Наблюдение, как метод исследования системы управления

 

 

НОУ ВПО Дальневосточный  институт международного бизнеса

Факультет «Экономика и  международный бизнес»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине:

«Исследование систем управления »

Тема:

Наблюдение, как метод исследования системы управления.

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Шовкун  Татьяна Валерьевна Группы 558- М

Шифр 08-М-11

Проверила:

к.э.н., доцент

Зенкова Т.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск, 2013

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение

3

Сущность метода наблюдения

5

Виды наблюдений

8

Достоинства и недостатки метода наблюдения

12

Заключение

14

Список использованной литературы

15

Практическая часть

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

 

В современной методологической литературе указывают, как правило, на существование трёх основных методов  сбора первичной социологической информации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа документов и метод опроса.

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной  формой - житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Но житейские наблюдения случайны, неорганизованны и бесплановы, в отличие от этого, научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, психолог воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую реальность. Оно опосредовано также теоретическими представлениями об изучаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами. Для наблюдения характерна существенная особенность: теоретические представления исследователя включены не только в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблюдения, в само описание наблюдаемого.

Метод наблюдения используется в социальной психологии при исследовании поведения индивидов и групп в труде и общественно-политической жизни, в сфере досуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми. К наблюдению как методу сбора социологической информации обращаются в различных обстоятельствах:

- во-первых, для того  чтобы получить предварительный  материал для уточнения направлений  планируемого исследования. Осуществляемое  в подобных целях наблюдение  расширяет видение изучаемого  явления, способствует выделению  значимых ситуаций, определению "действующих лиц". Более того, непредубежденное, профессионально выполненное наблюдение тем и плодотворно, что открывает перед исследователем неизвестные ему ранее пласты, "срезы" социальной действительности, дает ему возможность отойти от традиционного понимания стоящей перед ним социальной проблемы.

- во-вторых, метод наблюдения  используют, когда надо получить  иллюстративные данные. Они, как  правило, существенно "оживляют", делают зримым несколько суховатый  анализ статистики или результатов  массового опроса.

- в-третьих, наблюдение  выступает в качестве основного  приема получения первичной информации. Если перед исследователем стоит  эта цель, то ему необходимо  соотнести позитивные и негативные  аспекты метода.

Каждый из нас ежедневно  использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования.

 

 

 

1. Сущность метода наблюдения.

 

Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а  также в обыденной жизни. Его  применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления  поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Однако не следует забывать, что наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.

Наблюдение в социологии – это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В  процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и  в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.

Итак, для того, чтобы  превратить визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта в  научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

  • вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться, и обосновываться данными наблюдения.
  • определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:
  • объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);
  • предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);
  • категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез, выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;
  • наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;
  • условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);
  • единицы наблюдения, то есть, те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.
  • подготовить инструментарий наблюдения:
      • дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;
      • карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);
      • протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;
      • классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;
      • аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;
      • программу обработки данных наблюдения.

Таким образом, мы можем  сделать вывод, что научное наблюдение отличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено ясной  исследовательской цели и чётко  сформулированным задачам; во-вторых, научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре и т.д.

Надёжность (достоверность  и устойчивость) данных может быть повышена, если выполнять следующие  правила:

  • максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.
  • один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.
  • исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их представлением. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.

Основное наблюдение может осуществляться несколькими  лицами, что тоже будет способствовать повышению устойчивости данных наблюдения, в силу того, что наблюдатели смогут сопоставить свои впечатления, согласовать оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей.

2. Виды наблюдений

 

Наблюдение в социологии классифицируются по различным основаниям на виды:

  • По степени формализованности процедуры
  • По степени участия наблюдателя в исследовании
  • По месту проведения
  • По регулярности проведения.
  • Рассмотрим виды наблюдений более подробно.

Итак, по степени формализованности  выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения.

При нестандартизированном наблюдении большая часть элементов, подлежащих регистрации, заранее не определена. Проведение подобного рода наблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации и способности быстро переключать внимание. То есть, исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, согласно которому результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

Стандартизированному наблюдению, напротив, свойственны четко формализованные процедуры и инструменты, а это подразумевает, в свою очередь, повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму. В этом случае обязательно наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

В зависимости от положения наблюдателя  различают соучаствующее (или включённое) и простое наблюдения. В первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы "изнутри". Соучаствующее наблюдение, в свою очередь, может быть открытым и закрытым. Открытому варианту свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности. Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям).

Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), подразумевает, что  наблюдаемые не знают о наблюдателе  и думают, что он– один из них. Здесь наблюдателю понадобятся  не только вышеназванные качества, но и артистизм, умение реагировать  одновременно на многие сигналы, быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения соответствующей методической документации) запомнить их, способность не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества, близкие к качествам разведчика.

В простом наблюдении наблюдатель  регистрирует события "со стороны". Идеальный наблюдатель невключенного  наблюдения старается быть невидимкой. Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя.

По условиям организации  наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабороторные (в экспериментальной ситуации). Эти разновидности наблюдения также предъявляют специфические требования к профессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам социолога: в лабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения). В полевых наблюдениях, осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную информацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один из них.

Существуют также систематические, эпизодические и случайные наблюдения (последние два иногда объединяют понятием несистематические). Случайные, не предусмотренные исследовательской программой, наблюдения, при которых единицы наблюдения жестко не регламентированы, могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретического мышления, научного воображения и интуиции социолога. Однако эти качества не являются обязательными при систематическом наблюдении, нацеленном на регулярную фиксацию (по строгому графику и в четко регламентированных методических документах) единиц наблюдения, определенных не самим наблюдателем, а научным руководителем исследования. Социологические школы, ориентированные на качественные методы изучения общества используют метод наблюдения как один из центральных самостоятельных методов. Одним из классических примеров в социологии является изучение методом включённого наблюдения жизни бродяг Чикаго Н. Андерсона. История знает и немало других исследований подобного рода: это работа Трашера по изучению городских банд (Чикаго, 1928). Одним из относительно недавних примеров подобного подхода служит исследование профессора социологии университета Калифорнии в Беркли М. Борового, который в течение нескольких лет работал в разных странах (в том числе в России) рабочим на заводах. Обратимся к одному из классических примеров использования включённого наблюдения для сбора основной информации: работе Уильяма Уайта (1936 – 1939гг.), который и ввёл этот метод наблюдения в научную практику. Будучи сотрудником Гарвардского университета, Уайт поселился в трущобах одного из американских городов, чтобы изучить образ жизни итальянских эмигрантов, населяющих этот район (он дал ему название Корневиль). Уайта интересовали обычаи эмигрантов, оказывающихся в условиях чужой культуры, их ориентации, взаимоотношения. Район Клорневиля был известен как опасное для чужака итальянское гетто, полное подозрительных банд. Уайт вошёл в местную общину, сказавшись студентом-историком, который намерен описать возникновение Корневиля. Исследователь изучил этот особый жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине. Три года он провёл бок о бок с этими людьми, подружился с руководителями двух соперничавших групп рэкетиров, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров. 18 месяцев он прожил в одной эмигрантской семье, так что был окончательно принят как свой человек. Вначале он вёл регистрацию впечатлений тайком, но по мере завоевания доверия не стеснялся делать записи в самой, казалось бы, не подходящей для этого обстановке; все привыкли видеть его с блокнотом в руках.

3. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

 

Метод наблюдения, как  и все другие, имеет ряд достоинств и недостатков.

Главным преимуществом  этого метода можно назвать непосредственную связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу. Однако, все эти достоинства не исключают и ряда недостатков.

Наблюдатель вольно или  невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

Кроме того, данный метод  редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий. Если мы обратимся к анализу включённых наблюдений, то их преимущества будут очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком "вживается" в свою роль соучастника событий. На эти недостатки обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы. Итогом включённого наблюдения нередко является эссе, а не строго научный трактат. Однако, не следует забывать и о нравственной проблеме включённого наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их? Нравственный долг социолога, как и врача, - "не вредить" своими действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие проблемы. Если так и только так он понимает свою позицию, он всегда найдёт нужную форму осуществления наблюдения и займёт правильную нравственную позицию, будь то в качестве "стороннего" или в качестве включённого в гущу событий наблюдателя. Тем не менее, неточность результатов, полученных методом наблюдения, можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в его применении, таких как:

  • Недостаточная продуманность программы наблюдения, нечеткое определение категорий наблюдения
  • Отсутствие органической связи категории наблюдения с гипотезами исследования
  • Аморфная формулировка условий наблюдения, что предопределяет трудности регистрации единиц наблюдения
  • Преждевременное начало массовых наблюдений, то есть до того, как будет подготовлен весь инструментарий
  • Отсутствие должной апробации инструментария
  • Не соответствие профессиональной подготовки и личностных качеств наблюдателя тому набору функций, который им реально придется выполнять
  • Не соответствие кодировки карточек наблюдения программе обработки данных
  • Отсутствие классификатора контент-анализа дневников наблюдателей.

 

Заключение

 

Люди обращались к  наблюдению как одному из важнейших  источников социальной информации, непосредственно  воспринимающей и прямо регистрирующей все факты об объекте и значимости, с точки зрения целей.

Каждый из нас ежедневно  использует метод наблюдения в повседневной жизни. Мы наблюдаем за игрой детей, за пациентами поликлиник во время ожидания приема и т.д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолетные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает скрытой камерой участников наблюдаемых событий, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т.п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. В науке метод наблюдения также используется уже много столетий, хотя в методологическом плане он стал объектом пристального изучения особенно в последние годы.

 

Список литературы

 

  1. Андрущенко В. П., Волович В. И., Головченко Г. Т., Горлач Н. И., Заздравнова О. И. и др. Социология. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Харьков, 2003
  2. Гречихин В.Г. Лекции по методике технике социологических исследований: Учебное пособие. М.: МГУ, 2005
  3. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 2007
  4. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического исследования. М.: Мысль,2005
  5. Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории: Учебн. для ВУЗов. – М.: Изд- во НОРМА, 2002.
  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000.

Размещено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая 

Практическая часть.

 

Характеристика предприятия  ООО «Мастер Билл».

 

Группа компаний «Мастер Билл» была основана в 1997 году. Но в те годы она не была тем, чем является сейчас - это был крупный специализированный магазин строительных материалов в Южно-Сахалинске.  

 В 1998 году было открыто предприятие по производству пластиковых окон «Мастер Билл» в том же городе.  

 В 1999 году начались поставки готовых пластиковых окон из Южно-Сахалинска в Хабаровск.  

 В 2000 году «Мастер  Билл» открывает завод по производству пластиковых окон из профилей «Rehau» и «Montblanc» в Хабаровске. Тогда это был маленький цех площадью всего 250 квадратных метров. Примерно через пять лет предприятие выросло в  полноценный завод с замкнутым циклом производства с цехами общей площадью  более 7000 квадратных метров и стало самым крупным производителем светопрозрачных конструкций на Дальнем Востоке. 

 В последующие годы, претерпевая структурные реорганизации, расширяя рынки сбыта, «Мастер Билл» постоянно наращивает производственные мощности, увеличивает количество и ассортимент выпускаемой продукции, повышает её качество. 

На сегодняшний день группа компаний «Мастер Билл» представляет собой три производственные площадки, поставляющие широкий спектр продукции для строительной отрасли. Это собственно компания «Мастер Билл», производящая оконные и дверные блоки, перегородки из ПВХ. Компания «Мастер Гласс»,занимающаяся промышленной переработкой стекла и компания «Алюм Мастер»  производящая оконные и дверные блоки из алюминия, перегородки, рольставни, фасадные системы.

Миссией Группы компаний является продвижение новых технологий в производстве светопрозрачных конструкций, обеспечивающих новый уровень комфорта, безопасности, эргономики и  энергосбережения.

Общество с  ограниченной ответственностью "Мастер Билл" производит:

Глухие, поворотные и поворотно-откидные окна прямоугольной формы из ПВХ-профиля, в том числе ламинированного.

Балконные, офисные и  входные двери, из ПВХ также с  возможностью выбора цвета.

Светопрозрачные конструкции  сложной геометрической формы: треугольные, трапециевидные, арочные, комбинированные, в том числе из ламинированного  профиля.

Желание создавать доступный продукт высочайшего качества и непрерывное совершенствование – вот принцип работы персонала Компании. Продукция от компании «Мастер Билл» создает уют в домах своих покупателей на территории всего Дальнего Востока, от Находки до Нерюнгри и Чукотки. Все это делает компанию «Мастер Билл» лидером на рынке светопрозрачных конструкций из ПВХ профилей на всем Дальнем Востоке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Наблюдение, как метод исследования системы управления