Надземный переход
ВВЕДЕНИЕ
При пересечении трассой трубопровода сложных естественных и искусственных препятствий в ряде случаев предусматривается строительство надземных переходов. Надземную прокладку трубопроводов осуществляют по различным конструктивным схемам в зависимости от характера пересекаемого препятствия.
В трубопроводном
строительстве применяются
- Балочные переходы:
а) прямолинейная прокладка без компенсации продольных деформаций;
б) прокладка трубопроводов с компенсацией продольных деформаций:
- трубопроводы с П-, Г- и Z-образными компенсаторами, устанавливаемыми через определенные расстояния в вертикальной или горизонтальной плоскостях;
- трубопровод, имеющий в плане зигзагообразную форму ;
- упругоискривленный самокомпенсирующийся трубопровод ;
- прямолинейная прокладка со слабоизогнутыми компенсационными участками ;
- Подвесные (висячие, вантовые) переходы – особенностью данной схемы и ее разновидностей является подвеска трубопровода к специальным несущим канатам, закрепляемым на высоких опорах;
- Арочные переходы представляют собой конструкции с пролетными строениями криволинейного очертания, имеющими форму арки;
- Переходы в виде самонесущей провисающей нити – трубопровод подвешивается к опорным устройствам и материал труб воспринимает нагрузку от веса трубопровода и транспортируемого продукта;
- Трапецеидальная схема – трубопровод сооружается в форме трапеции, что дает возможность компенсировать удлинения труб;
- Мостовая схема – трубопровод прокладывается по специальному мосту, поэтому нагрузок от собственного веса и веса продукта трубопровод не несет [2].
Выбор места сооружения перехода зависит в основном от положения трассы нефтепровода и лишь в очень небольшой степени от условий пересечения реки.
Исходными данными для проектирования воздушных переходов были материалы изысканий, которые проводились в несколько сокращенном объеме по сравнению с обычными изысканиями для проектирования мостовых переходов.
При проектировании переходов производили анализ схем, включающих в той или иной степени трубы в работу сооружения. Были рассмотрены воздушные переходы арочной системы, переходы в виде провисающей нити из самих труб и, наконец, висячие и вантовые схемы, в которых трубы усилены гибкими нитями из высокопрочных стальных канатов.
Наиболее удобными для перекрытия больших проемов оказались висячие конструкции. Величина пролета для них практически не ограничена. Возможны и многопролетные схемы. Они удобны в монтаже, их легко монтировать, так как трубы свободно подвешиваются к ранее смонтированному канату.
Впервые висячие системы
были применены в мостах, затем
в разных строительных конструкциях
и, наконец, при строительстве
По восприятию нагрузок и по передаче их опорам висячие системы аналогичны арочным, но отличаются тем, что основные несущие элементы представлены нитями и работают только на расстояние. Это позволяет использовать высокопрочные стали, в результате чего висячие системы получаются экономическими и легкими.
К недостаткам висячих систем следует отнести их малую жесткость и следовательно значительную деформативность. Это особенно сказывается при несимметричных нагрузках, образуется S-образный изгиб: одна половина пролета изгибается вниз, а вторая вверх.
Основными параметрами для разработки конструкции висячих переходов являются: пролет, стрелка провисания несущих канатов, панель для трубы или расстояния между подвесками, схема горизонтального раскрепления для восприятия ветровых нагрузок и конструкция анкерных опор. Размер стрелки провисания канатов влияет на сечения канатов и мощность анкерных опор, а также на высоту, вес и конструкцию пилонов.
Институтом «
Анкерные опоры воспринимают усилия от оттяжек или канатов висячей системы и передают их на грунт.
Конструкция анкерной опоры зависит главным образом от положения точки прик-репления каната или оттяжки к опоре и от способа передачи усилия на грунт. Чем выше точка приложения силы от каната, тем больше опрокидывающий момент для опоры и изгибающие моменты для ее конструктивных элементов. Эту точку следует размещать ближе к линии восприятия усилия грунтом.
1. Конструкция висячего перехода.
Висячие системы переходов состоят из растянутых несущих и ветровых элементов (цепей или вант), к которым с помощью также растянутых элементов (подвесок, растяжек) или непосредственно закреплен трубопровод. Поскольку основные несущие и ветровые элементы висячих систем работают на растяжение, то их, как правило, выполняют из высокопрочных канатов (тросов). В зависимости от длины пролета перехода, конструкции пролетного строения, диаметра трубопровода, нагрузок и методов монтажа растягивающие усилия, возникающие в несущих или ветровых канатах, могут изменяться от десятков до тысяч тонн. От величины усилия зависят конструкция и число канатов. С увеличением пролетов переходов и нагрузок количество канатов приходится увеличивать. Количество и расположение канатов зависят не только от нагрузки, но и от конструкции пролетного строения и метода его монтажа.
В некоторых случаях
вместо канатов (тросов) делают цепи из
отдельных жестких элементов, шарнирно
соединенных между собой. Однако,
это, как правило утяжеляет
Несущие и ветровые канаты,
соединенные наклонными оттяжками,
вместе с вертикальными подвесками
и горизонтальными оттяжками
создают несущую систему
В висячих переходах
трубопроводов очень ответствен
Несущие канаты висячих переходов трубопроводов, как правило, опираются на специальные высокие опоры – пилоны. Конструкция пилонов зависит от длины перекрываемых пролетов, передаваемых на пилоны нагрузок, расчетной схемы пилонов, числа ниток трубопровода на переходе, материала пилонов и других факторов. Неотъемлемой частью промежуточных, а часто и крайних пилонов висячих переходов больших пролетов являются консоли для опоры ветровых канатов.
Консоли прикрепляют к опорам или непосредственно к пилонам. Целесообразнее, а иногда и удобнее, располагать их несколько ниже от трубопровода, так как в этом случае ветровые канаты оттягивают трубопроводы вниз и этим несколько повышают жесткость перехода, т.е. затрудняют возникновение вертикальных колебаний от ветровой нагрузки.
2. Расчетная часть.
2.1. Расчёт толщины стенки трубопровода.
Исходные данные для расчёта:
- наружный диаметр трубопровода Dн=720 мм;
- давление в трубопроводе P=5,1 МПа;
- ширина реки 400 м;
Район / время строительства – г. Новосибирск/зима .
Продукт – нефть.
По сортаменту выбираем для газопровода трубы, выпускаемые Челябинским трубопрокатным заводом из стали маркой 13Г2АФ с σв=530 МПа и σт=363 МПа.
В общем случае толщину стенки трубопровода можно определить по формуле
где ψ1 – коэффициент двухосного напряжённого состояния металла труб;
np – коэффициент надёжности по нагрузке от внутреннего давления для газопроводов, np=1,1 ;
Р – внутреннее давление в трубопроводе , МПа;
DН – наружный диаметр трубопровода, мм;
R1 – расчётное сопротивление материала можно рассчитать по формуле (2)
где RH1 – нормальное сопротивление материала, зависящее от марки стали и в расчётах принимается RH1=σв=530 МПа;
m – коэффициент условий работы трубопровода, для III категории трубопроводов m=0,9 ;
k1 – коэффициент надёжности по металлу, k1 = 1,47 ;
kН – коэффициент надёжности по назначению.
Для трубопровода с условным диаметром 720 мм внутренним давлением 5,1МПа, kH=1,0
Коэффициент ψ1=1 при сжимающих продольных осевых напряжениях σпрN > 0.
При σпрN <0 коэффициент ψ1 определяется по формуле:
; (3)
где σпрN – продольное напряжение.
Рассчитаем предварительную толщину стенки трубопровода, первоначально принимая ψ1=1 , по формуле (1):
Полученное расчётное значение толщины стенки округляем до ближайшего большего по сортаменту, равного δН=7 мм. По СНиП 2.01.07-85 находим для района прокладки трубопровода tI = - 20 0C, tVII = +20 0С, ΔI = 20 0C, ΔVII = 6 0C. Нормативные значения температуры наружного воздуха в холодное и тёплое время года:
tхн = - 20 0С – 20 0С = - 40 0С;
tтн = + 20 0С + 6 0С = + 26 0C,
а расчётное значение
Температурный перепад при замыкании трубопровода в холодное время года
а при замыкании в тёплое время года
В качестве расчётного температурного перепада принимаем наибольшее значение
Продольное напряжение
где αt – коэффициент линейного расширения металла, αt = 1,2 * 10-5 1/ 0С;
E – модуль Юнга, Е = 2,06 * 105 МПа;
μ – коэффициент Пуассона, μ=0,3;
Dвн – внутренний диаметр трубы
Рассчитываем продольное напряжение
= - 53,728
Знак «минус» указывает на наличие осевых сжимающих напряжений, поэтому необходимо определить коэффициент ψ1, учитывающий двухосное напряжённое состояние металла труб.
По формуле (1) пересчитываем значение толщины стенки трубопровода
;
Ближайшее большее значение толщины стенки по сортаменту равно 7 мм.
Принятая толщина стенки удовлетворяет условиям
Dн/140= 720/140=5,14 < 7
Очевидно, что δн=7мм можно принять за окончательный результат.
2.2. Определение нагрузок действующих на трубопровод.
При расчетах трубопроводов, работающих по сравнению с подземными, в более сложных условиях, необходимо правильно учитывать нагрузки и воздействия, действующие на данный трубопровод.
Для надземных трубопроводов
q0 = q тр + q k + q пр + q сн,
где qтр, q k. - нагрузки от собственной массы соответственно трубопровода и конструкций перехода;
q пр – нагрузка от массы транспортируемого продукта;
q cн - силовая нагрузка;
q тр – П с.в. q нт р = П с.в. rтр . g . F
где Пс.в. – коэффициент перегрузки по [3], принимаем Пс.в.= 1,1
rтр - плотность материала труб, принимаем rтр. для стали равной 7850 кг/м3
g – ускорение свободного падения, g = 9,8 м/с2
F - площадь поперечного сечения стенок трубы, толщина стенок для Дн = 720 мм
принимаем 7 мм.
F =
qтр = 1.1 . 7850 . 9,8 .0,0160 = 1920,02 н/м
Нагрузка от собственной массы конструкции
qк = Пс.в.,. qкн Пс.в.. 0,1 qтрн = 1,1 0,1 1530,907 = 168,05 н/м
Нагрузка от массы транспортируемого продукта:
qпр= Ппрqпрн =
Ппр
Где пр = коэффициент перегрузки, принимаем по [ 3] равный 1,0
r пр – плотность продукта, для нефти примем rпр= 900 кг/м3
Нормативное значение снеговой нагрузки находится следующим образом:
Рнсн = Ро. сн.. Ссн, где
Ро.сн - вес снегового покрова на единице площади горизонтальной поверхности земли.
Ро. сн. по [3] для г. Новосибирска Ро.сн= 1,5 кПа.
Ссн = коэффициент перехода от веса снегового покрова земли к снеговой нагрузке на трубопровод. Принимаем по [3] Ccн. = 0,4.
Следовательно, Рнсн = Ро.сн. . Сн = 1,5 . 0,4 = 0,6 кПа.
Расчетное значение снеговой нагрузки, приходящейся на единицу длины трубопровода,
кН/м
qсн= Псн . rvcн . В, где
Псн – коэффициент перегрузки по [ 3 ] Псн = 1,4
В – ширина горизонтальной проекции наземного перехода, м. Обычно для одиночного
трубопровода принимают В = 0,77 Дн = 0,77 . 0,72 =0,5544 м
qcн = 1,4 . 0,6 . 0,5544 = 0,4656 кН/м
qвет. = 0,6. Пв . Q. Дн = 0,6. 1,3. 550 . 0,72 = 308,8 Па,
где Q – скоростной напор равный 550 м Па, для IV р-на
Найдем полную величину нагрузок
qо= qтр + qк + Пс + qпр + qcн = 1320,02 + 168,502 + 2453,13 + 0,9 + 465,6 = 4406,252 н/м.
Пс – коэффициент сочетаний, для продукта Пс= 0,9
Стрела провисания ( ¦ ) несущих канатов назначается обычно в пределах пролета, при пролетах более 100 м.
Принимаем ¦ = L = . 400 = 40 м.
Так как подвески вертикальны, то усилия во всех элементах каната имеют одну и ту же горизонтальную проекцию, равную распору
Н = q L2/ 8 , = 4406,25 . 4002/ 8. 40 = 2026,12 кН.
Где q – максимальная расчетная нагрузка в пролете.
L – длина пролета, f - стрела провисания.
Рис. 1. Схема висячего перехода.
Найдем наибольшее усилие в канате у места примыкания его к пилону оно будет равно:
Z =
2.3. Расчет оттяжек.
Усилие в оттяжке зависит от угла наклона ее к горизонту и определяется
Т = Н/cosj0
Угол наклона оттяжки подбирают с таким расчетом, чтобы усилие в ней было равно усилию в несущем канате, т.е. принимаем Т = Z
Тогда cos j0 =
Длина каната между пилонами из условия провисания.
Sк = L[ 1 +
Расстояние между пилоном и анкерной опорой
Где h – высота пилона
h=
где а принимаем от 1,2 м до 1,5 м.
Длина оттяжки
So =
Полная длина каната
S = Sк + 2So = 410,66 + 2 . 113,371 = 637,409 м.
2.4 Расчет канатов.
Условие прочности для канатов записываются
где Rd – действительное разрывное усилие каната,
mк - число несущих канатов, mк = 2
к1 - коэффициент однородности при разрыве, к1= 0,8
m1 - коэффициент условий работы материала в конструкции, m1= 0,8
m2 - коэффициент условий работы для переходов, m2= 0,75
Кк - коэффициент, учитывающий возможное снижение прочности канатов в местах соединений. При двух канатах Кк = 0,95 0,9.
Z max – максимальное расчетное натяжение каната
По сортаменту стальных канатов выбираем марку 62-Г-1-С-Н-1470
Гост 3079-80; Rd= 2600 кН
Условие прочности соблюдается
Для ветровых канатов :
По сортаменту стальных канатов выбираем марку 30-Г-I-C-H-1372 ГОСТ 3079-80
Rd = 800 кН
Условие выполняется.
2.5. Расчет подвесок.
Сила, приложенная к подвеске
Рпод = qc,
Где q – суммарная равномерно распределенная нагрузка,
с - расстояние между панелями, с = 10 м
Усилие в вертикальных подвесках равно приложенной к ней силе, т.е
Площадь «нетто» сечения подвесок определяют из условий работы их на растяжение
где R – расчетное сопротивление стали подвески, для стали С 275 по [5]
Диаметр подвески
Для ветровых канатов
Площадь «нетто» сечения подвесок
Для стали С235 по [ 5 ]
Диаметр подвески
2.6. Расчет пилона.
Расчетная длина пилона
где - коэффициент расчетной длины,
- длина пилона
Рис. 2 Схемы сечения
Момент инерции сечения пилона
где Jуг – момент инерции поперечного сечения угольника равнобокого по сортаменту № 7,5 Jуг = 66,1 см4
В принимаем 120 см по конструктивным соображениям,
cм по сортаменту на угольник № 7,5
Ауг - площадь профиля, Ауг = 12,8 см2
Радиус инерции сечения
Гибкость пилона
– коэффициенты, находящиеся по формуле
где - диагональ, ширина и высота соответственно раскосной решетки.
Площадь сечения всего пилона
Приведенная гибкость пилона с решетками
где - площади сечений раскосов решетки
Условная приведенная гибкость пилона
Rу = 365 МПа, - расчетное сопротивление стали по [ 5 ] для стали С375
При
Проверка условия на устойчивость пилона
коэффициент условий работы по [ 5 ] = 0,9
условие не выполняется
Следовательно, расчет повторяем, но для уголка более с большим номером профиля .
Уголок № 16
Радиус инерции сечения
Гибкость
Коэффициенты
Площадь сечения
Приведенная гибкость пилона
Условная гибкость
При
Проверка условия на устойчивость пилона
315053 кН£ 328000 кН Условие выполняется.
2.7. Расчет фундамента под пилон.
Предварительные размеры подошвы фундамента
где А – площадь подошвы отдельного центрально- нагруженного фундамента, м2.
N - расчетная нагрузка, действующая на фундамент на уровне обреза, кН
N n = 1693,73 кН
R0 – расчетное сопротивление грунта основания , кПa
d- глубина заложения фундамента, м d = 2,5 м
gс р- средний удельный вес фундамента и грунта на его уступах( обычно gс р=20кН/n2)
R0= 400 кН/м2 для глины по [ 8 ]
Значение размера стороны
Расчетное сопротивление грунта основания.
где и - коэффициенты условий работы,
= 1,1 и = 1,0 по [ 8 ]
К – коэффициент по [ 7 ] К = 1,1
- расчетные коэффициенты. Согласно [ 8 ] принимаем
, ,
КZ – коэффициент, принимаем равным:
При в <10 м Кz = 1, при в ³ 10 м Кz = Z0/ в + 0,2
- осредненное расчетное
- 20,0 кН/м3 по [ 8 ]
- то же, на залегающих выше подошвы по [ 8 ]
= 18,9 кН/м3
- расчетное значение удельного сцепления грунта, залегающего непосредственно под подошвой фундамента, кП = 45 кП по [ 8 ]
Среднее значение
давления под подошвой
Должно выполняться следующее условие
402,8 £ 461 Условие выполняется.
3. Технология строительства и монтажа.
Сооружение
надземных переходов осуществляется
в соответствии с проектом организации
строительства всего
Сооружение опор – одна из наиболее трудоемких операций. Для сокращения объемов работ на переходе и на приобъектной строительной площадке целесообразно использовать сборные ж/б элементы опор ( плиты, сваи, стойки, подушки, ригели, кольца и др.). Таким же способом следует изготавливать арматурные каркасы и щитовую опалубку для всех элементов опор, которые предусмотрено выполнять в монолитном варианте. Массивные монолитные опоры устанавливают в котлованах необходимой глубины. При высоком уровне грунтовых вод устраивают постоянный водоотвод из котлована, а откосы котлована укрепляют.