Наглядные методы ознакомления детей с природой

Тема 1. Наглядные  методы ознакомления детей с природой 1.   Организация   и   методика   проведения   наблюдения   в   разных возрастных группах

    Проанализировав содержание труда детей к природе  следует отметить, что овладение  трудовыми навыками идёт от простого к сложному: если в младшей группе гр. "Малыши" дети только выполняют вместе с воспитателем, или под наблюдением воспитателя трудовые поручение, то в группе "Фантазёры" дети уже владеют определёнными навыками и могут выполнить трудовое поручение, а также спланировать его. Так как дети в старшем возрасте более развиты физически, то они могут выполнить более сложную работу (окапывание, прополка). В группе "Фантазёры" труд в природе осуществляется везде (огород, сад, цветник). Воспитатель выступает в роли организатора, наблюдателя и равного партнёра. Всё содержание раздела "Труд в природе" соответствует принципам: гармония трёх начал, природосообразности и индивидуализации, от простого к сложному.

    Организовывая природоведческую работу от педагога требуются умения которые позволили организовать работу так , чтобы всем было интересно. Для детей дошкольного возраста основными способами познания окружающего мира являются наблюдения и экспериментирование, которые педагог проводит в сочетании с беседой.. Совместные наблюдения детей важно организовать так, чтобы старшие помогали младшим устанавливать способы наблюдений, выделять существенные признаки и делать выводы об увиденном.

    При отборе содержания для наблюдений надо стараться, чтобы оно давало ребенку  возможность увидеть, разглядеть неизвестное в привычном, давно знакомом и подчас даже не замечаемом. Это позволяет повернуть хорошо знакомые ребенку явления неожиданной стороной, подвести его к собственным «открытиям», дать ему испытать радость познания. В свою очередь это побуждает детей к дальнейшим поискам решений новых и новых задач.

    Выделив задачу, педагог дает детям возможность  высказаться, выслушивает вес их предположения, догадки, вместе с ними обсуждает их. Далее появляется необходимость  проверить эти догадки, найти способы решения возникшей задачи. Такими способами, помимо наблюдения, являются экспериментирование, элементарные опыты, также включающие наблюдения.

    Также при работе с детьми необходимо подбирать  задания, которые давали детям каждого  возраста самостоятельно выполнить задание т.е. осуществлять дифференцированный подход

    2. Организация циклических  наблюдений с детьми  дошкольного возраста

  Научно-методическая работа в дошкольных учреждениях  показала, что наряду с содержанием  имеет также значение организационно-методическая сторона проведения наблюдений с детьми. Цель наблюдений достигается лишь тогда, когда дошкольники видят особенности строения, поведения животных, их связи со средой. С этой точки зрения важно следующее.

    • Компактное проведение цикла: одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. Содержание каждого

46

 

следующего  наблюдения, наслаиваясь на предыдущие, укрепляет (уточняет и дополняет) общую систему знаний об объекте

  •Преобладание визуального источника знаний над словесным: дети должны получать информацию, рассматривая объект, а не со слов воспитателя. Вопросы и очень короткие пояснения педагога направляют внимание дошкольников и побуждают их называть увиденное. Отсюда вытекают организационные требования к наблюдению.

  •В  каждом конкретном случае могут одновременно участвовать столько детей, сколько  спокойно расположатся вокруг объекта (аквариум, клетка с птицей и т.д.), чтобы беспрепятственно его рассматривать. В зависимости от размера объекта и его расположения в наблюдении обычно одновременно могут участвовать от 3 — 5 до 15 человек. Когда наблюдения проводятся на участке, в них может участвовать вся группа.

  •В  наблюдениях должны принимать участие  все дети. Каждое конкретное наблюдение, если оно проводится по подгруппам, повторяется несколько раз. Такая организация позволяет приобщить к наблюдениям всех детей и накопить у них необходимый объем конкретных знаний, которые затем будут использованы в обсуждении на занятии.

  • В работе необходима опора на биологические особенности, 
видовую специфику животных. Дети смогут увидеть запланированные моменты 
жизни животных, если специально созданы условия. Голодное животное хорошо 
ест — можно смотреть, как оно это делает. Черепаха активна, если ее тело 
разогрето (рефлектором, солнцем). В длинные зимние вечера при погашенном 
свете дошкольники могут наблюдать спящую птицу. Организация подобных 
наблюдений предполагает элементарное опытничество, что поможет улучшить 
и ускорить достижение программной цели.

  • Использование двигательной активности дошкольников: включение в 
наблюдение соответствующих движений, упражнений и действий с предметами. 
Так, функцию шеи (у птиц) или значение ее отсутствия (у рыб) дети лучше 
понимают, когда поворачивают собственную голову влево и вправо. 
Обхватывая палку руками и при этом по-разному располагая пальцы (все в 
одном направлении; четыре — вперед, большой палец — назад), дошкольники 
поймут целесообразность строения ноги птицы.

       Итак, цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является его протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 — 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у них возникает потребность в

 
47

 

    новых наблюдениях, которые   они производят самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя.

    3. Рассматривание картин  природоведческого  содержания

    Картины дают возможность подробно рассмотреть  явления природы, длительно сосредоточить  на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений; например, с дикими зверями, животными южных и северных стран детей можно" чаще всего познакомить лишь через картины.

    При ознакомлении детей с природой используются дидактические сюжетные, предметные, а также художественные картины.

    Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия  для обучения детей. К таким картинам относятся серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие звери», «Травянистые растения» и др. Они используются с различными дидактическими целями.

    Предметные  картины вмладших группах используют

    16

    для уточнения и конкретизации Представлений, их закрепления. Так, после наблюдения за кошкой с котятами проводится рассматривание соответствующей картины. Воспитатель учит детей узнавать кошку с котятами на картине, видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, _хвост, лапы), некоторые действия (спит,ииграет, лакает молоко и т. д.). Организуя рассматривание сюжетной картины, воспитатель использует детский опыт, близкий содержанию картины, задает, например, такие вопросы: «Кто нарисован на картине? Какого цвета шерстка у кошки? У котят? Какого цвета шерстка у кошки, которая живет в вашем доме? Чем заняты котята? Что делает серый котенок? Что делает котенок, который лежит возле кошки? Слышали ли вы, как ходят котята? Почему они ходят тихо, неслышно?»

    В средней группе рассматривание картин направлено на расширение знаний ребят. Это дает возможность вывести их за пределы непосредственного опыта. Рассматривание картин используют также для систематизации и обобщения знаний детей, в беседах, рассказах о природе.

    В старших группах предметные картины используют и для формирования понятий. К занятию подбирают серию картин, организуют рассматривание и анализ каждой картины. Затем проводят сравнение серии картин по выделенному существенному признаку, направляя внимание на выделение общего и существенного в явлении. Например, для формирования понятия «осень» в подготовительной к школе группе следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательное изменение погоды: «Расскажите, как менялась погода от начала к концу осени». Затем подводит детей к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий: «Что происходило с растениями от начала

48

 

    осени к ее концу? Почему произошли эти  изменения?» Предлагает сравнить состояние  растений, изображенных на картинах.

    Далее, обращая внимание детей на изменения  в жизни животных, педагог направляет их к установлению новых связей: «В какое время осени было больше насекомых? Почему? Когда улетают перелетные птицы? Почему они улетают?» И т. д.

    В работе детского сада широко используются художественные картины: «Золотая осень», «Сирень» И. Левитана; «Грачи прилетели» А. Саврасова; «Зеленый шум» А. Рылова; «Маки» П. Кончаловского; «Березовая роща» А. Куинджи; «Зима» И. Шишкина; «Лес зимой» Л. Бродской; «Домашние животные» А- Пластова. В старшем дошкольном возрасте могут быть использованы для рассматривания, кроме пейзажных картин, и натюрморты.

    Цель  использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть ее красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть

    яркие средства выразительности, использованные художником.

    К восприятию натюрморта и пейзажной картины детей подводят постепенно, создавая возможность для накопления у них эмоциональных переживаний, связанных с непосредственным восприятием окружающей природы. Рассматривая их, воспитатель учит детей выделять цвет и оттенки цвета наблюдаемых предметов, форму, расположение в пространстве.

    Рассматривая  художественную картину с детьми, воспитатель задает вопросы, помогая  осмыслить образ, почувствовать  настроение, переданное художником: «Что" хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» И т. д. Обучая детей выделять главное в картине, предлагает придумать название к ней.

    Рассматривание  художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений. Это помогает лучше почувствовать ее настроение. Иногда полезно рассмотреть натюрморт, пейзаж перед наблюдением в природе. Это создает установку на эстетическое ее восприятие.

    В работе по ознакомлению детей с природой используется также книжная графика (иллюстрации Е. Чарушина, Е. Бианки, Ю. Васнецова, А. Костровой, Г. Никольского, А. Келейникова, Н. Басмановой, Я- Ярбусовой и др.).

    В зависимости от целей рассматривание иллюстраций D книгах проводится по-разному: иногда полезно рассмотреть их до чтения, для того чтобы создать у детей зрительный образ тех предметов, явлений или событий, о которых идет речь; в других случаях достаточно беглого просмотра иллюстраций по ходу чтения книги. Иллюстрации рассматриваются и в процессе беседы о прочитанном.

4. Демонстрация моделей  в процессе ознакомления  детей с природой  Календари наблюдений  за ростом и  развитием живых  существ. Проводя такую работу, можно наблюдать рост и развитие редиса, огурца, лука. Или животных - рост и развитие хомяка в старшей группе или развитие

49

 

    цыплят  и их взаимоотношение с курицей  в подготовительной группе. Ведение  такого календаря можно делать следующими способами. Рассмотрим их на примере  наблюдений за ростом редиса (рис1). Первые три графы заполняются ежедневно, дни недели закрашиваются разным цветом, погода и огородные работы фиксируются значками, В последней графе один раз в конце недели дается цветное изображение овоща, мерная полоска закрашивается по высоте растения.

 
 
                  Практико-ориентированное  задание 1.  Разработать  циклы   наблюдений  за  объектом  природы (объект наблюдения и возрастная группа по выбору)

АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ: ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ФАНТАЗЁРЫ I» ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ Наблюдение 1. «Кто живёт в нашем аквариуме?»

Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растения), их названия; отметить красоту аквариума, его привлекательный вид. Наблюдение 2. «Что есть в аквариуме, и кому это нужно?» Цель: уточнить условия жизни обитателей аквариума, который является «домом» для рыб. Здесь вода необходимой температуры, грунт для растений, много света. В нём уютно рыбам и другим обитателям «стеклянного дома». Наблюдение 3* «Чем и как питаются рыбы?»

    Цель: уточнить, что служит кормом для рыб, как часто и в каком количестве его нужно давать. Разные рыбы питаются по-разному: одни берут его с поверхности воды, другие собирают со дна, некоторые ловят его в воде.

                            ВТОРАЯ  НЕДЕЛЯ Наблюдение 4. «Какие наши рыбки?»

Цель: уточнить с детьми особенности внешнего вида рыб (форма тела, окраска чешуек, особенности органов, расположенных на голове, особенности хвоста, плавников); отличия и сходства аквариумных рыбок. Наблюдение 5. «Как рыбы плавают?»

50

 

Цель: уточнить с детьми, что рыбы двигаются в  воде легко, свободно, быстро могут плыть в разных направлениях. В этом им помогают обтекаемая форма, гладкая поверхность тела, отсутствие шеи, плавники. При помощи хвоста и плавников рыбы делают повороты в разные стороны. Наблюдение 6. «Как рыбы отдыхают и спят?»

    Цель: показать детям, что рыбам нужен отдых, сон. Отдыхают они на плаву около кустиков травы, дна; спят с раскрытыми глазами. Яркий свет и шум могут их разбудить (наблюдение проводится вечером без освещения).

                            ТРЕТЬЯ  НЕДЕЛЯ Наблюдение 7. «Как дышат рыбы?»

Цель: дать детям представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат при помощи специальных органов — жабр, тем воздухом, который есть в воде. Жаберные крышки, которые их прикрывают, размещаются по бокам головы. Они всё время открываются и закрываются — так рыба дышит. Наблюдение 8. «Легко ли дышать нашим рыбкам?» Задание для самостоятельного наблюдения.

    Цель: учить дошкольников по поведению рыб определять их самочувствие, количество воздуха в воде.

    Воспитатель предлагает детям самостоятельно понаблюдать  за рыбами и определить: жаберные крышки открываются широко или чуть-чуть, часто или редко; рыбки плавают по всему аквариуму или держатся возле поверхности воды.

Выводы: если рыбки ведут себя спокойно, плавают по всему аквариуму, жаберные крышки открываются нешироко, то им хватает воздуха, они хорошо себя чувствуют; если рыбки часто поднимаются на поверхность воды, хватают ртом воздух, жаберные крышки работают быстро, это означает, что воздуха в воде мало, рыбки задыхаются, им плохо. Необходимо им помочь: сменить часть воды (в свежей воде больше воздуха), долить воду, если её мало, отсадить некоторых рыбок, если их много, поставить компрессор, который подаёт воздух. После оказания помощи понаблюдать, изменилось ли их состояние. Наблюдение 9. «Наведи порядок в аквариуме».

    Цель: учить детей определять изменения во внешнем виде аквариума — грязь на дне, пыль и пятна на стекле, налёт, жёлтые листики и стебли, малое количество воды. Уметь оценивать это как ухудшение условий для жизни его обитателей. Учить детей наводить порядок в аквариуме, видеть красоту в его чистоте, прозрачности воды.

    Тема 2. Формы организации  природоведческой работы в детском саду. 1. Контрольно-учетное занятие в детском саду

    Контрольно-учетное  занятие рекомендовано проводить  в конце года при диагностическом обследовании.

    В конце каждого квартала проводят контрольно-учетное занятие, цель которого - выявить степень усвоения детьми программного материала.

    В области экологического воспитания контрольно-учетные занятия могут  быть использованы в разных возрастных группах.

51

 

    2. Сущность  и руководство комплексными занятиями

   Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти  занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они  полезны со старшими дошкольниками.

   Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

    Первая  часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель  уточняет и обобщает представления  детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

      Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию

   организуется  специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций  знаменитых художников. (И Левитан, И.Остроухов и др.), художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени (грибы, плоды овощей и фруктов), 1 —2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, переживание красоты — это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач (хотя задачи умственного воспитания остаются - дети знакомятся с произведениями искусства).

     Третья  часть занятия — это художественное-творчество детей урочная деятельность, в  которой они сами становятся художниками  и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и  рисование пейзажа, букета осенних  цветов в вазе и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде.   Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические

   задачи  опять иные — развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

   Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия — смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку

   Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие  об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю.Тувима в переводе С.Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» — это и разговор Айболита с детьми о здоровье, и том, как его сохранять, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.

   Комплексные занятия — это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают

52

 

    личность  ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

    3. Нетрадиционные формы  занятий

    В их число  исследователи справедливо включают метод проектов.

    В педагогике этот метод не является принципиально новым. На протяжении десятилетий он не был востребован в советской и постсоветской педагогике. Его «второе рождение» в первой половине 90-х годов XX века произошло преимущественно в практике и лишь в начале нового века получило должное теоретическое обоснование в российской и отечественной педагогике. В современных исследованиях подчёркивается, что метод проектов обладает не только образовательным, но, главное, особым воспитательным потенциалом.

    Целесообразность  использования экологического проекта  в дошкольном образовании связана с его огромным потенциалом в формировании экологической культуры и развитии познавательной активности ребёнка.

    Экологический проект — это средство, с помощью  которого педагог решает задачи воспитания и обучения дошкольников по экологической тематике. Его общий характер несомненно определяется принципами, положенными в основу програмхмы, в рамках которой он реализуется.

    Экологический проект - это средство, с помощью которого педагог решает задачи воспитания и обучения дошкольников по экологической тематике. Его общий характер несомненно определяется принципами, положенными в основу программы, в рамках которой он реализуется.

              Уроки мышления

    Усвоение  зависимости между объектами  и явлениями живой природы  — наиболее сложная для ребенка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?», например:

  • Почему у елки зеленые иголки?
  • Почему расцвечиваются листья?
  • Почему белого медведя занесли в Красную книгу?
  • Чем полезен рыжий муравей?
  • Чем дышит береза?
  • Где ночуют птицы?

    — Почему муравейники окружены зарослями крапивы, чистотела, 
малины, шиповника?

    Не  следует забывать, что познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием природы.

    Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основное условие их проведения — интерес детей. Сочетание прогулок с

 
53

 

    увлекательным     рассказом,     органичным     включением     художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

            «Зеленый  патруль»

    В последнее время используется такая  форма работы со старшими дошкольниками, как «зеленый патруль». Дети обходят  территорию детского сада, отмечают объекты, нуждающиеся в охране, помощи, принимают меры по ее оказанию. Ребята пользуются картой, составленной совместно с воспитателем. «Зеленый патруль» может знакомить малышей с правилами поведения в природе, прокладывать маршрут в целях защиты наземного покрова от вытаптывания, почвы от уплотнения и т. д. Патруль также определяет, есть ли на участке или близлежащих территориях редкие или ценные растения, защищает не только растения, но и всех лесных жителей: муравьев, жужелиц, птиц. Дети знакомятся с причинами возникновения пожаров, правилами поведения в природе.

    Обсуждение  и проигрывание ситуаций

    Эта форма работы способствует закреплению  в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации:

  1. Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?
  2. Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.

    3. Ягоды по одной в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. 
Можно ли так поступать?

    4. Из гнезда выпал птенец. Что ты предпримешь? 
    Нетрадиционным методам ознакомления дошкольников с природой можно

отнести  такие   как:   экологические  праздники  и  утренники,  КВН,  вечера вопросов и ответов и т.д.

    4. Труд и  наблюдения в уголке природы

    Ознакомление  детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Наглядные методы ознакомления детей с природой