Наглядные методы в экологическом образовании

Лабораторное занятие 7

Наглядные методы в экологическом образовании

Задания:

1. Разработать методику:

а) демонстрации изобразительных  наглядных пособий в разных возрастных группах;

Во второй младшей группе используются такие наглядные пособия как  карточки с изображенными животными, растениями, настольно-печатные игры, дидактический материал, картины.

В средней группе, как и в младшей, необходим неоднократный показ  новых для детей действий, при  этом меняются наглядные пособия, незначительно  варьируются задания, приемы работы. Так обеспечивается проявление детьми активности и самостоятельности  в усвоении новых способов действий. Чем разнообразнее работа детей  с наглядными пособиями, тем более  сознательно они усваивают знания. Педагог ставит вопросы так, чтобы  новые знания нашли отражение  в точном слове.

В старшей группе расширяют виды наглядных пособий и несколько  изменяют их характер. В качестве иллюстративного  материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но теперь большое место  занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки предметов могут  быть схематичными. С середины учебного года вводятся простейшие схемы. Наглядной  опорой начинают служить «заместители»  реальных предметов. Отсутствующие  в данный момент предметы педагог  представляет моделями.

 

 

 б) демонстрации натуральных  наглядных пособий в разных  возрастных группах;

В группах раннего и младшего дошкольного возраста детей можно  привлекать к наблюдениям за погодой, домашними животными, рыбами и птицами  уголка природы. Наблюдения эти должны быть кратковременными, но часто должны повторятся.

В средней группе, кроме кратковременных, организуется и более длительное наблюдение. Например, за ростом и развитием  растений, посеянных на земельном  участке или в уголке природы.

В старшей и подготовительной к  школе группах длительные наблюдения занимают наибольшее место, здесь дети следят за развитием растений из семян, превращением насекомых, сезонными  изменениями в природе и т.д.

в) демонстрации экранных пособий  в разных возрастных группах;

в младшей группе мультимедийные занятия, мультфильмы, документальные фильмы о  природе. 

В младшей  группе  они используются для уточнения и конкретизации представлений, полученных в ходе наблюдений. Например, после наблюдения за воробьями, продемонстрировать иллюстрацию или чучело, повторить название птички, какого она цвета, величины, показать части тела (головку, крылышки, ножки), вспомнить где видели птичек, что они делали, повторить движения птиц: "похлопать крылышками", "поклевать крошки". Иллюстрации используют как для закрепления и уточнения ранее увиденного, так и для формирования новых знаний.

В старшей  группе  формируются элементарные представления о  группах  животных и растений, о временах года и т.д. например, при помощи серии картин о животных (птицы, рыбы, звери). Вопросы могут быть такими: Кто это? Где живут? Почему это птички (рыбки, звери)? и т.д.

Особое внимание необходимо уделить  демонстрации   экранных   пособий . Диафильмы и слайды всегда вызывают эмоциональный отклик у детей, поэтому желательно использовать их систематически. Методика работы с диафильмом: во-первых, необходимо определить цель, с которой используется диафильм; во-вторых, как будет показан диафильм (целиком, по частям или отдельными фрагментами); в-третьих, какие вопросы нужно задать детям в ходе диафильма; в-четвертых, в младших группах  воспитатель ведет рассказ по кадрам диафильма, не используя титры, в старших - может зачитывать текст по титрам, в конце показа диафильма обязательна беседа по просмотренному.

 

 

 

          

  2. Методика использования моделей во второй младшей группе детского сада.

  • календарь погоды;
  • календарь наблюдений за птицами;
  • модель «Жизненные формы» (дерево, травянистое растение);
  • модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок);
  • модель «Потребности растений» (вода);
  • модель «Способы ухода за растениями» (полив, очистка листьев от пыли тряпочкой);
  • модель «Свойства песка» (рассыпается, формуется);
  • модель «Свойства глины» (ломается, лепится);
  • обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус);
  • модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост)

 


Наглядные методы в экологическом образовании