Нагорная проповедь Иисуса Христа как основа духовно-нравственной жизни христианина

Федеральное агентство  по образованию.

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Тульский государственный  университет.

 

 

 

 

Кафедра теологии

 

 

 

 

Контрольно-курсовая работа

По теме:

  «Нагорная проповедь Иисуса Христа как основа духовно-нравственной жизни христианина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнил: Игнатущенко К.А

                                                                                      Студент группы 821001

                                                                                       Проверил: доцент кафедры теологии                                                                                 

                                                                                                           протоиерей Махно Л.П                           

 

 

 

 

 

                                                           Тула 2011

 

 

 

                                                   Содержание:

  1. Введение. Значимость Нагорной проповеди для христианского вероучения.
  2. Восхождение Иисуса на гору. Начало проповеди.                                                                                      а)Заповеди блаженства.                                                                                                                                                    

б)Влияние праведника - подобно соли и свету.

  1. Сын Божий- исполнитель Закона. Ветхозаветные заповеди в Нагорной проповеди. 

а) Не убий

            б) Не прелюбодействуй                                                                                                          

            в) Закон о разводе                                                                                                                                                                                        

            г) Не преступай клятвы

            д)Принцип «Око за око» 

            е)Любовь к ближнему и отношение  к врагу.

 

  1.  Осуждение лицемерия, как преграды праведности.

а) Лицемерие в милостыне

            б) Лицемерие в молитве

            в) Лицемерие во время поста

  1. Вечное и преходящее. Отказ праведника от материального в пользу духовного.
  2. Отношения праведника с другими людьми.
  3. Молитва.
  4. Завершение Нагорной проповеди

            а) Наставления о распознавании  лжепророков.

            б)Заключительная притча.

  1. Заключение. Нагорная проповедь Иисуса Христа как основа духовно-нравственной жизни христианина

.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                I.  Введение.                                                                                              Значимость Нагорной проповеди для христианского  вероучения.

         

 Нагорная  проповедь, являясь, по сути, фундаментом всего христианского вероучения, зачастую интерпретировалась богословами разных времен и школ весьма отлично друг от друга, в результате чего, иногда возникали толкования, которые практически противоречили друг другу.  Именно поэтому, исключительно важно осознание сути Нагорной проповеди каждым верующим в своем сердце, ибо отсутствие такового  может стать серьезным препятствием  на пути духовного развития человека. Ведь нельзя отрицать, что такое непонимание основ вероучения, очень часто является причиной тому, что, казалось бы, люди, которые исповедуют христианство, ведут себя как угодно, но только не так как предписано в Священном Писании. Или, например, когда отношение человека к исповедуемой религии непрестанно преображается под влиянием внешних факторов: некоторое время он старается следовать основным христианским принципам, но делает это неискренне, а относится к этому лишь как к некоей формальности, но, если его мирская  жизнь неожиданно меняется, то меняется и отношение к религии, как правило, она банально забывается, как нечто несущественное по сравнению с более «серьезными» делами. И это продолжается до следующей смены обстоятельств, в которых человек вновь вспоминает о Боге. Такое поведение можно сравнить с парусным судном без якоря, которое отчаянно пытается добраться до спасительной гавани: при благоприятной погоде оно  плывет к своей цели, подгоняемое порывами ветра, а в шторм корабль бросает на волнах и уносит в другую сторону и в конце концов он оказывается совсем даже не в гавани, а где-то на другом конце света. И со стихией очень трудно совладать при отсутствии якоря, коим  и является понимание истинного смысла основы христианского вероучения, то есть Нагорной проповеди.

Подтверждением исключительной важности  Нагорной проповеди является то, что она, пожалуй, наиболее тщательно и последовательно изложена из всех проповедей Нового Завета, и что по убеждению Августина Блаженного «…проповедь идеальна во всех своих предписаниях, на которых и основывается жизнь христианина»1. Также определенным показателем значимости этой проповеди может быть тот факт, что 5-7 главы Евангелие от Матфея являются самыми цитируемыми из всего Священного Писания.

Таким образом, целью данной работы является демонстрация того ,что Нагорная проповедь являет собой сердцевину всей христианской морально-этической базы , где «ясно и вразумительно, с применением наглядных примеров из жизни, рассказано о том, как человеку надлежит жить, как строить свои отношения с Богом и ближними, чтобы достигнуть счастья на земле, спасения и вечного блаженства.»2

 

       II. Начало проповеди.

  1. Вступление на гору. Заповеди блаженства

 

Пятая глава Евангелие  от Матфея начинается с того ,что  Иисус, увидев перед собой народ, взошел на гору, куда за Ним последовали его ученики. Перед тем как начать наставлять Своих учеников, Иисус "сел" (Мф.5:1). Это было знаком того, что далее последует серьезное наставление. И Он, отверзши уста свои» (Мф.5:2), в которых были скрыты сокровища мудрости и знаний, начал проповедь. Прежде всего, Иисус явил своим ученикам прекрасные заповеди блаженства.

 «Блаженны нищие  духом, ибо их есть Царство  Небесное.» (Мф. 5:3)- первая из них . Этот стих может показаться на первый взгляд противоречивым, ибо кажется логичным ,что духовно богатые люди гораздо ближе  к Царству Небесному. Однако если разобраться , что на самом деле  значит фраза «нищие духом», то смысл этой заповеди станет ясен. Блаженный Августин пишет:« «Нищие духом» здесь стоит понимать как указание на смиренных и богобоязненных людей, то есть тех, кто не проникнут духом тщеславия.»3. К этому можно добавить, что это те, кто «признают свою духовную нищету без Божьего присутствия.»4.

«Блаженны плачущие, ибо  они утешатся» (Мф. 5:4). Важно понимать ,что здесь речь идет не просто о страдающих, но о тех ,кто скорбит не о богатстве , не о родителях, не о друзьях, но о собственных грехах, о разлуке с Богом. «Плачущие, о грехах, а не о чем-либо житейском, разумея плач не однократный какой-либо, но всегдашний, притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних»5. Также стоит отметить, что утешение необязательно случится в этой жизни, но непременно в следующей за ней.

«Блаженны кроткие, ибо  они наследуют землю.» (Мф. 5:5).Пятый стих напрямую связан с третьим, так как невозможно представить себе, чтобы человек был кроток, но при этом не был нищ духом. Рассчитывать на то, что это возможно также наивно, как и полагать, что шторм в море может внезапно прекратиться, а ветры будут дуть как и прежде. Стоит отметить, что необязательно трактовать «получение земли» буквально, а скорее также как и в Псалме 142:10, то есть как рай, «но Златоуст говорит, что Он положил в награду и чувственную землю, ради более грубых людей, которые ищут скорее чувственного, чем духовного».6

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5:6).Немаловажным замечанием будет то, что слово «правда» в этом контексте можно интерпретировать в более широком значении, а не только как синоним слова «истина».  «В рассматриваемом месте вероятнее всего оно означает правду Божию, жизнь, согласную с данными Богом законами и повелениями»7, то есть праведность, тогда основным посылом здесь будет утверждение, что праведник, который не может быть безразличен к добродетели  и все время стремится к ней с такой силой, с какою голодные стараются найти себе хлеб, в конечном итоге непременно обретет её в Божьем царстве.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»(Мф.5:7). Двоякая трактовка данной заповеди вряд ли возможна. Иисус говорит, что людям воздастся за оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Фактически этот стих очень близок  к другому высказыванию Спасителя: «Блаженнее давать, нежели принимать»(Деян.20:35). «Совершенно правильно пишет Иоанн Златоуст: “мне кажется, что Он говорит здесь не об одних только милостивых раздачей имущества, но и милостивых через дела. Ибо разнообразны способы милости и широка эта заповедь.”»8

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Мф. 5:8)». То есть блаженны те, ко имеет чистое сознание, свободное от всякого греха. Как чиста вода , льющаяся из чистого фонтана, так чисты и непорочны действия того, чье сердце чисто. И узрят они Бога не глазами, но сердцем. «Чистые сердцем испытывают и здесь, на земле, такое душевное спокойствие, какое

составляет истинное блаженство», ибо «сознание своей

близости к Богу бывает у чистых сердцем ясным и не допускающим никаких

сомнений».9

«Блаженны миротворцы, ибо  они будут наречены сынами Божиими.» (Мф. 5:9). В понимании этого постулата легко допустить ошибку, решив, что миротворец это тот , кто никогда не вступает в противоречия. Но в Ветхом Завете ясно говорится « Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс.33:15). То есть недостаточно просто не делать зла, нужно также и творить добро. Подобные указания не единожды встречаются на страницах Священного Писания. Например, «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»(Рим 12:21). Очевидно, что роль миротворца совсем не проста, но при этом необычайно значима.    «Миротворец может быть блажен, как примиривший желания своей плоти с желаниями души, и как подчинивший худшее лучшему. Они не только сами имеют мир со всеми, но и других враждующих примиряют»10.

«Блаженны изгнанные  за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и  веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков бывших прежде вас.» (Мф. 5:10-12). Эти стихи являют собой заключительную часть заповедей блаженства. Иисус предупреждает последователей, что следование всем вышеперечисленным предписаниям может вызвать гнев безбожников, которые ослеплены собственными пороками и, поэтому не могут различать истину и ложь, праведность и греховность. «Развращенный мир, послушный внушениям злого духа, не любит правды; на знамени своем он несет поистине диавольские слова: правдой не проживешь!»11 А значит, будучи слепцами, они непременно осудят или же и вовсе казнят праведно живущих (как это случилось с пророком Исайей), приняв их за еретиков или просто глупцов. Но Спаситель говорит , что его ученикам не стоит бояться этого, а нужно терпеливо сносить все это и не таить зла на своих обидчиков, и за это воздастся им в загробной жизни.  

 

   б) Влияние царственного святого - подобно соли и свету.

В этой части проповеди  Иисус  говорит не о самих качествах, которыми должен обладать праведник, но об их ценности для всего мира, которая заключается в просвещении других людей и в помощи им, в оказании влияния на мир, сопоставимого с  тем, которое оказывают соль и свет на повседневные нужды человека.

«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:13-16). Соль использовалась в каждодневной жизни для ряда целей, в том числе как средство для предотвращения разложения и порчи продуктов. «Верующие, являясь солью земли, должны быть этим средством против морального разложения»12.После Спаситель предупреждает , что соль, которая потеряла свои свойства, уже не может служить людям как раньше,  как «если учитель потеряет ум, то есть если не будет учить, обличать и исправлять и разленится, то чем исправится?» 13, таким образом подчеркивая значимость роли, которая отведена его ученикам. «Так как вы избраны на такого рода служение предпочтительно пред всеми другими, то тем более должны быть внимательными, чтобы не могли вас обвинить в слабости и бездействии, а также в погибели тех, которые стали гнилыми»14. Во втором утверждении Иисуса говорится, что верующие являются светом мира, обычно он символизирует истину. Верующие должны рассеивать темноту мира, нести истину в мир при помощи наших слов и поступков. Также Спаситель предупреждает в своих притчах, чего следует избегать его последователям. Затем Иисус сравнивает со светом. В Своем призыве Он повелевает каждому верующему и последователю: "Да светит свет ваш", Христос не говорит о выставлении добродетели напоказ, а о исполнении ее на деле, чтобы «чистота вашей жизни и учения пусть светит пред людьми не ради человекоугодия, но да видят ваша добрая дела, в поступках и словах, и пусть подражают им»15. В конечном итоге, христиане должны предотвращать падение нравов и открывать истину.

Ш.Сын Божий- исполнитель Закона. Ветхозаветные  заповеди в Нагорной проповеди.

В последующих стихах пятой главы Иисус в своей проповеди анализирует и растолковывает заповеди данные Богом Моисею на Синайской горе, но перед этим делает уточнение: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.»(Мф. 5:17).Он это делает для того, чтобы слушатели уяснили, что он не отменяет закон, «Он только объясняет истинное значение Ветхого Завета».16 В стихах 18–20 Спаситель подчеркивает необходимость следования всем, даже самым малейшим заповедям, иначе невозможно попасть в Царство Небесное

 

                                          а) Убийство

«Вы слышали, что сказано  древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу»(Мф. 5:21,22,25). В стихах 21-26 Иисус объясняет истинный смысл заповеди «Не убий». Он расширяет значение закона, запрещающего убийство, до самого глубокого уровня, утверждая, что каждый, кто гневается, заслуживает такого же суда, как и убийца, воплотивший свой гнев. «Иисус Христос как бы говорит о том, что гневная мысль содержит в себе зародыш убийства»17, поэтому следует избегать этого чувства. Однако необходимо учитывать, что совершенно избавиться от гнева крайне тяжело, поэтому нужно направлять его в правильное русло. Как писал Иоанн Златоуст, гнев может быть полезен, если уметь пользоваться им в вовремя, «обуздывая дерзких и обращая на прямой путь беспечных».

                                       б) Прелюбодеяние.

Иисус продолжает проповедь  следующими словами: «Вы слышали, что   сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.» (Мф 5:27-29). Здесь все подчиняется  тому же принципу ,что и в предыдущем пункте. Прелюбодеяние –это следствие вожделения, поэтому ,что избавиться от греха, необходимо избавиться от его причины. «Запретил внимательный взор, потому что из него проистекает страсть в сердце; страстное же сердце побуждает и тело к совокуплению. Посему Он уничтожил корень, чтобы, произрастив ветвь, он не принес плода»18.Также Блаженный Августин комментирует этот стих следующим образом: « Итак, грех развивается последовательно. Сначала это мысль, желание, затем наслаждение плодами греха и  потом примирение с этим пороком. То есть существуют три вида греха: в сердце, в поступке и в привычке».19 Вне всякого сомнения, эта классификация распространяется не только на грех прелюбодеяния, но и на все остальные, поэтому очень важно внимательно следить за своими поступками и немедленно стараться отсечь все дурные желания и мысли, которые возникают в сердце, иначе очень быстро грех может войти привычку.

                                   в) Закон о разводе.

«Сказано также, что  если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.» (Мф. 5:31-32). Согласно этому постулату, Иисус упразднял существующий порядок разводов, при котором они были весьма частыми, так как фарисеи толковали этот закон, данный Моисеем (Втор. 24:2), в угоду себе . Так, например, «приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?»(Мф.19:3). А получив отрицательный ответ, сразу же указали на Ветхозаветную заповедь. Другими словами, фарисеи воспринимали Второзаконие 24:1-4 , как разрешение на развод по любой причине, если они давали разводную жене. Именно поэтому приходится отдельно подчеркивать, что развод допустим только при любодеянии одного из супругов, в противном случае «произвольное разлучение с женою без вины прелюбодеяния заставляет невинно покинутую впадать в грех, и этот грех, ложится всею тяжестью не на отпущенную , а на того, кто отпускает без вины».20

                                        г) Не преступай клятвы

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;… ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.» (Мф. 5:33-37). Не стоит думать, что Спаситель в этом стихе совершенно запрещает клятвы, Он запрещает лишь те, которые служат покровом для лжи и обмана. Более того, «христианин должен быть настолько честным и правдивым, чтобы ему верили по одному только его собственному слову, без какой-либо божбы.»21

                         

 

                         г)Принцип «око за око».

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф 5:38-42).Эта часть Нагорной проповеди очень часто встречается с непониманием и протестом, так как люди видят в таком поведении опасность для себя , своей собственности и близких, ведь неизвестно до чего может дойти враг ,который не встречает никакого сопротивления. Однако в этом стихе упор делается на  запрет  желания мести, но не защиты как таковой. Также в этом стихе подчеркивается, что  вместо того ,чтобы противостоять с местью, напротив, делать добро. Чтобы продемонстрировать этот принцип, Иисус дает четыре примера, каждый из которых вынуждает принять человека ответные меры против обидчиков. Все же, вместо противления усилиям , Иисус демонстрирует, что мы должны стремиться к противоположному.«Не гневом тушится гнев, как и не огнем – огонь; но посредством терпения и великодушия. Противоположное лечится противоположным»22

 

                   е)Любовь к ближнему и отношение к врагу.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Мф. 5:43-48). «Одних любить, а других ненавидеть есть несовершенство, совершенство же состоит в том, чтобы любить всех»23

Затем Иисус объясняет, что любовь проявляет доброту Божьего характера жизни. Важным зачмеанием является также, что,          «любовь же ради Бога, ради заповеди Божьей достойна награды, но любовь по естественной склонности или же ради выгоды награды не заслуживает и не может заслужить.»24 Бог должен быть примером для подражания, и надо любить врагов так, как и Он. Таким образом, стих 48 - итог к шестому и заключительному наставлению Иисуса о понимании Ветхозаветных заповедей. Но этот стих имеет более широкое значение, чем просто заключение к данному сравнению. Он, скорее, подводит итог всем требованиям . В стихе 48 указывается направление, на которое указывают и все предыдущие сравнения - совершенный стандарт Божьего совершенства. Хотя, конечно, идеал недостижим, тем не менее, важно ставить его за цель и с Божьей благодатью двигаться по направлению к ней.

                 IV.Осуждение лицемерия, как преграды для праведности.

 

В этом разделе Нагорной проповеди Иисус продолжает Свое обсуждение большей праведности. Здесь  Спаситель обращается к теме о  том, на чем должно быть сосредоточено  внимание верующих, и на том, какие  мотивы ими движут, когда они применяют благочестие на практике. Чтобы продемонстрировать то, что нельзя афишировать  праведность "пред людьми с тем, чтобы они видели вас" (6:1), «Иисус приводит три примера (даяние, молитва и пост), в каждом из которых осуждает лицемерие, которое сводит религиозную преданность скорее к игре для людей, чем искренности перед Богом, и потому настаивает на  неприметности благочестия, его предназначенности только Богу»25.      

                              а) Лицемерие в милостыне.

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне.» (Мф 6:1-4). Итак, в данных стихах Спаситель призывает к тому, чтобы милостыня творилась с правильным намерением, с желанием угодить Богу, а не людям. И Иисус говорит, какой должна быть милостыня, подчеркивая, что только «тайное» подаяние, избавленное от желания похвалы, может считаться праведным. «Но иногда человек, творящий добрые дела исключительно из любви к ближним, без всяких расчетов на похвалы и награды земные, может потом сам себя возвеличить и возмечтать о своих доблестях. Такое самомнение, гордость, несомненно, более тяжкий грех, чем тщеславие; и от этого-то греха предостерегает Христос, заповедуя творить добро как бы втайне от самого себя.»26

                               б) Лицемерие в молитве.

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему.А молясь, не говорите лишнего,  ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.» (Мф 6:5-8). Второе указание Иисуса касается молитвы. И здесь, как и предыдущих стихах, «не молитва на людях плоха сама по себе, но молитва с целью быть замеченным людьми.»27.Более того, Спаситель говорит о том, что многословность в молитве совсем необязательна, главное чтобы молитва была искренней, идущей от сердца. Ведь «в молитве Бог испытывает наше желание, способны ли мы принять то, что Он готов нам дать»28. После этого, в стихах с 9 по 13, Иисус дает людям молитву «Отче наш», как пример того ,какой должна быть истинная молитва.

                             в) Лицемерие во время поста.

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим.» (Мф 6:16-18). Здесь Иисус ,обращаясь к своим последователям, вновь повторяет, что нельзя выставлять на показ свои благочестивые деяния, ибо обесценивает их, ведь только  пост, который посвящен Богу, может называться настоящим. Стоит также добавить, что «пост должен происходить не по принуждению и должен побуждаться желанием провести больше времени в молитве.»29 Иначе не возможно избежать той унылости , от которой предостерегал Спаситель в своей проповеди.

                             V.Вечное и преходящее.

    Отказ  праведника от материального  в пользу духовного.

Далее в своей проповеди, Иисус обращается к тому, как необходимо для Его последователей быть сосредоточенными на вечном. « Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют,  но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.»  (Мф 6:19-20,25,32). Конечно, такие наставления могут вызвать некоторое беспокойство. Кажется, что ,если человек перестанет беспокоиться о пропитании, его неминуемо постигнет голодная смерть. Но надо понимать, что беспокойство не изменит жизни, не прокормит и не оденет, поэтому не беспокойтесь, на все воля Божья.  Говоря о богатстве, можно вспомнить изречение Иисуса о том, что скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Божие  (Мф 19:24). Ибо накопление богатства требует многих сил и времени, которые можно было бы провести в служении Богу. Поэтому Спаситель говорит: «Никто не может служить двум господам» (Мф 6:24). «Видишь, что для богатого и неправедного невозможно служить Богу, ибо алчность к приобретению имения отвлекает его от Бога»30. Следовать этому наставлению, безусловно, не так просто, особенно в нынешнюю «эпоху потребления». И тем не менее, необходимо хотя бы стремиться к такому образу жизни, к осознанию того, что именно это правильно для человека. Ведь недаром Иисус сравнивает человека именно с птицей, которая парит в небе (Мф 6:26),а не с быком, который стоит на земле. Он учит ,что человек должен словно птица духом вознестись от земли в рай, надеясь ,что Господь даст ему необходимую пищу для тела и для духа. Птицы довольны тем, что они имеют и не заботятся о завтрашнем дне, а живут уповая на Божье Провидение. «Господь Сам позаботится о нас, чтобы мы имели все необходимое для земной жизни, и мысль об этом не должна мучить и угнетать нас»31

             VI.Отношения праведника к другим людям.

 

В этой части Нагорной  проповеди, Иисус дает наставления  о том, как надо вести себя по отношению  к другим людям. В частности: «Не судите, да не судимы будете. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мф. 7:1,3,6,12). Стих 7:1, вероятно, один из наиболее известных и неверно цитируемых стихов в Библии. Неверующие, часто берут его из контекста и используют как оружие против всякого, кто пытается исправить их неправильное поведение. Они истолковывают слова Иисуса, как запрет любого осуждения. Но это не верно, «потому что в таком случае Иисус противоречил бы Себе, всего через несколько секунд повелевая Своим ученикам оценивать и различать, кто - свиньи, а кто - собаки (7:6), и остерегаться ложных пророков (7:15, 16, 20).»32 Надо понять ,что запрещается не любая критика, но лицемерная,  поэтому Иисус говорит, что сначала надо избавиться от бревна в своем глазу, то есть проверить и исправить себя, а потом, обретя определенную духовную проницательность, помочь ближнему. Таким образом, необходимо избегать лицемерного осуждения кого-то, не разобравшись перед этим с подобной, но намного худшей проблемой в своей жизни. Но при этом и помощь ближнему в извлечении  его сучка остается крайне важным. Учитывая важное учение против лицемерия и осуждения других,  некоторые могут решить воздерживаться от суждений совсем. Поэтому Иисус уравновешивает это суждение следующими словами(7:6),, чтобы напомнить нам, что мы должны использовать наши способности распознавания положительного и отрицательного для оценки людей и определения, когда нам следует удерживать от них святыню. Спаситель подразумевает под свиньями и собаками тех, кто не может оценить драгоценные и священные дары, поэтому они относятся к таким дарам пренебрежительно или даже агрессивно, тем самым нанося оскорбление праведникам и святыням. Несомненно ,что это недопустимо,  ведь нечто священное будет попрано, а действия несут за  собой последствия. Очевидно, что для такой «свиньи»  последствием будет некая кара, но она также коснется того, кто дал эти дары ей, ведь, зная её повадки, он должен был предугадать такой исход, но не сделал, в результате чего «жемчуг был попран».

                    VII.Молитва

Затем, Спаситель переходит к следующему постулату. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф 7:7,8,11).  Данные наставления содержат в себе описание трех видов молитв, ведь именно к ним  Иисус призывает в этих стихах : просьбы, поиска, стука. Августин Блаженный описывает их как последовательные шаги на пути служения Господу: «Сначала больного и неспособного ходить следует исцелить, о чем он просит. Но какая польза в том, что он здоров и может ходить, даже бегать, если он, заблудившись, пойдет по порочному пути. Поэтому надо найти путь, который приведет человека в то место ,в которое он желает придти. Но, если добравшись до цели, он обнаружит, что вход к ней закрыт. Тогда все ,что он сделал, не будет иметь ни малейшего смысла до тех пор, пока вход не откроется. А для того ,чтобы ему отворили, придется постучаться.»33 Таким образом, в искренней молитве человек может получить все, в чем он действительно нуждается, как раз об этом и говорит восьмой стих. Но можно рассматривать слова Иисуса о поиске чуть шире, включая изучение священных текстов. Далее Спаситель утверждает, что в силу безграничной милости Господа, Он готов дать все ,что у Него попросят, однако надо понимать, что не любую просьбу выполнит Господь. «Кто просил, но не получил, тот просил недостойно, или ненастойчиво, или без жара. Должно все эти три вещи соединять.»34

Нагорная проповедь Иисуса Христа как основа духовно-нравственной жизни христианина