Надзор в арбитражном процессе

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.   Правовая природа надзорной инстанции…………………………………...5

2. Особенности рассмотрения дел в порядке надзора в арбитражном процессе…………………………………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………….16 
Введение

 

Основная задача суда надзорной инстанции по проверке законности и обоснованности вступившего  в законную силу постановления выполняется  путем рассмотрения доклада в  судебном заседании. Однако успешное выполнение этой задачи невозможно без предварительного совершения определенных подготовительных действий. Уже в стадии подготовки дела к рассмотрению в суде надзорной инстанции, судья предварительно уясняет, какие нормы материального права применялись, насколько они соответствуют характеру установленных судом первой или кассационной инстанции спорных отношений между сторонами, правильно ли они установлены, не были ли нарушены нормы процессуального права.

Рассматривая  процесс проверки соответствия решения  требованиям норм материального права В.С. Калмацкий совершенно правильно подметил, что он включает в себя две стадии: подготовительную и заключительную. На подготовительной стадии выясняется, какие нормы применялись судом первой инстанции с точки зрения сложившихся между сторонами отношений, и определяется соответствие их содержания фактическим обстоятельствам дела. На заключительной стадии формируются окончательные выводы суда надзорной относительно законности решения или определения. Эту стадийность можно применить к разрешению вопроса о правильности применения судом первой или кассационной инстанции норм процессуального законодательства.1

Целью контрольной  работы будет являться изучение порядка рассмотрения дел надзорной инстанции в арбитражном процессе.

Для выполнения поставленной цели необходимо определить ряд задач:

-   изучить правовую природу рассмотрения дел в порядке надзора;

- выявить основные  черты рассмотрения дел в порядке  надзора в арбитражном процессе.

Контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения.

 

 

  1. Правовая природа надзорной инстанции

 

Надзорное производство представляет собой регламентированную процессуальным законом деятельность, состоящую в проверке соответствующими должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, внесении протеста в порядке судебного надзора, проверке судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесении решения по делу.

«Надзорная  инстанция - это исключительная инстанция проверки законности и обоснованности решений. До нее дело должно побывать в первой, апелляционной и кассационных инстанциях. И уж дополнительная гарантия от судебных ошибок - это надзорная инстанция. Это специфика российской судебной системы. В большинстве зарубежных судебных систем высшей инстанцией является кассационный суд. На этом судопроизводство заканчивается. В России же надзорная инстанция существует».

Производство  в порядке надзора является самостоятельной  стадией арбитражного процесса и  имеет следующие задачи: 1) проверка законности и обоснованности судебных актов, вступивших в законную силу; 2) гарантия защиты прав организаций и граждан; 3) руководство всей системой арбитражных судов со стороны Президиума ВАС РФ и обеспечение единства применения закона всеми арбитражными судами.2

При проверке фактической  и правовой сторон дела объем судебного  вмешательства в судьбу правового  спора должен быть различен. Обжалование  судебного акта с фактической  стороны должно влечь проверку установленных  обстоятельств дела в пределах доводов жалобы и возражений на нее. В то же время, проверка судебного акта с правовой стороны на предмет наличия существенных нарушений норм материального и процессуального права должна осуществляться вышестоящим судом вне зависимости от доводов и возражений заинтересованных лиц, поскольку обязанность правильного применения закона целиком и полностью лежит на суде, рассматривающем дело, и вышестоящий суд обязан осуществлять контроль за правильным применением норм материального и процессуального права.

Несмотря на то, что решения суда первой инстанции порой рассматриваются и в апелляционной, и в кассационной инстанциях, не всегда удается избежать принятия ошибочных решений. Проверка вступивших в законную силу решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав организаций и граждан-предпринимателей.

Однако эта  стадия арбитражного процесса существенно  отличается от предыдущих тем, что решения  в порядке надзора могут быть пересмотрены только по протестам должностных лиц, указанным в ст. 181 АПК РФ, а не по жалобам лиц, участвующих в деле.3

Протесты приносятся только на вступившие в законную силу решения суда первой инстанции или  постановления апелляционной инстанции следующими лицами:

• Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральный прокурор РФ на решения и постановления любого суда, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

• заместитель  Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и заместитель Генерального прокурора РФ на решения и постановления любого суда, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ.

Другие должностные  лица арбитражного суда и прокуратуры  не вправе приносить протесты в порядке  надзора.

Куда приносится протест?

При наличии  оснований для принесения протеста указанные должностные лица приносят протест в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Именно он является единственным органом, рассматривающим дела по протестам на решения и постановления всех арбитражных судов в Российской Федерации.

Надзорная инстанция должна истребовать и изучить дело. Поводом для истребования дела могут служить и заявления лиц, участвующих в деле, написанные столь убедительно, что побуждают должностное лицо принести протест. Но надо иметь в виду, что заявление о принесении протеста в порядке надзора может быть подано только после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанции.

При отсутствии оснований для принесения протеста об этом извещается лицо, подавшее заявление. Если основания все же имеются, то должностное лицо приносит протест в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ с направлением копии протеста лицам, участвующим в деле.

По действующему законодательству возможность принесения протеста сроком не ограничена.

Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ состоит из Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей, председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда РФ. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица, хотя лица процессуальными правами и обязанностями не наделяются.

Слушание опротестованного дела начинается с доклада судьи  об обстоятельствах дела и доводах  протеста. Члены Президиума вправе задавать докладчику вопросы. Для дачи объяснений могут быть вызваны лица, участвующие в деле, хотя их неявка не препятствует рассмотрению дела. После обсуждения Президиум открытым голосованием принимает постановление. Оно вступает в силу с момента его принятия. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ направляется лицам, участвующим в деле, в 5-дневный срок.

Проверка в  порядке надзора вступивших в  законную силу решений, постановлений  арбитражных судов – это самостоятельная  стадия арбитражного процесса и является дополнительной гарантией защиты прав организаций.

 

  1. Особенности рассмотрения дел в порядке надзора в арбитражном процессе

 

Вступившие  в законную силу судебные акты арбитражных  судов в Российской Федерации  могут быть пересмотрены в порядке  надзора Высшим Арбитражным Судом  Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в статье 42 настоящего Кодекса лиц, а по делам, указанным в статье 52 настоящего Кодекса, по представлению прокурора. Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Статья 293 нового АПК регламентирует порядок надзорного производства:

1. Надзорное  производство возбуждается на  основании заявления лица, участвующего  в деле, или представления прокурора и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иных лиц, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.

2. Вопрос о принятии  заявления или представления  к производству рассматривается  судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 295 настоящего Кодекса.

3. Заявление или представление  после его принятия к производству  рассматривается в соответствии  со статьей 299 настоящего Кодекса  в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который решает вопрос о направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

4. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, образованный в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", пересматривает судебные акты в порядке надзора в соответствии со статьей 303 настоящего Кодекса.

В свою очередь, в ст. 303 дается поэтапный порядок рассмотрения дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

1. Президиум Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации принимает  дело к своему рассмотрению  на основании определения суда, вынесенного в соответствии со статьей 299 настоящего Кодекса, о передаче дела в Президиум.

2. Президиум Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации рассматривает  дела в порядке очередности  их поступления в Президиум,  но не позднее чем в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум.

3. Президиум Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации правомочен  рассматривать дела в порядке  надзора при наличии большинства  членов Президиума.

4. Лицо, обратившееся с  заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, другие лица, участвующие в деле, могут участвовать в заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

5. Дело докладывается  судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - докладчиком по данному делу.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого  судебного акта и других принятых по данному делу судебных актов, доводы, содержащиеся в заявлении или  представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, основания для пересмотра судебного акта, мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела для рассмотрения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.4

6. Лица, участвующие  в деле, если они явились в заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи-докладчика.

Первым дает свои объяснения лицо, обратившееся с  заявлением или представлением о  пересмотре судебного акта в порядке надзора.

7. После выступления  лица, ходатайствующего о пересмотре  судебного акта в порядке надзора,  других лиц, участвующих в деле  и присутствующих в заседании,  Президиум Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации принимает  постановление в закрытом совещании.

8. Постановление  Президиума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации принимается  большинством голосов судей. Председательствующий  в заседании голосует последним.  При равенстве голосов судей  заявление или представление  оставляется без удовлетворения, а судебный акт - без изменения.

По результатам  рассмотрения дела о пересмотре судебного  акта в порядке надзора Президиум  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе:

1) оставить оспариваемый  судебный акт без изменения,  а заявление или представление без удовлетворения;

2) отменить судебный  акт полностью или в части  и передать дело на новое  рассмотрение в арбитражный суд,  судебный акт которого отменен  или изменен. При направлении  дела на новое рассмотрение  Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;

3) отменить судебный  акт полностью или в части  и принять новый судебный акт,  не передавая дело на новое  рассмотрение;

4) отменить судебный  акт полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;

5) оставить без  изменения один из ранее принятых  по делу судебных актов.

В случаях, предусмотренных  пунктами 2 - 5 части 1 настоящей статьи, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации должен указать конкретные основания для изменения или отмены судебного акта в соответствии со статьей 304 настоящего Кодекса.

Указания Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе на толкование закона, изложенные в постановлении об отмене решения, постановления суда, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

Президиум Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  не вправе устанавливать или считать  доказанными обстоятельства, которые не были установлены или доказаны в решении, постановлении или были отвергнуты указанными судебными актами, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации должно соответствовать требованиям, предусмотренным в статье 306 настоящего Кодекса.5

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подписывается  председательствующим в заседании  Президиума.

Однако не все  исследователи вопроса пересмотра решений судов сходятся в мысли об оправданности надзорной инстанции, считая, что она лишь дублирует предыдущую, кассационную. Так, например, А. Кожемяко, первый заместитель председателя Федерального арбитражного суда Центрального округа (г. Брянск) считает, что относительно объекта судебного рассмотрения надзорный орган занимается дублированием кассационной инстанции, практический смысл которого вызывает сомнения. Говорить о том, что большее количество контрольных инстанций лучше обеспечит гарантии прав участвующих в деле лиц или качество судебных решений, в принципе неверно. У проверяющего суда имеется почти такая же перспектива ошибиться в своем решении, как и у суда, акт которого проверяется. С увеличением количества контрольных органов, перепроверяющих друг друга, возрастает не только возможность устранения судебной ошибки, но и вероятность отмены законного решения с принятием вместо него ошибочного. Не случайно многие авторы отмечали, что дублирующие перепроверки в судопроизводстве нежелательны, так как ведут к безответственности судей, затягиванию процесса и в конечном счете, к снижению качества в рассмотрении дел.

По мнению Председателя Высшего арбитражного Суда В. Яковлева, оправданием необходимости сегодняшнего арбитражного надзора служит разделение арбитражной кассационной инстанции на 10 судебных округов и, как следствие, различие в правоприменительной практике. Для приведения ее к единообразию нужен высший арбитр, роль которого взял на себя Президиум. Именно это является главной функцией высшей судебной инстанции.6

Как бы то ни было, пересмотр дела в надзорной инстанции  – еще одна возможность гарантировать  участникам процесса возможность добиться справедливого, законного разрешения спора.

Возможны судебные ошибки и по причине неисследованности  фактической стороны дела. (При этом имеются в виду не те случаи, когда после принятия решения становится известно о новых важных обстоятельствах. В подобной ситуации ранее принятое решение пересматривает тот же суд.) Речь идет о таком пересмотре, когда проверяется законность и обоснованность решения, принятого другой судебной инстанцией или другим судом.

Признаки исключительности либо чрезвычайности стадии надзорного производства так или иначе выводятся из тезиса о том, что после вступления судебного акта в законную силу возможность его пересмотра должна быть ограничена. Способами для ограничения возможности пересмотра судебных актов на стадии надзорного производства выступают пресекательные сроки для обращения в суд надзорной инстанции; предварительный этап рассмотрения надзорных жалоб; особые основания для отмены судебных актов, якобы отличные от оснований для отмены судебных актов в судах второй инстанции; обязательное для обращения в надзорную инстанцию прохождение апелляции и (или) кассации. В связи с этим, исключительность (чрезвычайность) надзорного производства может быть определена как его малодоступность для заинтересованных лиц, связанная с существованием определенных факторов, затрудняющих либо исключающих для заинтересованных лиц возможность доступа в суд надзорной инстанции и (или) получения судебной защиты на данной стадии процесса. Понятия «чрезвычайность стадии» и «исключительность стадии» можно рассматривать как однопорядковые категории, понимаемые применительно к стадии процесса как ограничение возможностей по инициированию судебного процесса и наличие препятствий в получении заинтересованными лицами судебной защиты на данной стадии процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Надзорное производство является исключительной (экстраординарной) стадией арбитражного процесса, в которой происходит пересмотр судебных актов Арбитражных судов. При этом в соответствии со ст. 292 АПК возбуждение надзорного производства возможно только при наличии существенных нарушений прав лиц, участвующих в деле, материального и процессуального права. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов Арбитражного суда, вступивших в законную силу, также является стадией арбитражного процесса, направленной на исправление судебных ошибок.

Критерием исключительности (чрезвычайности) стадии надзорного производства служит степень её доступности для заинтересованных лиц, в связи с чем исключительный (чрезвычайный) характер данной стадии процесса определяется тем, что возможность пересмотра судебного акта в порядке надзора не зависит, как и прежде, от воли заинтересованного в таком пересмотре лица (М.Ю. Новик-Качан). Исключительность (чрезвычайность) стадии надзорного производства определяется не только степенью доступности данной стадии для заинтересованных лиц, но и возможностью реального получения судебной защиты на данной стадии процесса, поскольку сам по себе доступ к суду еще не свидетельствует о том, что судебная защита будет оказана.7

Поставленную  цель считаю достигнутой, а задачи –  выполненными.

 

Список литературы

 

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002г. №95-ФЗ (АПК РФ) (с изменениями и дополнениями) [Текст] // Собрание законодательства РФ. 2002, 46. 18 ноября. Ст. 3856.
  2. Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР.// М.-2006.-345с.
  3. Арбитражный процесс.// Под ред. Треушникова М.К.: М.2007.- 273с.
  4. Анохин В.С. Арбитражное процессуальное право России: Учебник для студентов вузов. // М.: ВЛАДОС, - 2006. – с.219-220.
  5. Масаладжиу Р. М.  Проблемы обеспечения доступности правосудия на стадии надзорного производства в гражданском и арбитражном процессах: Автореферат/ М. – 2009. – с.14-16
  6. Калмацкий В.С. Полномочия кассационной инстанции по проверке законности применения норм права по гражданским делам // Свердловск: Свердловский юрид.инст., 2006. – С. 133
  7. Кожемяко А. Надзорная инстанция – лишнее звено в арбитражном процессе // Российская юстиция, - № 7, июль - 2006 г.  –с.22-23

1 Калмацкий В.С. Полномочия кассационной инстанции по проверке законности применения норм права по гражданским делам. // Свердловск: Свердловский юрид.инст., 2006 – С. 133

2 Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР.// М.-2006.-345с.

3 Анохин В.С. Арбитражное процессуальное право России: Учебник для студентов вузов. // М.: ВЛАДОС, - 2006. – с.219-220.

4 Кожемяко А. Надзорная инстанция – лишнее звено в арбитражном процессе // Российская юстиция, - № 7, июль - 2006 г.  –с.22-23

5 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002г. №95-ФЗ (АПК РФ) (с изменениями и дополнениями) [Текст] // Собрание законодательства РФ. 2002, 46. 18 ноября. Ст. 3856.

6 Арбитражный процесс.// Под ред. Треушникова М.К.: М.2007.- 273с.

7 Масаладжиу Р. М.  Проблемы обеспечения доступности правосудия на стадии надзорного производства в гражданском и арбитражном процессах: Автореферат/ М. – 2009. – с.14-16


Надзор в арбитражном процессе