Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой. 2

Тема: Наблюдение как основной метод  ознакомления детей с природой

План:

  1. Наблюдение как сложная познавательная деятельность, её структурные части и особенности формирования деятельности наблюдения в дошкольном возрасте.
  2. Взгляды дедактов на пользование наблюдения как метода ознакомления детей с природой.
  3. Классификация видов наблюдений по различным критериям, их взаимосвязь.
  4. Анализ плана воспитательно-образовательной работы за сезон в разных возрастных группах. Содержание и место наблюдений в педагогическом процессе ознакомления детей с природой.
  5. Приложение:
    1. перечень наблюдений на сезон для своей возрастной группы; 3-4 конспекта занятий по наблюдению за одним или несколькими объектами природы;
    1. анализ проведённых занятий по этим  конспектам (как дети восприняли цель наблюдения, какие использовались приёмы активизации мыслительной и речевой деятельности, что способствовало поддержанию интереса и сохранению внимания на протяжении всего занятия; формы фиксации наблюдений);
    2. образцы календарей природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, верный источник детского разума" [http://www.kontrolnaja.ru/dir/pedagogika/8102

 Природа - один из источников  познания ребенком окружающей  среды. Процесс познания основан  на чувственном восприятии, идущем от сердца, от непосредственного созерцания и общения с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного.

1. Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Наблюдение – основное средство познания природы. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь. [5, стр.4]

Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. "Смотреть" и "видеть" не одно и то же. Умение "видеть" не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь [13].В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.

Организуя наблюдения  в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. В процессе наблюдений у детей складываются правильные  представления о многих предметах и явлениях окружающего мира. Осмысление ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует его речь, память, внимание, закладывает надёжную основу для формирования начатков материалистического миропонимания. Логическое познание неразрывно связано с чувственным, поэтому в процессе восприятия изучаемых объектов и явлений наблюдение приобретает исключительное значение, оно позволяет формировать ощущения. Ребёнок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающей обстановке. Воспитание наблюдательности у старших дошкольников очень важно для будущего обучения их в школе. (Васильева, «Учите детей наблюдать природу»)

 Наблюдение позволяет показать  детям природу в естественных  условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных  взаимосвязях. Многие связи и  отношения природных явлений  доступны непосредственному наблюдению, зримы. Систематическое использование  наблюдения в ознакомлении с  природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и  приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из  важнейших задач умственного  воспитания.

Необходимость наблюдения и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Развитая деятельность наблюдения характеризуется наличием качеств, обеспечивающих высокую результативность наблюдений: умения понять познавательную задачу, принять план наблюдения, умения отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.[3, стр.160]

Процесс наблюдения по своей структуре можно условно разделить на четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего наблюдения.

Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приёмами: краткая беседа, ориентирующая на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где видел, каким он был тогда, что знает о нём); показ диафильма, иллюстраций, подготавливающих детей к восприятию объекта.

На первом этапе осуществляется:

1.выбор программного материала, т.е. те задачи, которые дети должны усвоить.

2. выбор места, где будет проводиться занятие

3.выбор объекта для наблюдения (он должен быть интересным для детей, который помогает поддержать интерес в течении наблюдения)

Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с природой, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности, Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему.

Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может проходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть.

Второй этап. В начале наблюдения необходимо произвольное внимание направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный ещё на первом этапе.

Приёмами возбуждения произвольного внимания в младших группах является использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Для детей старшего дошкольного возраста нужны такие приёмы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение определённого времени (использование художественного образа, загадки, поговорки, стихотворения, показ и пояснение, показ иллюстраций, вопросы и указания).

 На втором этапе важно  помочь детям правильно установить  и поддержать наблюдательную  позу (удобное размещение по отношению  к объекту; соответствующий поворот  головы, тела). Начало наблюдения нецелесообразно затягивать, поскольку вернуть ускользающее внимание гораздо труднее, чем удержать его. Как только внимание ребёнка было нацелено и сосредоточено на воспринимаемом объекте, сразу следует переходить к следующему этапу.

Третий этап – основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длинный по времени. Этот этап (по своему содержанию и роли в наблюдении) можно в свою очередь условно разделить на три части.

1) обследование предмета или  явления в целом. Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных частей и деталей предмета. Учитывая эту особенность восприятия, целесообразно найти предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному восприятию объекта. Первые минуты  отводятся молчаливому восприятию предмета. Рассматривая предмет, ребёнок имеет возможность высказывать о нём то, что он знает;

2) анализ обследуемого предмета. Воспитатель направляет внимание  ребёнка на особенности предмета. Части и свойства предмета  являются его признаками, которые  ребёнок должен вычленить, понять и на этой основе сформировать представление о предмете в целом.

Выделяя существенные признаки, ребёнок учится определять принадлежность предмета к той или иной группе, по характерным признакам учится отличать его от других однородных предметов.

Воспитатель направляет внимание детей на выделение тех свойств предмета, которые у него были общими с целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам такого рода, в результате чего у них формируется обобщённое представление типичного строения, окраски, формы и других признаков предмета. По мере усвоения навыков анализа умение наблюдать принимает всё более самостоятельный характер;

3) обследование интерпретирующее, раскрывающее не только чувственно-воспринимаемые  свойства, но и на их основе  абстрактные свойства предметов  и явлений в их существенных  взаимосвязях. Цель этой части  наблюдения – отнесение данного предмета к определённой группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами, и явлениями, их частями и свойствами.

С этой целью воспитатель привлекает и использует в наблюдении детей их личный сенсорный опыт, полученный ими ранее (самостоятельно или под руководством педагогов).

Четвёртый заключительный этап. Цель его – в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались.

Как показывает опытная работа, при однократном восприятии даже обученный ребёнок не всегда умеет чётко выделить отдельные признаки предмета, его части, их названия. Поэтому необходимо повторное наблюдение, способствующее прохождению нервных импульсов теми же путями, по которым они протекали в процессе первичного восприятия.

Правильное построение структуры процесса наблюдения, обучение детей приёмам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности.

Осмысленное восприятие предметов зарождается у детей рано, но ограниченные опыт и знания дошкольников не позволяют видеть существенные их стороны. Восприятие находится в плену аффективно-моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, особенно получаемые от быстроменяющихся движущихся предметов и явлений, - результат непроизвольных наблюдений детей. « Эмоциональные моменты, которые бесспорно играют значительную роль в восприятии ребёнка, сочетаются с моментами интеллектуальными и проявляются конкретно в значении, которое имеют для восприятия ребёнка его интересы, обычно яркие, но ограниченные». [3, стр.161]

2. Наблюдению как ведущему методу познания природы придавали большое значение все передовые педагоги дошкольного воспитания (Е.И. Тихеева, А.А. Быстров, П.М. Басс, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова и др.).

В 50-70-е годы в Москве, Ленинграде, Минске проведены исследования, которые позволили вскрыть особенности познания дошкольниками природы через наблюдения (Э.И Залкинд, А.И Васильева, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, Г.С. Филиппюк и др.). Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщённые представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

Беспредельную любознательность и пытливость маленького ребёнка, его естественную склонность к наблюдению отмечал известный педагог, психолог и философ прошлого Д. Локк. «Способность замечать малейшее различие между вещами свидетельствует о быстроте и ясности наблюдения, которые помогают разуму настойчиво и верно двигаться по пути к знанию»,- писал он.

Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребёнка.

Я.А. Коменский, придавая большое значение воспитанию в дошкольном возрасте, вводит в программу материнской школы стройную систему элементарных природоведческих знаний, группируя их по разделам «физика», «география», «астрономия», «оптика» и т.д. В том, что Я.А. Коменский подводит под научные названия элементарные знания об окружающей природе, заложен глубокий смысл серьёзного отношения к первоначальному обучению ребёнка. Ребёнок должен непосредственно изучать окружающий мир: «Чем более знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Если ты желаешь привить учащимся истинное и прочное знание вещей, … обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство»,- гласит знаменитое правило «Великой дидактики» Я.А. Коменского.

Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн и др. считали, что умственные силы ребёнка, его нравственные качества ничто так не формирует, «как наблюдение различных царств естественного мира».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что воспитательное влияние природы, которое каждый из нас более или менее испытал на себе, ещё мало оценено в педагогике, а ведь «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». Он писал, что «от качества наблюдения детей зависит и качество их мыслей». Наблюдение  окружающей природы ставит перед ребёнком простые и сложные умственные задачи, решение которых требует от него выборочного использования знаний, известного усилия, напряжения мысли, использования начальных форм абстракции, обобщения и умозаключения.

Наблюдение как познавательная деятельность, считают В.И. Логинова, А.К.Матвеева, П.Г. Саморукова « это продукт длительного развития в процессе воспитания и обучения ребенка и формируется уже в дошкольном возрасте».

Наблюдение, отмечает Л. Аветисян, «играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка». В педагогическом процессе детского сада наблюдениям в природе с целью интеллектуального развития, нравственного, эстетического и физического воспитания должно уделяться большое внимание.

По мнению В.И. Логиновой именно наблюдение является методом, решающим задачи экологического воспитания. Представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы формируются благодаря освоению предметной сущности окружающего мира, элементарных понятий. Условием успешного усвоения данных представлений она называет наблюдение

Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. «Мышление…- пишет он, - зарождается и развивается сперва в процессе наблюдения, которое является не чем иным, как более или менее целенаправленным мыслящим восприятием». Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определённых знаний как отправных моментов наблюдения. «Для того чтобы от чистого рецепторного акта подняться к наблюдению, - пишет он, - нужно знать, что и как наблюдать». [С.Н. Николаева, Общение с природой начинается с детства, стр.160-162]

3. В работе с детьми воспитатель использует разные виды наблюдения, которые взаимосвязаны между собой.

 В зависимости от длительности и времени наблюдения могут быть:

1) кратковременными или эпизодическими (птичка);

2) длительными (дерево)

 В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.д.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Наблюдения в группах раннего и младшего дошкольного возраста кратковременны, но часто повторяются. В средней группе, кроме кратковременных наблюдений, организуют и более длительные. В старшей и подготовительной к школе группах  длительные наблюдения занимают наибольшее место.

Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь. Эти наблюдения дети средней группы выполняют под руководством воспитателя, а в старшей и подготовительной к школе группах – самостоятельно.

В зависимости от того, по чьей инициативе возникло наблюдение, они могу быть:

1) плановыми, которые возникли по инициативе воспитателя;

2) самостоятельными, которые возникли по инициативе детей.

Очень важно продолжать и развивать проведённые детьми наблюдения. Из опыта известно, что в тех старших и подготовительных к школе группах, где хорошо поставлено руководство наблюдениями, дети становятся очень внимательными и сами начинают замечать изменения в предметах и явлениях природы. Это позволяет перейти от наблюдений вместе с воспитателем к наблюдениям, выполняемым детьми самостоятельно, под его руководством и по заранее полученным заданиям.

В зависимости от условий наблюдения делятся на:

1) проводимые в естественных условиях (сама природа);

 2) и в специально организованных условиях (групповая комната, уголок природы).

В зависимости от дидактических задач выделяют следующие виды деятельности:

1) первичное наблюдение (проводиться во всех возрастных группах, преобладает в младшей группе и в средней)

2) повторное наблюдение

3) сравнительное наблюдение

4) итоговое наблюдение.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть:

1) индивидуальным (с отдельными детьми);

2) групповым (по 3—6 человек);

3) фронтальным (со всей группой воспитанников).

 Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.

Наблюдения можно проводить на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на земельном участке, в уголке природы.

На занятиях с натуральными объектами детей учат рассматривать и правильно называть части растений и животных. На некоторых занятиях дети наблюдают, как питаются, передвигаются животные.

На экскурсиях дети могут под руководством воспитателя наблюдать особенности растений. Внешний вид и повадки животных, сезонные изменения в жизни природы и устанавливать некоторые связи между ними. Всё это  расширяет конкретные знания дошкольников, способствует росту любознательности, служит основой для научного миропонимания.

На прогулках можно наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.), сезонные изменения в жизни растений и животных (появление листьев и цветков, листопад, прилёт и отлёт птиц). Наблюдения эти обычно кратковременны, но проводятся многократно за одним и тем же объектом или явлением природы.

Во время труда на земельном участке – при поливке, рыхлении – дети знакомятся с различными свойствами почвы (сухая, влажная), следят за изменением во внешнем виде растений до поливки, рыхления и после них, наблюдают за появлением всходов, развитием листьев, цветков, плодов.

Наблюдения детей на экскурсиях и прогулках над гусеницами, рыбами, лягушками, птицами и другими объектами очень ценны, так как проводятся в естественных условиях существования этих животных. К сожалению, эти наблюдения случайны и обычно очень кратковременны. Поэтому наблюдения, начатые на прогулке или экскурсии, продолжают в уголке природы.

Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

Наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы во время наблюдения часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию.

Взаимосвязь различных видов наблюдений можно проследить по следующим примерам.

Проводится плановое (по инициативе воспитателя) занятие по наблюдению за рыбками в младшей группе. В зависимости от поставленных целей наблюдение первичное, работа организуется со всеми детьми (фронтально), проводится в группе, т.е. в специально организованных условиях, по времени – кратковременное.

Или такой пример.

Дети старшей группы во время дежурства в уголке природы самостоятельно организовали наблюдение за морской свинкой. Т.е. наблюдение самостоятельное, групповое (организовано тремя детьми – дежурными уголка природы), а по длительности эпизодическое, но повторное. Проводилось наблюдение в специально организованных условиях – в уголке природы.

Длительные наблюдения состоят из кратковременных повторяющихся. Каждое последующее наблюдение связано с предыдущим.

Так, например, длительное наблюдение в старшей группе за ростом тюльпанов. Началось оно с того, что дети наблюдали, как воспитатель сажает луковицы тюльпанов в горшки. Наблюдение продолжилось, когда луковицы проросли, и из земли показались зелёные росточки. Затем почти каждый день, сначала вместе с воспитателем, а потом и самими детьми самостоятельно, проводились кратковременные наблюдения за  изменениями в горшках, насколько выросли тюльпаны, какой формы и цвета их листья и т.д.

4. Анализ плана

В течение дня работа по ознакомлению с природой планируется утром (до завтрака), на занятии, на прогулке и во вторую половину дня.

 Утро — удобное время для  проведения индивидуальных и  с небольшими подгруппами наблюдений  в уголке природы. В вечерний отрезок времени наблюдения планируются лишь в том случае, если это связано с особенностями объекта наблюдения (поведение животного и т.п.).

Воспитатель планирует наблюдения за погодой, за растениями и животными, за трудом людей в природе на дневной и вечерней прогулках. В плане указывается объект наблюдения (например, таяние снега весной), его цель (установить взаимосвязь между потеплением и таянием), основные приемы (посмотреть, везде ли на участке тает снег, отчего не тает за домом), способы фиксации увиденного (зарисовки в дневнике наблюдений).

Основное содержание наблюдений на участке планируется во время дневной прогулки. Для вечерней прогулки планируются наблюдения лишь за теми явлениями, которые характерны именно для этого времени (заход солнца, появление звёзд, изменения у цветущих растений и т.п.).

После дневного сна до вечерней прогулки и после нее планируются наблюдение в уголке природы и из окна.

Содержание занятий связанных с наблюдениями, постепенно усложняются; выбираются более сложные объекты наблюдения, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связи между ними.

Во второй младшей группе занятия по ознакомлению с природой организуются один раз в две недели. Их тематика связана с содержанием работы и с особенностями сезонных явлений в природе. По программе требуется, чтобы дети учились замечать состояние погоды, понимали связь между некоторыми явлениями, отличали деревья от трав, умели показать на растениях цветки и листья, узнавали овощи и фрукты, которые употребляют в пищу. Дети должны знать, что листья на деревьях бывают зелёные и жёлтые, что жёлтые листья падают с дерева. Всё это продумано в программном содержании планируемых занятий по наблюдению.

 В средней группе план рассчитан на то, чтобы учить детей наблюдать характерные явления погоды (похолодание, дождь, ветер), листопад; различать и называть некоторые осенние цветы, листья знакомых деревьев, овощи и фрукты; выделять их характерные особенности, устанавливать связь между внешними признаками овощей, фруктов и степенью их зрелости.

В старшей группе планируются занятия, расширяющие конкретные знания детей об осенних изменениях в неживой природе, жизни растений, насекомых, птиц, зверей; помогающие установить последовательность некоторых уже известных детям явлений и связей между состоянием погоды и изменениями в жизни растений и животных, подвести к обобщению представлений в понятие «осень».

Перечень наблюдений на осень для средней группы «Почемучки»:        

Сентябрь

Растительный мир:

Наблюдение за изменением окраски листьев; рассматривание комнатных растений (аукуба- «золотое дерево» и алоэ)

Животный мир:

Наблюдение за отлётом птиц

Неживая природа:

Наблюдение за облаками и тучами; за одеждой людей в разную погоду; за освещением участка в разное время дня

Труд людей:

Наблюдение за работой взрослых в огороде и цветнике

         Октябрь

Растительный мир:

Наблюдение «Листопад»; за растениями цветника; рассматривание овощей

Животный мир:

Наблюдение за отлётом птиц

Неживая природа:

Наблюдения за дождём, за движущимися облаками, за тем, где быстрее высыхают лужи - на солнце или в тени

Труд людей:

Наблюдение за подготовкой огорода и цветника к зиме взрослыми и старшими детьми

         Ноябрь

Растительный мир:

Наблюдение за состоянием деревьев, травы, цветника; за растениями после первых заморозков

Животный мир:

Наблюдение за зимующими птицами, их повадками; наблюдение за рыбкой (вуалехвостом)

Неживая природа:

Наблюдение за погодой (холодно, пасмурно, часто идут дожди, возможен мокрый снег), за движением облаков, за силой и направлением ветра, за первым снегом

Труд людей:

Наблюдение за тем, как взрослые готовят растения к зиме: укрывают их, перекапывают почву под кустарниками, убирают опавшие листья.

Конспект прогулки «Листопад»

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие - листопад.

Ход прогулки:

В теплый погожий осенний день, выведя детей на прогулку, предлагаю им отгадать загадки:

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)

Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью.)

Все паны поскидали кафтаны. Один пан не снял кафтан. (Листва и хвоя.)

- Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья - все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья под ногами шуршат). Слышите, как они шуршат?

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой. 2