Наблюдение. Методика Фландерса

Оглавление

Введение. 3

Виды наблюдений. 4

Методика Фландерса. 6

Анализ вербального взаимодействия преподавателей и студентов на занятии. 8

Список используемых источников литературы: 10

 

 

 

Введение.

Наблюдение (в психологии) - описательный психологический  исследовательский метод, заключающийся  в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения  изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и  определенным образом фиксируемое  восприятие исследуемого объекта. При  наблюдении явления изучаются непосредственно  в тех условиях, в которых они  протекают в действительной жизни.

Наблюдение  реализуется с помощью специальной  методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения. Главные  ее моменты следующие:    

а) выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;     

б) программа наблюдений: перечень тех  сторон, свойств объекта, которые  будут фиксироваться.     

В принципе можно выделить два вида целей. В поисковых исследованиях  ставится цель получить как можно больше сведений об интересующем объекте. В других случаях наблюдение ведется очень избирательно.     

в) способ фиксации получаемой информации.     

Особую  проблему составляет сам наблюдатель: его присутствие может менять поведение интересующего его  человека. Эта проблема решается двумя путями: наблюдатель должен стать привычным членом коллектива, где он намеревается вести наблюдение. Другой путь - наблюдать, оставаясь невидимым для объекта наблюдения. Этот путь имеет ограничения, прежде всего - нравственные.    

Метод наблюдения используется не только в  исследовательской, но и в практической деятельности, в том числе и  в педагогической. Учитель наблюдает  за поведением детей, за тем, как они  выполняют различные задания  в классе, и использует полученную информацию для совершенствования своей работы как с классом в целом, так и с отдельными учениками. Однако и в этом случае правильное заключение о тех или иных особенностях внутренней жизни ребенка сделать непросто.    

Можно применять различные сложные  системы наблюдения (фландерсовская система анализа категорий взаимодействия, по которой анализируются речевые взаимодействия, разговор, происходящий в классе; 12-ти категориальная система наблюдения Бейлса за вербальными и невербальными коммуникациями).    

Отклонения  между данными, соответствующими действительности, и данными, полученными путем наблюдений, называются ошибками наблюдения. Эти ошибки можно подразделить на методологические и регистрационные. Первые обусловлены применением неправильных методов наблюдения, другие же - неточной записью данных. Методологическими являются, в первую очередь, репрезентативные ошибки, которые возникают, когда на основе наблюдения отдельных явлений или признаков, извлеченных из общего комплекса, делаются выводы об общем комплексе в целом. Здесь ошибка свидетельствует о том, что количество извлекаемых из общего комплекса объектов наблюдения вычислено неправильно или неудачно выбраны отдельные элементы. Регистрационные ошибки зависят, прежде всего, от личности наблюдателя. Психолог или педагог, исследующий педагогический процесс, должен быть чревычайно наблюдательным, обладать хорошей памятью и иметь известный опыт. Следует иметь в виду, что для педагогического наблюдения недостаточно лишь описывать педагогические явления, их надо в какой-то степени и интерпретировать. Существенно не только то, правильно ли отвечает учащийся, но и то, как он ведет себя при ответе..). Регистрационные ошибки проистекают преимущественно от субъективного отношения наблюдателя к тому или иному явлению.

 

Виды  наблюдений.

 

Непосредственное

Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым  явлением и процессом.

И

Опосредованное

Используются готовые  результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.

Открытое (явное)

Наблюдение, протекающее  в условиях осознанного педагогом  и детьми факта присутствия посторонних  лиц.

Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась.

И

Скрытое

Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в  одном направлении.

Использование скрытых камер  и т.д.

Включенное (причастное)

Наблюдатель включается в  определенную социальную ситуацию и  анализирует событие «изнутри».

Наблюдатель выступает как  член наблюдаемой группы.

И

Не включенное (непричастное)

Исследователь ведет наблюдение извне.

Систематическое (сплошное)

Регулярное наблюдение в  течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической  деятельности ребенка: 
 
• дневники родителей; 
• дневники педагогов.

И

Несистематическое (выборочное)

Наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление: 
 
• навыки общения воспитателя с ребенком; 
• речь ребенка.

Долговременное

Наблюдение при изучении психического развития детей в течение  нескольких лет.

И

Кратковременное

Разные варианты: 
 
1. наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа; 
 
2. наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д.

Казуальное (причинное)

Наблюдение отдельных  случаев, которые имеют какой-либо интерес.

Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о  нем (наблюдение за возбудимым ребенком).

И

Эпизодическое

Фиксируются отдельные факты  поведения, типичные для данного  ребенка.

Внешнее 
(наблюдение со стороны)

Способ сбора данных о  другом человеке, его психологии и  поведении путем наблюдения за ним  со стороны.

И

Внутреннее (самонаблюдение)

Переживая соответствующее  явление, исследователь наблюдает  за собой, за своими 
ощущениями.


 

 

 

Методика  Фландерса.

 

Методика Фландерса построена  на принципе формального наблюдения. Анализ вербального поведения происходит по десяти категориям, семь из которых  характеризуют речь учителя, две  – речь учащегося, одна – паузы. (Таблица 1)

Диагност каждые пять минут  кодирует разговор на уроке в соответствии с данными категориями. Анализ эмпирических данных позволяет определить типы повторяющихся  вербальных действий педагога, временную  динамику категорий, доминировавшие на уроке типы деятельности и т.п.

Недостатки и плюсы:

Из приведенной таблицы  видно, что метод Фландерса из всех возможных реализаций взаимодействия выбирает только вербальное и рассматривает  вербальное взаимодействие только с позиций баланса в соотношении инициация учителя - ответ ученика и характера взаимодействия (директивное - недирективное). Например, под категорию 9 ("Учитель задает вопрос") подводится множество вопросов ученика с разным выражением межличностного отношения, эмоциональным состоянием ученика . Все эти аспекты взаимодействия игнорируется и полностью пропадают для исследователя, так как в протокол попадает только информация о том, что ответ ученика инициирован им самим или вызван учителем. Отмеченный недостаток - продолжение большого достоинства такого способа регистрации, а именно:

во-первых, полноты и точности фиксации всех случаев вербального  взаимодействия в различных ситуациях (на разных уроках разных учителей по разным предметам) и,

во- вторых, нивелирование  влияния личности и индивидуальных особенностей наблюдателя на результаты наблюдения.

На первый из указанных моментов обращал внимание П. Фресс, утверждая, что полным может быть только аналитическое наблюдение. Значение второго момента (проблема согласия наблюдателей) столь велико, что может свести на нет все результаты исследования из-за ненадежности результатов при разногласии данных, полученных разными наблюдателями в одной и той же ситуации.

Стандартный.протокол имеет вид таблицы. В методике Фландерса он выглядит следующим образом.

Анализ  вербального взаимодействия преподавателей и студентов на занятии.

(с использованием модификации  методики   Фландерса Н.)

 

Цель  анализа  -  характеристика структуры вербального взаимодействия преподавателя и студентов, а  именно:

1. Определение временного соотношения между вербальной активностью педагога и студентов;

2. Определение соотношения воздействий прямого и косвенного характера в речи педагога;

3. Выявление временных нагрузок на отдельные функции педагога (презентативную,  инсентивную,  диагностирующую,  корректирующую);

4. Анализ речевых высказываний педагога с точки зрения создания условий для проявления инициативности, активности, познавательных способностей, творческой, саморегуляции;

5. Выявление преобладающего типа деятельности студентов (воспроизводящий, творческий);

6. Определение уровня речевой активности учащихся на занятии;

7. Оценка речевой активности педагога с точки зрения создания условий мотивационной основы  занятия;

8. Определение стиля педагогического общения.

Система Фландерса позволяет  фиксировать не только события, происходящие в классе, но и их последовательность. В результате регистрации «единиц  поведения учителя» определяются особенности  взаимодействия учителя с классом. Фландерс убежден, что его метод  на самом деле «суммирует» то, что  учитель делает в классе, и позволяет  обоснованно описывать его поведение.

Исследователь выделил такую  переменную, как «непрямое (косвенное) влияние учителя». Оно определяется как отношение времени урока, отведенного на поощрение, применение идей, постановку вопросов и т. д., к  количеству времени, используемого  на чтение лекций, указание, замечание.

Среди других исследований данного  направления выделим: систему регистрации  поведения учителя и учащихся в классе через каждые 3 секунды  урока (М. Хоуг); классификацию педагогов  по уровню их доброжелательности (К. Витал); применение графиков для обработки  результатов наблюдений; анализ поведения  учителя во времени (В. Олсон); применение символов для быстрой регистрации  поведения учителя и учащихся (Л. Паккет); внедрение видеотехники для анализа педагогической деятельности и т. д.

Как видим, измерение и оценка труда учителя производятся в США в национальных масштабах. Однако, несмотря на все усилия, они далеки от разрешения. Случаются ошибки, педагоги часто с недоверием относятся к таким исследованиям, потому что их карьера находится в руках того, кто производит тестирование.

 

Список используемых источников литературы:

 

  1. Подласый  И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник  для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М., ТЦ «Сфера», 1997. -  С. 449-452.
  3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. -  СПб: Питер Ком, 1999.  - С. 309-313.
  4. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения – М. 1984 – С. 145-161

 


Наблюдение. Методика Фландерса