышей;

· настроить правильную подсветку  и так далее.

Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую  деятельность детей, побудят их к  самостоятельному экспериментированию  и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка  к окружающему миру.

Результаты программы  экологического воспитания детей посредством  наблюдений за природой:

· у детей появилось  желание общаться с природой и  отражать свои впечатления через  различные виды деятельности;

· сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

· сформированы начала экологической  культуры детей;

· дети получают практические знания по охране природы;

· развиваются речевые  навыки детей;

· дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

На этапе дошкольного  детства складывается начальное  ощущение окружающего мира: ребенок  получает эмоциональное впечатления  о природе, накапливает представления  о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются  первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей  проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками  по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный  подход, предполагающий взаимосвязь  исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра  телепередач, экскурсий, а также  организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных  видов деятельности ребенка.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и  наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о  растительном мире; знания о неживой  природе; знания о временах года) и  экологически правильного отношения  к природным явлениям и объектам.

Наблюдение - один из методов  непосредственного восприятия. В  процессе наблюдений накапливаются  образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают  сознание ребенка новыми знаниями. Наблюдения играют важную роль в экологическом  образовании дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Ашиков В. Семицветик - программа  культурно-экологического образования  дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2.

2. Балаценко Л. Работа с родителями  по экологическому воспитанию  детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5.

3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе  экологического воспитания старших  дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7.

4. Васильева А. И. Учите детей  наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 1972.

5. Зенина Т. Наблюдаем, познаем,  любим: // Дошкольное воспитание. 2003. - №7.

6. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое  развитие в процессе ознакомления  с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7.

7. Иванова А. И. Методика организации  экологических наблюдений и экспериментов  в детском саду: Пособие для  работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

8. Иванова А.И. Экологические наблюдения  и эксперименты в детском саду. Мир растений. - М.: Сфера, 2008. - 240 с.

9. Иванова Г., Курашова В. Об организации  работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - №7.

10. Марковская М. М. Уголок природы  в детском саду / Пособие для  воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

11. Мир природы и ребенок: Методика  экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева,  Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П.  Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.

12. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации  в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

13. Николаева С. Ознакомление дошкольников  с неживой природой // Воспитание  дошкольников. - 2000. - №7.

14. Николаева С. Н. Теория и  методика экологического образования  детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат.  центр "Академия", 2002. - 336 с.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Наблюдение как метод формирование экологического сознания у дошкольников……………………………………………………………………4

2. Виды наблюдения……………………………………………………………..6

3. Организация наблюдений…………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………...10

Литература……………………………………………………………………....12

 

 

 


Наблюдение как метод формирование экологического сознания у дошкольников