Наблюдение как метод исследования

 

 

Введение

 

     Аттестационная  работа выполняется на тему  «Наблюдение как метод исследования».

     В современной методологической литературе указывают, как правило, на существование трёх основных методов сбора первичной социологической  информации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа документов и метод опроса. В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и так далее. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и тому подобное.

 Предмет исследования  – Методология и метод научного  исследования.

 Проблема исследования  заключается в том, чтобы выяснить  в ходе систематизации материала  по данной теме, значимость метода  наблюдения.

     Актуальность  данной темы состоит в том, что во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования.

 

 

Глава 1. Наблюдение как метод исследования

 

    1. Понятие и основные особенности метода наблюдения

      Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в психологии имеет ограничения, так как далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда психолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, то есть воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Однако не следует забывать, что наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.

     Наблюдение — это исторически первый эмпирический метод не только психологии, но и всех естественных наук. Многие фундаментальные научные открытия были сделаны с помощью этого на первый взгляд простого и такого непосредственного метода. Правда, в последние десятилетия психологи стали забывать о естественнонаучных корнях своей области знания и, увлекшись умозрительными построениями, стали порой отрываться от действительности. Итак, под методом наблюдения подразумевается преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторона деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

    Таким образом, метод наблюдение является одним из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

 

1.2 История развития метода  наблюдения

     Метод наблюдения  является старейшим методом психологической диагностики. Можно с уверенностью говорить, что метод наблюдения начал формироваться в момент появления человека и продолжает существовать до сих пор. Психология сама по себе является продуктом наблюдения, обобщенным и сформулированным способом объяснить поведение человека.

    Важно отметить, что с помощью наблюдения можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых.

     Однако, важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек. Одним из важнейших видов наблюдения является самонаблюдение. Признание самонаблюдения основным методом психологии заложено в том понимании психологии, которое установилось со времени Р.Декарта и Дж. Локка. Имея длинную историю и множество приверженцев, признающих его единственным и специфически психологическим методом, самонаблюдение имело и много непримиримых противников.

 

 

1.3 Виды наблюдения

     Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента.

     Классификация наблюдений проводится по разным основаниям. По степени формализованности наблюдение может быть неконтролируемым (исследователь пользуется общим принципиальным планом) и контролируемым (регистрация поведения идет по детально разработанной процедуре). В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы «изнутри». Соучаствующее наблюдение, в свою очередь, может быть открытым и закрытым. Открытому варианту свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности. Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям).

     Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное.

     Кроме того, выделяют следующие виды наблюдения: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное.

     Стандартизированному наблюдению, свойственны четко формализованные процедуры и инструменты, а это подразумевает, в свою очередь,  повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму. В этом случае обязательно наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

     При нестандартизированном наблюдении  большая часть элементов, подлежащих регистрации, заранее не определена. Проведение подобного рода наблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации и способности быстро переключать внимание.  То есть, исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, согласно которому результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

     В лабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения).

     В полевых наблюдениях, осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную информацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один из них.

      Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), подразумевает, что наблюдаемые не знают о наблюдателе и думают, что он – один из них. Здесь наблюдателю понадобятся не только вышеназванные качества, но и артистизм, умение реагировать одновременно на многие сигналы, быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения соответствующей методической документации) запомнить их, способность не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества, близкие к качествам разведчика.

     В простом наблюдении наблюдатель регистрирует события «со стороны».   Идеальный наблюдатель невключенного наблюдения старается быть невидимкой. Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя.

     Существуют также систематические, эпизодические и случайные наблюдения (последние два иногда объединяют понятием несистематические).

     Традиционная, интроспективная психология считала самонаблюдение, или интроспекцию, единственным или, во всяком случае, основным методом психологии. Это было реализацией в методах исследования той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир.

 

 

1.4 Метод наблюдения в  современной психологии

     Современные подходы к рассматриваемому методу и понимание его мало чем отличаются от прошлых. Важным является то, что огромный опыт использования этого метода позволяет выделить основные критерии, придерживаться которые необходимо и в ряде случаев обязательно. Наблюдение – один из основных методов эмпирических психологических исследований, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Включает элементы теоретического мышления и количественные методы анализа (шкалирование, факторный анализ).

     В психологической интерпретации поведения людей прошлый опыт наблюдателя не ограничивается его научными представлениями, но включает и стереотипы мышления, эмоциональные отношения и так далее.         Сегодня невмешательство считается обязательным и важнейшим принципом наблюдения, определяющим его достоинства и недостатки.

     Достоинства – в частности, то, что объект наблюдения как правило не чувствует себя таковым и не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведет себя естественно. Однако, при наблюдении неизбежен ряд трудностей. Прежде всего, невозможно контролировать ситуацию, а влияние неконтролируемых факторов может изменить общую картину исследования. Наблюдение не свободно от субъективности позиции наблюдателя, он, не будучи в состоянии зафиксировать все изменения ситуации, невольно и выделяет в ней самые важные для себя элементы, бессознательно игнорируя другие и так далее.

 

1.5 Достоинства и недостатки метода наблюдения.

     Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и недостатков. Главным преимуществом этого метода можно назвать непосредственную связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу. Однако, все эти достоинства не исключают  и ряда недостатков.

     Важно отметить, наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования. Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.

     Итак, если мы обратимся к анализу включённых  наблюдений, то их преимущества будут очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы. Итогом включённого наблюдения нередко является эссе, а не строго научный трактат.

     Однако, не следует забывать и о нравственной проблеме включённого наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их? Нравственный долг психолога, как и врача, - «не вредить» своими действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие проблемы. Если так и только так он понимает свою позицию, он всегда найдёт нужную форму осуществления наблюдения и займёт правильную нравственную позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включённого в гущу событий наблюдателя.

     Тем не менее, неточность результатов, полученных методом наблюдения, можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в его применении, таких как:

  1. недостаточная продуманность программы наблюдения, нечеткое определение категорий наблюдения, 
  2. отсутствие органической связи категории наблюдения с гипотезами исследования,
  3. аморфная формулировка условий наблюдения, что предопределяет трудности регистрации единиц наблюдения,
  4. преждевременное начало массовых наблюдений, то есть до того, как будет подготовлен весь инструментарий,
  5. отсутствие должной апробации инструментария,
  6. не соответствие профессиональной подготовки и личностных качеств наблюдателя тому набору функций, который им реально придется выполнять,
  7. не соответствие кодировки карточек наблюдения программе обработки данных,
  8. отсутствие классификатора контент-анализа дневников наблюдателей.

     Итак, наблюдение - это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления психолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.

     Для того чтобы превратить визуальное и слуховое восприятие изучаемого объекта в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

1.  Вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться, и обосновываться данными наблюдения;

2.  Определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:

       - объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);

      - предмет  наблюдения, то есть совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);

      - категории  наблюдения, то есть конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез, выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, то есть могут быть замерены;

    -  наблюдаемые  ситуации, то есть те, при которых могут проявиться категории наблюдения;

    -   условия  наблюдения, то есть те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);

    -  единицы наблюдения, то есть, те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

3.  Подготовить инструментарий наблюдения:

     - дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;

     - карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);

      - протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;

      -  классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;

      -  аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;

      - программу обработки данных наблюдения.

4.  Пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров;

5.  Составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит);

6. Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж;

7.  Осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже.

     Таким образом, мы можем сделать вывод, что научное наблюдение отличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам; во-вторых, научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Изучив  и проанализировав педагогическую и методическую литературу по теме «Наблюдение как метод исследования», удалось установить,  что наблюдение  является одним из основных исторически первых эмпирических методов не только психологии, но и всех естественных наук. Многие фундаментальные научные открытия были сделаны с помощью этого на первый взгляд простого и такого непосредственного метода.     Метод наблюдения является старейшим методом психологической диагностики. Можно с уверенностью говорить, что метод наблюдения начал формироваться в момент появления человека и продолжает существовать до сих пор. Наблюдение классифицируется  по нескольким видам: по степени формализованности наблюдение может быть неконтролируемым  и контролируемым. В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы «изнутри». Соучаствующее наблюдение, в свою очередь, может быть открытым и закрытым.

     Таким образом, наблюдение является методом  целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления психолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.

 

    

Список литературы

 

1.   Андрущенко В. П., Волович В. И., Головченко Г. Т., Горлач Н. И., Заздравнова О. И. и др. Социология. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Харьков, 1996.

2. Гречихин  В.Г. Лекции по методике  технике социологических исследований: Учебное пособие. М.: МГУ, 1998.

3.   Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977.

4. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического исследования. М.: Мысль,1969.

 

 

 


Наблюдение как метод исследования