Надзор за законностью в царствование Петра I. 2
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА
ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Ижевский юридический институт (филиал)
Заочное отделение
кафедра государственно-правовых дисциплин
Дисциплина: История органов и учреждений юстиции в России
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Надзор за законностью в царствование Петра I»
Выполнил
Проверил
Старший преподаватель кафедры
государственно правовых дисциплин
БУЛЬЕННОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА
Оценка ___________________________
______________________________
(подпись преподавателя)
Ижевск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Основателем
органов прокуратуры и
Первым в России специализированным контрольным ведомством с отдельными надзорными полномочиями была учрежденная указом от 2 марта 1711 г. фискальная служба. За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии, а модель такой должности была заимствована в Швеции. Назначение ее состояло в том, чтобы "... над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего". При Сенате учреждается должность обер-фискала, назначаемого государем, получавшего возможность осуществлять надзор за деятельностью государственного аппарата, используя систему фискалов. В их основную обязанность входило «тайно проведывать, доносить и обличать» о всех нарушениях закона, злоупотреблениях и воровстве и всем прочем, что «во вред государственному интересу может быть». С этой целью они принимали «доносы» от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, и объяснения чиновников. Должности фискалов учреждались при всех центральных и местных органах: коллегиях, канцеляриях, судах и др., при губернских правлениях, провинциях, городах. Фискальная служба являлась секретной, к фискалам предъявлялись высокие моральные требования.
Довольно скоро оказалось, что в деятельности самой фискальной службы множество недостатков. Пользуясь весьма широкими полномочиями и не чувствуя должной ответственности, многие фискалы не прочь были поживиться за счет тех мест, при которых они состояли, погрязнув в лихоимстве и злоупотреблениях. Они не получали материального обеспечения от казны, что провоцировало взяточничество. Их стали почти открыто ненавидеть, так что само слово «фискал» люди относили к таким же бранным, как, например, «шпион», «доноситель». Сам император вынужден был признать, что чин фискала «тяжел и ненавидим».
Кроме того, оставался без контроля и присмотра высшей государственный орган — Правительствующий сенат. Предпринятые в 1715—1721 гг. усилия по организации действенного контроля за высшей властью оказались неудачными. В то же время такой контроль был особенно актуален в условиях невиданной прежде интенсификации законодательного процесса. Правда, иногда император поручал контролировать сенатскую деятельность своим наиболее доверенным лицам, таким, как генерал-ревизор Зотов и обер-секретарь Сената Щукин, и даже отдельным офицерам гвардии. Но эти функции они выполняли временно, эпизодически, что не удовлетворяло Петра I. Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Из сочетания названных потребностей в январе 1722 г. и возникла российская прокуратура.
Основной целью работы является исследование темы «Надзор за законностью в царствование Петра I», задачами контрольной работы является изучение и раскрытие следующих вопросов:
– Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I;
– Надзор за законностью.
§ 1 Надзор за законностью
Во времена правления Петра I Россия превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью императора. Изменились не только устоявшийся веками образ жизни, но и все основные государственные структуры. Петр Великий учреждал новые, необычные для Российского государства органы, положение которых с каждым днем становилось все сильнее и сильнее. Боярскую думу сменил Правительствующий Сенат; приказы уступили место коллегиям. С введением Святейшего Синода в подчинение императора перешла и церковь. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовывалось местное управление.
Все эти преобразования Российской империи нуждались в новом законодательстве, в связи с чем в первой половине XVIII в. в год в среднем издавалось по 160 указов.
Петр I впервые в России создал орган, специально предназначенный для контроля и надзора за соблюдением законов, — фискалитет. В обязанности данного органа входило тайно следить за неправильным судопроизводством и осуществлять надзор за соблюдением законов. Позже институт фискалов был преобразован в прокуратуру.
22 февраля 1711 г. Петром I был издан указ об учреждении Сената. Данным указом Сенату было поручено «прежде всего суд иметь нелицемерный», преследовать несправедливых судей и ябедников. Указами от 2 и 5 марта 1711 г. Петр I вводит должность фискалов, с помощью которых Сенат мог наблюдать за деятельностью судов в государстве.
Глава фискалов (обер-фискал) состоял при Сенате. Но фискалы, несмотря на то, что состояли при сенате, были доверенными лицами царя. Указом от 17 марта 1714 г. была обозначена компетенция фискальных органов. В их обязанность входило: узнавать все обстоятельства, которые могут причинить вред государству; обязательно докладывать об измене или заговоре, возмущении или бунте.
С течением времени сеть фискальных органов расширялась, и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный.
На основании указа от 17 марта 1714 г. в каждой губернии государства была учреждена территориальная фискальная служба, в которой состояло четыре человека, в том числе провинциал-фискал, наблюдавший за деятельностью городовых фискалов и один раз в год проводил ревизию. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях — провинциал-фискалы, в монастырях — инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах.
В обязанность фискалов входило
тайно проведывать, доносить и обличать
все злоупотребления как
Практическая вседозволенность фискальства
вызывала большое недовольство в
обществе, и в 1714 г. Петр I издал указ,
устанавливающий
Всевозможные злоупотребления фискалов своим положением привели к тому, что слово «фискал» превратилось в бранное и стало означать нечто низкое, подлое, корыстное, несмотря на то, что в некоторых случаях фискалы и приносили пользу. Но правительство считало, что фискалам лучше с доношением ошибиться, чем промолчать, хотя в то время ведение суда и следствия проходило таким образом, что неправильное и правильное доношение грозило одинаковым наказанием, на кого ложно или правдиво, по долгу или по злобе донесет фискал. Фискал даже при ложности своего доноса мог с большей уверенностью рассчитывать на успех, так как следствие добивалось признания обвиняемого через пытки или посредством допроса с пристрастием. В большинстве случаев обвиняемый не выдерживал пытки или сдавался на допросе с пристрастием, боясь возможности пытки, и признавал донос. В этом случае донос признавался доказанным. А если в дальнейшем обвиняемый отказывался от своего признания, его вновь подвергали пыткам.
Это привело к тому, что люди
стали писать правительству в
официальных бумагах о
Указом Петра I от 12 января 1722 г. изменялся прежний состав Сената и вводились новые должности, в том числе две очень важные: генерал-прокурор и обер-прокурор. При всех коллегиях также были учреждены прокуроры. Должность прокурора представлялась Петру как предупреждающая возникновение преступлений в среде слуг правительства и его чиновников. Прокуроры вошли в состав всех учреждений, действовали гласно и заботились о невозможности нарушения закона со стороны кого бы то ни было.
С первых же дней образования прокуратуры Петр I дал понять всем сенаторам, какое место он намерен отвести прокурору в государственных делах. Представляя сенаторам первого генерал-прокурора, он сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления».
Эта же мысль Петра
нашла отражение и в указе
от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора».
Положение первого генерал-прокурора было непростым. Основное внимание в своей прокурорской деятельности Ягужинский сосредоточил на контроле за повседневной работой Сената, за правильностью и законностью разрешения дел, их своевременным прохождением, порядком в Сенате и т.п. Первое время генерал-прокурор прилагал немало усилий, чтобы навести в Сенате элементарный порядок. Коллегиальные решения были еще чужды сознанию самолюбивых сановников. Сенаторы не привыкли считаться с чужим мнением и уважать его, поэтому в сенатском собрании зачастую возникали ссоры, крики и брань, а иногда и драки. В связи с этим 16 октября 1722 года Ягужинский написал особое «предложение» Сенату, в котором просил сенаторов воздержаться от ссор и споров, «ибо прежде всего это неприлично для такого учреждения, как Сенат».
Постепенно генерал-прокурор
занимает ключевое положение в государственном управлении. В.О. Ключевский
писал по этому поводу: «Генерал-прокурор,
а не Сенат, становился маховым колесом
всего управления; не входя в его состав,
не имея сенаторского голоса, был, однако,
настоящим его президентом, смотрел за
порядком его заседаний, возбуждал в нем
законодательные вопросы, судил, когда
Сенат поступал право или неправо, посредством
своих песочных часов руководил его рассуждениями
и превращал его в политическое сооружение
на песке». Генерал-прокурор оглашал в
Сенате именные указы, выступал с законодательными
инициативами, вносил в Правительствующий
Сенат кандидатуры прокуроров и руководил
нижестоящими прокурорами, осуществлял
надзор за фискальной службой, отслеживал
исполнение высочайших предписаний, осуществлял общенадзорную
§ 2 Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I
Как название, так и исходный замысел нового государственного учреждения был заимствован, в первую очередь, из Франции, где прокуратура как государственный институт возникла впервые — 25 марта 1302 г. Но в итоге за отечественными прокурорами не были закреплены присущие соответствующему французскому институту уголовно-процессуальные полномочия. Российская прокуратура начинала складываться как ведомство, подчиненное непосредственно верховной власти и призванное осуществлять надзор за деятельностью правительственных учреждений.
12 января 1722 года оказалось
знаменательной датой в истории Российского государства. В тот день
царь подписал указ, направленный на улучшение деятельности
всех органов государства. В нем определялись
обязанности сенаторов, предписывалось
присутствовать президентам некоторых
коллегий в Сенате, устанавливалась ревизион-
В Именном Высочайшем Указе Петра
1 Правительствующему Сенату отмечалось:
"Надлежит быть при Сенате Генерал-Прокурору
Генерал-аншефа, обер-
При создании прокуратуры
Петром 1 перед ней ставилась задача
"уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков
в делах, неправосудия, взяточничества
и беззакония". В этом же указе Петр писал:
«Ныне ни в чем так надлежит трудиться,
чтобы
выбрать и мне представить кандидатов
на вышеписанные чины, а буде за
краткостью времени всех нельзя, то чтобы
в президенты коллегий и в генерал и обер-прокуроры
выбрать; что необходимая есть нужда до
наступающего
карнавала учинить, дабы потом исправиться
в делах было можно; в сии чины
дается воля выбирать изо всяких чинов,
а особливо в прокуроры, понеже дело
нужное есть».
На прокуратуру была
возложена обязанность
По структуре петровская прокуратура делилась на две части — сенатскую и синодальную, а те, в свою очередь, на два уровня. Высший уровень составили независимые друг от друга генерал-прокуратура Правительствующего Сената и обер-прокуратура Святейшего Синода. Генерал-прокурору и обер-прокурору подчинялись прокуроры при коллегиях Сената. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом. Низший уровень составляли подчиненные им прокуратуры коллегий, Главного магистрата, надворных судов и Монастырского приказа. В то же время должности прокуроров не предусматривались в единолично управлявшихся центральных ведомствах — канцеляриях. По замыслу Петра I прокуратура не финансировалась как отдельное ведомство, ее должностные лица должны были получать жалованье из бюджетов поднадзорных учреждений.
По первоначальному
замыслу Петра I, генерал-прокурор должен был выступать
в роли высшего должностного лица в государственном
аппарате, в руках которого сосредоточивался
бы надзор за правильным и законным ходом
управления страной, и прежде всего ее
центральными учреждениями. Предполагалось,
что генерал-прокурор должен стоять на
страже интересов государя, государства,
церкви и всех граждан, которые не могут
сами защитить свои интересы. Однако в
ходе дальнейшей работы над указом о функциях
прокуратуры Петр отказался от таких всеобъемлющих
обязанностей генерал-
Заключение
В своей работе я попытался рассмотреть, как осуществлялся надзор за законностью в царствие Петра Великого, и отразить возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I.
С 1711 по 1722 год в Сенате появились прообразы будущей прокуратуры Российской империи: Петр I впервые в России создал орган, специально предназначенный для контроля и надзора за соблюдением законов, — фискалитет. В обязанности данного органа входило тайно следить за неправильным судопроизводством и осуществлять надзор за соблюдением законов. Расправная палата для расследования служебных преступлений и злоупотреблений и для контроля над местными чиновниками в области суда; обер-фискал для негласного надзора за нижестоящими учреждениями и должностными лицами, а также для защиты казенных интересов при судебных исках; генерал-рекетмейстер для приема и рассмотрения жалоб на центральные учреждения; позднее генерал-ревизор и штаб-офицеры гвардии. Однако все эти учреждения и должности не смогли решить единого и общего контроля над чиновничьим аппаратом в центре и на местах, более того, имели место даже злоупотребления самих наблюдателей в связи с этим Петр I создал еще одну должность для надзора за Сенатом, за фискалами и за всей системой управления и судом вообще.
Указом Петра I от 12 января 1722 г. изменялся прежний состав Сената и вводились новые должности, в том числе две очень важные: генерал-прокурор и обер-прокурор. При всех коллегиях также были учреждены прокуроры. Должность прокурора представлялась Петру как предупреждающая возникновение преступлений в среде слуг правительства и его чиновников. Прокуроры вошли в состав всех учреждений, действовали гласно и заботились о невозможности нарушения закона со стороны кого бы то ни было.
В наше время 12 января официально
провозглашен «Днем прокуратуры».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Из истории российской
прокуратуры. Статья
2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — М, Юристъ, 2003.
3. Ключевский В.О. Курс русской истории. Приводится по публикации на web-сайте www.hrono.ru.
4. Прокурорский надзор. Учебник для вузов под
ред. засл.юриста РФ, д.ю.н.,
5. Савченко Д. Новое
исследование об истории