Набор и отбор персонала. 4

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Специфика кризисов личности в ранней взрослости…………………..4

Специфика социализации личности в детстве…………………………..7

Заключение………………………………………………………………..10

Список  литературы……………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общество  – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах – называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.

Социальная  структура даёт ощущение того, что  жизнь организована и стабильна, т.к. предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между  членами группы или общества.

С понятием социальная структура тесно связаны  социальный статус, социальная роль, социальные группы, институты и общества.

Термин "социализация", не смотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988. С. 133). В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс "вхождения индивида в социальную среду", "усвоения им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (Бронфенбреннер, 1976).

Специфика кризисов личности в ранней взрослости

 

Психология  развития ставит своей целью объяснить  возрастные изменения, происходящие с  детьми и взрослыми. Она имеет  свой особый метод научного исследования, который состоит в оценке тех  биологических и социальных процессов, которые формируют как стабильные, так и изменчивые черты поведения  людей на протяжении всей их жизни. Центральными феноменами этой области  науки можно считать различные  формы психической организации  периодов жизненного пути человека.

Специфика подходов возрастной периодизации заключается  в соотношении биологического и  социального в формировании психики  и, как следствии, - в характере  самих моментов перехода со стадии на другую. Некоторые теории за определяющий аспект развития берут природное  начало, некоторые - социальное, иные говорят, что биологическое развитие рядоположено социальному. Однако все эти позиции  не объясняют самого процесса развития, то есть, тех качественных изменений, которые и отделяют один этап от другого.

Специфика процесса развития заключается в таком  качественном изменении структуры  психики, когда происходит полное переструктурирование ее прежних составляющих и вновь  приобретаемых, в результате чего образуется качественно новый субстрат, новое  целостное качественное образование. Это происходит под воздействием некоторых пусковых биологических  механизмов, меняющих социальную ситуацию развития человека (ребенка). То есть, возникающие  в процессе роста, новые материальные структуры приводят к изначально биологической необходимости поддержать гомеостаз организма. Как следствие - старые способы жизнедеятельности (в том числе - и психические) не могут уже выполнять эту функцию. Появляется необходимость изменения  образа взаимодействия с окружающей средой, в данном случае, с социумом, т.к. именно он и определяет весь спектр проявлений активности человека. Тем самым, человек меняет характер своей социальной активности с целью удовлетворения новых потребностей.

Следствием  этого является изменяющийся социальный статус человека. Именно этот факт является определяющим в проблеме кризисов не только взрослого человека, но и  ребенка, подростка, а так же - пожилого человека.

При этом необходимо отделить кризисы развития от возрастной периодизации. То, что обычно подразумевают  под возрастными кризисами, является, на самом деле, этапами возрастного  развития. Так как кризис, сам  по себе, не является какой - то границей или чертой.

Кризис - это  момент, когда человек не имеет  средств (психических) для удовлетворения своей потребности или достижения какой - либо цели, решения какой - либо проблемы, то есть, когда ему открывается  то содержание, которое он еще не может преобразовать.

В возрастной периодизации кризис выполняет функцию "индикатора" развития, то есть, "настал тот момент, когда материальная структура  сформировалась, а способ проявления открывающихся возможностей не найден". Но на этом сами по себе проявления кризиса  не заканчиваются, т.к. кризисы могут  возникать не только в рамках непосредственно  возрастного развития, но и как  социальное явление.

Последнее является показательным в характере жизнедеятельности  взрослого человека.

Ранняя взрослость - это момент перехода человека от юношеского состояния к состоянию полноправного  взрослого. Фактически все материальные психические структуры, необходимые  для полноправного "включения" в активную социальную действительность, сформировались. Теперь основная задача человека - обрести те социальные навыки, которые необходимы ему для поддержания  гомеостаза следующего порядка, социального (профессия, социальный статус, семейная жизнь, дети).

Т.е. кризисы, которые наблюдаются у человека в ранней взрослости можно определить как:

А) нормативные (определяющие его возрастную периодизацию);

Б) социальные (находящиеся в рамках нормативных, но отличающихся от них, поэтому специфичные  для ранней взрослости);

В) ненормативные (кризисы, возникающие при невозможности  преодолеть какие - либо "нехарактерные" трудности: смерть родственника, друга; война; стихийное бедствие и проч.). Таким образом, нами были выделены кризисы, специфичные для раннего взрослого  возраста.

Необходимо  отметить, что любая нейтрализация  самих кризисов не может быть реальной, т.к. кризисы - это не негативное явление (хотя и сопровождается некоторыми негативными эмоциональными проявлениями), кризис - это момент раскрытия возможностей. Человек может преодолеть его  и, тем самым, войти в новую  реальность, а может и не преодолеть, оставаясь в рамках все тех  возможностей, которые уже не могут  удовлетворить различные потребности  человека (физиологические, психические - познавательные и проч.).

В связи с  этим как таковой терапии кризисов нам не представляется нужной. Постольку  поскольку результатом прохождения  кризиса является новый способ оперирования любым содержанием, то в рамках терапии  нам представляется возможным создание такого вида тренинга, который позволил бы его участникам самостоятельно находить средства для преодоления кризисов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика социализации личности в детстве

 

Специфика детства  до сих пор не изучена должным  образом, не соз­дано науки о детстве  как самостоятельной отрасли  знаний, отсутствует целостный, комплексный  подход к детству как социально-педагогичес­кому явлению.

Специалисты разных наук имеют каждый свое представление  о возрас­тной периодизации детей  и детства в целом, вкладывают различный смысл в содержание таких понятий, как «дети», «детство», «детскость», «феномен детства», «положение детей» и их место в структуре  общества, однако изу­чение социальных связей и отношений взрослых и  детей находится на пе­риферии интересов  многих из этих наук. Например, физиологи  и психоло­ги считают концом детства  и началом молодости тот период, когда в орга­низме подростка  завершаются психофизиологические изменения, связан­ные с половой  зрелостью (от 12 до 16 лет). Социологи  к категории «моло­дежь» относят  всех, кому уже исполнилось 14 лет. Медицинская  статисти­ка учитывает состояние  здоровья детей лишь до 14 лет.

Современные специалисты склонны рассматривать  ребенка как соци­ально-биологический  феномен, а детство как возрастной этап развития индивида. Педагоги трактуют детство как период, в течение  которого взрослое поколение активно  воздействует на младшее, формируя его  способности, навыки и умения.

Учитывая  наличие разноречивых точек зрения, уточним ключевые понятия. Итак, ребенок - это человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста. Дети - это объект особой социальной забо­ты  общества. Детство - это этап в развитии человека, предшествующий взрослости, характеризующийся интенсивным  ростом организма и фор­мированием высших психических функций.

Е.М. Рыбинский, анализируя феномен детства в  России, дает следующее определение. Детство - это стадия жизненного цикла  человека, когда про­должается развитие организма, его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация личности, включающая в себя усвоение опре­деленной системы знаний, норм и ценностей, усвоение определенных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полно­ценного члена общества.

Социализация - сложный процесс вхождения индивида в социум. С одной стороны, включает усвоение определенной системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений). С другой стороны - процесс обретения  собственного социального опыта  и активного самоопределения личности.

Детство как  социальный феномен - это социальное явление, опреде­ляющее роль, место  и положение детей в целом  в данном государстве и обществе, состояние и уровень отношения  государства, общества и мира взрослых к детям, создание достаточных справедливых условий для вы­живания и развития детей, для защиты прав каждого ребенка, прежде всего посредством формирования и реализации адекватной социальной политики государства.

Значение  дошкольного детства трудно переоценить. Д. Б. Эльконин отмечал, что «в период детства ребенок присваивает  общество...» Ребе­нок в детстве  приобщается к богатству духовной и материальной культу­ры, созданной  обществом, приобретает специфические  для человека спо­собности и нравственные качества личности.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физиче­ского и психического развития ребенка, первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Особенностью  этого периода, отличающей его от других, после­дующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно об­щее развитие, служащее фундаментом  для приобретения в дальнейшем любых  специальных знаний и навыков  усвоения различных видов дея­тельности. Формируются не только качества и  свойства психики детей, которые  определяют собой общий характер поведения ребенка, его от­ношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразова­ниях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному.

Реализация  специфических возрастных возможностей психической развития происходит благодаря  участию дошкольника в соответствующих  возрасту видах деятельности: игре, речевом общении, рисовании конструировании, музыкальной деятельности и др.

Организация этих видов деятельности, руководство  ими, забота об и: совершенстве, о приобретении (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного  характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов, психологов и родителей.

В отдельные  периоды детства возникают наиболее благоприятные условия для развития разных сторон психики. Эти периоды  называются сензитивными, т.е. особенно чувствительными к соответствующим  внешним воздействиям. Например, для  развития речи сензитивный период, от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков - младший  школьный возраст. Если упущен сензитивный  период, то в дальнейшем соответствующие  свойства и качества психики развиваются  с трудом и не достигают совершенства.

Таким образом, детство выступает особой субкультурой жизни чело века. Совершенно очевидно, что мир ребенка и мир взрослого  не совпадают в едином пространстве, но между ними возникают особые связи  взаимодействия, которые взаимопроникают  и взаимодополняют друг друга.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Социализация  – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными  ролями. При этом, старшее поколение  передаёт младшим свои знания, формирует  у них умения, необходимые для  самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая  преемственность культуры, включая  язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством  систематического взаимодействия с  другими людьми у индивида формируются  свои собственные убеждения, моральные  стандарты, привычки – всё то, что  создаёт уникальность личности. Таким  образом, социализация имеет две  функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Для того, чтобы  показать важность преемственности  исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно  была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых  поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История  человечества должна была бы начаться вновь.

Движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания»

 

 

 

Список литературы

 

  1. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 2007;
  2. Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 2005.
  3. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и России. Пер. с англ. М., 2010.
  4. Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 2005.
  5. Коломенский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 2001.
  6. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.

 

 


Набор и отбор персонала. 4