Наднациональные институты европейских сообществ. Порядок формирования, полномочия

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по курсу «ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО»

 

ТЕМА: Наднациональные институты европейских сообществ.

Порядок формирования, полномочия.

 

\

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….. 3

Европейский парламент……………………………………………………………. 5

Европейский совет………………………………………………………………….  6

Совет Европейского Союза…………………………………………………………8

Европейская комиссия……………………………………………………………..  9

Суд…………………………………………………………………………………..11

Европейский центральный  банк…………………………………………………. 15

Счетная палата…………………………………………………………………….  17

Заключение………………………………………………………………………… 19

Список использованных источников и литературы…………………………….  20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термином «институты» в праве Европейского Союза (далее – ЕС) обозначаются руководящие органы данной организации, на которые возложено осуществление ее основных задач. Первый опыт формирования институтов был получен с образованием Европейского объединения угля и стали (далее – ЕОУС). Центральная роль в ЕОУС была отведена наднациональному по свое природе институту в лице  Высшего руководящего органа. Однако в рамках Европейского экономического сообщества и  Европейского сообщества по атомной энергии (далее – Евратом), образованных на основе Римских договоров 1957 года, структура институтов претерпела существенные изменения. Согласно этим договорам институтами Сообщества провозглашались Совет, Комиссия, Парламентская ассамблея и Суд. Главным институтом, наделенным правом принятия решений, стал Совет. С появление трех Сообществ сразу же были объединены такие институты, как Суд и Парламент, а в 1965 году на основе Договора о слиянии и для всех трех Сообществ созданы единый Совет и единая Комиссия. Единый европейский акт 1986 года добавил к числу институтов Счетную палату. Этим же актом подтверждены существование и деятельность Европейского совета.

Договор о Европейском  Союзе (далее –  ДЕС), закрепивший создание Союза, предусмотрел функционирование единой институциональной структуры сообществ и Союза. Отныне одни и те же институты могли выступать в двух ипостасях. В зависимости от выполняемых функций они действуют либо в качестве институтов Сообществ, либо в качестве институтов Союза.  Таким образом, понятия «институт ЕС» и «институт Европейских сообществ» являются синонимами.

Основным источником, в  котором закрепляется правовое положение  институтов, служит Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г.

Полномочия и порядок  деятельности институтов в рамках остальных  Сообществ (ЕОУС, Евратом) и других компонентов («опор») Союза (Общая внешняя политика и политика безопасности; Сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере) установлены договорами об учреждении ЕОУС и Евратома, и Договором о ЕС [3. С.139-140].

Каждый институт Союза  имеет собственные правила процедуры (внутренний регламент).

Таким образом, согласно ст. 13 ДЕС: «Институтами Союза являются:

  • Европейский парламент;
  • Европейский совет;
  • Совет;
  • Комиссия;
  • Суд;
  • Европейский центральный банк;
  • Счетная палата.»

Рассмотрим подробнее  каждый из институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Европейский парламент

 

Европейский парламент занимает особое место в институциональной  системе ЕС. Он выступает в роли представительного органа европейских интеграционных образований. Европейский парламент осуществляет функции консультации и контроля. При этом полномочия Европейского парламента значительно уже традиционных полномочий законодательных органов федеративных государств; в то же время можно отметить тенденцию к расширению полномочий.

Согласно ст. 14 ДЕС Европейский парламент состоит из представителей граждан ЕС. Депутаты Европейского парламента избираются прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Правом избирать и быть избранным граждане ЕС наделяются независимо от места их проживания на территории Союза. Общее число членов Европарламента равно 751 (750 членов + Председатель). Ни одно государство не может иметь более 96 и менее 6 мест в Европейском парламенте. Состав Европарламента и квоты отдельных государств фиксируются Европейским советом по предложению Европарламента.

Европейский парламент является однопалатным. Он работает на постоянной основе. Сессии Европарламента проводятся ежегодно. Структура и порядок  функционирования Европейского парламента регулируются прежде всего его Внутренним регламентом. Работой Европарламента руководит его Председатель с помощью Бюро Парламента.

Исключительно важную роль в работе Парламента играют комиссии. Они создаются либо на постоянной, либо на временной основе. Это могут быть комиссии общего и специализированного характера.

Внутри Европарламента формируются  политические группы, создаваемые не на основе национальной или национально-территориальной  принадлежности, а на основе совместных политических интересов, что способствует формированию общего сознания европейцев и служит выражению политической воли граждан Союза [3. С. 194-195].

В настоящее время в  качестве основных полномочий Европарламента выступают:

  • участие в законодательном процессе;

 Европейский парламент  совместно с Советом ЕС участвует в рассмотрении нормативных актов и других решений, проекты которых вносит, как правило, Комиссия. Объем законодательных полномочий Европарламента по разным вопросам является неодинаковым. В одних случаях он участвует в законодательном процессе с правом совещательного («консультативная процедура», «процедура сотрудничества»), в других – с правом решающего голоса («процедура совместного принятия решений»);

  • участие в принятии бюджета ЕС (совместно с Советом ЕС);
  • контроль за деятельностью других органов и должностных лиц Европейского Союза (прежде всего, за Комиссией);
  • полномочия по формированию органов и назначению должностных лиц, в частности, вотум доверия Комиссии и ее Председателю, назначение Омбудсмена;
  • санкционирование ряда важнейших международных договоров ЕС;
  • дача согласия на вступление в ЕС новых государств-членов [3. С.197-206].

 

Европейский совет

 

Европейский совет – высший орган политического руководства ЕС. Согласно ст. 4 ДЕС «Европейский совет дает Союзу необходимые для его развития побудительные импульсы и определяет для него общие политические ориентиры». Европейский совет можно квалифицировать как верховную инстанцию Союза. Он не только принимает решения, ориентирующие развитие Союза, но и разрешает возникающие политические коллизии, в частности между институтами или если решение не было найдено в рамках Совета.

В Европейский совет входят Постоянный председатель, главы государств и (или) правительств государств – членов ЕС, являющиеся либо носителями исполнительной власти, либо возглавляющие исполнительную ветвь власти. В состав Европейского совета входит также председатель Европейской комиссии. Европейский совет решает сам, могут ли сопровождать главу государства или правительства министр, ответственный за внешнюю политику и ведающий в составе правительства вопросами ЕС. В работе Европейского совета участвует также Высокий представитель по иностранным делам и политике безопасности.

Европейский совет созывается на заседания его Председателем  два раза в полугодие. Когда это  обусловлено повесткой дня, члены  Европейского совета могут принять  решение о том, что каждого  из них будет сопровождать министр, а Председателя Комиссии – один из членов Комиссии. Когда это обусловлено  ситуацией, Председатель созывает внеочередное заседание Европейского совета.

Европейский совет принимает  свои решения консенсусом.

Председатель Европейского совета избирается квалифицированным большинством Европейского совета сроком на два с половиной года, который может быть возобновлен один раз. Европейский совет может прекратить его полномочия согласно аналогичной процедуре в случае возникновения препятствий к исполнению обязанностей или серьезного проступка.

В рамках Европейского совета принимаются все наиболее важные политические решения по чрезвычайно широкому спектру вопросов. Это относится ко всем сферам ведения Союза. Таким образом Европейский Совет уполномочен:

  • решать вопросы, связанные с переходом к тому или иному этапу развития;
  • принимать решения, необходимые для разработки и введения новых учредительных актов, созыва межправительственных конференций;
  • рассматривать и одобрять (или не одобрять) намечаемые программы развития;
  • решать вопросы, связанные с приемом новых членов;
  • определять общие ориентиры экономического, социального и финансового развития Союза;
  • руководить общей внешней политикой и политикой безопасности, а также общей безопасности и обороны.

Практически Европейский  совет может принять к своему рассмотрению любой существенно важный вопрос жизнедеятельности и эволюции Союза. Этому, в частности, способствует формула, согласно которой на рассмотрение Европейского совета передаются все спорные проблемы, возникшие на ином уровне, в том числе на уровне Совета ЕС. Не препятствуют такому порядку строгие правила соблюдения каждым из институтов закрепленной за ним компетенции. Применительно к Европейскому совету она определяется не предметом, а значимостью решаемой проблемы [3. С.145-148].

 

Совет Европейского Союза

 

Совет – ведущий институт Европейского Союза, который призван  обеспечить согласование национальных интересов государств-членов с достижением целей и выполнением задач, стоящих перед интеграционными образованиями.

В состав Совета входят полномочные  представители правительств государств-членов (по общему правилу на уровне министров), наделенные в силу своего официального статуса правом участвовать в принятии решений, обязывающих представляемые ими государства. Многообразие функций Совета и разнообразие решаемых им проблем и вопросов вызывают необходимость созыва Совета на уровне наиболее компетентных в той или иной области министров. Наиболее общими вопросами и вопросами политического характера занимается Совет, созываемый в составе министров иностранных дел или министров, специально ведающих европейскими делами. Однако в тех случаях, когда решаются экономические вопросы, такой Совет собирается преимущественно на уровне министров экономики, при решении финансовых вопросов – на уровне министров финансов или и тех и других вместе.

Различия в составе  и формате заседаний Совета не влияют на его статус и правовую значимость принимаемых решений. Они  лишь отражают специфику задач, решаемых данным составом Совета.

Количество и периодичность  проводимых заседаний Совета в нормативных актах не фиксируется. Они собираются по мере надобности и в зависимости от необходимости тех или иных проблем [3. С. 151].

Совет ЕС наделен весьма широкими полномочиями. В системе институтов ЕС Совет является носителем прежде всего законодательной власти, принимает самостоятельно или совместно с Европарламентом регламенты, директивы и другие правовые акты. Совет также располагает полномочиями в сфере исполнительной власти, в частности, может в определенных случаях налагать штрафы на государства-члены.  К ведению Совета отнесено заключение международных договоров от имени Европейских сообществ и Союза, а также принятие других мер в рамках общей внешней политики и политики безопасности. Отдельную группу полномочий Совета образует право формировать состав других институтов и органов ЕС, а именно Европейскую счетную палату, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и некоторые другие органы [5. С. 248-252].

 

Европейская комиссия

 

Европейская комиссия –  ведущий институт Союза.

Согласно ст. 17 ДЕС Комиссия отстаивает общие интересы Союза и предпринимает для этого все необходимые инициативы. Она осуществляет надзор за соблюдением учредительных договоров и актов принимаемых институтами для их исполнения. Она следит, под контролем судебных органов ЕС, за применением права Союза. Она исполняет бюджет и руководит реализацией программ. Она осуществляет координационные, исполнительские и управленческие функции при соблюдении условий, установленных Договором о Европейском Союзе и Договором о функционировании Европейского Союза (далее – ДФЕС). За исключением общей внешней политики и политики безопасности и иных случаев она обеспечивает представительство Союза на международной арене. Она выступает с инициативами по составлению ежегодной и многолетней программ Союза в целях достижения межинституциональных соглашений.

Таким образом, главное назначение Комиссии – это обеспечение и  защита общих интересов Союза  и принятие для этого всех необходимых  мер. Можно выделить четыре главных  блока полномочий Европейской комиссии:

  • она обеспечивает осуществление учредительных договоров, как равно и других нормативных правовых актов, принятых институтами ЕС во исполнение и применение норм первичного права;
  • осуществляет право законодательной инициативы, а также высказывает рекомендации и дает заключения по всем вопросам, составляющих предмет учредительных актов;
  • обладает собственной распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими институтами, прежде всего Советом и парламентом;
  • обеспечивает исполнение решений, принятых Советом, осуществляет координационную и управленческую функцию [4. С. 255].

Комиссия – постоянно действующий  орган, состоящий из независимых  международных чиновников, какими являются члены Комиссии и служащие ее департаментов. Члены Комиссии отбираются на основании их общей компетентности и европейской преданности из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости.

В состав первой Комиссии, назначенной  между днем вступления в силу Лиссабонского  договора и 31 октября 2014 г., включая  ее Председателя и Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, который является одним из ее вице-председателей, входят по одному гражданину от каждого государства-члена.

 С 1 ноября 2014 г. в состав  Комиссии, включая ее Председателя  и Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, входит такое число членов, которое соответствует двум третям от количества государств-членов, если только Европейский совет, постановляя единогласно, не решит изменить это число.

Члены Комиссии отбираются среди граждан  государств-членов по системе строго равноправной ротации между государствами-членами, позволяющей отразить демографический и географический диапазон всех государств-членов. Данную систему единогласно устанавливает Европейский совет в соответствии со статьей 244 ДФЕС.

С учетом выборов в Европейский  парламент и после проведения соответствующих консультаций Европейский совет, постановляя квалифицированным большинством, предлагает Европейскому парламенту кандидата на должность Председателя Комиссии. Данный кандидат избирается Европейским парламентом большинством членов, входящих в его состав. Если данный кандидат не получает требуемого большинства, то Европейский совет, постановляя квалифицированным большинством, в течение месяца предлагает нового кандидата, который избирается Европейским парламентом согласно аналогичной процедуре.

Совет по общему согласию с избранным  Председателем утверждает список других лиц, которых он предлагает назначить членами Комиссии.

Председатель, Верховный представитель  Союза по иностранным делам и  политике безопасности и остальные  члены Комиссии представляются в  качестве коллегии на голосование Европейского парламента для получения одобрения. На основании такого одобрения Комиссия назначается Европейским советом, постановляющим квалифицированным большинством (ст. 17 ДЕС).

 

Суд

 

Суду принадлежит исключительно  важная роль в становлении и развитии интеграционных образований, формировании и эволюции европейского права. Создание суда в качестве независимого специализированного органа рассматривалось как важнейшая гарантия осуществления целей интеграционных сообществ, их единства и сплоченности. Учрежденный первоначально в рамках ЕОУС, суд с образованием ЕЭС (Европейское экономическое сообщество) и Евратома был преобразован в результате слияния в общий для них Суд Европейских Сообществ. Ему на смену пришел Суд Европейского Союза.

Суд Европейского Союза –  один из ведущих институтов Союза  неполитического характера. Он призван обеспечить единообразное понимание и применение европейского права. Суд во время своей деятельности обязан руководствоваться предписаниями учредительных актов, актов вторичного права и нормативными правовыми актами, специально предназначенными для регулирования его деятельности [3. С. 206 -207].

Суд ЕС включает в себя Суд, Трибунал и специализированные трибуналы.

Трибунал был учрежден для того, чтобы разгрузить Суд ЕС, передав в ведение Трибунала менее значимые дела.

Юрисдикцию Трибунала составляют:

  • все трудовые споры;
  • все дела по искам физических и юридических лиц;
  • все споры из частно-правовых и публично-правовых контрактов, заключенных после 1 августа 1993 г.

В целях ускорения разрешения дел  в структуре Суда ЕС могут быть образованы судебные палаты (специализированные трибуналы). Данные органы создаются для рассмотрения отдельных категорий дел, а их решения в кассационном или апелляционном порядке возможно обжаловать в Трибунал.

Состав Суда ЕС формируется правительствами государств-членов ЕС «по общему согласию». Каждое государство-член ЕС располагает одним местом и выдвигает кандидата на замещение этого места. Государство делегирует судью либо генерального адвоката, но, уже став членом Суда ЕС, он становится полностью независимым и несменяемым. Каким-либо образом проконтролировать деятельность судьи государства-члены не могут в силу принципа тайны совещательной комнаты. Каждое государство-член ЕС имеет право вето при формировании Суда ЕС. На практике же государства-члены, как правило, соглашаются с кандидатурами судей и генеральных адвокатов, предложенных каждым из них в соответствии с зарезервированной квотой (один судья и, возможно, один генеральный адвокат).

Срок полномочий всех членов Суда ЕС составляет 6 лет. Обновление состава Суда наполовину происходит каждые 3 года. В том же порядке обновляется состав генеральных адвокатов. Каких-либо ограничений для переизбрания на новый срок не установлено. Соответственно, судья или генеральный адвокат, срок полномочий которого истек, может быть назначен вновь. В случае досрочной вакансии замещение производится на оставшийся срок полномочий выбывшего члена суда.

Вторая, дополнительная категория членов Суда ЕС – генеральные адвокаты. Главная задача генерального адвоката – самостоятельное проведение предварительного, независимого, беспристрастного исследования и представление своего заключения по изученному им делу Суду ЕС. Генеральный адвокат также проводит анализ документов сторон спора и в заключении дает собственную оценку рассматриваемых Судом вопросов.

Таким образом, заключение генерального адвоката – то своего рода альтернатива решению Суда ЕС. Заключения генерального адвоката также служат ценным источником информации о праве и состоянии правовой доктрины ЕС. Как и решения Суда, они переводятся на все официальные языки ЕС и тщательно изучаются правоведами и юристами-практиками.

В подавляющем большинстве случаев  судьи принимают решения, совпадающие с заключениями генеральных адвокатов. Однако это не говорит о том, что Суд всегда обязан строго следовать рекомендациям генерального адвоката. Напротив, судьи могут полностью или частично отступить от этого решения, но, все же, мнение генерального адвоката всегда играет значительную роль.

Суд ЕС обладает обязательной юрисдикцией в отношении государств-членов ЕС [3. С. 212-217].

Юрисдикция Суда ЕС по своему содержанию включает в себя следующие группы полномочий:

  • разрешение споров из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС (прямая юрисдикция);

Дела прямой юрисдикции – это споры, возникающие в ходе претворения в жизнь норм европейского права. В большинстве случаев это дела искового производства. Одна из сторон (истец) привлекает другую сторону (ответчика) к суду за предполагаемое нарушение юридической нормы ЕС, а также ее субъективного права или интереса (например, в исках о возмещении вреда, причиненного частным лицам). По общему правилу Суд ЕС не рассматривает иски к частным лицам, а также к должностным лицам государств-членов ЕС.

  • рассмотрение запросов судебных органов государств-членов ЕС, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права ЕС (преюдициальная юрисдикция).

Если национальный суд сталкивается с необходимостью применить норму  права Европейского Союза, то он может, а в ряде случаев обязан сначала обратиться в Суд ЕС за официальным разъяснением. В отличие от дел прямой юрисдикции, Суд в данном случае не выносит решения по существу конфликта – это делает национальный суд на основании собственной оценки фактических обстоятельств дела. В данном случае функция Суда ЕС заключается в разрешении правовой неясности, с которой сталкиваются органы правосудия государств – членов ЕС в ходе применения юридических норм ЕС.

  • разбирательство дела в порядке предварительного контроля.

 В делах предварительного  контроля Суд рассматривает правомерность  юридических актов на этапе  подготовки проекта решения. Сюда  относятся, в первую очередь,  запросы о соответствии учредительному  договору подписанных, но еще не вступивших в силу соглашений ЕС с третьими лицами и международными организациями [5. С. 316].

Исходя из вышеперечисленного, можно  сделать вывод, что Суд ЕС наделен достаточно широким кругом полномочий: он осуществляет функции, характерные для конституционного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Кроме того, Суд ЕС выступает также и как консультативный орган, заключению которого придается особая юридическая сила.

 

Европейский центральный  банк

 

Согласно ст. 282 ДФЕС Европейский центральный банк и национальные центральные банки государств-членов, выступая совместно, образуют Европейскую систему центральных банков. Именно в рамках Европейской системы центральных банков уточняются и реализуются основные цели финансовой политики ЕС.  К числу главных целей данной системы отнесено поддержание стабильности цен. Она также обеспечивает финансовую поддержку общей экономической политики  ЕС. Европейская система центральных банков функционирует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободой конкуренции. Она призвана содействовать построению конкурентоспособной социальной рыночной экономики.

К числу задач Европейской системы  центральных банков отнесено:

  • определение и осуществление денежной политики ЕС;
  • проведение валютных операций, хранение и управление официальными валютными резервами государств-членов;
  • содействие нормальному функционированию платежных систем.

В рамках Европейской системы центральных  банков обсуждаются предлагаются все наиболее значимые решения, относящиеся к выработке и проведению финансовой политики ЕС. Европейская система центральных банков осуществляет совещательные, консультативные и надзорные функции.

Органом управления Европейской системы  центральных банков выступает Европейский  центральный банк. Европейский центральный  банк является самостоятельным юридическим лицом. В каждой из стран ЕС он пользуется максимальной правоспособностью, адекватной правоспособности национальных юридических лиц, предусмотренной законодательством данной страны. Только он уполномочен санкционировать эмиссию евро. Он независим при осуществлении своих полномочий и при управлении своими финансами. Институты, органы и учреждения Союза, а также правительства государств-членов соблюдают эту независимость.

Внутренняя структура, порядок  формирования и деятельности органов  Европейского центрального банка подчинены решению задач и осуществлению функций, которые возложены на Европейский центральный банк учредительными договорами, Протоколом о Европейской системе центральных банков и Европейском центральном банке и внутренним регламентом Европейского центрального банка. К числу таких органов отнесены: Генеральный (Общий) совет, Совет управляющих и Правление Европейского центрального банка.

Генеральный совет представляет на банковском уровне интересы Европейского центрального банка и национальных центральных банков. Поскольку Европейский центральный банк осуществляет общее управление в рамках Европейской системы центральных банков, то соответственно и орган, объединяющий руководителей всех этих банков во главе с председателем правления Европейского центрального банка, выступает одновременно и как структурный элемент Европейского центрального банка. Генеральный совет – это в основном консультативный, совещательный и отчасти координационный орган.

Совет управляющих Европейского центрального банка – руководящий орган  Европейского центрального банка. Он состоит  из членов правления Европейского центрального банка и управляющих национальными центральными банками государств, национальной валютой которых является евро.

Правление Европейского центрального банка состоит из председателя, вице-председателя и четырех членов. Все они назначаются  Европейским советом квалифицированным  большинством голосов по рекомендации Совета и после консультаций с  Европарламентом и Советом управляющих. Кандидаты на должность в правлении  должны обладать признанным авторитетом  и профессиональным опытом  в сфере финансовой и банковской деятельности. Членами правления могут быть граждане ЕС. Они работают на постоянной основе и назначаются сроком на 8 лет. Они не могут быть назначены повторно [3. С.229-232].

Наднациональные институты европейских сообществ. Порядок формирования, полномочия