Надзорное производство в арбитражном процессе

Введение

 

Одной из отличительных особенностей российского уголовного процесса является возможность пересмотра вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда в порядке надзора. В большинстве зарубежных судебных систем нет аналогичного процессуального института. Его существование в России обусловлено географическими и общественно-политическими условиями нашего государства.

Надзорное производство представляет собой регламентированную процессуальным законом деятельность, состоящую в проверке соответствующими должностными лицами законности и обоснованности, вступивших в законную силу судебных решений, внесении протеста в порядке судебного надзора, проверке судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесении решения по делу.

Проблемы надзорного производства никогда не теряли своей актуальности. Не в последнюю очередь это связано с тем, что надзорная инстанция является последней судебной инстанцией, в которой заинтересованные лица могут защитить своё нарушенное право как в гражданском, так и в арбитражном процессах. Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ право на судебную защиту должно рассматриваться в неразрывном единстве с правом на обжалование судебных актов, а само по себе наличие грубой судебной ошибки свидетельствует о том, что правосудие не состоялось.

Арбитражное надзорное производство с момента его возникновения всегда рассматривалось в качестве самостоятельной стадии арбитражного процесса с присущими ей целями, задачами, а также специфическими полномочиями.

Объектом исследования является производство в судах надзорной инстанции.

Предметом исследования являются нормы гражданского процессуального права, регулирующие порядок обжалования и пересмотра судебных актов в арбитражном процессе.

Целью настоящей работы является исследование надзорного производства в арбитражном процессе.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе;

- раскрыть стадии надзорного производства в арбитражном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе

 

Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений арбитражных судов в порядке надзора - самостоятельная стадия арбитражного процесса. Необходимость такой проверки обусловлена рядом обстоятельств. Рассмотрение дела судом апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает безошибочность решения. Проверка вступивших в законную силу решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав организаций и граждан. Кроме того, задачей суда надзорной инстанции является обеспечение единообразного применения закона.

Как и любая другая стадия арбитражного процесса, пересмотр вступивших в законную силу решений в порядке надзора имеет свои специфические признаки, отличающие его от других стадий процесса, в том числе и от производства в суде кассационной инстанции.

Такие особенности имеет, в частности, возбуждение надзорного производства. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора только Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).

Надзорное производство возбуждается только по заявлениям лиц, участвующих в деле, лиц, не участвовавших в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, а по делам об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и некоторым другим делам (ст. 52 АПК РФ) - по представлению прокурора.

Эти лица вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Заявление или представление прокурора (далее - представление) о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспоренного судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта (ст. 292 АПК РФ).

Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, независящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 АПК, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом.

О восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии заявления или представления к производству, об отказе в восстановлении заявления или представления (ч. 4 ст. 292 АПК РФ введена Федеральным законом от 31 марта 2005 г. N 25-ФЗ).

Заявление, поданное с пропуском трехмесячного срока, если оно и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано, возвращается заявителю или оставляется без рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Заявление, поданное с пропуском этого срока, возвращается заявителю или оставляется без рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора направляется непосредственно в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в письменной форме. Заявление или представление должно быть подписано лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного акта, или его представителем.

В заявлении или представлении должны быть указаны: 1) наименование лица, подающего заявление или представление, с указанием его процессуального положения, наименования других лиц, участвующих в деле, их местонахождение или место жительства; 2) данные об оспариваемом судебном акте и наименование принявшего его арбитражного суда; данные о других судебных актах, принятых по данному делу; предмет спора; 3) доводы лица, подающего заявление или представление, с указанием оснований для пересмотра судебного акта со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению заявителя, нарушение или неправильное применение норм материального права и (или) норм процессуального права, повлекшие за собой существенные нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 4) перечень прилагаемых к заявлению или представлению документов.

В заявлении или представлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и их представителей и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела.

К заявлению или представлению должны быть приложены копии оспариваемого судебного акта и других судебных актов, принятых по делу.

К заявлению или представлению, подписанным представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на его подписание.

Заявление или представление и прилагаемые к ним документы направляются в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с копиями в количестве экземпляров, равном количеству лиц, участвующих в деле.

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается единолично судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пятидневный срок со дня его поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, поданные с соблюдением предусмотренных законом требований, принимается к производству Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

О принятии заявления или представления к производству выносится определение, которым возбуждается надзорное производство. Копия определения направляется лицу, подавшему заявление или представление.

В определении о принятии заявления или представления к производству может быть указано на истребование дела из арбитражного суда. В этом случае копия определения направляется в арбитражный суд, который должен в пятидневный срок со дня получения копии определения направить истребованное дело в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации возвращает заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, если при решении вопроса о его принятии к производству установит, что:

1) заявление или представление  поданы лицами, не имеющими права  на оспаривание судебного акта  в суде надзорной инстанции;

2) до принятия заявления или  представления к рассмотрению  от заявителя поступило ходатайство  о его возвращении;

3) заявление или представление  подано по истечении срока, установленного  ч. 3 ст. 292 АПК, и не содержит ходатайство  о его восстановлении или в  восстановлении пропущенного срока  отказано;

4) поданные заявление или представление  по форме и содержанию не  соответствуют требованиям, предусмотренным  ст. 294 АПК РФ, или к ним не  приложены документы, указанные  в этой статье.

О возвращении заявления или представления выносится определение, копия которого направляется лицу, подавшему заявление или представление, вместе с заявлением или представлением и прилагаемыми к ним документами.

Возвращение заявления или представления не препятствует повторному обращению с таким же заявлением или представлением в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения.

Лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора с приложением документов, подтверждающих возражения относительно пересмотра, другим лицам, участвующим в деле, и в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

К отзыву, направляемому в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, прилагается также документ, подтверждающий направление копий отзыва другим лицам, участвующим в деле.

Отзыв направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в установленный судом срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала рассмотрения заявления или представления Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Он подписывается лицом, участвующим в деле, или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва.

После принятия заявления или представления Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по ходатайству лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, может приостановить исполнение судебного акта арбитражного суда при условии, если заявитель обосновал невозможность поворота его исполнения или предоставил встречное обеспечение другой стороне по делу возможных убытков путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы. Вопрос о приостановлении исполнения судебного акта решается в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. По результатам рассмотрения выносится определение.

Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.

Исполнение судебного акта может быть приостановлено до окончания надзорного производства, если судом не установлен иной срок.

Приостановление исполнения судебного акта отменяется составом судей, которым вынесено определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, либо Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которым принято постановление об отказе в удовлетворении заявления или представления.

Об отмене приостановления исполнения судебного акта выносится определение, либо на это указывается в определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении об отказе в удовлетворении заявления или представления.

Копии определения, постановления направляются лицам, участвующим в деле.

 

Глава 2. Стадии надзорного производства в арбитражном процессе

 

Судебная процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора проходит три стадии.

Первой стадией надзорного производства является рассмотрение заявления или представления единолично судьей Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с порядком, установленным ст. 295 АПК РФ. Полномочия судьи на этом этапе прохождения обращения состоят только в решении вопроса о принятии или непринятии его к производству. Иные работники аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ выполняют подготовительные, обеспечительные функции по регистрации обращения и передаче его судье. На данной стадии судья проверяет соблюдение требований, предусмотренных АПК РФ, и решает вопрос о принятии обращения к производству Высшего Арбитражного Суда РФ. Процессуально принятие заявления или представления к производству оформляется определением в виде отдельного судебного акта, по своему содержанию отвечающего требованиям ч. 1 ст. 185 АПК РФ. Судья, принявший обращение к производству, вправе решить вопрос об истребовании дела из арбитражного суда.

Судья, рассматривающий обращение о пересмотре судебного акта в порядке надзора, проверяет, соблюдены ли требования, содержащиеся в ст. 292 и 294 АПК РФ. В случае установления нарушений оно возвращается заявителю с указанием мотивов возврата. Заявление или представление возвращается также по ходатайству, поступившему от заявителя, до вынесения определения о возбуждении надзорного производства. Возвращение заявления является процессуальным действием, которое оформляется определением. Копия определения вместе со всеми документами, поступившими в Высший Арбитражный Суд РФ, включая заявление или представление, направляются заявителю.

После возбуждения надзорного производства заявление или представление переходит во вторую стадию надзорного производства – направляется в состав судей, который в судебном заседании без извещения участвующих в деле лиц коллегиально рассматривает обращение. Важное значение имеет порядок формирования состава судей, которым заявление или представление передается для рассмотрения. В целях обеспечения справедливого разбирательства, исключающего какое-либо постороннее вмешательство, обращения распределяются исходя из нагрузки и специализации судей, как это предусмотрено ст. 18 АПК РФ, с учетом очередности.

Главная задача, стоящая перед составом судей, рассматривающих обращение, состоит в том, чтобы путем изучения оспариваемых судебных актов и сопоставления их содержания с доводами, приведенными заявителями, сделать вывод о наличии или об отсутствии оснований для надзорного пересмотра. Если из представленных документов коллегия судей не может прийти к определенному заключению, она выносит определение об истребовании дела из суда первой инстанции, если оно не было истребовано ранее, на первой стадии.

Если состав судей приходит к выводу о наличии хотя бы одного из оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ, он выносит определение о передаче дела и поступивших документов в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. В пятидневный срок со дня вынесения определения все материалы вместе с делом передаются в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Третьей, заключительной стадией надзорного производства является рассмотрение Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ дела, переданного ему коллегией судей.

Извещение производится по правилам, изложенным в ст. 121 - 124 гл. 12 АПК РФ. При неявке кого-либо из извещенных Президиум рассматривает дело в их отсутствие.

Судья-докладчик в соответствии с действующими правилами, утвержденными Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, является членом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и участвует в принятии решения по делу, которое он докладывает. Главное содержание доклада заключается в разборе доводов, изложенных в обращении в Высший Арбитражный Суд РФ, и мотивов, исходя из которых состав суда, передавший дело в Президиум, счел, что имеются основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора. Учитывая, что Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ полномочен решать только вопросы применения закона, доклад должен быть посвящен анализу правильности применения правовых норм в сопоставлении с основаниями, предусмотренными в ст. 304 АПК РФ.

АПК РФ регламентирует последовательность, в которой предоставляется слово для дачи устных объяснений участвующим в заседании лицам: после доклада судьи выступает лицо, обратившееся в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением, затем другие лица. Очередность их выступлений может быть определена председательствующим.

Заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ завершается после выступлений участвующих лиц принятием постановления. Принятие постановления Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ должно соответствовать общим правилам разрешения вопросов судом, рассматривающим дело в коллегиальном составе (ч. 1 ст. 20 АПК РФ), если иное не предусмотрено в гл. 36 АПК РФ. Все вопросы решаются большинством голосов членов Президиума. Никто не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий обладает равными правами со всеми членами Президиума, но голосует последним. При равенстве голосов членов Президиума обращение, как не набравшее большинства голосов, отклоняется, и оспариваемый судебный акт сохраняет силу.

 

Заключение

 

Особенность правовой системы Российской Федерации, а может быть, ее уникальность, заключается в том, что она предусматривает возможность пересмотра судебного решения, вступившего в законную силу, не только в порядке возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, как это принято в других правовых системах, но и в порядке судебного надзора вышестоящего суда за деятельностью нижестоящих судов, по достаточно широкому кругу оснований.

Установленную новым Кодексом процедуру надзорного производства в арбитражном процессе можно разделить на три этапа.

Первый этап - принятие заявления (представления) к производству ВАС РФ (см. ст. 295 АПК 2002 г.), т.е. рассмотрение поданного заявления (представления) на предмет его соответствия требованиям ст. 292 и 294 АПК 2002 г. Первый этап завершается принятием поданного заявления (представления) к производству или возвращением заявления (представления).

Второй этап - рассмотрение заявления (представления) на предмет установления оснований, определенных ст. 304 АПК 2002 г. (и, при необходимости, предварительное рассмотрение дела) коллегиальным составом судей ВАС РФ (см. ст. 299 АПК 2002 г.). Второй этап завершается либо передачей дела на рассмотрение в Президиум ВАС РФ, либо отказом в передаче дела в Президиум ВАС РФ, либо указанным отказом с одновременным направлением дела на рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Третий этап - рассмотрение дела Президиумом ВАС РФ (см. ст. 303 АПК 2002 г.), заканчивающееся принятием соответствующего постановления Президиума ВАС РФ.

 «Надзорная инстанция - это исключительная инстанция проверки законности и обоснованности решений. До нее дело должно побывать в первой, апелляционной и кассационных инстанциях. И уж дополнительная гарантия от судебных ошибок - это надзорная инстанция. Это специфика российской судебной системы. В большинстве зарубежных судебных систем высшей инстанцией является кассационный суд. На этом судопроизводство заканчивается. В России же надзорная инстанция существует».

Как бы то ни было, пересмотр дела в надзорной инстанции – еще одна возможность гарантировать участникам процесса возможность добиться справедливого, законного разрешения спора.

Возможны судебные ошибки и по причине неисследованности фактической стороны дела. (При этом имеются в виду не те случаи, когда после принятия решения становится известно о новых важных обстоятельствах. В подобной ситуации ранее принятое решение пересматривает тот же суд.) Речь идет о таком пересмотре, когда проверяется законность и обоснованность решения, принятого другой судебной инстанцией или другим судом.

В уголовном судопроизводстве институт надзорного производства функционирует почти девять десятилетий и за этот период зарекомендовал себя как достаточно эффективное внутригосударственное средство правовой защиты законных прав и интересов граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2013. - 39с.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – Новосибирск: Проспект, 2010. – 473 с.

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации по состоянию на 20 сентября 2014 года. - М.: Омега –Л, 2014. – 145 с.

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.  № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001 . - № 52 (Часть I). - Ст. 4921.
start="5"

  Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ  «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 1995. - № 18.- Ст. 1589.

  1. Андреева Т.Н.  Актуальные вопросы надзорного производства в арбитражном суде. – М.: Волтерс Клувер, 2013. – 256 с.

  1. Арбитражный процесс. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 848 с.

  1. Арифулин А. Надзорное производство важнейший инструмент обеспечения единства судебной практики. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 178 с. 

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: М.: Городец, 2013. - 560 с.
  2. Борисова Е.А. Апелляция в гражданском (арбитражном) процессе. – М.: Городец, 2013. – 224 с.
  3. Борисова Е.А. Производство по проверке судебных постановлений в порядке надзора в гражданском и арбитражном процессах // Законодательство. - 2013. № 9. - с. 78-79
  4. Власов А.В. Актуальные проблемы надзорного производства в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. -  2013-  № 6. – с. 35-36
  5. Викут М.А., Зайцев И.М. Гражданский процесс России. - М.: Юристь, 2015. - 126 с.
  6. Гражданский процесс. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 768 с.
  1. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. Под ред. Яковлева В.Ф. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 515 с.

  1. Лебедев В.М. Уголовный процесс. - М.: Дашков и К, 2013. – 664 с.

  1. Пацация М.М. Надзор в арбитраже: резервы эффективности // Юрист. – 2014 - № 39. с. 6-7
  1.  Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе. Основные проблемы. – СпБ.: Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. – 672 с.

  1. Чашин А.Н. Гражданский и арбитражный процессы. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 688 с.

  1.  Приходько И.А., Пацация М.М. Арбитражный процесс в современной России: актуальные проблемы.  – СпБ.: Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. – 120 с.

 

 

 


Надзорное производство в арбитражном процессе