Надзор за законностью в царствование Петра I



 

                

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА

ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ижевский юридический институт (филиал)

                                               

 

                                                    

 

Заочное отделение

кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Дисциплина: История органов и учреждений юстиции в России

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Надзор за законностью в царствование Петра I»

 

  

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                   Выполнил

              студент 104 зс учебной группы

                                                                                                  ВОРОБЬЁВ ЕВГЕНИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

 

 

 

                                                                                                  Проверил

Старший преподаватель кафедры

государственно правовых дисциплин

БУЛЬЕННОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА                                                       

 

 Оценка ___________________________

             

  ___________________________________

                                          (подпись преподавателя)

 

  

 

 

 

Ижевск 2011

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

§ 1 Надзор за законностью

§ 2 Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


Введение

 

 Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России считается Петр I. Общая централизация и бюрократизация системы власти, характерная для становления абсолютной монархии в период его правления, привела, во-первых, к потребности в создании органа по контролю и надзору за состоянием законности, а во-вторых, к необходимости пресечения и предупреждения возросшей преступности среди должностных лиц.

Первым в России специализированным контрольным ведомством с отдельными надзорными полномочиями была учрежденная указом от 2 марта 1711 г. фискальная служба. За образец этой службы Петр I  взял государственные органы Германии, а модель такой должности была заимствована в Швеции. Назначение ее состояло в том, чтобы "... над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего". При Сенате учреждается должность обер-фискала, назначаемого государем, получавшего возможность осуществлять надзор за деятельностью государственного аппарата, используя систему фискалов. В их основную обязанность входило «тайно проведывать, доносить и  обличать» о всех нарушениях закона, злоупотреблениях и воровстве  и всем прочем, что «во вред государственному интересу может быть». С этой  целью они принимали «доносы» от частных лиц, имели  право входить в  присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, и  объяснения чиновников. Должности фискалов учреждались при всех центральных и местных органах: коллегиях, канцеляриях, судах и др., при губернских правлениях, провинциях, городах. Фискальная служба являлась секретной, к фискалам предъявлялись высокие моральные требования.

Довольно скоро оказалось, что в деятельности самой фискальной службы  множество недостатков. Пользуясь весьма широкими полномочиями и не  чувствуя должной ответственности, многие фискалы не прочь были поживиться  за счет тех мест, при которых они состояли, погрязнув в лихоимстве и  злоупотреблениях. Они не получали материального обеспечения от казны, что провоцировало взяточничество. Их стали почти открыто ненавидеть, так что само слово  «фискал» люди относили к таким же бранным, как, например, «шпион»,  «доноситель».  Сам император вынужден был признать, что чин фискала «тяжел и ненавидим».

Кроме того, оставался без контроля и присмотра высшей государственный орган  — Правительствующий сенат. Предпринятые в 1715—1721 гг. усилия по организации  действенного контроля за высшей властью оказались неудачными. В то же время такой контроль был особенно актуален в условиях невиданной прежде интенсификации законодательного процесса. Правда, иногда  император поручал контролировать сенатскую деятельность своим наиболее доверенным лицам, таким, как  генерал-ревизор Зотов и обер-секретарь Сената Щукин, и даже отдельным  офицерам гвардии. Но эти функции они выполняли временно, эпизодически, что  не удовлетворяло Петра I. Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими  государственными учреждениями. Из сочетания названных потребностей в январе 1722 г. и возникла российская прокуратура.

Основной целью работы является исследование темы «Надзор за законностью в царствование Петра I», задачами контрольной работы является изучение и раскрытие следующих вопросов:

– Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I;

– Надзор за законностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1 Надзор за законностью

Во времена правления Петра I Россия превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью императора. Изменились не только устоявшийся веками образ жизни, но и все основные государственные структуры. Петр Великий учреждал новые, необычные для Российского государства органы, положение которых с каждым днем становилось все сильнее и сильнее. Боярскую думу сменил Правительствующий Сенат; приказы уступили место коллегиям. С введением Святейшего Синода в подчинение императора перешла и церковь. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовывалось местное управление.

Все эти преобразования Российской империи нуждались в новом законодательстве, в связи с чем в первой половине XVIII в. в год в среднем издавалось по 160 указов.

Петр I впервые в России создал орган, специально предназначенный для контроля и надзора за соблюдением законов, — фискалитет. В обязанности данного органа входило тайно следить за неправильным судопроизводством и осуществлять надзор за соблюдением законов. Позже институт фискалов был преобразован в прокуратуру.

22 февраля 1711 г. Петром I был издан указ об учреждении Сената. Данным указом Сенату было поручено «прежде всего суд иметь нелицемерный», преследовать несправедливых судей и ябедников. Указами от 2 и 5 марта 1711 г. Петр I вводит должность фискалов, с помощью которых Сенат мог наблюдать за деятельностью судов в государстве.

Глава фискалов (обер-фискал) состоял при Сенате. Но фискалы, несмотря на то, что состояли при сенате, были доверенными лицами царя. Указом от 17 марта 1714 г. была обозначена компетенция фискальных органов. В их обязанность входило: узнавать все обстоятельства, которые могут причинить вред государству; обязательно докладывать об измене или заговоре, возмущении или бунте.

С течением времени сеть фискальных органов расширялась, и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный.

На основании указа от 17 марта 1714 г. в каждой губернии государства была учреждена территориальная фискальная служба, в которой состояло четыре человека, в том числе провинциал-фискал, наблюдавший за деятельностью городовых фискалов и один раз в год проводил ревизию. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях — провинциал-фискалы, в монастырях — инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах.

В обязанность фискалов входило тайно проведывать, доносить и обличать все злоупотребления как низших, так и высших чиновников; преследовать и пресекать казнокрадство, взяточничество и хищения чиновниками, а также другие преступления, носящие антигосударственный и антиобщественный характер. Фискалы должны были также надзирать за исполнением законов. Фискалы принимали доносы от частных лиц, имели право являться во все учреждения, заведения и другие места и требовать на просмотр все дела и документы. Они обязательно присутствовали при отобрании денег в доход государства. О проделанной работе, обо всем, что фискалам удалось узнать в процессе своей деятельности, они доносили в Сенат. Если донос оказывался верным, то половина штрафа, взимаемого с нарушителя, шла в пользу фискала. В случае неправильного доноса указом предписывалось «… в вину ему это не ставить».

Практическая вседозволенность фискальства вызывала большое недовольство в обществе, и в 1714 г. Петр I издал указ, устанавливающий ответственность фискалов за ложный донос. На основании данного указа фискал в результате ложного донесения подвергался тому же наказанию, что и человек, на которого был сделан донос, если бы он был признан виновным. Но в указе оговаривалось, что фискал освобождается от ответственности в результате неправильного доноса по ошибке и только при частом повторении ложных доносов подвергается небольшому штрафу.

Всевозможные злоупотребления фискалов своим положением привели к тому, что слово «фискал» превратилось в бранное и стало означать нечто низкое, подлое, корыстное, несмотря на то, что в некоторых случаях фискалы и приносили пользу. Но правительство считало, что фискалам лучше с доношением ошибиться, чем промолчать, хотя в то время ведение суда и следствия проходило таким образом, что неправильное и правильное доношение грозило одинаковым наказанием, на кого ложно или правдиво, по долгу или по злобе донесет фискал. Фискал даже при ложности своего доноса мог с большей уверенностью рассчитывать на успех, так как следствие добивалось признания обвиняемого через пытки или посредством допроса с пристрастием. В большинстве случаев обвиняемый не выдерживал пытки или сдавался на допросе с пристрастием, боясь возможности пытки, и признавал донос. В этом случае донос признавался доказанным. А если в дальнейшем обвиняемый отказывался от своего признания, его вновь подвергали пыткам.

Это привело к тому, что люди стали писать правительству в официальных бумагах о необходимости подвергнуть наказанию через повешение всех фискалов. Поэтому Петр I создал еще одну должность для надзора за Сенатом, за фискалами и за всей системой управления и судом вообще.

Указом Петра I от 12 января 1722 г. изменялся прежний состав Сената и вводились новые должности, в том числе две очень важные: генерал-прокурор и обер-прокурор. При всех коллегиях также были учреждены прокуроры. Должность прокурора представлялась Петру как предупреждающая возникновение преступлений в среде слуг правительства и его чиновников. Прокуроры вошли в состав всех учреждений, действовали гласно и заботились о невозможности нарушения закона со стороны кого бы то ни было.

С первых же дней образования прокуратуры Петр I  дал понять всем  сенаторам, какое место он намерен отвести прокурору в государственных делах.  Представляя сенаторам первого генерал-прокурора, он сказал: «Вот мое око,  коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он  заблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает  противно моим и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и,  уведомив меня о том, ожидайте моего  повеления». 

Эта же мысль Петра нашла отражение и в указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора». Этот указ устанавливал основные обязанности  прокурора, его полномочия по надзору за Сенатом, руководству подчиненными органами прокуратуры. Указ предписывал, что «генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во  всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно,  ревностно и порядочно, без потеряния времени, по  регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина ко отправлению ему помешает, что все  записывать повинен в свой юрнал». Прокурору вменялось в обязанность  наблюдать также за тем, чтобы в Сенате «не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись», а также «накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». Если генерал-прокурор обнаруживал, что Сенат нарушает законы, то он обязан был предложить Сенату исправить ошибку, а если не послушает — «протестовать и оное дело остановить». В указе отмечено: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет». Прокуроры имели назначение выполнять роль "взыскателей наказания" и одновременно "защитников невинности".

Положение первого генерал-прокурора было непростым. Основное внимание в своей прокурорской деятельности Ягужинский сосредоточил на контроле за повседневной работой Сената, за правильностью и законностью разрешения дел, их своевременным прохождением, порядком в Сенате и т.п. Первое время генерал-прокурор прилагал немало усилий, чтобы навести в Сенате элементарный порядок. Коллегиальные решения были еще чужды сознанию самолюбивых сановников. Сенаторы не привыкли считаться с чужим мнением и уважать его, поэтому в сенатском собрании зачастую возникали ссоры, крики и брань, а иногда и драки. В связи с этим 16 октября 1722 года Ягужинский написал особое «предложение» Сенату, в котором просил сенаторов воздержаться от ссор и споров, «ибо прежде всего это неприлично для такого учреждения, как Сенат».

 Постепенно генерал-прокурор занимает ключевое положение в государственном управлении. В.О. Ключевский писал по этому поводу: «Генерал-прокурор, а не Сенат, становился маховым колесом всего управления; не входя в его состав, не имея сенаторского голоса, был, однако, настоящим его президентом, смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы, судил, когда Сенат поступал право или неправо, посредством своих песочных часов руководил его рассуждениями и превращал его в политическое сооружение на песке». Генерал-прокурор оглашал в Сенате именные указы, выступал с законодательными инициативами, вносил в Правительствующий Сенат кандидатуры прокуроров и руководил нижестоящими прокурорами, осуществлял надзор за фискальной службой, отслеживал исполнение высочайших предписаний, осуществлял общенадзорную деятельность, мог ставить вопрос перед Сенатом  о ликвидации пробелов в законодательстве. Собственно надзорная деятельность генерал-прокуратуры проявилась в описываемое время весьма слабо. Эпизодов официального обращения генерал-прокурора с протестами к Петру I не обнаружилось ни одного. В то же время генерал-прокуратура вела следственную деятельность, которая формально для должности генерал-прокурора предусмотрена не была. На основе следственной канцелярии генерал-прокуратуры в начале 1723 г. возникает Розыскная контора Вышнего суда. Указом от 11 мая 1722 г. была создана своего рода специализированная прокуратура во главе со светским чиновником — обер-прокурором центрального органа управления государственной православной церковью — Святейшего синода. В епархиях православной церкви, которые управлялись духовными консисториями, прокурорские надзорные функции возлагались на секретарей консисторий. Они назначались и увольнялись с должности Синодом по предложению обер-прокурора, находились в его непосредственном подчинении «как блюстителя законных постановлений по духовному ведомству» и были обязаны исполнять его предписания.


§ 2 Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I

 

Как название, так и исходный замысел нового государственного учреждения был заимствован, в первую очередь, из Франции, где прокуратура как государственный институт возникла впервые —  25 марта 1302 г. Но в итоге за отечественными прокурорами не были закреплены присущие соответствующему французскому институту уголовно-процессуальные полномочия. Российская прокуратура начинала складываться как ведомство, подчиненное непосредственно верховной власти и призванное осуществлять надзор за деятельностью правительственных учреждений.

12 января 1722 года оказалось знаменательной датой в истории Российского  государства. В тот день царь  подписал указ, направленный на улучшение  деятельности всех органов государства. В нем определялись обязанности  сенаторов, предписывалось присутствовать президентам некоторых коллегий в  Сенате, устанавливалась ревизион-коллегия и учреждались при Сенате  должности генерал-прокурора, рекетмейстера, экзекутора и герольдмейстера.  Петр предложил представить ему кандидатов на эти должности. 

В Именном Высочайшем Указе Петра 1 Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при  Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны  будут рапортовать Генерал-Прокурору". Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. Уже 18 января 1722 года он назначает на должность генерал-прокурора графа Павла Ивановича Ягужинского, одного из «птенцов гнезда Петрова» (То, что выбор Петра I пал на Павла Ивановича Ягужинского, было вполне закономерно. Тот свободно владел несколькими иностранными языками, отличался красноречием и был наделен дипломатическими способностями. По приказу Петра он вел переговоры с королями Дании и Пруссии, участвовал в ряде конгрессов, часто сопровождая царя в его заграничных поездках. Умный и деятельный, Павел Иванович умел жестко отстаивать свою позицию, за что светлейший князь Меньшиков «от души ненавидел его». Царь не мог нахвалиться своим генерал-прокурором, не раз повторяя приближенным: «Что осмотрит Павел, так верно, как будто я сам видел». А 7 мая 1724 года, в день коронации императрицы Екатерины Алексеевны, П. И. Ягужинский был удостоен ордена Св. Андрея Первозванного. Пост генерал-прокурора Павел Ягужинский сохранил вплоть до самой своей смерти в 1736 году, хотя при преемниках Петра I в полной мере познал как взлеты, так и падения. Во время «заговора верховников» был даже обвинен в измене и арестован, но из кратковременного заточения вышел еще более могущественным. Он достиг чина действительного тайного советника, был пожалован в сенаторы и обер-шталмейстеры. При императрице Анне Иоанновне даже получил титул графа и стал ее кабинет-министром. Однако в последние годы своего пребывания на посту генерал-прокурора Ягужинский несколько отошел от собственно прокурорских дел, чему в немалой степени способствовала и изменившаяся политическая обстановка.)

Генерал-аншефа, обер-шталмейстера, кабинет-министра и дипломата, кавалера всех  высших орденов  Российской империи. Был ближайшим помощником Ягужинского, обер-прокурором Сената, этим же указом был  определен Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев,  выдвинувшийся из среды гвардейских офицеров. Он уже имел опыт в Тайной  канцелярии, и особенно отличился при ведении следствия по ряду политических дел.

При создании прокуратуры Петром 1 перед ней ставилась задача "уничтожить или  ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония". В этом же указе Петр писал: «Ныне ни в чем так надлежит трудиться, чтобы 
выбрать и мне представить кандидатов на вышеписанные чины, а буде за 
краткостью времени всех нельзя, то чтобы в президенты коллегий и в генерал и обер-прокуроры выбрать; что необходимая есть нужда до наступающего 
карнавала учинить, дабы потом исправиться в делах было можно; в сии чины 
дается воля выбирать изо всяких чинов, а особливо в прокуроры, понеже дело 
нужное есть».

На прокуратуру была возложена обязанность осуществлять наблюдение за соблюдением законов поднадзорными ей государственными органами. В случае установления нарушений законов прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, опротестовывала незаконные решения. Важным участком работы прокуроров был надзор за соблюдением законов в арестантских домах, тюрьмах.

По структуре петровская прокуратура делилась на две части — сенатскую и синодальную, а те, в свою очередь, на два уровня. Высший уровень составили независимые друг от друга генерал-прокуратура Правительствующего Сената и обер-прокуратура Святейшего Синода. Генерал-прокурору и обер-прокурору подчинялись прокуроры при коллегиях Сената. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом. Низший уровень составляли подчиненные им прокуратуры коллегий, Главного магистрата, надворных судов и Монастырского приказа. В то же время должности прокуроров не предусматривались в единолично управлявшихся центральных ведомствах — канцеляриях. По замыслу Петра I прокуратура не финансировалась как отдельное ведомство, ее должностные лица должны были получать жалованье из бюджетов поднадзорных учреждений.

По первоначальному замыслу Петра I, генерал-прокурор должен был выступать в роли высшего  должностного лица в государственном аппарате, в руках которого сосредоточивался бы надзор за правильным и законным ходом управления страной, и прежде всего ее центральными учреждениями. Предполагалось, что генерал-прокурор должен стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех граждан, которые не могут сами защитить свои интересы.  Однако в ходе дальнейшей работы над указом о функциях прокуратуры Петр отказался от таких всеобъемлющих обязанностей генерал-прокурорской должности. Центр тяжести переносился исключительно на надзирающую роль генерал-прокурора за деятельностью всех государственных органов, и прежде всего Сената.


Заключение

 

В своей работе я попытался рассмотреть, как осуществлялся надзор за законностью в царствие Петра Великого, и отразить возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I.

С 1711 по 1722 год в Сенате появились прообразы будущей прокуратуры Российской империи: Петр I впервые в России создал орган, специально предназначенный для контроля и надзора за соблюдением законов, — фискалитет. В обязанности данного органа входило тайно следить за неправильным судопроизводством и осуществлять надзор за соблюдением законов. Расправная палата для расследования служебных преступлений и злоупотреблений и для контроля над местными чиновниками в области суда; обер-фискал для негласного надзора за нижестоящими учреждениями и должностными лицами, а также для защиты казенных интересов при судебных исках; генерал-рекетмейстер для приема и рассмотрения жалоб на центральные учреждения; позднее генерал-ревизор и штаб-офицеры гвардии. Однако все эти учреждения и должности не смогли решить единого и общего контроля над чиновничьим аппаратом в центре и на местах, более того, имели место даже злоупотребления самих наблюдателей в связи с этим Петр I создал еще одну должность для надзора за Сенатом, за фискалами и за всей системой управления и судом вообще.

Указом Петра I от 12 января 1722 г. изменялся прежний состав Сената и вводились новые должности, в том числе две очень важные: генерал-прокурор и обер-прокурор. При всех коллегиях также были учреждены прокуроры. Должность прокурора представлялась Петру как предупреждающая возникновение преступлений в среде слуг правительства и его чиновников. Прокуроры вошли в состав всех учреждений, действовали гласно и заботились о невозможности нарушения закона со стороны кого бы то ни было.

В наше время 12 января официально провозглашен «Днем прокуратуры».             
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Из истории российской прокуратуры. Статья опубликована на web-сайте www.respublika.ru 

2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — М, Юристъ, 2003.

3. Ключевский В.О. Курс русской истории. Приводится по публикации на web-сайте www.hrono.ru.

4. Прокурорский надзор. Учебник для вузов  под ред. засл.юриста РФ, д.ю.н., проф.А.Я.Сухарева. — М., Норма, 2005 г.

5. Савченко Д. Новое исследование об истории российской прокуратуры. «Наука в Сибири», № 16/2003.

13

 



Надзор за законностью в царствование Петра I