Надзорное производство

План:

 

1. Надзорное производство

  1. Сущность и основные черты надзорного производства…………………….2
  2. Опротестование вступивших в законную силу решений суда……………...5
  3. Порядок надзорного производства……………………………………………8
  4. Основания к отмене или изменению приговора…………………………….10
  5. Полномочия надзорной инстанции…………………………………………..11

 ЗАДАЧА 1. ……………………………………………………………………...13

 ЗАДАЧА 29. …………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  и основные черты надзорного производства.

 

Производство в надзорной  инстанции — это стадия уголовного процесса, в которой вышестоящие  судебные органы проверяют законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров, определений  и постановлений нижестоящих судов по жалобам или представлению сторон.

В порядке надзора  пересматриваются не все приговоры, определения и постановления  судов, вступившие в законную силу. Как правило, производство по делу заканчивается  приведением в исполнение вступившего  в силу приговора без проверки его вышестоящим судом в надзорном порядке. Стадию надзорного производства проходят лишь отдельные уголовные дела. Она относится к числу исключительных стадий, что обусловлено рядом обстоятельств:

1) предметом проверки  в порядке надзора являются только такие судебные решения, которые уже вступили в законную силу;

2) рассмотрению уголовного  дела судом надзорной инстанции  предшествует предварительное изучение  надзорных жалоб или представлений,  осуществляемое судьей, и последующее  возбуждение надзорного производства, если для этого будут соответствующие основания.

Производство в надзорной  инстанции имеет ряд общих  черт с кассационным производством. Прежде всего, их объединяют общие задачи.

Проверка законности и обоснованности решений судов, а в связи с этим — деятельности органов расследования и судов во всех предшествующих инстанциях.

В случае выявления допущенных нарушений закона — принятие мер  по их устранению или исправлению.

Суд надзорной инстанции, как и суд кассационной инстанции, свои выводы основывает только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

Суд надзорной, как и  суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения нижестоящего суда по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. ст. 409 и 379 УПК). При этом действует один и тот же запрет «поворота к худшему», суть которого состоит в том, что вышестоящий суд при рассмотрении дела может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе принять решение, ухудшающее положение осужденного.

Указания судов, рассматривающих  уголовные дела в порядке надзора  и в кассационном порядке, обязательны  для исполнения при новом рассмотрении дела нижестоящей инстанции (ч. 6 ст. 410 и ч. 6 ст. 388 УПК). При этом ни надзорная, ни кассационная инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены приговором или отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществах одних доказательств перед другими, о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания (ч. 7 ст. 410 и ч. 2 ст. 386 УПК).

Вместе с тем между  двумя указанными стадиями имеются  и существенные различия.

В порядке надзора  проверяются приговоры (определения  и постановления) суда после их вступления в законную силу, тогда как при  кассационном производстве проверяются судебные решения, не вступившие в законную силу.

Предметом рассмотрения суда кассационной инстанции могут  быть только решения судов первой и апелляционной инстанций. Предметом  же рассмотрения суда надзорной инстанции  могут быть также решения кассационной и нижестоящей надзорной инстанции.

Основное место среди  судебных решений, проверяемых в  надзорном порядке, занимает приговор, который:

    • был предметом проверки апелляционной и (или) кассационной инстанции, но оставлен без изменения;
    • не был обжалован в апелляционном и (или) кассационном порядке.
    • Предметом пересмотра в порядке надзора могут также быть:
    • постановления судьи и определения суда первой инстанции;
    • постановления суда первой инстанции; определения суда кассационной инстанции;
    • определения и постановления, вынесенные нижестоящим судом в порядке надзора.

Различаются эти две  стадии и сроками. Обжалование судебных решений в кассационном порядке  ограничено десятидневным сроком со дня провозглашения приговора (ст. 356 УПК). Пересмотр в порядке надзора сроками не ограничен.

При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд  не связан доводами надзорных жалобы или представления. Он вправе проверить  все производство по уголовному делу в полном объеме в отношении всех осужденных, даже если надзорная жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых из них (ст. 410 УПК РФ).

Суд же кассационной инстанции  связан доводами кассационной жалобы или представления, он, как правило, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно было обжаловано (ч. 2 ст. 360 УПК).

Несмотря на исключительный характер надзорного производства как  стадии уголовного процесса, оно имеет  важное значение при осуществлении  задач уголовного судопроизводства и укреплении законности, поскольку дает возможность исправить судебную ошибку даже после вступления в законную силу приговоров (определений, постановлений), позволяет вышестоящим судам обеспечить единообразие судебной практики. Как отметил Пленум Верховного Суда РФ, повышение качества рассмотрения жалоб на вступившие в законную силу судебные решения «является одной из гарантий восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан при осуществлении правосудия».

На особую значимость стадии надзорного производства в защите прав человека неоднократно обращал внимание и Конституционный Суд РФ. Вопросы, касающиеся конституционности отдельных статей УПК РФ (бывшего УПК РСФСР), регулирующих производство в надзорной инстанции, им рассматривались неоднократно с вынесением соответствующих решений:

от 2 февраля 1996 г. № 4-П;

от 14 февраля 2000 г. № 2-П;

от 17 июля 2002 г. № 13-П;

от 25 января 2005 г. № 42-О;

от 22 марта 2005 г. № 4-П;

от 11 мая 2005 г. № 5-П.

Как подчеркивалось в  Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г., надзорное производство призвано обеспечить исправление судебных ошибок путем пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений с тем, чтобы исходя из принципов справедливости, соразмерности и правовой безопасности гарантировать эффективную защиту конституционных ценностей, прежде всего прав и свобод человека и гражданина.

По своему содержанию и предназначению пересмотр вступивших в законную силу, т.е. окончательных  решений и новое рассмотрение дела — дополнительный способ обеспечения правосудности приговоров, который, имея резервное значение, используется, когда неприменимы или исчерпаны все другие средства процессуально-правовой защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опротестование вступивших в законную силу решений суда.

 

Проверить уголовное дело в порядке  надзора — это значит выяснить, есть ли в материалах истребованного дела основания к принесению протеста. Если оснований для принесения протеста в порядке надзора не будет  обнаружено, об этом сообщается лицу, учреждению или организации, когда дело для проверки истребовалось по их ходатайству. Дело же возвращается в суд, и надзорное производство прекращается. В тех случаях, когда будет установлено, что уголовное дело судом рассмотрено неправильно, на приговор, определение или постановление суда приносится протест и об этом сообщается заинтересованным лицам.

В случае проверки дела прокурором района (города), им вносится вышестоящему прокурору  представление о необходимости  принесения протеста в порядке надзора (ст. 371, 375 и 376 УПК).

Специальных оснований для принесения протеста в порядке надзора законодатель не устанавливает. Такими основаниями  являются незаконность или необоснованность судебного акта, не устраненные в  кассационном порядке, то ли потому, что кассационный суд (или нижестоящая надзорная инстанция) неверно рассмотрел дело.

Принести протест в порядке  надзора вправе: председатель и заместители  председателя Верховного Суда РФ, председатель Судебной коллегии по уголовным делам  и Военной коллегии Верховного Суда РФ, председатель Верховного Суда республики в составе Российской Федерации, краевого, областного суда, суда автономной области и автономного округа, а также Генеральный прокурор РФ и его заместители, прокурор республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области и автономного округа.

Другим должностным лицам органов  суда и прокуратуры, кроме указанных  в ст. 371 УПК, права на принесение протестов в порядке надзора  законом не предоставлено.

Протест в порядке надзора — это представление компетентного должностного лица органов суда и прокуратуры в соответствующую судебную инстанцию об отмене либо изменении приговора, определения или постановления суда, вступившего в законную силу.

Закон не устанавливает формы протеста и его составных частей. На практике в протесте, в частности, указывается: судебная инстанция, в которую вносится протест; наименование опротестовываемого судебного решения, название суда, его постановившего, и время постановления; основные данные о личности, в отношении которой приносится протест; закон, по которому осуждено (оправдано) лицо;

вид и размер меры наказания; краткое  содержание опротестованного судебного  решения; сущность нарушений или  ошибок, имевших место при постановлении  приговора (определения, постановления). В протесте также излагаются мотивы опротестования и содержание предложений о принятии нового судебного решения.

Протест, принесенный уполномоченным на то лицом в соответствующую  судебную инстанцию, подлежит обязательному  рассмотрению. Отозвать протест может лишь лицо, принесшее его. Протест, принесенный прокурором, может быть снят также вышестоящим прокурором. Правомочие на подписание и снятие протеста определяется должностью. Должностное лицо может отозвать протест, принесенный иным лицом, исполняющим его обязанности, но не наоборот. Лицо не вправе отозвать протест, если на момент его рассмотрения оно уже не занимает должности, от имени которой протест принесен.

Протесты отзываются или снимаются  до начала судебного разбирательства путем направления соответствующему суду письменного распоряжения. Это распоряжение вместе с протестом хранится в деле. Рассматривать снятый или отозванный протест нельзя.

Принесение протестов в порядке  надзора сроками не ограничено. Исключение составляют случаи, предусмотренные ст. 373 УПК.

Приговор, определение, постановление  суда, вступившее в законную силу, по общему правилу, подлежат немедленному исполнению (ст. 356, 357 УПК). Председатель Верховного суда республики в составе  РФ, края, области, города, автономной области и автономного округа правом на приостановление исполнения судебных решений не обладает. С представлением о приостановлении исполнения судебного решения они вправе обратиться соответственно к Председателю Верховного Суда РФ или Генеральному прокурору РФ либо к их заместителям, которые вправе приостановить до разрешения дела в порядке надзора исполнение опротестованного судебного решения.

В случаях, указанных в законе, приостановление  исполнения приговора суда возможно одновременно с истребованием дела до опротестования на срок не свыше трех месяцев (ст. 372 УПК).

Приостановление исполнения приговора, определения, постановления осуществляется письменным распоряжением должностного лица, истребовавшего дело или принесшего протест.

Принесение Генеральным прокурором РФ или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение (ст. 34 ФЗ “О прокуратуре РФ”). Нельзя приостанавливать уже исполненное судебное решение. Приостановлено может быть как исполняемое решение, так и решение, которое еще не обращалось к исполнению. Время, на которое было приостановлено исполнение судебного решения, в срок отбывания меры наказания не засчитывается.

Пересмотр в порядке  надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу.

Пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда по мотивам необоснованного осуждения лица или смягчения наказания сроком не ограничен (ст. 373 УПК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок надзорного  производства.

 

Производство в надзорной  инстанции условно может быть разделено на несколько этапов:

1) принесение надзорной  жалобы или представления;

2) рассмотрение судьей  жалобы или представления и  принятие решения о возбуждении  надзорного производства;

3) рассмотрение уголовного  дела судом надзорной инстанции.

Принесение надзорной жалобы или представления. Первый этап начинается с принесения участниками процесса, наделенными таким правом, жалобы или представления на вступивший в законную силу приговор, определение или постановление суда. Содержание этих обращений должно соответствовать требованиям ст. 375 УПК, которые установлены для кассационных жалобы или представления.

Надзорная жалоба или  представление должны содержать  данные:

о суде надзорной инстанции, куда подается жалоба или представление;

о подателе жалобы или представления с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;

о приговоре или ином судебном решении, которое обжалуется.

В жалобе или представлении  должны быть приведены доводы с указанием  оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного решения, перечень прилагаемых документов (копий приговоров, иных обжалуемых судебных решений и дополнительных материалов).

Если надзорная жалоба или представление не соответствуют  указанным требованиям, и это  препятствует рассмотрению уголовного дела в надзорном порядке, суд возвращает их для пересоставления.

Надзорная жалоба или  представление направляются непосредственно  в тот суд надзорной инстанции, который правомочен пересматривать обжалуемое судебное решение.

Подача жалобы или представления не влечет автоматического пересмотра дела судом надзорной инстанции. Надзорные жалоба или представление являются лишь поводом для возбуждения (невозбуждения) надзорного производства. Для принятия решения о возбуждении надзорного производства необходимы соответствующие процессуальные основания. Таковыми могут быть данные, указывающие на допущенные нижестоящими судами нарушения закона, которые могли повлиять на законность, обоснованность и справедливость судебного решения. Чтобы установить наличие (или отсутствие) таких оснований поступившие надзорная жалоба или представления подлежат рассмотрению и проверке.

Рассмотрение жалобы или представления и принятие решения о возбуждении надзорного производства. Порядок рассмотрения надзорных жалобы или представления предусмотрен в ст. 406 УПК. Такую проверку осуществляет судья надзорной инстанции, которому поручено рассмотрение жалобы или представления. Срок рассмотрения жалобы или представления не должен превышать 30 суток со дня их поступления. В необходимых случаях судья, рассматривающий жалобу (представление), вправе истребовать для предварительного изучения соответствующее уголовное дело.

Изучив надзорную жалобу или представление, уголовное дело, судья выносит одно из следующих  решений:

1) об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления;

2) о возбуждении надзорного  производства и передаче жалобы  или представления на рассмотрение  суда надзорной инстанции.

Председатель областного и соответствующего ему суда, а  также Председатель Верховного суда РФ и его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления. В этом случае они отменяют такое решение и выносят постановление о возбуждении надзорного производства и передаче жалобы (представления) на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Верховный Суд РФ обращает серьезное внимание председателей  областных и соответствующих  им судов на необходимость обеспечения  тщательного изучения каждой жалобы, поданной в порядке надзора. В  случаях, когда содержащиеся в жалобах доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в судебных документах, либо когда сами судебные решения вызывают сомнения в их законности и обоснованности, уголовные дела должны истребоваться для проверки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основания  к отмене или изменению приговора.

 

Основаниями отмены или  изменения приговора, определения  или постановления суда в порядке  надзора являются существенные нарушения  уголовного и (или) уголовно-процессуального  законов, повлиявшие на исход дела.

Поворот к худшему  при пересмотре судебного решения  в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных  статьей 401.6 - пересмотр в кассационном порядке приговора, определения, постановления  суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Полномочия  надзорной инстанции.

 

При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд  не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалобы или представления принесены только одним из них или в отношении некоторых из них, суд вправе проверить дело в отношении всех осужденных.

При рассмотрении дела в  порядке надзора суд может  смягчить наказание, назначенное осужденному, или применить закон о менее  тяжком преступлении, но не вправе усилить  наказание или применить закон  о более тяжком преступлении.

В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько лиц, суд не вправе отменить приговор, определение или постановление в отношении тех оправданных или осужденных, в отношении которых надзорные жалоба или представление не принесены, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение.

Возвращая дело на новое  судебное рассмотрение, суд надзорной  инстанции должен указать, в суд  какой инстанции (первой, апелляционной, кассационной) возвращает данное дело. Указания суда надзорной инстанции  обязательны при повторном рассмотрении данного дела судом нижестоящей инстанции.

Суд надзорной инстанции  при рассмотрении уголовного дела не вправе:

    • устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были опровергнуты им;
    • предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими;
    • принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом  кассационной инстанции при повторном  рассмотрении данного уголовного дела.

В случае несогласия с  решением суда надзорной инстанции  участники процесса вправе подать повторные  жалобы или представления, но только в вышестоящую надзорную инстанцию.

После отмены первоначального  приговора суда или определения  суда кассационной инстанции уголовное дело подлежит рассмотрению в общем порядке в той судебной инстанции, которая определена решением суда надзорной инстанции.

Вторичный приговор, вынесенный в связи с отменой предыдущего, обжалуется в общем порядке без  каких-либо исключений или ограничений.

Конституционное право  на судебную защиту прав и интересов  участников уголовного судопроизводства от необоснованного и несправедливого  приговора предполагает наличие  гарантий, которые позволяют им добиться пересмотра приговора вышестоящим  судом. Одним из процессуальных средств, обеспечивающих реализацию данного права каждого, чьи права и интересы затрагиваются незаконным судебным решением, является предусмотренная гл. 48 УПК РФ возможность исправления в порядке надзора судебных ошибок путем пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений.

Стадия производства в надзорной инстанции сохранила  характер исключительности. Заявить  о нарушенном праве или несоблюдении закона при вынесении какого-либо судебного решения возможно лишь после его вступления в законную силу. Возможность проверки законности и обоснованности судебных решений после вступления их в законную силу обусловлена назначением уголовного судопроизводства, его защитительным характером интересов участников уголовного судопроизводства.

Производство в надзорной  инстанции имеет большое юридическое  значение.

Надзорная инстанция  может подтвердить обоснованность и законность решений, вынесенных нижестоящими судами. Вместе с тем, суд надзорной  инстанции может выявить ошибки, допущенные при рассмотрении и разрешении уголовного дела, а также применять предоставленные вышестоящим судом меры по отмене или изменению состоявшихся решений.

Своей деятельностью  суды надзорной инстанции предотвращают  исполнение незаконных судебных решений и тем самым служат для гражданина, общества и государства гарантией от незаконного и необоснованного осуждения человека или, наоборот, оставления безнаказанными лиц, совершивших преступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 1. В судебном разбирательстве по трем различным делам народный суд установил, что по одному из них подсудимый причинил тяжкий вред, находясь в увольнении во время учебных сборов военнообязанных, по другому делу подсудимый совершил злостное хулиганство, а по третьему - совершены преступления, предусмотренные ч. 1, ст.  158 УК РФ по месту основной работы.

Как в каждом из названных  трех случаев должен поступить суд?

Какими статьями УПК  РФ суд обязан руководствоваться  при этом?

 

 

Как в каждом из названных  трех случаев должен поступить суд?

По первому делу решение выносит военный суд.

По второму  делу суд должен определить к какому по степени тяжести относится это хулиганство— мелкое хулиганство, собственно хулиганство и хулиганство, повлекшее тяжёлые последствия (физический или материальный вред), затем вынести соответствующее решение.

По третьему делу решение выносит суд по данной статье.

 

Какими статьями УПК  РФ суд обязан руководствоваться  при этом?

Согласно ст. 227 По поступившему уголовному делу судья принимает одно из решений, затем согласно статье 228 УПК РФ Судья должен выяснить вопросы, подлежащие выяснению по поступившему в суд уголовному делу, далее по статье 231 УПК РФ Судья выносит постановление о назначении судебного заседания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 29. Директор средней школы написал заявление прокурору о том, что 21.09 во время беседы с группой колхозников на зернотоку на него набросился пьяный Демидов и трижды ударил кулаком в лицо, сопровождая свои действия нецензурной бранью.

Каким из предусмотренных  законом поводов к возбуждению уголовного дела является информация, поступившая от директора школы?

 

 

поводом будут являться драка "трижды ударил кулаком в лицо" ст. 112 УК РФ, Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью 
 
1. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, - 
наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. В.В. Ярков. М.: Волтерс Клувер, 2004.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями, в редакции Федерального закона от 31.03.2005 № 25-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002 № 30. Ст. 3012.

3. Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ)

4. Арбитражный процессуальный кодекс ( АПК РФ )

5. Уголовный процесс.  Учебник для вузов. А. С. Кобликова.  — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА  • М, 1999. — 384 с.

6. Жилин Г.А. Цели гражданского судопроизводства и их реализация в суде первой инстанции. - М., 2000.

7. Гражданский процесс. Учебник. / Под ред. М.К. Треушникова. - М., 2006.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ)

9. Уголовный Кодекс РФ