Наглядные методы обучения

  1. Демонстрация 2. Иллюстрация 3. Видеометод 4. Работа с книгой 1. Демонстрация (лат. demonstratio - показывание) - метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности. Объектами демонстрации являются; • наглядные пособия демонстрационного характера - картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты, диаграммы, крупные натуральные объекты и препараты и др.; • опыты, проводимые учителем в классе на уроках физики, химии, биологии и других учебных предметов. Демонстрация применяется учителем преимущественно при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала. Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации. 2. Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога. Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения. Развивающий эффект иллюстрации связан с активизацией деятельности анализаторов, процессов восприятия и формирования представлений. Вместе с тем злоупотребление иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслительных процессов. Воспитательное значение использования иллюстративного материала состоит в формировании у учащихся визуальной и слуховой культуры. В диагностическом отношении использование иллюстрации дает учителю обильную обратную информацию, поскольку порождает у учащихся многочисленные вопросы, отражающие движение их мысли к пониманию сути явления. 3. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями. 4. Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения, включающий ряд приёмов самостоятельной работы с печатными источниками: • конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного); • составление плана текста (разбивание прочитанного текста на более или менее самостоятельные по смыслу фрагменты и озаглавливание их); • тезирование (краткое изложение основных мыслей (тезисов) прочитанного текста); • цитирование (дословная выдержка из текста с обязательным указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница); • аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла); • рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному); • составление справки (подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический, юридический и пр. характер, полученных в результате поиска); • составление формально-логической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного); • составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме); • составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов). Использованные источники: Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. С. 113, 370 - 371. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. С. 202. Лихачев Б.Т. Педагогика. С. 461.
 
 

Другой 

1.         Особенности и роль наглядного  обучения в решении образовательно-воспитательных  задач. 

2.         Виды наглядных пособий. 

3.         Правило отбора и демонстрации  учебных наглядных пособий. 
 

1.    Особенности  и роль наглядного обучения  в решении образовательно-воспитательных  задач. 
 

Наглядным называется такое обучение, при котором представления  и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью  их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент – живое  созерцание, которое, как известно, является в конечном счёте исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым. 

Так, с помощью  различных приёмов конкретизации, методом картинного описания можно  без всяких наглядных пособий  создать у обучаемых, незнакомых с изображениями древнего Кремля, некоторое представление, образ  Кремлёвских стен при Иване Калите, так как элементы этого представления («толстые дубовые брёвна», «высокие стены», «крепкие ворота», «высокие башни») ранее усвоены школьниками из жизненных наблюдений. Однако, если бы мы предложили этим обучаемым изобразить на бумаге Московский Кремль при Калите таким, каким они его представляют на основании описания, сделанного преподавателем, мы получили бы множество различных рисунков. И дело здесь в том, что путём непосредственного восприятия жизненных явлений обучаемые могли получить лишь элементы, необходимые для создания цельного исторического образа, а сам образ прошлого воссоздавался ими на основании слов учителя по-разному, в соответствии с различными способностями воображения. 

При словесном  описании на уроках истории событий  и явлений прошлого в подавляющем  числе случаев не имеется возможности  опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или  повествования потому, что это  явление уже прошедшее, недоступное  живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом  внутренней наглядности, неизбежно  будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности. 

В обучении истории  никакие средства художественного  рассказа, никакая образность изложения  не могут создать у учащихся таких  точных и конкретных представлений  о прошлом, какие возникают при  восприятии изучаемых предметов  или их изображений. 
 

2.    Виды  наглядных пособий. 
 

На основе непосредственного  восприятия предметов или с помощью  изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются  образные представления и понятия  об историческом прошлом. 

Предметная наглядность  – это такой метод наглядного обучения, при котором представления  и понятия учащихся формируются  на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Предметная наглядность находит самое широкое применение в преподавании естественных наук – ботаники, зоологии, химии и др., где имеется возможность не только показать учащимся, но и дать им в руки (а иногда попробовать на вкус, понюхать) изучаемые предметы и явления – растения (с цветком, листьями, корнями), минералы, химические элементы, части скелета, продемонстрировать ход химической реакции, работу сердца лягушки и т.д. 

Иначе обстоит  дело в обучении истории. Здесь предметом  изучения являются события и явления  исторического прошлого, общественные отношения прошлого. Воспроизвести  и предоставить этот предмет непосредственному  восприятию учащихся мы не можем. Хроникальные фильмы в какой-то мере «воссоздают» для нас картину исторических событий, например эпизоды Великой  Отечественной войны. И всё же перед нами не само прошлое, а его  изображения на экране, хотя и документальное. Что касается общественных отношений  прошлого, то они вообще недоступны непосредственному, живому восприятию, а должны быть познаны абстрактным  мышлением. Наглядность может играть большую вспомогательную роль в  познании этих отношений, поможет выразить эти отношения, передать их конкретное проявление. 

Таким образом, строго говоря предметная наглядность в точном значении этого понятия в преподавании истории не имеет места. Исключение составляет непосредственное восприятие памятников прошлого, если сами эти памятники становятся предметом изучения в курсе истории. 

За этим исключением  метод предметной наглядности в  обучении истории имеет специфическое  значение, существенно отличаясь  от аналогичного метода преподавания естественных наук. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов: не сама жизнь первобытных людей, а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменного века, систематизированных в музейной экспозиции; не феодальные усобицы и рыцарские турниры, а вещественные останки этой «благородной» деятельности – оружие и доспехи; не боевые подвиги суворовских солдат, а славные реликвии их тяжёлой ратной службы и их подвигов – полуистлевшие знамёна, ключи капитулировавшего в 1760-ом году Берлина, потёртые мундиры и кивера. 

К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места  исторических событий, произведения искусства  и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию. 

Значительно более  широкое применение имеет изобразительная  наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности  относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются: 

а) изображения  документального характера –  документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком  они дошли до нас; 

б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и  иных памятников, орудий труда, предметов  быта или их комплексов и др.; 

в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации  в учебниках, изображающие события  и сцены прошлого. 

Большой интерес  школьников так называемые «объёмные» наглядные пособия – различные  макеты и модели, например макет  феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. И разумеется, особенны эффективны действующие модели – водяной мельницы, рудоподъёмной машины. 

Наконец, особый вид наглядности представляет условная наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические  планы, схемы, диаграммы, графики. 

Классификацию по внешним признакам учёные и  методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего  они обращаются к классификации  по содержанию и характеру исторического  образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую. 

Рассмотри более  подробно классификацию наглядных  средств по их содержанию. В неё  входит: 

естественная  монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.); 

подлинные предметы материальной культуры (археологические  находки, вещественные остатки: орудия труда, зёрна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.); 

специально изготовленная  предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда); 

изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции); 

условно-графическая  наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы); 

технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио и компьютерные). 
 

3.    Правило  отбора и демонстрации учебных наглядных пособий. 
 

Исторические  карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные  обобщённые образно-знаковые изображения  исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости  в определённом масштабе с учётом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетание и связи  исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в  соответствии с назначением данной карты. 

Первичные умения по работе с картами ученики получают на уроках природоведения и исторической пропедевтики в начальной школе. Они имеют представление о  том, что на горизонтальной плоскости  карт изображена местность в условном виде и масштабе. 

Чтобы создать  представление о пространстве и  местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют  одновременно историческую и географическую (физическую) карты или общую и тематическую. На них помещён один и тот же объект, но он изображён в разных масштабах. Обучение может идти от единичного к общему или от общего к единичному. В первом случае учитель демонстрирует историческую карту (единичная), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлением рек учащиеся находят эту же территорию на физической карте полушарий (общее). Ученики убеждаются, что на исторической карте отображена меньшая часть земной поверхности. Её очертания мелом учитель наносит на физическую карту, и ученики ещё раз сравнивают положения рек, морей с контурами исторической карты. 

Если для изучаемой  темы нет соответствующей карты, то её нельзя заменить картой другого  исторического периода. В противном  случае у учеников будут формироваться  ошибочный исторические представления. Лучше использовать физическую карту, не имеющую границ, или провести занятия по атласу или карту учебника. 

При показе по исторической карту следует соблюдать основные правила. Перед показам учитель даёт словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные учениками ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов). При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам. 

Среди картин, используемых в преподавании истории, независимо от характера сюжета различаются  учебные картины, созданные как  учебные пособия, художественные произведения исторической живописи, созданные художниками  как произведения искусства определённого  жанра. 

Правда, репродукции  многих произведений крупных художников на историческую тему используются в  качестве наглядных пособий на уроках истории. С другой стороны, хорошая  высокохудожественная учебная картина, несомненно представляет собою произведение искусства. И всё же учебная картина качественно своеобразна, имеет ряд существенных особенностей, к ней предъявляются особые требования. 

Прежде всего, учебная картина по истории создаётся  художником или иллюстратором специально как школьное наглядное пособие. Но в отличии от учебных таблиц, в которых изображение вещественных памятников прошлого представлено изолированно, учебная картина – пособие синтезированное, дающее целостное изображение исторического явления, где все алименты отобраны и объединены. По содержанию и сюжету учебная картина должна полностью соответствовать школьной программе и возрасту учащихся. Она отражает не случайные эпизоды, а узловые, существенные события и явления, изучаемые на уроках истории и доступные пониманию учащихся. Её композиция проста, контуры чётки. Она легко обозрима. А главное – всё содержание учебной картины нарочито отобрано в соответствии с учебно-познавательными и воспитательными задачами данной темы. В ней нет ничего лишнего, но есть всё достаточное для создания конкретного представления об изучаемом явлении и для необходимых выводов о нём. 

Что касается произведений живописи на историческую тему, то многие из них вошли в серию картин по истории, изданную для школы, другие используются учителями на уроках истории  в виде отдельных репродукций  большого формата. 

На уроке нецелесообразно  использовать картину, сюжет которой  далеко выходит за рамки школьной программы. Её использование, без нужды  перегружая урок, потребовало бы длительных и сложных объяснений. 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1.    А.А.  Вагин, «Методика преподавания  истории в средней школе», Москва, «Просвещение», 1968; 

2.    М.Т.  Студеникин, «Методика преподавания истории в школе», Москва, «Владос», 2000. 
 

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ 

Фрагмент урока  с использованием наглядности. 
 

Тема урока: 

Полтавская битва 27 июня (8 июля) 1709 года. 

Материал: 

Подготовленный  заранее текст урока с описанием  битвы, предпосылок и последствий  сражения; схематический рисунок  сражения с расположением, ударами  и манёврами противоборствующих армий. 

Фрагмент урока: 

27 июня (8 июля) 1709 года произошло генеральное сражение  Северной войны 1700-21 годов –  Полтавская битва. Русская армия  под командованием Петра I разгромила шведскую армию Карла XII. Остатки шведских войск сдались у Переволочны; Карл XII бежал в Турцию. Полтавское сражение привело к перелому в Северной войне в пользу России.  

Весной 1709 года после неудачной зимней кампании на Украине войско шведского короля Карла ХII (35 тысяч солдат, 32 орудия) осадило Полтаву. Там предполагалось пополнить запасы и продолжить путь в направлении Харьков, Белгород и далее на Москву.В апреле-июне гарнизон Полтавы (4,2 тысячи солдат, около 2,5 тысячи вооруженных горожан, 29 орудий) во главе с комендантом полковником А.С.Келиным, поддержанным подошедшей на подмогу конницей генерала А.Д.Меншикова и украинских казаков, успешно отбил несколько штурмов противника. Героическая оборона Полтавы сковала силы Карла ХII. Благодаря ей Русская армия получила возможность в конце мая 1709 года сосредоточиться в районе крепости и подготовиться к битве с врагом.

Наглядные методы обучения