Нагота и доблесть в античном искусстве

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра музеологии и культурного наследия

 

Контрольная работа

По дисциплине:

 

История искусства Древнего мира

 

Тема №11. Нагота и доблесть в античном искусстве.

 

 

 

Выполнила:

студентка группы  24/373

 

Кочина Александра Яковлевна

Преподаватель:

 

Балаш Александра Николаевна

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

Содержание.

Введение.

  1. Периодизация античного искусства.
  2. Крито-микенский или эгейский Гомеровский период;
  3. Архаический период;
  4. Классический период;
  5. Эллинистический период.

Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Античное искусство - название древнегреческого и древнеримского искусства, что зародилось в южной части Балканского п-ва, на о-вах Эгейского архипелага и западном побережье Малой Азии и пережило наивысший расцвет в Древней Греции в 5-4 вв. до н. э. В эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории, прилегающие к Средиземному и Черному морям, а также на Ближний и Средний Восток (вплоть до Индии), где сложились местные школы эллинистического искусства. Традиции древнегреческого и эллинистического искусства получили новое развитие в искусстве Древнего Рима.

Лучшие произведения античного искусства, воплотившие в классически ясных, возвышенных формах высокие гуманистические идеалы, обычно связываются с представлениями о художественном совершенстве и недосягаемом художественном образце.

Золотой век, в представлениях многих древних народов - это самая ранняя пора человеческого существования, когда люди оставались вечно юными, не знали забот и огорчений, были подобны богам, но подвержены смерти, приходившей к ним как сладкий сон (описан в «Трудах и днях» Гесиода, «Метаморфозах» Овидия и др.). В переносном смысле - время расцвета искусства и науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодизация античного искусства.

Поскольку на античность приходится несколько тысячелетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды.

В развитии древнегреческой культуры выделяют следующие этапы:

Крито-микенский или эгейский (по названию Эгейского моря) - III тысячелетие до н. э. - XII в. до н.э.;

Гомеровский период - XI-IX в.в. до н.э.;

Архаический период - VIII-VI в.в. до н.э.;

Классический период - с конца VI в. - до последней трети IV в. до н.э.;

Эллинистический период - с последней трети IV в. - до середины II в. до н.э.

В целом, общая периодизация античности выглядит следующим образом.

Ранняя античность (VIII в. до н.э. — II в. до н.э.)

Классическая античность (I в. до н.э. — I в. н.э.), золотой век античного мира, время единства греко-римской цивилизации.

Поздняя античность (II—V н.э.). Распад Римской империи.

Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так золотой век античности в Древней Греции был отмечен раньше чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже чем в Западной части, где её уклад разрушили вторгнувшиеся германцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Крито-микенский период.

Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э.). Минойская и микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в балканской Греции, подвергшейся в конце III тыс. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период — это предыстория античности.

 

Гомеровский период.

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским - по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы "Илиада" и "Одиссея", созданные в VIII в. до н.э., - важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело коренное обновление технической базы - широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3 - 4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.

 

Архаический период.

Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности.

Важной составляющей духовной жизни была мифология, чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.), написавшего поэмы "Теогония" , "Труды и дни".

 В начале периода архаики скульптура ещё не занимала столько значительного места, как в классическом греческом искусстве. Ее опережала вазопись, опиравшаяся на уже имеющиеся достижения прошедших веков. Тем не менее, в статуях VII века до н. э. — корах и куросах — возникает стремление к передаче объема тела, гармоническому равновесию форм, утонченному ритму. Важное место занимает архитектоническая конструкция человеческого тела. Возникающая именно в этот период архаическая улыбка одухотворяет лица статуй, превращая идол в обобщенный образ человека, понимаемого как высшая эстетическая ценность. За редким исключением статуи приобретают соразмерный человеку масштаб. Сразу следует отметить, что до эпохи поздней классики женские изображения будут лишены наготы, в то время как в мужских образах будет воспеваться естественная красота обнаженного человеческого тела.

  Курос из Анависоса. Ок. 530 года.

Ярким примером мужских изображений является скульптурная группа Клеобис и Битон, созданная на рубеже VII—VI веков Полимедом Аргосским.

 Клеобис и Битон

Тяжеловесные объемы тел суровы. Одновременно развивается и монументальная скульптура, оформляющая архитектурные постройки. Здесь важнейшую роль играет рельеф, дающий по сравнению со статуями более широкие возможности для повествовательных композиций на мифологические темы. Ранним примером решения композиции фронтона является скульптура храма Артемиды в Керкире ок. 590 года до н. э. Помимо фронтонов рельефами украшались метопы дорических храмов. Столь же высокого уровня достигают и статуи конца периода архаики. К аттической школе относится статуя всадника с Афинского Акрополя (Всадник Рампина) ок. 560 года (Афины, музей Акрополя, подлинник головы всадника в Лувре), производящая впечатление даже в виде нескольких уцелевших фрагментов. Архаическая улыбка на лице всадника создает ощущение радостного, героического духа.

 Всадник Рампина

Несмотря на то, что в архаический период Греция не представляла собой единой страны, регулярные торговые связи между отдельными полисами вели к формированию этнического самосознания - греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые - в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины.

К грядущим иделам эпохи классики близки мужские мемориальные статуи - надгробная статуя Кройсоса из Анависоса и бронзовый курос из Пирея ок. 520 года (оба в Национальном музее в Афинах). Несмотря на все ещё крайне сдержанные движения, в них нет уже никакой застылости. Напротив, в камне и в бронзе умело переданы тонкие нюансы живого тела. Вместе со статуями создавались и их постаменты, украшавшиеся барельефами на различные темы из повседневной жизни.

 

Классический период.

V—IV вв. до н. э. — период высшего  расцвета полисного устройства. В результате победы греков  в Греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение  Афин, создаётся Делосский союз (во  главе с Афинами). Время высшего  могущества Афин, наибольшей демократизации  политической жизни и расцвета  культуры приходится на время  правления Перикла (443—429 до н. э.). Характеризуется. Расцвет экономики  и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской  мировой державы, подъём национального самосознания. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

В эпоху классики греческая скульптура становится более совершенной по форме. Излюбленным материалом ваятелей становится бронза - металл покорнее камня, в нем легче придать фигуре любую форму, положение. Основной принцип греческого классического искусства - это воспроизведение природы, творчески исправленное и дополненное человеком. Высшие достижения греческой скульптуры (V век до н.э.) связаны с именами Фидия, Мирона, Поликлета. Фидий, оказавший влияние на все последующее развитие античного искусства, известен как создатель огромных изваяний - тридцатиметровой статуи Зевса (для храма в Олимпии) и восьмиметровой статуи Афины в афинском Акрополе.

 Западный фронтон храма Зевса в Олимпии. Средняя часть композиции. Аполлон

 

Восточный фронтон храма Зевса в Олимпии

 Под руководством Фидия и  при его участии выполнены  великолепные скульптуры фронтонов  Парфенона (главного храма Акрополя) и его рельефный фриз.

Работы другого великого скульптора - Мирона - отличались композиционной продуманностью и законченностью движения, выражающего суть замысла. В своей знаменитой статуе “Дискобол” он сумел запечатлеть момент движения. Поликлет пытался обосновать и практически воплотить закон идеальных пропорций, стремился к максимально ясной соразмерности частей гармонично развитого прекрасного человеческого тела. В этом плане в качестве канона выступает его статуя “Дорифор” (юноша - копьеносец).

 Дорифор. Копия и реконструкция

Греческая скульптура не знает всепроникающего анализа характеров. Лица греческих статуй мало индивидуальны. Не случайно портрет в Греции был развит сравнительно слабо. Но скульпторы передавали богатую гамму душевных движений, чувств, переживаний через движения тела. Тело и психика осознавались в их нераздельности. Тела греческих статуй необычайно одухотворены (даже тех, которые сохранились лишь частично). Ведь согласно идеалу калокагатии, красота человека неразрывно связана с положительными нравственными качествами, добродетелями. Прекрасное тело предполагало и гармонию души, а безобразное - означало недостаток разума, благородства, отрицание позитивных нравственных качеств.

На рубеже IV века до н.э. греческий полис переживает кризис, особенно тяжело этот процесс происходит в Афинах вследствие неудачной войны со Спартой. В этих условиях был поколеблен классический идеал человека как доблестного и прекрасного гражданина города-государства. Возникают раздумья, рождающие беспокойство либо склонность к безмятежному наслаждению жизнью. Возрастает интерес к индивидуальному миру человека. Грандиозность мироощущения, спокойствие и величавость уступают место выявлению в искусстве сложных переживаний, страстей и порывов.

 

Эллинистический период.

В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма - синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры.

Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и не греками.

Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения, философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни. Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон.

статуя Венеры Милосской

Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э.

 

 

Вывод.

Античная культура представляет собой гармоничное сочетание двух принципов, которые обычно в истории цивилизации рассматриваются как противоположные и несовместимые друг с другом. С одной стороны, это культура характеризуется гармонией человека и космоса, человека и природы. С другой стороны, в связи с античной культурой впервые в истории человечества говорят о свободе человека по отношению к природе, о свободно развитой индивидуальности. Гармоничное соединение природы и свободы, которое обнаруживается в античной культуре, вместе с этой культурой уходит в прошлое, остается недостижимым идеалом. Это соединение природы и свободы устанавливается и в самом человеке. Именно оно делает античного человека прекрасною индивидуальностью, которая самое яркое воплощение нашла в античной скульптуре. «Греческий дух является пластическим художником, создающим из камня художественное произведение. При этом формировании камень не остается только камнем, и форма, которую он приобретает, не привносится лишь извне, а вопреки своей природе камень делается выражением духовного и таким образом преобразуется. Наоборот, художник для осуществления своих духовных концепций нуждается в камне, в красках, в чувственных формах для выражения своей идеи; без такого элемента он не может ни сам создать идею, ни объективировать ее для других, так как она не может стать для него объектом в мышлении. И египетский дух перерабатывал таким образом материал, но природный элемент еще не был подчинен духовному; дело ограничивалось борьбой с ним; природный элемент еще продолжал быть для себя и представлял собою одну сторону явления, как в теле сфинкса. В греческой красоте чувственное является лишь знаком, выражением, оболочкой, в которых обнаруживается дух.» .

Человеческое тело, как средоточие единства природы и свободы, находится в центре античной культуры. Отношение к собственному телу самым ярким образом выделяет античного человека и античную культуру на фоне других культур древнего мира. Характерный пример этого различия дает нам отношение греков и других народов к украшениям. Гомеровский эпос изобилует пространными описаниями украшений: так, например, подробно рассказывается о происхождении скипетра Агамемнона, о мечах и военном снаряжении героев Троянской войны. Известно, что многие народы древнего мира ценили украшения, служившие признаком роскоши. Однако если царь персов украшает свое тело как некую данность, остающуюся неизменной, то грек прибегает к украшениям для того, чтобы изменить свое тело. Поэтому ближайший духовный интерес заключается в том, чтобы сделать тело совершенным органом воли, причем это искусство может, с одной стороны, в свою очередь служить средством для достижения других целей, а, с другой стороны, оно само может являться целью. У греков мы находим это бесконечное стремление индивидуумов показывать себя и наслаждаться таким образом... Таково субъективное начало греческого искусства, в котором человек вырабатывает из своей телесности, в свободном красивом движении и с мощным искусством, художественное произведение. Греки сперва сами преобразовали себя в прекрасные формы, а затем объективно выражали их в мраморе и на картинах. К пластическим искусствам, репрезентирующим телесность (скульптура, танец и т.д.), следует добавить и атлетические состязания, включавшие борьбу, кулачный бой, бег, метание диска, копья, стрельбу из лука и т.д. Вряд ли следует, несмотря на внешнее сходство, в атлетических состязаниях греков видеть некий аналог современного спорта. Дело в том, что в рамках самой античной культуры развитие тела прочно связывалось с теми сферами деятельности, которые сейчас назвали бы чисто интеллектуальными. Можно сказать, что древний грек мыслил всем телом. Тело грека - не пластически-выразительная опора "мыслящей головы", а нечто, тождественное самой мысли. В этом отношении тело грека и есть его "Я". Для греческой культуры важна не мыслящая голова, а мыслящее тело. Сферой существования мысли еще не могла быть логика, научная рациональность, этой сферой являлась пластика, скульптура, ритмика движений. Уверенность современного европейца, что для мышления необходимо иметь исправно функционирующий мозг, показалась бы древнему греку элементарным заблуждением. Величайшие философы Древней Греции могли с гордостью носить титул олимпийского чемпиона, так как в их представлении для того, чтобы хорошо мыслить, было необходимо хорошо бегать, хорошо метать диск и т.д.

Что касается античной культуры, то здесь символическая связь костюма и телесности осложняется описанным выше отношением грека к своему телу. Индивидуальное тело уже не является данностью, которую можно использовать по-разному, в том числе и для создания костюмированной композиции тела первопредка, наделяемого сверхчеловеческими возможностями. В античной культуре тело воспринимается как пластическая, податливая субстанция, которая меняется не потому, что в эту субстанцию откуда-то извне воплощается душа, а потому, что эта субстанция и есть изменчивая душа. Душа, согласно определению Аристотеля, и есть форма телесного бытия человека. Поэтому пластические искусства, играют ту же роль в античной культуре . какую в западноевропейской играет музыка.

Казнь Сократа, одно из самых трагических и величественных событий античной истории, является также и потрясающей демонстрацией пластической выразительности и неприкосновенности человеческого тела. Однако эта пластика и эта неприкосновенность потеряли бы всякий смысл, если бы Сократ согласился бы с предложением своих учеников и спасся бы бегством от казни. Вся античная культура является демонстрацией независимости индивидуальности, однако демонстрируется эта независимость не любознательному историку наших дней, а немой субстанции рода. Видимо, для подобной демонстрации телесная пластика была самым эффективным материалом для греков, так как даже античные боги мыслятся по «образу и подобию человека», антропоморфно, то есть становятся в противостоянии индивидуального и безличной стихии родового и природного на сторону человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Античная  Греция. В 2-х тт. - М., 2000

2.Асмус  В.Ф. Платон: эйдология, эстетика, учение  об искусстве. / Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М., 1999

3.Боннар  А. Греческая цивилизация. - М., 2001

4.Винничук  Л. Люди, нравы и обычаи Древней  Греции и Рима. - М., 2003

5.Виппер  Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1999

6. Историография античной истории (под ред. В.И. Кузищина)

7. Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма)

8. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. - М., 2004

9. Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. - М., 1999

10.Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М., 2001

11.Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. - М., 1999

 


Нагота и доблесть в античном искусстве