Наблюдение за обитателями живого уголка природы – улитками

Тувинский Государственный  Университет

Кызылский педагогический университет

Кафедра педагогики и методики дошкольного и  начального образования 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Тема: «Наблюдение за обитателями  живого уголка природы  – улитками» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка3 курса 

                                                   ПиМДО-6 ЗОФ

                                                 Искакова Н.В. 
 
 
 
 
 
 

Кызыл 2011  
 
 
 

Введение

     Экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания. Экологическое воспитание — целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Экологическое воспитание предусматривает воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к живой и неживой природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое образование должно быть нацелено на формирование у детей готовности сделать все возможное для сохранения планеты и существующего на ней разнообразия жизни, на преодоление всех глобальных проблем, которые могут сделать жизнь человечества на Земле невозможной.

     Задача  педагога — вырастить новые поколения, способные к сотрудничеству с природой, к глубокому пониманию ее закономерностей. Важно возвращаться к воспитанию разумного отношения к природе постоянно, каждый раз освещая эту проблему с разных сторон.

     Педагоги  обеспечивают условия  для развития у  детей экологического сознания.

     Знакомят  детей с различиями живого и неживого.  Рассказывают о взаимосвязи и  взаимодействии живых организмов в  природе, способствуя формированию понимания ребенком того, что Земля  — наш общий дом, а человек  — часть природы (знакомят детей  с влиянием воды, водоемов, леса, заповедников, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений). Знакомят детей с проблемой загрязнения окружающей среды (объясняют, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, знакомят с правилами личной безопасности: не пить грязную воду, не есть грязными руками, мыть овощи и фрукты и т.п.). Педагоги создают условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уходу за животными и растениями, высаживанию деревьев и цветов, уборке помещения и территории дошкольных образовательных учреждений и пр.), для этого в групповых комнатах создаются уголки природы с живыми обитателями сухопутные улитки, аквариумные рыбки. 
 
 

      ЗНАЧЕНИЕ  ЖИВОГО УГОЛКА В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ

      Ознакомление  детей с природой в детском  саду требует постоянного непосредственного  общения с ней. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождаются только в итоге длительного общения с объектами природы.  Ознакомление детей с природой формирует не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства

      Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы  детского сада, где содержатся комнатные  растения и некоторые животные. В каждом ДОУ есть уголок природы, а в некоторых - каждая возрастная группа имеет свой уголок природы.

      Разнообразие  растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно  в природе, затрудняет выделение  общего, существенного и закономерного  в жизни растений и животных. Уголок природы предоставляет возможность  сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и  тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Ознакомление с  ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы  позволяет решить эту сложную  и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность  хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

      Обитателей  уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о  многообразии растительного и животного  мира на земле, о том, как растут и  развиваются растения и животные, какие условия для них нужно  создавать.

      В уголке природы дошкольники могут  в течение всего дня подходить  к животным и растениям, рассматривать  их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес  к природе.

      Во  время работы в уголке природы  у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно –  следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

      Проведение  педагогической работы в уголке природы  позволит увидеть: неразрывную и  самую общую связь живого организма  с внешней средой; многофункциональную  приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление  нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; многообразие живых организмов и  разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.

      Требования  к отбору обитателей уголка природы:

      1.Растение  или животное должно быть типичным  для той или иной систематической  или экологической группы. При  этом становится возможным познакомить  детей с основными, типичными  чертами, условиями или образом  жизни, характерными для большой  группы растений и животных.

      2.Уход  за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым  силам и времени должен быть  доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве  со стороны воспитателя). Поэтому  отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу  за ними.

      3. Растения и животные в уголке  природы должны быть внешне  привлекательными, способными вызвать  и удержать еще не очень  устойчивое внимание дошкольника.

      4. Необходимо иметь несколько экземпляров  одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения  не только общие, но и индивидуальные  признаки, это подведет их к  пониманию разнообразия и неповторимости  живых организмов.

      5. Растения и животные должны  быть абсолютно безопасны, не  приносить ни малейшего вреда  здоровью детей.

      6. Необходимо учитывать возможность  нормальной жизнедеятельности, роста  и развития животных и растений  в условиях помещения детского  учреждения.

      Размещая  обитателей в уголке природы, следует  в первую очередь позаботиться о  том, чтобы были учтены их биологические  особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы  и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить  на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи.

      Вместе  с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким  образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и  трудиться в уголке природы.

      Всех  обитателей уголка природы в детском  саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время.

      Временные обитатели — это растения и  животные местного края, жизнедеятельность  которых особенно интересно и  ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые  и др.).

      Постоянные  обитатели уголков природы в  детском саду — комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго  цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений — выходцы из тропических и  субтропических стран: жарких пустынь  н саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин.

      В зависимости от места произрастания  в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и  т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет  свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения —  ценный дидактический материал, они  являются обязательными обитателями  уголка природы.

      Традиционно для уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как  рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавкн и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.).  Наблюдения за рыбами разнообразны, а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).

      Желательными  обитателями уголка природы являются птицы. При правильном уходе они  хорошо себя чувствуют, поют, даже размножаются. Дети с большим интересом и  любовью ухаживают за ними, кормят их, следят за чистотой в клетках. Труд по уходу за птицами предоставляет  воспитателю возможность формировать  у ребят бережное и заботливое отношение к ним. Целесообразно  для наблюдения содержать в детском  саду зерноядных и всеядных зимующих птиц (чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.). Но этих птиц можно держать в неволе только в самое трудное для них время — зимой; весной их необходимо выпустить на волю. Постоянные жители уголка природы — канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы давно уже стали домашними.

      Из  пресмыкающихся можно содержать  только черепах — болотную или  сухопутную.

      Из  многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих  требованиям отбора отвечают прежде всего грызуны: кролик, белка, морская свинка, хомячок. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав животных и почти полная безопасность, разнообразие повадок делают их желанными обитателями уголков природы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конспект  комплексного занятия

во второй младшей группе ДОУ № 37

ТЕМА:

Наблюдение  за обитателями уголка природы- улитками.

Рисование улиток нетрадиционным методом (ногами) 
 
 
 
 

                Воспитатель: Искакова н.В. 

Кызыл 2011 
Тема: I Наблюдение за обитателями уголка природы – улитками.

     II Рисование улиток нетрадиционным  методом (ногами).

Программное содержание:

      Поддерживать  и развивать интерес детей  к природе, помогать видеть красоту  природы, богатство ее форм; продолжать знакомить с обитателями уголка природы- сухопутными улитками, особенностями их внешнего вида и поведения, продолжить знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования, развивать тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию, создавать эмоциональный настрой, учить детей бережно относиться к обитателям уголка природы: поливать цветы, кормить рыбок, улиток.

Предварительная работа: беседа об обитателях уголка природы, беседа о цветах, рассматривание аквариумов с рыбками и улитками, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пение песен, использование других нетрадиционных форм рисования, словарная работа.

Методические  приемы: загадывание загадки, чтение стихов, показ улитки, пение песни «Улитка», нетрадиционные методы рисования, индивидуальная работа по нетрадиционному рисованию, музыкальное сопровождение.

Материал: 2 аквариума с рыбками и улитками, лист бумаги и коврик на каждого ребенка, емкости с красками, комнатные цветы: бальзамин, герань, традесканция, хлорофитум. бегония и другие.

Ход занятия.

Организую детей на занятие музыкальной  игрой «Здравствуйте»

- Здравствуйте, ладошки!   Дети показывают ладошки

- Хлоп-хлоп-хлоп!    хлопают

-Здравствуйте, ножки!    пружинка

-Топ-топ-топ!     топают

Здравствуйте  щечки!    круговые движения по щечкам

-Плюх-плюх-плюх!    Слегка похлопывают по щекам

-Пухленькие  щечки,    круговые движения

-Плюх-плюх-плюх!   Слегка похлопывают по щекам

-Здравствуйте, губки!   Качают головой

-Чмок-чмок-чмок!

-Здравствуйте, зубки!   Качают головой

-Щелк-щелк-щелк!

-Здравствуй  мой носик!  Показывают носик пальчиком

-Бип-бип-бип!

-Здравствуйте, гости!   Машут рукой вверху

-Привет!

Воспитатель обращает внимание детей на красоту  группы:

-Какая  красивая у нас группа! Что  ее украшает?

Дети: цветы, игрушки, уголок природы.

Воспитатель: Какие цветы растут у нас в группе?

Дети: Бегония, бальзамин, герань, традесканция, хлорофитум. (дети называют и показывают)

Воспитатель: Какое самое красивое место в группе?

Дети: Уголок природы.

Воспитатель с детьми подходят к уголку природы  и рассматривают его обитателей: аквариум с рыбками, водных улиток. Дети называют рыбок живущих в  аквариуме и водных улиток.

Воспитатель загадывает загадку:

            На себе свой дом  везет

            Гостей в дом  зовет.

Дети: Это улитка.

Воспитатель берет улитку на ладошку и рассматривает  ее вместе с детьми.

Воспитатель: Улитки бывают разные: водные, они живут в воде и сухопутные, они живут на земле. Это сухопутная улитка. У нее есть домик – раковина и тело. На теле одна нога, с помощью ноги она передвигается- ползает, и одна голова. На голове у улитки есть рожки, на рожках глазки. Еще на голове есть рот, а во рту язык. Язык у улитки шершавый, на нем много щипиков, он похож на «терку». Шершавым языком улитка выскабливает растения.

Воспитатель внешний вид улитки закрепляет по вопросам:

  1. Как называется эта улитка?
  2. На что похож домик – раковина? (На башенку)
  3. Сколько ног у улитки? (Одна ) А сколько ног у вас? Где ваши ножки? Постучите по коленкам. Улитка на одной ноге ползает, а вы что делаете на двух ногах? (Ходим)
  4. У улитки одна голова.  Что есть на голове у улитки? ( Рожки, глазки, рот, во рту язык.)
  5. А сколько рожек на голове? Дети считают. (4). А у вас есть рожки? Дети обследуют друг друга.
  6. А для чего нужен язык? (пережевывать пищу)

Воспитатель: Улитка питается растениями, ползает по деревьям и ест листики. Сейчас на улице холодно, поэтому улитка живет у нас в группе. Когда наступит лето, мы вынесем улитку на улицу.

Воспитатель: А где живет у нас улитка?

Дети: Улитка живет в аквариуме. Это ее дом у нас в группе.

Воспитатель: Как мы с вами ухаживаем за улиткой? (чистим аквариум, смачиваем песок, кормим)

Воспитатель: Что ест улитка?

Дети: Листья капусты, морковь, яблоки, свеклу, картофель.

Воспитатель предлагает детям накормить улитку.

Дети  читают стихи.

Улитка, улитка

Покажи  свои рога

Дам кусок  пирога

Пышки, ватрушки

Сдобной лепешки

Высуни  рожки.От крыльца и до калитки

Три часа ползли улитки

Три часа ползли подружки

На себе таща избушкиСолнце село на калитку

И увидело  улитку

Как живешь, старушка

Тихоход – ракушка

Расскажи  мне о лесах

О прохладных родниках

Темной  чаще травяной

И о  ягоде лесной

Мне с  небесной вышины

Твои  тропки не видны. 
 

 

Воспитатель: Цветы, рыбки, улитки – это живые существа- они дышат, и мы дышим. Чем мы дышим? (воздухом) Покажите как мы дышим.

Упражнение  на дыхание. Вдох через нос, а выдох через рот.

Воспитатель: За цветами, рыбками, улитками нужно ухаживать и заботиться. Цветы нужно поливать, улиток, рыбок кормить.

Воспитатель предлагает нарисовать портрет улиток, им в подарок.

Дети  рисуют улиток нетрадиционной техникой, рисование ногами по контуру, краской  для пальцеграфии под музыку. В итоге занятия дети поют песенку с движениями «Улитка».

Улитка, улитка    показать рога улитки, медленно шагать

По листку ползет    указательным и мизинцем по бедру

Улитка, улитка

Домик свой везет

Посажу  улитку     поставить улитку на ладонь

На ладонь свою    другой руки

Я ее поглажу    погладить улитку

Песенку спою    ладонью

Но улитка в домик   спрятать пальцы в кулак

Спрятала  рога    держать его на раскрытой ладони

Отпущу  улитку

Пусть ползет сама   положить кулак на бедро

И опять  улитка     показать рога улитки

По листику  ползет   шагать медленно

И сама улитка    указательным и

Домик свой везет    мизинцем по бедру 
 
 
 

Заключение  

В итоге наблюдения детей за животными в  уголке природы, приводит к уравновешенному и  спокойному характеру детей дошкольного  возраста, так как, прививается доброжелательное отношение к живым существам. Прививается любовь к природе, через  приобщение детей к труду, уход за животными, кормление, наблюдение за их поведением.  Дети, в течение дня  могут наблюдать за животными, так  как доступ к животным в групповой  комнате не ограничен.

Наблюдение за обитателями живого уголка природы – улитками