Надзор за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
Надзор за исполнением
законов, органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
1 Предмет, сущность
и значение надзора за
1.1 Предмет надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной
деятельностью — это вид
Прокурорский надзор –
это деятельность государства, осуществляемая
специально созданными им прокурорскими
органами. Принимая законы, государство
заинтересовано в их строгом и
точном исполнении всеми гражданами,
учреждениями, предприятиями, организациями.
В связи с этим государство
вынуждено выполнять
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.3
В пункте 3 приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21 декабря 2007 № 2074 закреплено, что к предмету прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью относится «Соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях и установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, обеспечение законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий».
Прокурорский надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.
Сущность прокурорского надзора характеризуется рядом признаков:
1. Реальное обеспечение
формами и средствами
По этому признаку деятельность органов прокуратуры может быть охарактеризована как правозащитная, направленная на недопущение в отношении граждан в практике работы правоохранительных органов проведения незаконных оперативно-розыскных мероприятий и иных незаконных оперативно-розыскных действий, ущемляющих политические, личные, имущественные, социально-экономические права и свободы.
2. Обеспечение точного
и безусловного исполнения
В основе данного признака
лежит основополагающая задача уголовного
судопроизводства: обеспечение быстрого
и полного раскрытия
Прокурорский надзор за исполнением
уголовно-процессуального
3. Норма ст. 29 Закона о
прокуратуреобязывает
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что сущность надзора
за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-
Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений8.
Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.
Органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они тем не менее не относятся полностью ни к одной из них.
Учитывая изменившиеся условия, Генеральный прокурор РФ 18 июня 1997 г. издал Приказ № 31 "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием". В нем он потребовал обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно - процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения по делу9.
Генеральный прокурор РФ в упомянутом Приказе № 31 потребовал от подчиненных прокуроров: считать важнейшей обязанностью прокуроров, следователей и органов дознания защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений; внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений; принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, к возмещению причиненного ущерба10.
Прокурорам предписано ежедневно проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах, практиковать проверки во внерабочее время; незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания и незаконные методы следствия. Генеральный прокурор РФ счел необходимым специально потребовать от подчиненных прокуроров не допускать использования задержания и заключения под стражу как средства получения от подозреваемого или обвиняемого признания вины в совершении преступления.
2Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона органами, осуществляющими ОРД. Прокуроры, уполномоченные на осуществление данного надзора
В целях устранения, а главное, предупреждения нарушений уголовно-процессуальных норм, прав и законных интересов граждан в сфере осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия прокурору предоставлены существенные полномочия11.
Оперативно-розыскная
Правовыми основами, регулирующими осуществление данных полномочий в сфере надзора за оперативно-розыскной деятельностью, являются не один, а несколько законов: Конституция РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», законы, регламентирующими деятельность отдельных органов, правомочных проводить оперативно-розыскные мероприятия (Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности», Федеральный закон «О государственной охране», Федеральный закон «Об обороне»; Закон о прокуратуре РФ, Уголовно процессуальный кодекс РФ, ведомственные нормативно-правовые акты: 1) акты прокуратуры (специальные акты, посвященные надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности; акты, регламентирующие деятельность прокурора в отдельных отраслях или направлениях, в которых затрагиваются лишь некоторые аспекты надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности; акты, посвященные узким проблемам, к разрешению которых одновременно привлекаются прокуроры, осуществляющие надзор в различных отраслях); 2) акты органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят оперативно-розыскную деятельность; 3) совместные акты прокуратуры и органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят оперативно-розыскную деятельность.
Эти полномочия неоднородны по своему содержанию и назначению, но подчинены единой цели - обеспечению законности в стадии дознания и предварительного следствия и ОРД.
И так, прокурор вправе:
1) требовать от органов
дознания и предварительного
следствия для проверки
2) отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;
3) давать письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, юридической оценке преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;
4) поручать органам дознания
исполнение постановлений о
5) участвовать в производстве
дознания и предварительного
следствия, а в необходимых
случаях лично выполнять
6) санкционировать производство
обыска, наложения ареста на почтово-
7) осуществлять надзор за законностью производства оперативно-розыскных мероприятий;
8) продлевать срок расследования
и содержания по стражей в
качестве меры пресечения в
случаях и в порядке,
9) возвращать уголовные
дела органам дознания и
10) изымать в целях наиболее
полного и объективного
11) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;
12) возбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении; прекращать либо приостанавливать производство по уголовным делам; давать согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено законом; утверждать или санкционировать протокол при досудебной подготовке материалов и утверждать обвинительное заключение; направлять в суд уголовные дела или материалы по протокольной форме судопроизводства.
Сведения, содержащиеся в
оперативно-служебных
Осуществляя надзор, прокурор проверяет, предусмотрено ли проведение оперативно-розыскного мероприятия законом. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий14.
Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномочен-ными им прокурорами.
Непосредственные субъекты
по осуществлению прокурорского
надзора именуются «
Уполномоченный прокурор — прокурор, компетентный осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, имеющий для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом; прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры; прокуроры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры; в Генеральной прокуратуре РФ — заместители Генерального прокурора РФ; Главный военный прокурор и его заместители; начальники управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники); старшие прокуроры и прокуроры.
Уполномоченные прокуроры на осуществление прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ОРД определяются приказами соответствующих руководителей прокуратур. Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за сведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность15.
Для осуществления прокурорского
надзора в сфере ОРД
Прокуроры — руководители прокуратур несут персональную ответственность за организацию прокурорского надзора. Уполномоченные прокуроры несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну16.
3 Надзор за расследованием уголовных дел. Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов при расследовании преступлений органами дознания. Особенности прокурорского надзора за расследованием преступлений органами предварительного следствия
1 Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. Чувилева А.А. М.: Юристъ, 2000. С. 159.
2Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. – М., 2008. – С. 136.
3 Ст.29 Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"
4Приказ Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 № 207 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»
5 См.: Крюков В.Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры РФ // Подготовлен для системы Консультант плюс. 2007.
6См.: Курс лекций по дисциплине «Прокурорский надзор». Общая часть: Учебное пособие / Дранников В.Н. М.,2004. С. 117.
7Крюков В.Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры РФ // Подготовлен для системы Консультант плюс. 2007.
8 Кожевников О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами расследования / О.А.Кожевников, Екатеринбург, 1994, С.17
9 Приказ Генпрокуратуры РФ от 18.06.1997 № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» (ред. от от 16.03.2006 N 13,с изм., внесенными Приказом Генпрокуратуры РФ
от 05.07.2002 N 39)
10 Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник, под ред. А.Я. Сухарева. – М., 2004. С.21
11 Басков, В.И. Курс прокурорского надзора/ В.И. Басков. – М.,1999.
12 Осипкин В.Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / В.Н.Осипкин. – СПб., 1997.С.35
13 Козусев А.Ф. Надзор прокурора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности/ А.Ф.Козусев/ Законность, 1997,- №2. С.27
14 Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник; под.ред. А.А.Чувилева. – М., 1999.С. 43
15 Кузнецов И. Прокурорский надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности / И.кузнецов // Законности, 2003. - №3. С. 65.
16 Басков В.И. Курс прокурорского надзора / В.И.Басков. – М., 1999. С. 78.