Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

 

 

 

 

 

  1. Военные суды
  2. Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Военные суды

 

Судебную власть в Вооруженных  Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды.

Военные суды относятся к  третьему звену судебной системы, хотя и сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему - Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонные военные суды действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Окружные (флотские) военные  суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судебные составы.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого  обстоятельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей1.

Количество военных судов  и численность судей устанавливаются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (территориальный принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Создаются и упраздняются военные суды федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Принципы организации  и деятельности военных судов

На организацию и деятельность военных судов полностью распространимы все и каждый из принципов правосудия: осуществление правосудия только судом, назначаемость судей на должность, гласность, состязательность и равноправие сторон, презумпция невиновности, осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечение подсудимому права на защиту, сочетание единоличного и коллегиального составов суда при рассмотрении судом гражданских и уголовных дел, независимость судей и подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства и др.

Своеобразие компетенции  военных судов отражается на реализации в их деятельности принципа национального  языка судопроизводства. В военных  судах как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Где бы ни располагался суд, какой бы национальности население ни проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином языке.

Общие и специальные  задачи военных судов

Общими задачами военных  судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

  • нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
  • нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
  • нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Специальные задачи военных  судов закреплены в федеральном процессуальном законе. Согласно ст. 2 УПК, ст. 2 ГПК и ст. 1 КоАП военные суды, как и любые иные суды общей юрисдикции должны решать задачи:

  1. быстрого и полного раскрытия преступлений;
  2. изобличения виновных;
  3. правильного применения закона;
  4. правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Компетенция военных  судов

Как уже отмечалось, военные  суды осуществляют правосудие в первой, кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Им подсудны:

  • гражданские и административные дела о защите нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом   интересов   военнослужащих   Вооруженных   Сил   РФ, других войск,  воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
  • дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также уволенные с военной службы  и  прошедшие  военные сборы, если преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;
  • дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Помимо того, в отношении  военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, военные суды рассматривают  и разрешают жалобы на применение к ним органом предварительного расследования или прокурором заключения под стражу, а равно на последующее продление сроков содержания под стражей, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения.

В соответствии со ст. 23, 25 Конституции  РФ военные суды в пределах своих  полномочий рассматривают дела и  материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

По общему правилу, когда  военные суды дислоцируются за пределами  Российской Федерации, им подсудны все  гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Подсудность военных  судов различных уровней

По первой инстанции гарнизонные  военные суды рассматривают все подсудные военным судам гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные Законом о военных судах к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда.

Кроме того, гарнизонный  военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам  в отношении собственных судебных актов, вступивших в силу. Исходя из положений, содержащихся в гл. 2 Конституции РФ, он также принимает решения о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

В соответствии с требованиями ст. 46 Конституции РФ гарнизонный военный суд рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения.

Окружным (флотским) военным  судам, в свою очередь, подсудно рассмотрение в первой инстанции гражданских  дел, связанных с государственной  тайной, и уголовных дел о преступлениях, влекущих наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.

В кассационном порядке они  рассматривают дела по жалобам и протестам на решения (приговоры, определения и постановления) гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу. Помимо того, ими в порядке надзора разрешаются дела по протестам на решения гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в кассационной инстанции. По вновь открывшимся обстоятельствам окружной (флотский) военный суд рассматривает дела в отношении собственных решений (приговоров, определений и постановлений), вступивших в силу.

Военная коллегия Верховного Суда РФ осуществляет правосудие по первой инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Председатель  военного суда

Полномочия председателя военного суда распространяются на организацию  деятельности возглавляемого им учреждения и различаются в зависимости  от того, о каком военном суде идет речь.

Так, председатель гарнизонного военного суда вправе:

  • участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • представлять суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;
  • осуществлять иные полномочия.

На него возложен ряд обязанностей:

  • организовывать деятельность суда;
  • распределять обязанности между судьями;
  • контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе, утверждать положение об аппарате суда.

Соответственно председателю окружного (флотского) военного суда законом предоставлена возможность:

  • приносить протесты на решения, приговоры, определения и постановления соответствующих гарнизонных и окружных (флотских) военных судов, вступившие в силу;
  • участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • решать вопросы о передаче дел из одной судебной коллегии (судебного состава) в другую, а также о привлечении судей одной судебной коллегии (судебного состава) для рассмотрения дел в составе другой;
  • представлять суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;
  • готовить представление о присвоении воинских званий (за исключением высших воинских званий) судьям военных судов;
  • осуществлять иные полномочия.

На него возложены обязанности:

  • организовывать деятельность суда;
  • созывать заседания президиума суда и вносить на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательствовать на заседаниях президиума;
  • распределять обязанности между своими заместителями;
  • контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе.

Аналогичны  права  и  обязанности  председателя  Военной коллегии Верховного Суда РФ, который уполномочен на:

  • принесение протестов в Президиум Верховного Суда РФ на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ, вступившие в законную силу;
  • принесение протестов в Военную коллегию Верховного Суда РФ и президиумы окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу;
  • участие в рассмотрении дел Военной коллегией Верховного Суда РФ и председательствование в ее судебных заседаниях;
  • решение вопроса о передаче дела из одного судебного состава в другой;
  • осуществление иных полномочий.

Председатель Военной  коллегии Верховного Суда РФ должен:

  • организовать деятельность Военной коллегии;
  • осуществлять контроль работы аппарата Военной коллегии, являющегося структурным подразделением аппарата Верховного Суда РФ, назначать на должность и освобождать от должности работников этого аппарата;
  • исполнять обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда РФ.

Организационное обеспечение деятельности военных  судов. Организация работы в военном  суде

Организационное обеспечение  деятельности военных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном  Суде РФ, аппаратом данных судов и администратором военного суда, а Военной коллегии Верховного Суда РФ - аппаратом Верховного Суда РФ2.

Финансируются Военная коллегия Верховного Суда РФ и военные суды за счет средств федерального бюджета  соответственно Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Верховным Судом РФ.

Транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями  военные суды обеспечивают соответствующие  органы Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они обслуживают и охраняют данные объекты (транспорт, помещения и т.п.), хранят архивы. Понесенные в связи с этим расходы оплачивают соответственно Судебный департамент при Верховном Суде РФ и Верховный Суд РФ.

Аппараты военных судов  и Военной коллегии Верховного Суда РФ помимо обеспечения правосудия обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, систематизируют законодательство и выполняют другие функции суда.

Штатное расписание и структура  аппарата военного суда, численность  его работников определяются в пределах выделенных средств президиумом соответствующего суда (при его отсутствии - председателем). Штатное расписание и структура аппарата Военной коллегии Верховного Суда РФ определяются Председателем Верховного Суда РФ. Положение об аппарате Военной коллегии Верховного Суда РФ утверждается ее председателем.

В каждом военном суде имеется  администратор, который назначается на должность и освобождается от нее начальником подразделения Судебного департамента при Верховном Суде РФ, курирующего организационное обеспечение деятельности военных судов, по представлению председателя соответствующего военного суда. Руководит деятельностью администратора названное подразделение Судебного департамента. Контролем над его деятельностью занимается председатель соответствующего суда.

Администратор военного суда:

  • занимается   организационным   обеспечением   деятельности суда;
  • взаимодействует с  государственными органами,  общественными объединениями, органами местного самоуправления по вопросам обеспечения деятельности суда;
  • принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий судей военного суда и работников его аппарата, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;
  • обеспечивает судей и работников аппарата юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;
  • осуществляет    информационно-правовое    обеспечение деятельности военного суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;
  • организует охрану зданий, помещений и другого имущества военного суда в нерабочее время, обеспечивает бесперебойную работу транспорта военного суда, средств связи, работу хозяйственной службы;
  • организует строительство зданий военного суда, а также их ремонт и техническое оснащение;
  • разрабатывает  проект  сметы  расходов  военного  суда, утверждаемый председателем военного суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
  • выполняет приказы и распоряжения председателя военного суда, связанные с обеспечением деятельности военного суда.

 

 

 

2. Надзор прокуратуры  за соблюдением прав и свобод  человека и гражданина

 

На протяжении многих лет  существования Российского государства  идея защиты прав и свобод личности всегда отступала на последний план. Положение изменилось с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, в ст. 2, 17, 18 которой защита прав и свобод человека и гражданина названа задачей государственной важности. Статья 2 указывает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

В Конституции Российской Федерации впервые была введена  гл.2 «Права и свободы человека и  гражданина», в которой указано, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Конституционные права и  свободы человека и гражданина принято  делить на три группы: личные, политические и социально-экономические. Именно в таком порядке они записаны в Конституции Российской Федерации 1993 г., во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Неслучайно Декларация прав и свобод человека и гражданина начинается со слов: «Утверждая права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства, отмечая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, Верховный Совет РСФСР принимает настоящую Декларацию».

Содержание большинства  статей Конституции Российской Федерации  подтверждает, что каждому гражданину России гарантируется защита его  личных прав и свобод. И это не случайно. Интерес к человеку как  к личности, к проблемам его чести и достоинства - одно из доказательств подлинного демократизма жизни современного российского общества, успешного преодоления веками формировавшихся стереотипов, связанных с принижением роли человека, его чести и достоинства, с пренебрежением к его правам и свободам. Защита личных прав и свобод - болезненная и актуальная проблема для любого человека и гражданина, получившая в настоящее время особое значение. Каждый член общества должен быть уверен, что его личные права, закрепленные Основным Законом страны, надежно защищены государством.

Однако нельзя сказать, что  в этом направлении деятельности государства все обстоит благополучно. Так, в 2011 году прокурорами в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина выявлено 2 836 141 нарушение законов (в 2010 г. - 2 531 769), 187 749 незаконных правовых актов (в 2010 г. - 171 006). В органы прокуратуры поступило 3 500 304 обращения граждан (в 2010 г. - 3 261 107). В связи с этим возникает необходимость совершенствования и активизации защитных механизмов деятельности всех правоохранительных органов и, прежде всего, прокуратуры.

Это связано и с тем, что в Закон РФ «О прокуратуре  Российской Федерации» была включена самостоятельная глава «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», которая определила сущность и предмет прокурорского надзора, его полномочия, механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.

Новые экономические и  социальные отношения в обществе потребовали усовершенствования действующего законодательства. 10 февраля 1999 г. был принят новый Федеральный закон № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который расширил полномочия прокуроров. Центр внимания прокуроров переместился в сторону приоритета личности, человека, его прав и свобод, включая личные права.

В Российской Федерации законодательно закреплены три основные группы прав и свобод человека и гражданина: личные; политические и социально-экономические. Последовательность их закрепления в тексте Конституции Российской Федерации выражает исторический подход углубленного понимания цивилизованным миром очередности включения прав и свобод в общепризнанные международные стандарты. В соответствии с приведенной классификацией в Конституции Российской Федерации на переднем плане - личные права и свободы. К ним относятся права на: жизнь, свободу и неприкосновенность личности; охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; свободу определения национальной принадлежности; свободу передвижения; свободу совести и вероисповедания; свободу мысли и слова.

Государственная защита личных прав и свобод человека и гражданина гарантируется Конституцией Российской Федерации, обеспечивается деятельностью системы государственных органов и должностных лиц, в которую, исходя из основных задач, входят: Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции Российской Федерации закрепляет положение о том, что Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина); Конституционный Суд Российской Федерации; Федеральное собрание Российской Федерации (Совет Федерации, Государственная Дума осуществляют защиту личных прав и свобод, закрепление гарантий их обеспечения посредством законодательной деятельности; Совет Федерации назначает и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации (ст.102 Конституции); Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (ст.103 Конституции); Уполномоченный по права человека в Российской Федерации; Правительство Российской Федерации (федеральные органы исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства); органы прокуратуры Российской Федерации; суды (в ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием); органы государственной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; общественные объединения.

В функции всех названных органов и должностных лиц входит защита прав и свобод человека и гражданина, которую они обязаны осуществлять как по собственной инициативе, так и по требованию обратившихся к ним граждан.

Прокуратура не обладает комплексом признаков, характерных для какой-либо одной традиционной государственной ветви власти. Следовательно, отнесение ее к какой-либо из них возможно только после передачи ее функций. Между тем прокуратура является единой федеральной системой органов, осуществляющих самостоятельные государственные функции безотносительно к ветвям власти. Не подменяя ни один из органов государственной власти, органы прокуратуры от имени Российской Федерации осуществляют специфический вид государственной деятельности, направленный на поддержание законности, установленной в государстве, обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на ее территории, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. При этом они осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было государственных органов власти и управления, общественных формирований и должностных лиц в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Правовое положение органов прокуратуры определяется не отнесением ее к какой-либо ветви государственной власти, а осуществлением государственно-правовых функций. Исходя из чего функции прокуратуры производны от функций государства.

В деятельности прокуратуры последних лет центральное место занимает надзор за соблюдением личных прав и свобод человека и гражданина. На современном этапе это одна из наиболее востребованных функций прокуратуры. Элементы правозащиты реализуются прокурором в процессе исполнения всех полномочий, при осуществлении любой из функций. В этом смысл, цель и назначение надзорной и иной деятельности российской прокуратуры применительно к каждому направлению, в котором центральный вопрос - о том, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И если они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина, и является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности.

Сущность прокурорского надзора, в рассматриваемом аспекте, состоит в том, что он является основой демократического строя правового государства, обеспечивая гарантии прав и свобод граждан, материализуя на практике требование Конституции Российской Федерации о признании фактического верховенства неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина в современной правовой системе России.

Механизм работы прокуроров по разрешению обращений, заявлений, жалоб и предложений граждан включает несколько стадий. На первой определяется, относятся ли поднятые заявителем вопросы к компетенции органов прокуратуры, и отсеиваются обращения, рассмотрение которых отнесено к компетенции других органов. На второй стадии происходит разрешение поступивших сведений по существу с принятием необходимых организационных решений (об удовлетворении жалобы и применении мер прокурорского реагирования либо о признании доводов заявителя необоснованными). По каждому обращению, заявлению, жалобе должны быть приняты следующие решения о: 1) принятии к рассмотрению; 2) передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; 3) направлении в другие органы; 4) приобщении к ранее поступившей жалобе.

Все обращения, заявления, жалобы граждан и должностных лиц, подлежащие рассмотрению и разрешению другими органами и учреждениями, в семидневный срок со дня регистрации должны быть отправлены по назначению. Рассмотрение сообщений о нарушении прав и свобод, как правило, дает возможность прокурору установить состав правонарушения, выяснить суть поступившего к нему обращения, определить меры, необходимые для устранения причин, способствующих обнаруженным правонарушениям. При неполноте материалов прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

В тех случаях, когда обращения, заявления, жалобы, иные сообщения не содержат необходимых для принятия решения данных, либо когда представленные доказательства вызывают сомнение, прокурор проводит проверку. Указанные сообщения являются поводом для ее проведения.

Проверки соблюдения прав и свобод граждан представляют всего лишь разновидность проверок исполнения законов, поскольку защищаемыми в Российской Федерации могут быть только права и свободы, закрепленные законами. Поэтому основания для прокурорской проверки, установленные ст. 21 Закона о прокуратуре, являются общими для всех видов проверок, в том числе проводимых в целях предупреждения нарушений личных прав и свобод человека и гражданина. В процессе ее проведения необходимо выяснить: был ли факт нарушения прав и свобод человека и гражданина; если был, то в чем конкретно выражался; какие законы и правовые нормы при этом были нарушены; конкретно каким органом, организацией или лицом было допущено нарушение прав и свобод человека и гражданина; обстоятельства, способствующие данному нарушению.

Под полномочиями прокурора по устранению и предупреждению нарушений личных прав и свобод человека и гражданина понимается комплекс его прав и обязанностей, позволяющий реализовывать правовые и организационные средства, направленные на устранение или предупреждение правонарушений, понуждение органов исполнительной и государственной власти, должностных лиц и граждан к выполнению предписаний нормативных актов и обеспечивающие возможность человеку и гражданину реально пользоваться конституционными правами и свободами.

Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина